Как реагировать на негативные замечания других родителей?

Ответить
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 12.09.2025 17:39
Специализация:
Психолог

#101

Сообщение Psy » 08 окт 2017, 00:51


Здравствуйте, Марина!
Здравствуйте, Вера!
Действительно, игра в больницу очень эмоционально проходит для Лизы. Когда она лечила глаза свинке, ее поведение очень было похоже на поведение врача, который делал манипуляцию Лизе. Я не знаю, насколько маленький ребенок за такой короткий промежуток общения в незнакомым человеком да еще и спустя месяц так может хорошо "войти в роль". Мало слов, жесты, серьезность лица, быстрота манипуляций, отдавание "приказов". Меня ее игра тогда поразила. Через игру во врача я обычно могу выяснить, что беспокоит (или на днях) беспокоило Лизу, что у нее болит, насколько сильно болит/болело.
Очень хорошая диагностика!
Игра в приготовление пищи, где большая роль приходится на меня, тоже имеет свои результаты. Действительно, она не настолько эмоционально проходит, но после подобного рода игры Лиза больше интересуется "жизнью мамы на кухне". Если раньше я ее оставляла в комнате гулять, пока варила суп. Дверь в кухню была открыта, но Лиза не проявляла особо интереса. То после ролевой игры в приготовление пищи Лиза стала выходить со мной на кухню, садится на стульчик и внимательно наблюдать, как я готовлю суп. Что для этого беру, что с ним делаю, в каком порядке - и комментирует мои действия. Помогать мне в варке пока что наверное "страшно" - отказывается.
Через игру в готовку Вы зародили у Лизы интерес к реальной готовке, то есть на игровом материале рассказали про "взрослую кухню". Предлагать Лизе участвовать можно также на игровом материале, то есть Вы готовите в большой кастрюле на плите, а Лизе предложите игрушечную кастрюльку, но с кусочками настоящих, овощей, например, пусть тоже кладет и "варит".
Наверное, не задумываласт так никогда. Обычно ценить начинаешь, когда теряешь :)
Или когда начинаешь пристальнее обращать внимание и сопоставлять факты)
Я не помню. Просто когда родилась Лиза, стала вспоминать такие отдельные моменты из своего детства и переосмысливать.
Что Вы имеете в виду?
Сложно сказать, то ли это ревность, то ли что-то другое. В основном у нее такая реакция, когда что-то болит ( у нее очень сильно и очень часто что-то болит, скорее всего зубы. Лезут очень долго 2 зуба, может около года уже, а еще 2х не видно, скорее всего и не будет). В те моменты, когда "лезут зубы" у Лизы все проявления аутического спектра: она может пол дня качатся на качели и при этом слушать музыку, которую слышала уже сотни раз, просить по 5-6 раз ставить одну песню. Если я выключаю музыку просит включить снова или начинает плакать, дает мне зайца в руки и чтобы я им "прыгала" длительное время, а она смотрит. В эти же периоды идет "реакция" на клавиатуру, когда я набираю что-то. От звука клавитуры Лиза может проснуться в дневной сон (хотя спит в соседей комнате). Единственное, что хорошо, есть контакт глаз, есть желание общаться с другими людьми и детьми. Вылезут 2 последних зуба, буду смотреть дальше.
Вы верно связываете внутренний дискомфорт Лизы с такими проявлениями в ее поведении, как повторяющиеся действия. Они могут возникать, когда у ребенка есть потребность "успокоиться", прибегнуть к знакомым, приносящим успокоение однотипным стимулам, обостряется чувствительность к внешним воздействиям (реакция на звук клавиатуры, а клавиатура в свою очередь, для Лизы связана с тем, что мама занята и это вызывает раздражение)
При этом, в обычном состоянии Лиза вполне контактная девочка, прекрасно играет с Вами, общается с детьми и взрослыми.

