помогите понять причину агрессивного поведения и отучить ребенка драться

Ответить
Аватара пользователя
Варвара

#1 помогите понять причину агрессивного поведения и отучить ребенка драться

Сообщение Варвара » 13 мар 2012, 00:00

Добрый день!
Нашему сыну Артему 1,6 года. Последние пол года или даже месяцев 8  все наши домочадцы находятся под прицелом Артеминых
цепких ручек и острых зубок.
Артем очень ловко и быстро хватает за волосы или кусает а так же  дерется руками по лицу.
Первое время, мы не сильно заморачивались по этому поводу, просто говорили что так делать нельзя.
Но мальчик растет и хватка становится все сильнее...
Однажды он в очередной раз дернул сестру за волосы и она довольно ощутимо дернула его в ответ, так он рыдал 30 секунд и потом дернул еще сильнее...
Я тоже как то пыталась на его шлепки по лицу шлепать по рукам, он не понимает, даже не реагирует.
Теперь, когда Артем дерется я отвожу его руки в стороны или отсаживаю его от себя и строго говорю, так нельзя, больно.
Реакция разная, может обижено заплакать, но быстро успокаивается, когда видит, что я не реагирую. может засмеятся.
Может ли быть взаимосвязь  его агрессии  с тем, что Артем до сих пор не вышел из стадии кидания, все что попадается под руку летит на пол. Иногда бывает, что Артем несколько раз подряд бьется головой об стену, раз, два, три, заплачет, но все равно бьется. Я ему говорю, больно, не надо, но  это бесполезно, только переключать внимание.
Сегодня мы играли в перекидай друг друга..... Я хотела понять как долго ему будет интересно кидать. Он кидал на пол, а я поднимала и кидала ему кольцо от пирамидки. Он меня перекидал минуте на 30-й....
О внимании взрослых к Артему могу сказать, что он постоянно находится с кем то, или я или папа или няня. Один не остается. Его день достаточно насыщен, и физзарядка и чтение, игры для развития крупной и мелкой маторики, обязательные прогулки. И только вечером бывает такое время, когда он просто валяется с нами на диване,  смотрит мультики но опять же с нами.
 Очень прошу помочь нам разобраться в таком поведении ребенка.
Мама Артема, Варвара
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 09.09.2025 15:12
Специализация:
Психолог

#2

Сообщение Psy » 15 мар 2012, 00:19

Здравствуйте, Варвара!
Приветствую Вас в нашем разделе!
Варвара;19471Добрый день!
Нашему сыну Артему 1,6 года. Последние пол года или даже месяцев 8  все наши домочадцы находятся под прицелом Артеминых
цепких ручек и острых зубок.
Артем очень ловко и быстро хватает за волосы или кусает а так же  дерется руками по лицу.
Варвара, я обратила внимание, как Вы описываете поведение Артемки: с одной стороны, вроде недовольны, а с другой "цепкие ручки и острые зубки", "ловко и быстро"....
Варвара;19471Первое время, мы не сильно заморачивались по этому поводу, просто говорили что так делать нельзя.
Но мальчик растет и хватка становится все сильнее...
Чего Вы опасаетесь?
Варвара;19471Однажды он в очередной раз дернул сестру за волосы и она довольно ощутимо дернула его в ответ, так он рыдал 30 секунд и потом дернул еще сильнее...
Рыдал Артем не долго, и ответил быстро. При этом он почувствовал, что его обидели и опять, разозлившись дернул в ответ.
Варвара;19471Я тоже как то пыталась на его шлепки по лицу шлепать по рукам, он не понимает, даже не реагирует.
Да, такая тактика не приносит результата, т.к. ребенок может понять, что побеждает именно тот, кто нанесет большую боль.
Варвара;19471Теперь, когда Артем дерется я отвожу его руки в стороны или отсаживаю его от себя и строго говорю, так нельзя, больно.
Это хорошая тактика.
Варвара;19471Реакция разная, может обижено заплакать, но быстро успокаивается,
Артем обижается, успокаивается и...что происходит в Ваших взаимоотношениях дальше?
Варвара;19471когда видит, что я не реагирую. может засмеятся.
Артем ищет разные способы привлечения Вашего внимания?
Варвара;19471Может ли быть взаимосвязь  его агрессии  с тем, что Артем до сих пор не вышел из стадии кидания, все что попадается под руку летит на пол.
Как Вы понимаете "стадию кидания"?
Варвара;19471Иногда бывает, что Артем несколько раз подряд бьется головой об стену, раз, два, три, заплачет, но все равно бьется. Я ему говорю, больно, не надо, но  это бесполезно, только переключать внимание.
То, что Артем бьется головой - это уже следствие чего-то. Что происходит перед этим, какова причина?
Варвара;19471Сегодня мы играли в перекидай друг друга..... Я хотела понять как долго ему будет интересно кидать. Он кидал на пол, а я поднимала и кидала ему кольцо от пирамидки. Он меня перекидал минуте на 30-й....
Значит, мальчику было  приятно играть так с Вами, он получал удовольствие.
Варвара;19471О внимании взрослых к Артему могу сказать, что он постоянно находится с кем то, или я или папа или няня.
С Вами, с папой или няней у Артема разные отношения. С отцом Артем ведет себя также как с Вами?
Варвара;19471Один не остается.
Артем не любит быть один, у него уже есть опыт расставания с Вами?
Варвара;19471Его день достаточно насыщен, и физзарядка и чтение, игры для развития крупной и мелкой маторики, обязательные прогулки.
Вы хорошо организовали день для малыша.
Варвара;19471И только вечером бывает такое время, когда он просто валяется с нами на диване,  смотрит мультики но опять же с нами.
Для Артема, наверное, в этот момент более важны не мультики, а общение с вами?
 
