Сообщение
polina » 21 фев 2017, 12:47
В суть нового подхода к развитию ребенка?
Современный подход к развитию ребенка заключается, прежде всего, в том, что нацелен на социализацию ребенка, в отличие от прежних моделей, главной целью которых была только коррекция нарушений.
Современные подходы не отрицают необходимости коррекционных занятий, но коренным образом меняют подход к ним.
Как планировались занятия ребенка на основании прежнего подхода? Ребенка обследовали с помощью таблиц, выявляли, каких навыков у него нет, и обучали именно этим навыкам. Например, ему предлагают сортировать предметы по цвету, собирать пирамидку, опускать фигуры в почтовый ящик, называть картинки и т. д. Ничего плохого в этих заданиях нет, но на практике такое обучение оборачивается получением «академических знаний», которые почти не находят применения в повседневной жизни ребенка. Например, обучая сортировке фигур по цвету, взрослые ожидают, что ребенок и при подборе носков сам поймет, как подобрать пару. Но практика показывает, что это само собой не происходит и нам нельзя ожидать такого переноса от маленького ребенка.
Стремясь уделить как можно больше времени занятиям с ребенком, близкие малыша сами все делают за него: кормят, умывают, одевают, убирают игрушки. У ребенка, фактически, нет возможности использовать приобретенные умения и навыки в повседневной жизни, что приводит к быстрой потере знаний, умений и навыков, полученных таким «академическим путем.
Чтобы ребенок не забывал усвоенного, родители вынуждены посвящать регулярному повторению значительную часть времени. Объем материала, подлежащего повторению, возрастает, и маленький ребенок все дольше сидит за столом, не имея возможности жить обычной детской жизнью. Часто это приводит к проблемам поведения, который может выражаться в отказе от занятий или даже активном протесте, который вызван тем, что ребенок не понимает, зачем и что он должен делать.
Так мы попадаем в замкнутый круг: все больше времени тратится на занятия и все меньше времени остается на естественный путь развития ребенка, который предполагает собой взаимодействие и общение малыша с близкими людьми в повседневной жизни.
Каков же выход из такой ситуации?
Поскольку ребенок развивается в процессе взаимоотношений с близкими людьми и под воздействием окружающей среды, то новый подход предусматривает создание оптимальных условий в семье, когда в процессе игры, ухода и совместной повседневной деятельности создаются возможности для формирования новых навыков, и их повседневного использования.
Участвуя вместе с близкими в уборке, стирке, мытье посуды, отражая эти ситуации в игре, ребенок учится передвигаться, достигать желаемой цели, искать и находить предметы, сравнивать их, видеть различие и сходство, понимать происходящее и предвосхищать результат. Малыш начинает понимать последовательность событий и причинно-следственные связи, и это становится основой для развития восприятия, внимания и памяти и мышления. В процессе своей деятельности он взаимодействует и общается с близкими и у него развивается общение и речь. Взаимодействуя с ребенком в естественной среде, родители постепенно готовят его к вхождению в мир людей: взрослых и сверстников
Нельзя утверждать, что этого не понимали специалисты и родители, и не делали попытки использовать полученные знания на практике, но до пор не существовало структурированной системы формирования навыков, подкрепленной использованием простых таблиц.
С уважением, Полина Львовна