Девочка Варя, 11.08.2008
- Иванова Марина М.
- Последний визит: 22.09.2025 00:45
-
Специализация:
Логопед, дефектолог
#41
Марина, добрый день! Мое сообщение за март 2011 года осталось без внимания, а там я писала, что для произнесения звуков Л и Р нужна активная работа кончика языка. Варя уже большая молодец! Я бы вам советовала переходить от глобального чтения к аналит.-синтетическому (по буквенному). С Варей хорошо бы выполнять артикуляционные упражнения и начинать читать по буквам. Новые слова, которые осваиваются или которые произносятся с ошибками хорошо бы прохлопывать. Например, сложно проговорить слово ТЕЛЕВИЗОР, Вы присаживаетесь рядом с Варей так, чтобы ваши губы были на одном уровне и медленно проговариваете слово по слогам ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР.. Каждый слог сопровождаете хлопком в ладоши или легким сживанием плеча/ладошки Вари. Слово старайтесь "пропеть", чтобы слоги небыли оторванными. А чтение ей поможет закрепить образ слова.
Вот артикуляционные упражнения:
1. «Окошко». На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).
2. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя часть должна выдвигаться вперёд.
3. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
4. «Лягушка» – «Хоботок». На счёт «раз-два» чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок»
5. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до трёх. В этом упражнении важно следить чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
6. «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
7. «Толстячок». Надувание обеих щёк одновременно/попеременно.
8. «Худышка». Втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
9. «Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя»… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до 5 - 10.
10. «Причешем язычок». Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
11. «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
12. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно язык то поднимается к верхней губе, то опускается к нижней, нижняя челюсть при этом неподвижна.
Гимнастику лучше встроить в режимный момент, например после чистки зубов. Так Варе будет легче настраиваться на работу. Еще есть одина организационная хитрость. Можно взять коробочку и сложить в неё разные маленькие игрушечки или реальные предметы, которые могли бы обозначать то или иное упражнение. Например, положите в коробку обычные часы (упражнение "часики"), положите толстого игрушечного кота от киндер-сюрприза (упражнение "толстячок"). И каждый раз, беря игрушку или предмет из коробки с одной стороны - Варя делает сама выбор, с другой стороны - выполняет упражнение.
Вот артикуляционные упражнения:
1. «Окошко». На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).
2. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя часть должна выдвигаться вперёд.
3. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
4. «Лягушка» – «Хоботок». На счёт «раз-два» чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок»
5. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до трёх. В этом упражнении важно следить чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
6. «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
7. «Толстячок». Надувание обеих щёк одновременно/попеременно.
8. «Худышка». Втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
9. «Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя»… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до 5 - 10.
10. «Причешем язычок». Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
11. «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
12. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно язык то поднимается к верхней губе, то опускается к нижней, нижняя челюсть при этом неподвижна.
Гимнастику лучше встроить в режимный момент, например после чистки зубов. Так Варе будет легче настраиваться на работу. Еще есть одина организационная хитрость. Можно взять коробочку и сложить в неё разные маленькие игрушечки или реальные предметы, которые могли бы обозначать то или иное упражнение. Например, положите в коробку обычные часы (упражнение "часики"), положите толстого игрушечного кота от киндер-сюрприза (упражнение "толстячок"). И каждый раз, беря игрушку или предмет из коробки с одной стороны - Варя делает сама выбор, с другой стороны - выполняет упражнение.
С уважением, Иванова Марина!
- turist
- Последний визит: 11.06.2024 18:19
-
Дети:
Варя
11.08.2008
#42
Да, не ответила, но мы над этим работали. Лошадка у нас так и не получается, она язык-то вверх поднимать начала совсем недавно. Эти артикуляционные упражнения у нас ну никак не получались все эти полгода.Марина;18335 Мое сообщение за март 2011 года осталось без внимания, а там я писала, что для произнесения звуков Л и Р нужна активная работа кончика языка.