Варвара;19471Очень прошу помочь нам разобраться в таком поведении ребенка.
Мама Артема, Варвара
Артем своим поведением "говорит" о своих чувствах и потребностях. Как Вы думаете, что он хочет?
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Варвара

#3

Сообщение Варвара » 15 мар 2012, 15:14

Добрый день, Вера. Спасибо за ответ.
(((((Варвара, я обратила внимание, как Вы описываете поведение Артемки: с одной стороны, вроде недовольны, а с другой "цепкие ручки и острые зубки", "ловко и быстро"....
Чего Вы опасаетесь?)))))
 Я подняла эту тему для того чтобы найти способ  искоренить на мой взгляд вредную привычку ребенка.  Я не то что бы опасаюсь, просто его щипание, кусание и драчливость приносят физическую боль. Это не приятно.   а скорость реакции меня конечно удивляет и радует.

((((Артем обижается, успокаивается и...что происходит в Ваших взаимоотношениях дальше?))))
Дальше я веду себя с ним так же  как и до того. Т.е. мы продолжаем то же занятие.
(((((((Артем ищет разные способы привлечения Вашего внимания?))))))
Иногда мне кажется что ему надоело наше внимание и он хочет побыть сам с собой...
(((((Как Вы понимаете "стадию кидания"?)))))
Артем кидает все так же как и раньше, в 8-10 месяцев. Кинет и смотрит на предмет, на нашу реакцию, на отсутствие нашей реакции.
Он понимает что предмет который он кинул не исчез, показывает на него пальцем если к примеру спросить после того как он кинет "Где пульт?"
(((((((То, что Артем бьется головой - это уже следствие чего-то. Что происходит перед этим, какова причина?)))))
Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я не вижу взаимосвязи. Например мы играем на полу, все хорошо,  но в какой то момент Артем начинает стучаться  в шкаф лбом.
Или же он сидит на коленях у меня. "Читаем" книжку. Артем откланяется вперед и резко кидает тело назад, в итоге я с разбитой губой.
Или Артем ходит от меня к папе, носит мячик, ни с того ни с сего меняет траекторию, подходит к шкафу и начинает сттучаться лбом.