С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 12.09.2025 17:39
Специализация:
Психолог

#102

Сообщение Psy » 08 окт 2017, 01:14


Продолжим:
Сейчас Лиза очень резко стала реагировать на замечания. Если, например, рассказывали историю по картинкам, несколько занятий было так проведено. А потом прошу ее рассказать, она ошибается и берет первую ту картинку, которая идет например второй или третей в рассказе. Я аккуратно исправляю, говорю что это было наверное потом, а сначало вот эту нужно. Резкая критика со словами: нет, кивает отрицательно головой и на все мои замечания начинает вообще все разбрасывать и отказываться рассказывать дальше. Примерно такая реакция на любую критику (исправление): если одежду одевает шиворот на выворот, если задом на перед, если обувь не на ту ногу. Подскажите пожалуйста, это такой этап в развитии ребенка или нужно работать над этим? А если нужно работать, то подскажите пожалуйста литературу. Сейчас я просто ее оставляю, хочет на выворот- пусть одевает сама, хочет правую на левую ногу- пусть одевает.
Лизе 3,5 года? И этот возраст - кризис 3 лет. Он выражается в том, что ребенок начинает осознавать свои желания "хочу - не хочу" и "я сам!" и ярко их выражать. С одной стороны, взрослый в такой ситуации вынужден давать больше свободы ребенку, с другой, продолжает настаивать на прежних правилах и отношениях. Кризис и разрешается тем, что опять находится балланс между изменившимися возможностями ребенка и требованиями взрослого. Если у девочки протест, отложите на время эти занятия. Занимайтесь чем-то новым, но не забегайте вперед в обучении, берите творческие задания из всяких развивалок для детей возраста 2-3 лет.
И еще один момент- постоянно требует автостимуляции в виде качания на качелях и музыки. Т.е. может пол дня слушать музыку и качаться на качелях. Я стала лимитировать: час послушали- перерыв в музыке, или "на сегодня- хватит". Если нет музыки и качелей Лиза просит моего внимания. Сама не играет.
Возможно, эти две проблемы связаны с болью зубов (лезут), а может и нет. Я не могу толком ответить, пока не вылезут зубы. Иногда бывает и нормальное поведение: самостоятеьная длительная игра без музыки и качелей. Но редко.
Сейчас "ресурс" Лизы тратится на преодоление кризиса трех лет, то есть на адаптацию новых психологических новообразований и ответной реакции окружающей среды. Если есть еще и дискомфорт по самочувствию, Лизе трудно находить занятия самой. Занимайтесь в течение бодрствования тем, что, с Вашей точки зрения, хорошо Лизе. Конечно, ограничивайте ее однообразную активность, но не исключайте совсем, понимая их "защитную" природу.
О кризисе 3 лет можно почитать на этом ресурсе, например, Кризис 3 лет
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#103