Знаете, я пробовала начать с Варей читать по слогам по букварю Жуковой с начала этого учебного года. Сначала она с радостью садилась, читала, у неё получалось, но потом вдруг пошел протест, стала демонстративно отворачиваться, и я подумала, что тороплю события. От регулярного чтения послогового отказалась, но мы всё равно помаленьку читали, попутно с глобальным. Складывали слова из букв, у меня есть распечатанные слоги в корзинке, она их достает и называет. На компьютере пытается набирать слова, подбирает следующую букву. Если слово короткое, она его прочитывает, не знаю, улавливает глобально или по слогам, но трех-четырехбуквенные слова, иногда даже пяти, прочитывает, невзирая на то, что по глобальному чтению мы их не учили. Когда она слово с глобальной карточки читает неправильно, то есть, пропускает начало, то мы его обязательно разбираем по слогам, я прошу произнести все буквы правильно. Не всегда, конечно, но она старается. Тут проблема, что больше одной-двух попыток не стоит требовать - откажется читать совсем.Я бы вам советовала переходить от глобального чтения к аналит.-синтетическому (по буквенному).
Не пробовала, предложу, посмотрю, как пойдет. Это не новые слова. Её пассивный словарь меня иногда просто поражает. А пропевать мы пробовали. Поет отрывисто, правда, не тянет.Новые слова, которые осваиваются или которые произносятся с ошибками хорошо бы прохлопывать.
Окошко, лягушка, хоботок, лягушка - хоботок, лопаточка, трубочка, пя-пя-пя, качели, часики, причешем язычок мы делаем, эти упражнения неплохо получаются. Единственно, что качели - когда язык вверх поднимает - рот закрывает, а язык на верхнюю губу вешает. Мы, правда, не каждый день их делаем, а через день, нужно почаще?
Вот худышка (мы называем "рыбка") у неё непроизвольно получается, а по команде - помогает себе руками - щеки вдавливает в рот. И надувать щеки поочередно и вместе тоже получается не очень хорошо.
Мы делаем перед зеркалом, называется это кривляемся, или с компьютером - видео у нас есть, где эти упражнения показаны. С компьютером она старается даже больше, чем перед зеркалом.Варя делает сама выбор, с другой стороны - выполняет упражнение.
- turist
- Последний визит: 11.06.2024 18:19
-
Дети:
Варя
11.08.2008
#43
Да, в режимные моменты встроить не удастся, я вышла на работу,а Варя в садике. Поэтому приходится в такой маленький вечер вмещать столько всего, чего маме хочется, при этом Варя хочет и поиграть, и мультики посмотреть, и с семьёй пообщаться. Буду стараться, может, перед сном...
- Иванова Марина М.
- Последний визит: 22.09.2025 00:45
-
Специализация:
Логопед, дефектолог
#44
Марина, добрый вечер! Чтобы получилось выполнить "Лошадку", попробуйте сначала упражнений с галетным печеньем или хлебом. Сначала объясните, что во рту есть "потолок", как дома. "Потолок", это нёбо, его можно потрогать пальчиком - "найти", а потом уже пробовать выполнить упражнение. На язык надо положить кусочек печенья или хлеба, затем просим ребенка "Приклей печенье/хлеб к потолку". Попробуйте его. Еще можно пока научиться "цикать". Я так объясняю упражнение с меньшей амплитудой, чем у "лошадки". Зубы сомкнуты, губы раскрыты (ребенку говорю "покажи высокий забор" - тогда малыш лучше старается показать зубы). Язык дотрагивается до зубов, потом чуть скользит по небу и чуть уходит в глубь рта, затем опять возвращается к зубам. "Цикание" получается за счет краткого резкого выполнения этого движения.
С уважением, Иванова Марина!
- Иванова Марина М.
- Последний визит: 22.09.2025 00:45
-
Специализация:
Логопед, дефектолог
#45
Марина, здравствуйте! Как у вас дела? Слова, которые Варя прочитывает удается закреплять в игре или бытовой деятельности?
С уважением, Иванова Марина!
- turist
- Последний визит: 11.06.2024 18:19
-
Дети:
Варя
11.08.2008
#46
Марина, были с Варей в РЦ, предыдущее сообщение не заметила. Цикать, как вы пишите у Вари немного получается. С приклеиванием еды попробую еще.
С речью. Варя сейчас говорит не останавливаясь, правда, многое мы не понимаем, но она старается. Предложения строит. Например, сегодня. Я готовлю, она стул к плите подтащила, встала, заглядывает в сковороду: "О! мама катошку жаит!" Или: "Я поеду с мамой и Аесей в магазин. Да!" Или срывается (не падает, но на руках и очень быстро) с верхней ступеньки веревочной лестницы с криком: "Я буду баеть!", увидев, что сестра взяла прибор для измерения давления.