((((((С Вами, с папой или няней у Артема разные отношения. С отцом Артем ведет себя также как с Вами?))))))
С отцом у них несколько другие игры, но результат тот же, оцарапанный и покусанный папа.
Няне сломал очки содрав их с носа и кунув на пол.... Сестра регулярно без волос.
((((((((Артем не любит быть один, у него уже есть опыт расставания с Вами?)))))))
Я не переставала работать после родов, но мой график весьма свободный, т.е. четкого режима нахождения дома у меня нет. Но 40 -50 % времени бодрствования Артема я провожу с ним. Когда ухожу Артему всегда говорю что мама уходит
по делам и прийдет через час-два-три...Тема шлет мне воздушные поцелуи и не капризничает. Но если я задерживаюсь вечером он начинает смотреть на дверь. Пару месяцев назад мы с мужем уезжали на выходные, Артем хорошо перенес расставание, вел себя как обычно, старшая дочь сказала, что все было хорошо.
Поэтому, Артем приучен к тому, что меня периодически нет.Зато няня с ним круглосуточно. И они прекрасно ладят.

((((((((Для Артема, наверное, в этот момент более важны не мультики, а общение с вами?))))))
У нас заведен утренний и вечерний ритуал. По утрам, когда Артем просыпается мы берем его в свою кровать и валяемся, читаем книжки, дурачимся, делаем зарядку, массаж и т.д. Напротив кровати находится телевизор, обычно мы включаем музыкальные программы или мультики. И так 40 минут- час. Вечером, обычно за  за час- полтора  до купания мы переходим в нашу комнату  опять на кровать (к слову она у нас  огромная), под телевизор (это не сериалы и новости , а обычно путешествия и канал детский) мы занимаемся ничего неделанием, т.е. рассматриваем картинки с животными на компьютере, играем в игрушки (которые летят на пол со скоростью звука), кувыркаемся, играем в кучу малу. В общем делаем то что  хочется.Хотя конечно иногда за день устаешь и тогда времяпровождение становится более мультипликационным.
 
((((((((Артем своим поведением "говорит" о своих чувствах и потребностях. Как Вы думаете, что он хочет?))))))
Сложно понять что он может хотеть.... если мы его не понимаем он начинает дуться и капризничать.Хнычет.
Мне кажется его надо учить играть самостоятельно. Иногда я беру его с собой в ванную и пока занимаюсь своими делами, он хозяйничает с моими баночками и тюбиками.
Его игра совершенно автономна от меня  и ему это так нравится.
Я не могу проанализировать самостоятельно причину такого поведения.
Недавно мы были в поликлинике и пока ждали врача Артема посадили за игровой столик к детям, они рисовали. Артем забрал карандаши, выкинул их, раскидал книжки и пирамидки. Когда мальчик подошел к нему, Артем попытался его ударить.
Я обьясняла ему, что так делать нельзя, мы вместе собрали карандаши (его руками), но как только сели за стол опять все повторилось. Артем редко общается с детьми. Врачи обычно приходят к нам домой, а в поселке где мы живем, дети гуляют каждый на своей площадке. Планирую как потеплеет возить его в детские игровые комнаты ненадолго.
Вера, как вы думаете, мы преборем эту агрессию?
Дайте пожалуйста совет, что делать?
Варвара
Аватара пользователя
Варвара

#4

Сообщение Варвара » 15 мар 2012, 15:18

Прошу прощения, не получилось разбить на цитаты.
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 09.09.2025 15:12
Специализация:
Психолог

#5

Сообщение Psy » 17 мар 2012, 17:27

Здравствуйте, Варвара!
Варвара;19559Добрый день, Вера. Спасибо за ответ.
 Я подняла эту тему для того чтобы найти способ  искоренить на мой взгляд вредную привычку ребенка.