Сообщение mery » 08 окт 2017, 19:32


Здравствуйте, Вера! Спасибо огромное за ответ.
Через игру в готовку Вы зародили у Лизы интерес к реальной готовке, то есть на игровом материале рассказали про "взрослую кухню". Предлагать Лизе участвовать можно также на игровом материале, то есть Вы готовите в большой кастрюле на плите, а Лизе предложите игрушечную кастрюльку, но с кусочками настоящих, овощей, например, пусть тоже кладет и "варит".
Попробую, спасибо большое! Так еще не пробовали играть :)
Что Вы имеете в виду?
У меня были какие-то воспоминания о детстве, но я никогда их не обдумывала. Просто они были и все. Когда родилась Лиза, я начала некоторые свои воспоминания "выделять" и задавать себе вопрос: почему со мной было так? Эти воспоминания из старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Вы верно связываете внутренний дискомфорт Лизы с такими проявлениями в ее поведении, как повторяющиеся действия. Они могут возникать, когда у ребенка есть потребность "успокоиться", прибегнуть к знакомым, приносящим успокоение однотипным стимулам, обостряется чувствительность к внешним воздействиям (реакция на звук клавиатуры, а клавиатура в свою очередь, для Лизы связана с тем, что мама занята и это вызывает раздражение)
При этом, в обычном состоянии Лиза вполне контактная девочка, прекрасно играет с Вами, общается с детьми и взрослыми.
Да, все верно. Так и есть. Спасибо, Вера :)
Лизе 3,5 года? И этот возраст - кризис 3 лет. Он выражается в том, что ребенок начинает осознавать свои желания "хочу - не хочу" и "я сам!" и ярко их выражать. С одной стороны, взрослый в такой ситуации вынужден давать больше свободы ребенку, с другой, продолжает настаивать на прежних правилах и отношениях. Кризис и разрешается тем, что опять находится балланс между изменившимися возможностями ребенка и требованиями взрослого. Если у девочки протест, отложите на время эти занятия. Занимайтесь чем-то новым, но не забегайте вперед в обучении, берите творческие задания из всяких развивалок для детей возраста 2-3 лет.
Да, наверное это кризис 3х лет. Очень похоже. И, действительно, те занятия, что Вы порекомендовали- Лиза делает с восторгом и удовольствием. Мне очень нравятся книги Лыковой И.А. Нашла "Изобразительная деятельность в дошкольном учреждении". Они у меняуже какое-то время, на все возраста. В прошлом году по книге на ранний возраст Лыковой Лизе было еще сложно заниматься из-за особенностей мелкой моторики. Сейчас уроки по изо на 2-3 года идут очень хорошо. Они очень хорошо подобраны под время года и погоду. Мы на прогулке собирали листики. Лиза с большим интересом вместе со мной делала цветные отпечатки этих листиков на большом листе бумаги (одно занятие). Второе - это мы вместе (я свои листики, а Лиза - свои) клеили тоже на одном листе. Мне показалось, что Лиза очень хорошо поняла, что такое "осень", что листочки падают, меняют окраску. С большим усердием, старанием и удовольствием клеила листочки, которые мы собирали.
Сейчас "ресурс" Лизы тратится на преодоление кризиса трех лет, то есть на адаптацию новых психологических новообразований и ответной реакции окружающей среды. Если есть еще и дискомфорт по самочувствию, Лизе трудно находить занятия самой. Занимайтесь в течение бодрствования тем, что, с Вашей точки зрения, хорошо Лизе. Конечно, ограничивайте ее однообразную активность, но не исключайте совсем, понимая их "защитную" природу.
О кризисе 3 лет можно почитать на этом ресурсе, например, Кризис 3 лет
Спасибо большое, Вера! Я успокоилась. Вчера Лиза делала, что хотела: качалась на качелях, слушала музыку. Одеваться на улицу отказалась. Вместо этого долго лежала на полу без одежды. Я уже молчала (пол теплый, дома не холодно, ребенок закаленный в какой- то мере), потом пошла перебрала всю свою полку с одеждой, перемеряла всю перед зеркалом, оделась (как смогла), по 2 пары штанишек, по 2 кофты, разбросала 2 коробки игрушек по дому. А сегодня- вполне спокойная и сговорчивая девочка. Отдохнула, востановилась. И мне легче на душе стало:)
Спасибо Вам огромное еще раз! :)

Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 12.09.2025 17:39
Специализация:
Психолог

#104

Сообщение Psy » 13 окт 2017, 11:57


Здравствуйте, Марина!
Здравствуйте, Вера! Спасибо огромное за ответ.
У меня были какие-то воспоминания о детстве, но я никогда их не обдумывала. Просто они были и все. Когда родилась Лиза, я начала некоторые свои воспоминания "выделять" и задавать себе вопрос: почему со мной было так? Эти воспоминания из старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Когда рождается ребенок, мы смотрим на него "как в зеркало" своего детского опыта. По-этому-то и всплавают в нас воспоминания детства. Но теперь они воспринимаюся через призму нашего жизненного опыта и мы их можем "переосмысливать", связывать с теми или иными событиями своей жизни.
Да, наверное это кризис 3х лет. Очень похоже. И, действительно, те занятия, что Вы порекомендовали- Лиза делает с восторгом и удовольствием. Мне очень нравятся книги Лыковой И.А. Нашла "Изобразительная деятельность в дошкольном учреждении". Они у меня уже какое-то время, на все возраста. В прошлом году по книге на ранний возраст Лыковой, Лизе было еще сложно заниматься из-за особенностей мелкой моторики. Сейчас уроки по изо на 2-3 года идут очень хорошо. Они очень хорошо подобраны под время года и погоду. Мы на прогулке собирали листики. Лиза с большим интересом вместе со мной делала цветные отпечатки этих листиков на большом листе бумаги (одно занятие). Второе - это мы вместе (я - свои листики, а Лиза - свои) клеили тоже на одном листе. Мне показалось, что Лиза очень хорошо поняла, что такое "осень", что листочки падают, меняют окраску. С большим усердием, старанием и удовольствием клеила листочки, которые мы собирали.
Очень хорошие занятия! Получается связь с тем, что Лиза наблюдает в природе, а потом перекладывает на бумагу. Это дает лучший результат, чем "абстрактные" задания, оторванные от непосредственного опыта ребенка.
Спасибо большое, Вера! Я успокоилась. Вчера Лиза делала, что хотела: качалась на качелях, слушала музыку. Одеваться на улицу отказалась. Вместо этого долго лежала на полу без одежды. Я уже молчала (пол теплый, дома не холодно, ребенок закаленный в какой- то мере), потом пошла перебрала всю свою полку с одеждой, перемеряла всю перед зеркалом, оделась (как смогла), по 2 пары штанишек, по 2 кофты, разбросала 2 коробки игрушек по дому. А сегодня- вполне спокойная и сговорчивая девочка. Отдохнула, востановилась. И мне легче на душе стало:)
Да, это типичное поведение. Лиза "пробует себя" в таких протестах, а потом возвращается к тому конструктивному, что предлагает мама)