Она называет карточки, когда мы играем в лото. Группирует и называет группы предметов: посуда, мебель, одежда, транспорт, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, птицы, насекомые и пр. Играет в мемори, в ассоциации. Называет свой адрес, фамилию, город, в котором живет. Различает и кратко характеризует времена года, части суток. Знает некоторые профессии людей, отвечает на вопрос "Что делает учитель, строитель, доктор, парикмахер, продавец и пр." Начала читать вывески на улице. Буквы и тексты на сегодня её очень интересуют. Мне попались книжки Маниченко по глобальному чтению, Варя требовала, чтобы я это читала, пока не запомнила все новые слова.
По математике выкладывает числовой ряд до 10, считает в пределах 5 с нумиконом. Играет в бродилки по-настоящему. Кидает кубик в свою очередь, называет число, отсчитывает на поле нужное число шагов.
Одевается и раздевается сама, с частичной моей помощью, но только под мой командный голос. Хотя, если это нужно ей, может самостоятельно переодеться.
Рисует головоногов, деревья, траву, дом.
Ничего, что я так подробно?
По речи. Она так и опускает начало слов. Я прошу её повторить слово заново, акцентируя первый слог. Не пропуская букв. Работаю над звуковым анализом слова - где встречается буква - в начале, в середине, в конце, на какую букву слово начинается.
С речью. Варя сейчас говорит не останавливаясь, правда, многое мы не понимаем, но она старается. Предложения строит. Например, сегодня. Я готовлю, она стул к плите подтащила, встала, заглядывает в сковороду: "О! мама катошку жаит!" Или: "Я поеду с мамой и Аесей в магазин. Да!" Или срывается (не падает, но на руках и очень быстро) с верхней ступеньки веревочной лестницы с криком: "Я буду баеть!", увидев, что сестра взяла прибор для измерения давления.
Она называет карточки, когда мы играем в лото. Группирует и называет группы предметов: посуда, мебель, одежда, транспорт, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, птицы, насекомые и пр. Играет в мемори, в ассоциации. Называет свой адрес, фамилию, город, в котором живет. Различает и кратко характеризует времена года, части суток. Знает некоторые профессии людей, отвечает на вопрос "Что делает учитель, строитель, доктор, парикмахер, продавец и пр." Начала читать вывески на улице. Буквы и тексты на сегодня её очень интересуют. Мне попались книжки Маниченко по глобальному чтению, Варя требовала, чтобы я это читала, пока не запомнила все новые слова.
По математике выкладывает числовой ряд до 10, считает в пределах 5 с нумиконом. Играет в бродилки по-настоящему. Кидает кубик в свою очередь, называет число, отсчитывает на поле нужное число шагов.
Одевается и раздевается сама, с частичной моей помощью, но только под мой командный голос. Хотя, если это нужно ей, может самостоятельно переодеться.
Рисует головоногов, деревья, траву, дом.
Ничего, что я так подробно?
По речи. Она так и опускает начало слов. Я прошу её повторить слово заново, акцентируя первый слог. Не пропуская букв. Работаю над звуковым анализом слова - где встречается буква - в начале, в середине, в конце, на какую букву слово начинается.
- Иванова Марина М.