Варвара, изменить поведение мальчика, его скорректировать вполне возможно. Это поведение проявляется у Артема при взаимодействии с окружающими. По-этому важно понять, каким образом ребенок сформировал именно такой стиль взаимоотношений.  
Варвара;19559 Я не то что бы опасаюсь, просто его щипание, кусание и драчливость приносят физическую боль. Это не приятно.   а скорость реакции меня конечно удивляет и радует.
Когда Артем так взаимодействиуе с вами, он на эмоциональном уровне может чувствовать такую противоречивую вашу реакцию - с одной стороны вы не хотите, чтобы он так делал, с другой стороны удивляетесь и радуетесь. Ребенку трудно разобраться.
Варвара;19559Иногда мне кажется что ему надоело наше внимание и он хочет побыть сам с собой...
Почему Вам так кажется? Для него взаимодействие со взрослыми бывает избыточным? Если это так, в каких случаях Вы чувствуете, что Артему нужен "перерыв" в общении?
Варвара;19559Артем кидает все так же как и раньше, в 8-10 месяцев. Кинет и смотрит на предмет, на нашу реакцию, на отсутствие нашей реакции.
Игра Артема отличается от игры в 8-10 месяцев. Сейчас ему все больше и больше важна ваша реакция, а именно:
Варвара;19559Он понимает что предмет который он кинул не исчез, показывает на него пальцем если к примеру спросить после того как он кинет "Где пульт?"
Для мальчика это игра. Такая игра может продолжаться довольно длительное время. Можно ее расширять, например, прятать предметы намеренно и искать их (игра в ку-ку, накрывание предметов платочком и пр.пр.)
Варвара;19559я не вижу взаимосвязи. Например мы играем на полу, все хорошо,  но в какой то момент Артем начинает стучаться  в шкаф лбом.
Причина должна быть, но может не так очевидна, ее обнаружить сложно. Давайте попробуем! Что значит - Вы играете на полу и все хорошо? Хорошо это как? Понаблюдайте, пожалуйста за Артемом, может быть, Вы заметите какие-то "предшественники" такого поведения. Напиши их и мы обсудим, может ли это быть причиной.
Варвара;19559Или же он сидит на коленях у меня. "Читаем" книжку. Артем откланяется вперед и резко кидает тело назад, в итоге я с разбитой губой.
То,что Артем откланяется вперед не может ли быть сигналом того, что он хочет слезть с колен?
Варвара;19559Или Артем ходит от меня к папе, носит мячик, ни с того ни с сего меняет траекторию, подходит к шкафу и начинает сттучаться лбом.
То есть Артем с вами "в контакте" по поводу игры в мяч, ему это нравится, но в какой-то момент он "выпадает" из этого контакта? Правильно ли я понимаю описанную Вами ситуацию?
Варвара;19559С отцом у них несколько другие игры, но результат тот же, оцарапанный и покусанный папа.
Что мешает отцу поставить запрет на такое поведение сыну?
Варвара;19559Я не переставала работать после родов, но мой график весьма свободный, т.е. четкого режима нахождения дома у меня нет. Но 40 -50 % времени бодрствования Артема я провожу с ним. Когда ухожу Артему всегда говорю что мама уходит
по делам и прийдет через час-два-три...Тема шлет мне воздушные поцелуи и не капризничает. Но если я задерживаюсь вечером он начинает смотреть на дверь. Пару месяцев назад мы с мужем уезжали на выходные, Артем хорошо перенес расставание, вел себя как обычно, старшая дочь сказала, что все было хорошо.
Поэтому, Артем приучен к тому, что меня периодически нет.Зато няня с ним круглосуточно. И они прекрасно ладят.
Кидание предметов также может символизировать расставание с Вами, т.к. не очень стабильная ситуация с вашим нахождением дома. Артем справляется хорошо, но кидание может быть побочным эффектом. Эту связь с киданием не так просто понять, но относитесь к этому терпимо. Конечно, не стоит давать кидать Артему все подряд, но что касается игрушек, то кидать можно все! Подключайтесь к этим играм и расширяйте их. Постепенно простое кидание перейдет в более сложные игры.
Варвара;19559У нас заведен утренний и вечерний ритуал. По утрам, когда Артем просыпается мы берем его в свою кровать и валяемся, читаем книжки, дурачимся, делаем зарядку, массаж и т.д. Напротив кровати находится телевизор, обычно мы включаем музыкальные программы или мультики. И так 40 минут- час. Вечером, обычно за  за час- полтора  до купания мы переходим в нашу комнату  опять на кровать (к слову она у нас  огромная), под телевизор (это не сериалы и новости , а обычно путешествия и канал детский) мы занимаемся ничего неделанием, т.е. рассматриваем картинки с животными на компьютере, играем в игрушки (которые летят на пол со скоростью звука), кувыркаемся, играем в кучу малу. В общем делаем то что  хочется.Хотя конечно иногда за день устаешь и тогда времяпровождение становится более мультипликационным.
У вас есть место, где можно быть всем вместе и отдыхать.
Варвара;19559Сложно понять что он может хотеть.... если мы его не понимаем он начинает дуться и капризничать.Хнычет.
В каких ситуациях это происходит?
Варвара;19559Мне кажется его надо учить играть самостоятельно. Иногда я беру его с собой в ванную и пока занимаюсь своими делами, он хозяйничает с моими баночками и тюбиками.
Его игра совершенно автономна от меня  и ему это так нравится.
С одной стороны, игра Артема автономна, но с другой стороны, он находиться именно с Вами в ограниченном пространстве, где Вы получаете удовольствие, занимаясь собой и Артему хорошо и спокойно.
Варвара;19559Я не могу проанализировать самостоятельно причину такого поведения.
Давайте вместе.
Варвара;19559Недавно мы были в поликлинике и пока ждали врача Артема посадили за игровой столик к детям, они рисовали. Артем забрал карандаши, выкинул их, раскидал книжки и пирамидки.