С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#105

Сообщение mery » 15 окт 2017, 16:38


Спасибо Вам огромное, Вера, за поддержку и консультацию! :)
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 12.09.2025 17:39
Специализация:
Психолог

#106

Сообщение Psy » 16 окт 2017, 11:48


Марина, всегда рада помочь. Пишите!
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#107

Сообщение mery » 08 ноя 2017, 16:44


Здравствуйте, Вера!
Неособо давно (наверное где-то в конца лета) уЛизы появилось проблемное поведение- снимает штаны и колготы перед зеркалом и так ходит, одевать отказывается. Иногда снимает полностью, иногда, спускает до щиколоток. Я читала, что это есть такой возраст у детей, когда проявляинт интерес к тому, что в трусиках. Дома не критикую, одно время просто делала вид, что не замечаю. Только, когда Лиза в таком виде подходила ко мне с просьбой, говорила, чтобы вначале одела трусы и штаны, только потом буду читать книгу, включу музыку и т.д.
Поведение не исправилось, продолжает снимать. Но были несколько раз на платных развивайках (пока выбрали такой способ социализации на некоторое время), и мне воспитатель сказала, что "Лиза вижу снимает штаны и колготы, спросила- хочешь на горшок, сказала - да, я ее отвела".
Но на горшок Лиза просится (если писать, то хочет чтобы за руку отвели), если другое - старается сделать, чтобы никто не видел (втихомолку сама идет на горшок).
Боюсь, как бы "снимание штанов" не превратилось в проблемное поведение позже.
Подскажите пожалуйста, с чего начинать, что делать? Подождать еще немного или как лучше поступить?
Спасибо Вам огромное!
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 12.09.2025 17:39
Специализация:
Психолог

#108

Сообщение Psy » 12 ноя 2017, 01:13


Здравствуйте, Марина!
Здравствуйте, Вера!
Неособо давно (наверное где-то в конца лета) уЛизы появилось проблемное поведение- снимает штаны и колготы перед зеркалом и так ходит, одевать отказывается. Иногда снимает полностью, иногда, спускает до щиколоток. Я читала, что это есть такой возраст у детей, когда проявляинт интерес к тому, что в трусиках. Дома не критикую, одно время просто делала вид, что не замечаю. Только, когда Лиза в таком виде подходила ко мне с просьбой, говорила, чтобы вначале одела трусы и штаны, только потом буду читать книгу, включу музыку и т.д.
Исключили ли Вы, как причину, перегрев или неудобную одежду?
Поведение не исправилось, продолжает снимать. Но были несколько раз на платных развивайках (пока выбрали такой способ социализации на некоторое время), и мне воспитатель сказала, что "Лиза вижу снимает штаны и колготы, спросила- хочешь на горшок, сказала - да, я ее отвела".
Сходила ли Лиза тогда на горшок? Потом оделась и больше не раздевалась?
Но на горшок Лиза просится (если писать, то хочет чтобы за руку отвели), если другое - старается сделать, чтобы никто не видел (втихомолку сама идет на горшок).
То есть Вы опасаетесь, что Лиза при воспитателе начала снимать штанищки, как дома?
Боюсь, как бы "снимание штанов" не превратилось в проблемное поведение позже.
Лиза снимает штанишки, чтобы исследовать свое тело?
Подскажите пожалуйста, с чего начинать, что делать? Подождать еще немного или как лучше поступить?
Действительно, в дошкольном возрасте ребенок начинает интересоваться своими интимными частями тела, получать определенное удовольствие от их исследования, начинает понимать, какие есть отличия девочек от мальчиков, что мальчики писают стоя, а девочки сидя, например, и с чем это связано. И родители сталкиваются с тем, что пора начинать половое воспитание ребенка. Половое воспитание начинается с того, что родители своим примером дают понять ребенку, что можно, а что нельзя. Например, сами родители не ходят обнаженными перед детьми. Это недопустимо. И ребенка учат тому же - что интимные части тела мы закрываем одеждой. По-этому, Вы правильно начали учить Лизу, что надо ходить в трусиках. В младшем возрасте, ребенок воспринимает это как данность. В более старшем возрасте ребенок может начать "экспериментировать", "а что будет, если я буду делать по-своему". Например, "не буду одевать шапку в мороз". Родители настаивают на приемлемом и разумном поведении. И тогда ребенок соглашается с этим уже на другом уровне понимания - принимая это требование родителей как данность.
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#109