- Последний визит: 22.09.2025 00:45
-
Специализация:
Логопед, дефектолог
#47
Марина, доброй ночи! Я, буквально вчера, заходила на Мыс и читала сообщения. Увидела книжки, о которых писали родители, они просто чудесные. Вы с Варей выполняете колоссальную работу, и я снимаю перед Вами шляпу. К сожалению, у нас на консультациях в центре, логопедическая работа не доходит до этапа "развитие грамматического строя речи", по разным причинам. Поэтому, я попробую дать рекомендации из частной практики. Во-первых, у Вари сложности с проговариванием слов, в которых встречаются стечения согласных. В этом случае, от ребенка требуется быстрое переключение органов артикуляции например, с переднеязычных звуков к заднеязычным звукам (слово СКАЧЕТ). В данном случае может помочь только физическая тренировка артикуляционного аппарата. Существуют упражнения, развивающие такую тонкую дифференцированную работу языка и губ. Во-вторых, у Вари сложности с проговариванием начала слов. В этом случае нужна работа над слоговой структурой слова. В частности, необходимо подобрать слова (начинаем с простых из двух слогов и постепенно слова усложняются) с начальным ударным слогом (САша, МАма, МУха, ХАта, ЛАпа и т.д.). Для удобства, напишите список таких слов. Далее. Вырезаем из картона два круга: один - большой, другой - маленький. Большой круг обозначает - громкий голос, маленький круг - тихий. Выкладываем круги перед Варей на столе в ряд. Выкладываем сверху над кругами слово (тоже разбитое на слоги). И дальше начинаем проговаривать слово, отхлопывая его ритм. Причем хлопать ладошкой можно прямо по кругам (словно нажимаем на кнопки) - слог + соответствующий хлопок. Для того, чтобы Варю заинтересовать этим заданием, вместо кругов можно предложить героев известных сказок. Например, коза и козлёнок, медведица и медвежонок. В начале работы можно просто поработать над ритмом, предлагаем Варе отхлопывать ритм не слова, а слогов (ТА-та, ПА-па, ДА-да). Варе можно объяснить так "давай споем песенку для..... того-то" Когда она будет справляться со слогами, можно переходить к отработке слов.
С уважением, Иванова Марина!
- Иванова Марина М.
- Последний визит: 22.09.2025 00:45
-
Специализация:
Логопед, дефектолог
#48
УПРАЖНЕНИЯ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
ДВИЖЕНИЙ КОНЧИКА ЯЗЫКА ВНУТРИ РТА
Каждое упражнение выполняется примерно 2-3 раза на начальном этапе, затем увеличиваем до 5-7 раз
• Рот широко открыт. Дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до верхних.
• Рот широко открыт. Дотронуться кончиком языка нижних резцов, затем до альвеол (ребёнку говорим «бугорочки за зубками» и обязательно даём возможность дотронуться до них пальцем, для контроля).
• Рот широко открыт. Дотронуться кончиком языка до нижних резцов сначала с внутренней стороны, затем с внешней.
• Рот широко открыт. Дотронуться кончиком языка до верхних резцов сначала с внутренней стороны, затем с внешней.
• Кончик языка подводится под верхнюю губу и с щёлканьем «отрывается» вперёд, затем втягивается вниз-назад в рот.
• Кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирается в правую щёку.
• Кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирается в левую щёку.
Для развития органов артикуляции и выработки согласованной работы губ и языка, можно поиграть в такие игры:
1. «Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).
Цель: Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка.
Эта игра очень нравится детям (из собственного опыта). Героев можно всегда менять "Как ворчит гномик?", "Как гномик радуется?". Когда будет достаточный опыт в такой игре, можно предлагать угадывать эмоции "Что сейчас делает мишка?" - проговариваем сами ду-ду-ду (печально) - получается, что ребенок видит образец звучания и будет стараться передать настроение игрушки.
2. «Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением обеих рук.
ДВИЖЕНИЙ КОНЧИКА ЯЗЫКА ВНУТРИ РТА
Каждое упражнение выполняется примерно 2-3 раза на начальном этапе, затем увеличиваем до 5-7 раз
• Рот широко открыт. Дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до верхних.
• Рот широко открыт. Дотронуться кончиком языка нижних резцов, затем до альвеол (ребёнку говорим «бугорочки за зубками» и обязательно даём возможность дотронуться до них пальцем, для контроля).
• Рот широко открыт. Дотронуться кончиком языка до нижних резцов сначала с внутренней стороны, затем с внешней.
• Рот широко открыт. Дотронуться кончиком языка до верхних резцов сначала с внутренней стороны, затем с внешней.
• Кончик языка подводится под верхнюю губу и с щёлканьем «отрывается» вперёд, затем втягивается вниз-назад в рот.
• Кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирается в правую щёку.
• Кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирается в левую щёку.
Для развития органов артикуляции и выработки согласованной работы губ и языка, можно поиграть в такие игры:
1. «Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).
Цель: Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка.
Эта игра очень нравится детям (из собственного опыта). Героев можно всегда менять "Как ворчит гномик?", "Как гномик радуется?". Когда будет достаточный опыт в такой игре, можно предлагать угадывать эмоции "Что сейчас делает мишка?" - проговариваем сами ду-ду-ду (печально) - получается, что ребенок видит образец звучания и будет стараться передать настроение игрушки.
2. «Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением обеих рук.
С уважением, Иванова Марина!