Не являлось ли такое поведение следствием того, что Артем еще не умеет рисовать и делать то, что делали другие дети  (наверняка они были старше и умели  рисовать), не знает, как и начал делать, как умел - кидать?
Варвара;19559Когда мальчик подошел к нему, Артем попытался его ударить.
Артем чувствовал, что делает что-то не то и стал защищаться?
Варвара;19559Я обьясняла ему, что так делать нельзя, мы вместе собрали карандаши (его руками), но как только сели за стол опять все повторилось.
Артем сам захотел опять сесть за стол? Мог ли он заниматься тем, что делали другие? Объяснили ли Вы ему что нужно делать и возможно ли было это делать?
Варвара;19559Артем редко общается с детьми. Врачи обычно приходят к нам домой, а в поселке где мы живем, дети гуляют каждый на своей площадке. Планирую как потеплеет возить его в детские игровые комнаты ненадолго.
Это отличная идея начать постепенно приучать Артема к детям и к коллективу. Ведь там существуют правила, которые будут потом необходимы для дальнейшей социализации малыша и включения его в общество, другие дети и взрослые, с которыми нужно будет учиться конструктивно взаимодействовать. При этом желательно, чтобы это была одна и та же игровая комната с постоянными педагогами и стабильным детским коллективом. Ребенку важно постоянство, предсказуемость и понятные правила, чтобы начать осваивать окружающее пространство.
Варвара;19559Вера, как вы думаете, мы преборем эту агрессию?
Я уверена, что у Вас получится! Но с чем еще может быть связана такая Ваша тревога?
Варвара;19559Дайте пожалуйста совет, что делать? Варвара
Варвара, даже 10 заповедей христианства иногда "не работают") и советами сыт не будешь. Мы можем только лучше понимать, чем в действительности мы руководствуемся и на что опираемся, когда делаем те или иные вещи. Тогда возможно изменить свое поведение.
ЗЫ Как выделять цитаты посмотрите, пожалуйста, здесь http://downsideup.org/board/showthread.php?t=1044
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
МамаИлюши
Дети:
Илья
28.02.2011

#6

Сообщение МамаИлюши » 27 авг 2012, 22:49

Здравствуйте!
Нашему Илюше полтроа года. Он тоже очень часто кусается, щипается и все, что попадает ему в руки, кидает на пол. Мы по-всякому пытались отучить его кусаться и щипаться. Плакали, объясняли, отсаживали, ругались, само собой, пытались понять закономерность, когда он начинает кусаться или щипаться, но пока результат нулевой. Мама в синяках и царапинах, папа с постоянно окровавленным носом и никаких идей..
Такое поведение не является типичным для детей с СД?  
Можете ли Вы посоветовать, как отучить ребенка от этих привычек?
Заранее спасибо!
Ответить

Вернуться в «Я И МОЙ РЕБЕНОК. БЕСЕДЫ С ПСИХОЛОГОМ»