Сообщение mery » 18 ноя 2017, 15:29


Здравствуйте, Вера! Огромное спасибо за ответ.
Исключили ли Вы, как причину, перегрев или неудобную одежду?
Задавала себе такой вопрос. К сожалению, я не могу четко на него ответить. Как для меня- одежда удобная была, но как она для ребенка- не знаю. Возможно трут (давят) резиночки, спадают штаны (или просто съезжают, потому что талии как таковой нет, есть круглый живот). Лиза сказать мне не может.
Сходила ли Лиза тогда на горшок? Потом оделась и больше не раздевалась?
Педагог сказала, что сходила на горшок. Снимала ли еще или нет- я не спрашивала, а педагог сама не рассказывала.
Дописываю после посещения групового занятия. Сегодня мне педагони сказали, что "Лиза просилась на горшок раз 8" - это за 2 часа. Я запереживала, думала, что Лиза простудилась. Но дома она ходит как обычно. Наверное, снимала штанишки в группе, а педагоги расценивали как "просится на горшок". К сожалению, я не уточнила, как она "просилась" на горшок.
То есть Вы опасаетесь, что Лиза при воспитателе начала снимать штанищки, как дома?
Да, я переживаю, как бы она не стала потом это делать и на улице, в магазине и других общественных местах.
Лиза снимает штанишки, чтобы исследовать свое тело?
50/50, иногда исследует, иногда просто снимает и так ходит.
Действительно, в дошкольном возрасте ребенок начинает интересоваться своими интимными частями тела, получать определенное удовольствие от их исследования, начинает понимать, какие есть отличия девочек от мальчиков, что мальчики писают стоя, а девочки сидя, например, и с чем это связано. И родители сталкиваются с тем, что пора начинать половое воспитание ребенка. Половое воспитание начинается с того, что родители своим примером дают понять ребенку, что можно, а что нельзя. Например, сами родители не ходят обнаженными перед детьми. Это недопустимо. И ребенка учат тому же - что интимные части тела мы закрываем одеждой. По-этому, Вы правильно начали учить Лизу, что надо ходить в трусиках. В младшем возрасте, ребенок воспринимает это как данность. В более старшем возрасте ребенок может начать "экспериментировать", "а что будет, если я буду делать по-своему". Например, "не буду одевать шапку в мороз". Родители настаивают на приемлемом и разумном поведении. И тогда ребенок соглашается с этим уже на другом уровне понимания - принимая это требование родителей как данность.
Я хожу всегда в одежде, читала раньше, что нельзя ходить при ребенке без одежды. Вы считаете, что у Лизы наступил этот период?
Я вспомнила, когда Лиза начала снимать штанишки и рассматривать себя - после посещения детского сада в этом году. Там все дети ходят в общую комнату, где стоят детские горшки. Я еще тогда подумала, что скорее всего она увидела, что у мальчиков что-то другое. А с лета Лиза просто перед зеркалом снимала штаны, а потом просилась на горшок. Т.е. так, чтобы снять и ходить голой - не было такого до детского сада (обычного).
Я так понимаю, в подобного рода случаях метод, который описан в книгах Гиппенрейтер - не подходит? (с Лизой договорится сейчас не получается). И случай тоже был не давно, только не с шапкой а с курток - отказывалась одевать, вырывала из рук, вывовывала руки из руковов, со скандалами. Идти на улицу хотела, куртку одевать не хотела. Пришлось выставить на улицу в одной легонькой кофточке (было уже довольно холодно, дул холодный ветер), рисковала что заболеет. Через минуту куртку согласилась одеть. Но не все причины так можно продемонстрировать.
Спасибо большое, Вера, еще раз.


Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 12.09.2025 17:39
Специализация:
Психолог

#110

Сообщение Psy » 19 ноя 2017, 16:21


Здравствуйте, Марина!
Здравствуйте, Вера! Огромное спасибо за ответ.
Задавала себе такой вопрос. К сожалению, я не могу четко на него ответить. Как для меня- одежда удобная была, но как она для ребенка- не знаю. Возможно трут (давят) резиночки, спадают штаны (или просто съезжают, потому что талии как таковой нет, есть круглый живот). Лиза сказать мне не может.
да, часто ребенок не может сказать, что его беспокоит. Мы можем понимать это по его поведению.
Педагог сказала, что сходила на горшок. Снимала ли еще или нет- я не спрашивала, а педагог сама не рассказывала.
Дописываю после посещения групового занятия. Сегодня мне педагоги сказали, что "Лиза просилась на горшок раз 8" - это за 2 часа. Я запереживала, думала, что Лиза простудилась. Но дома она ходит как обычно. Наверное, снимала штанишки в группе, а педагоги расценивали как "просится на горшок". К сожалению, я не уточнила, как она "просилась" на горшок.
Да, я переживаю, как бы она не стала потом это делать и на улице, в магазине и других общественных местах.
Значит, Лиза в любом случае отвлекалась от занятия. Надо по-подробнее поговорить с педагогами, чтобы они останавливали такое поведение Лизы. Проанализировать причину отвлекаемости девочки.
50/50, иногда исследует, иногда просто снимает и так ходит.
Я хожу всегда в одежде, читала раньше, что нельзя ходить при ребенке без одежды. Вы считаете, что у Лизы наступил этот период?
Лиза может так "играть". По-этому, лучше, чтобы такая игра или поведение не закрепилось. Не разрешайте Лизе ходить раздетой. Можно привести ей примеры себя, взролых, детей, поговорить о том, что люди ходят одетыми. А интерес к своему телу можно проявлять в ванной, например, где естественным образом все раздеваются, для того, чтобы мыться.
Я вспомнила, когда Лиза начала снимать штанишки и рассматривать себя - после посещения детского сада в этом году. Там все дети ходят в общую комнату, где стоят детские горшки. Я еще тогда подумала, что скорее всего она увидела, что у мальчиков что-то другое. А с лета Лиза просто перед зеркалом снимала штаны, а потом просилась на горшок. Т.е. так, чтобы снять и ходить голой - не было такого до детского сада (обычного).
Все правильно. Обычно в детском саду дети узнают, чем отличаются девочки от мальчиков - и это естественный процесс. Поищите книги для детей дошкольного возраста по половому воспитанию. Вам сейчас надо поискать книжки, где говорится о том, чем отличаются мальчики от девочек, а на будущее вот эту книгу, например, Где я был, когда меня не было
Я так понимаю, в подобного рода случаях метод, который описан в книгах Гиппенрейтер - не подходит? (с Лизой договорится сейчас не получается). И случай тоже был не давно, только не с шапкой а с курток - отказывалась одевать, вырывала из рук, вывовывала руки из руковов, со скандалами. Идти на улицу хотела, куртку одевать не хотела. Пришлось выставить на улицу в одной легонькой кофточке (было уже довольно холодно, дул холодный ветер), рисковала что заболеет. Через минуту куртку согласилась одеть. Но не все причины так можно продемонстрировать.
Это типичное проявление кризиса 3 лет, когда ребенок пытается устанавливать свои правила, управлять родителями. Это хороший этап в развитии, но трудный для родителей. С одной стороны, надо понимать, что ребенок выражает свои желания, отстаивает их, с другой, надо последовательно отстаивать и свою, родительскую, взрослую, по всем критериям, разумнее, позицию, чем детская (если не одеть пальто - можно заболеть). Выход из кризиса таков: в результате ребенок научается доверять взрослому, что если взрослый сказал - нет, значит - нет и это в пользу ребенка. Также ребенок научается и отказываться от своих спонтанных желаний, учится контролировать себя. При разумных желаниях ребенка- взрослый поддерживает инициативу ребенка, удовлетворяя тем самым его потребность быть самостоятельным, отстаивать свое Я.
С уважением, Степанова Вера, психолог
Ответить

Вернуться в «Я И МОЙ РЕБЕНОК. БЕСЕДЫ С ПСИХОЛОГОМ»