Алеша родился 16.04.2009

Аватара пользователя
MamAleshi
Последний визит: 03.05.2024 17:42
Дети:

16.04.2009

#41

Сообщение MamAleshi » 18 июн 2013, 14:42

Здравствуйте, Марина!
Когда сынок  видит,что я ем хлеб или на столе видит хлеб, то как правило обязательно выпросит его, сказав "хэп" и показав на него указательным пальцем.Я стараюсь не сразу давать ему желаемое, а сначала говорю:Алеша,хочешь хлеб? Он тогда отвечает -да. Тогда говорю,проси: и четко произношу "дай хлеб" или "мама, дай хлеб". Он повторяет вслед за мной слово за словом. Меня он называет "бапа" и как правило не использует это слово как обращение, а использует в таких ситуациях,например не хочет есть ложкой или лезть в кусты за мячом и показывает на меня рукой,говоря  "бапа"Image

Для себя из вашей статьи я почерпнула,что надо обязательно поймать его взгляд,привлечь внимание к своим губам, мне кажется я да и все остальные члены семьи уделяют этому недостаточно внимания.Сегодня весь день так с ним разговариваю и мне кажется общение у нас идет более продуктивно.Алеша у нас очень подвижный,даже гиперактивный ребенок,внимание рассеянное. Его постоянно нужно притормаживать. Может быть вы еще что-то посоветуете,как нам строить диалог продуктивнее?
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 22.09.2025 00:45
Специализация:
Логопед, дефектолог

#42

Сообщение Иванова Марина М. » 26 июн 2013, 14:01

Екатерина, добрый день!
Когда сынок видит,что я ем хлеб или на столе видит хлеб, то как правило обязательно выпросит его, сказав "хэп" и показав на него указательным пальцем.Я стараюсь не сразу давать ему желаемое, а сначала говорю:Алеша,хочешь хлеб? Он тогда отвечает -да. Тогда говорю,проси: и четко произношу "дай хлеб" или "мама, дай хлеб". Он повторяет вслед за мной слово за словом.
Когда мы учим ребенка просить какой-либо предмет, мы еще используем жесты и обязательно показываем, кому надо дать этот предмет. На первых порах просто даем образец, проговариваем "Дай мне хлеб" + жест "дай", указываем собственной рукой на себя, указываем на картинку/реальный предмет. Обычно за два-три занятия ребенок принимает алгоритм просьбы. А дальше используем этот алгоритм на всех занятиях и в бытовых ситуациях. Но! когда мы спрашиваем ребенка, например "Хочешь посмотреть картинки?" - особую роль здесь играет речевая мимика. Очень важно не упустить взгляд ребенка, "заразить" его интересом Image. И дальше произносим "Попроси". Обязательно выдерживаем паузы, т.к. ребенку надо успеть "включиться" в ситуацию. И потом все как в замедленном кино, мы просто начинаем медленно и последовательно показывать жесты из уже известного алгоритма просьбы. Прослеживая наши действия, и собственно, выполняя их, ребенок упрощенно проговаривает фразу. И все это время, зрительно удерживаем контакт с ребенком. Ребенок оценивает наши эмоции, учится переводить взгляд с рук на лицо, а далее на предмет и опять на лицо. Без такого совместного прослеживания очень сложно удержаться в рамках диалога. Когда фраза стала достаточно знакомой, можно использовать уточняющие вопросы "Что я должна сделать?", "Кому дать хлеб?" И тут важно сказать взрослому не "Алеше" , а взять в руки ладошку малыша и указать ею на его грудь - "Мне" Мы же хотим, чтобы малыш научился говорить "Дай мне", а не "Дай Алеше"
И еще может получиться так, что определенное слово появляется у ребенка в определенной ситуации. Это касается различных вариантов "упрощенных" слов (автономная речь). Например, "коняка" - лошадка, "ням-ням" - еда, "ки" - книга и т.д. Такие слова относятся к определенной ситуации, т.е. ситуативная речь. И если Вы хотите, чтоб Леша произносил слово, то соответственно дублируем ситуацию, в которой это слово появилось. Наша задача постепенно расширять такие ситуации. С опорой на известную ситуацию добавляем новые элементы (меняем предметы, добавляем действия). Понятен этот момент или остановиться на нем чуть подробней?
Меня он называет "бапа" и как правило не использует это слово как обращение
А Вы часто акцентируете свое внимание на его имени? Бывают у вас такие игры как "Платочек", "Ку-ку" - разные названия у таких игр. Через такую игру как раз и можно развивать обращение. Сначала спрятали Лешу под косынку. Пусть он так посидит несколько секунд. Далее зовем "Леша, Леша - ты где?" "Леша - я зову тебя!" "Леша - ты где?" Потом ВМЕСТЕ снимаете платок и целуете/обнимаете его со словами "Вот он - Леша!" "Я тебя нашла!" На первых порах будет спонтанное срывание платка, но не ругайте его за это. Ему надо научиться именно ОЖИДАНИЮ дальнейших действий. А возможно это через постепенное увеличение времени. Потом накиньте платок себе на голову  и повторите игру. Можно надевать платок (через некоторое время) на других членов семьи. Можно незаметно подкладывать игрушки под платок. Кого Алеша позовет, тот и появляется.
Обращение можно  обыгрывать в игре. Это очень эффективно, когда в игре с куклой мы произносим "Катя, ешь суп!" "Катя, сядь!" Ребенок в игре учится и давать инструкции и обращаться.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
MamAleshi
Последний визит: 03.05.2024 17:42
Дети:

16.04.2009

#43

Сообщение MamAleshi » 27 июн 2013, 00:02

Спасибо, Марина, за ответ!
Когда мы учим ребенка просить какой-либо предмет, мы еще используем жесты и обязательно показываем, кому надо дать этот предмет. На первых порах просто даем образец, проговариваем "Дай мне хлеб" + жест "дай", указываем собственной рукой на себя, указываем на картинку/реальный предмет.
Все понятно. У меня есть ваш диск с логоритмикой. Там очень наглядно представлен этот алгоритм просьбы. Но я видимо поторопилась, как только Леша стал говорить слово дай, убрала этот жест рукой. И теперь понимаю,что рановато это сделала. Ведь действительно это помогает построить фразу. Так что теперь будем просить, как вы советуете.
По поводу появления слов в определенных ситуациях и их расширения, напишите,пожалуйста подробней. Как я поняла, например слово вода Леша сейчас стал неплохо произносить: сначала я это слово всегда у него вызывала, когда мы мыли руки под краном: Что льется? -"ВА-ДА".Сейчас мы гостим у бабушки в деревне, гуляем по саду и ему очень понравилась бочка с водой. Я называю: в бочке ВА-ДА. Что в бочке-он смотрит внимательно на мои губы-я говорю беззвучно и он повторяет "ВА-ДА". А если не подсказывать ему хотя бы беззвучно, то он говорит А-ДА. Первый звук "В" ему еще с трудом дается.Как нам расширить наши ситуации?Понятно что в играх с водой, купанием в быту и кукол. Может еще что-то?
То же самое со словом ВОТ. В основном используем в книжках: на вопрос: где кот?-вот т.д. Леше понравилась игра с прятанием игрушек в песке. Прячем с ним маленькую матрешку или пупса. И говорим где ляля? потом ищем,раскапываем.Вот ляля. Вот.
На Лешином имени внимание акцентируем достаточно часто. Спрашиваем как его зовут, играем в плато чек (Ветер по морю гуляет) и в прятки (Леша и его сестренка любят прятаться по одеялом)и мы зовем друг друга: ау,Леша, ау,Лиза. Видимо надо кого-то еще из взрослых к нашей игре подключать,что бы они меня звали ау,мама.
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 22.09.2025 00:45
Специализация:
Логопед, дефектолог

#44

Сообщение Иванова Марина М. » 27 июн 2013, 02:12

Доброй ночи, Екатерина!
Первый звук "В" ему еще с трудом дается.Как нам расширить наши ситуации?Понятно что в играх с водой, купанием в быту и кукол. Может еще что-то?  
Если Вы хотите акцентировать внимание именно на звуке, то попробуйте вводить в обиход слова, где В в начале слова: вода, вата, вот, кукла Валя, кукла (мальчик) Вова, бабушка вяжет, вилка, кукла Вика и т.д.
если хотите в общем расширять лексический словарь, то можно сделать (в дополнение к играм) тематический альбом. Он описан тут http://downsideup.org/board/showthread.php?t=1190
Только пожалуйста, не вводите пока буквы и отдельные символы.
Про игру в платочек. Да, действительно можно подключать взрослых.
Игрушки можно прятать не только в песке. Добавляем крупы и тесто.
А в общем, вы все правильно делаете, у вас отличные игры. Только не форсируйте события в ожидании от Леши каких-либо речевых конструкций. Если торопить, то есть риск появления запинок/заикания.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
MamAleshi
Последний визит: 03.05.2024 17:42
Дети:

16.04.2009

#45

Сообщение MamAleshi » 27 июн 2013, 16:22

Спасибо, Вам большое,Марина.
На следующей неделе приедем домой и займусь подготовкой альбомов для глобального чтения и тематического альбома.У нас уже есть небольшой альбомчик: в нем в основном фото членов семьи и животные,некоторые игрушки, которые Леша может произносить. Думаю, пришло время составить несколько альбомов по разным лексическим темам, как вы рекомендуете.
Еще у меня вопрос, как нам научиться нюхать? Раньше Алеша вроде бы умел нюхать, а  теперь научился дуть и как только подносишь что-то к его лицу и говоришь, понюхай (цветок или баночки с разными запахами,которые мы специально для этого сделали) он сразу дует. Наш логопед, говорит, что ему при этом надо закрывать рот рукой. А вы что можете посоветовать?
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 22.09.2025 00:45
Специализация:
Логопед, дефектолог

#46

Сообщение Иванова Марина М. » 15 авг 2013, 20:21

Екатерина, добрый вечер!
Закрывать рот ребенку на просьбу понюхать, как-то не этично на мой взгляд. У Алеши просто пока не автоматизированы эти процессы. Он их не различает по названию. Ему надо дать визуальную или тактильную опору при выполнении данных упражнений. Дать некие символы, которые будут обозначать эти процессы.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
MamAleshi
Последний визит: 03.05.2024 17:42
Дети:

16.04.2009

#47

Сообщение MamAleshi » 19 авг 2013, 22:15

Здравствуйте, Марина! Спасибо за ответ, но можно уточнить.Что Вы подразумеваете под визуальной опорой? Например, карточки ему показывать, где нарисован нос, и давать при этом что-то понюхать, а картинку со ртом, и говорить при этом дуй? Или лучше картинки с мальчиком, который например нюхает цветок и дует на одуванчик или кораблик,т.е.сюжетные? Что Вы имеете в виду под тактильной опорой?
С уважением, Екатерина .
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 22.09.2025 00:45
Специализация:
Логопед, дефектолог

#48

Сообщение Иванова Марина М. » 19 авг 2013, 23:01

Добрый вечер, Екатерина!
MamAleshi;30974Что Вы подразумеваете под визуальной опорой? Например, карточки ему показывать, где нарисован нос, и давать при этом что-то понюхать, а картинку со ртом, и говорить при этом дуй?
Разные картинки с частями лица - какая-то расчлененка получится. И потом, я не думаю, что у Алеши настолько развиты анализ и синтез, чтобы самостоятельно различать на картинках отдельно нос и отдельно рот. Целостная картинка с лицом тоже не вариант. Лучше использовать не предметные картинки, а сюжетные (см. ниже).
MamAleshi;30974Или лучше картинки с мальчиком, который например нюхает цветок и дует на одуванчик или кораблик, т.е. сюжетные?
Лучше используйте фотографии с Алешей. Фотография воспринимается детьми быстрее, т.к. это личный опыт. Фотография должна быть очень яркая (в эмоциональном плане), с действием, которое Алеша может вспомнить и опознать  на карточке. Например, Вы писали, что ему нравится сдувать снежинки. Вот сделайте такую фотографию и при случае показывайте её, даже если Алеша дует на другой предмет. И еще, фиксируйте внимание Алеши не только на самом действии, но и на произведенном эффекте. Дунули на снежинки, сделайте паузу, проговорите "ПО-ЛЕ-ТЕ-ЛИ!" Проследите вместе всю цепочку происходящего. Учимся фиксировать его внимание.
Точно так же надо выделить "яркий" предмет, который Алеша может нюхать или тот, который вы все время тренируетесь нюхать.  После того, как понюхали предмет, можно произнести какое-нибудь простое характерное звукосочетание (АХ или ФУ).
Приведу пример из собственной практики Image Дети быстрее и более эмоционально реагируют на слово ФУ, чем на АХ. Видимо само слово и легче произносить и мимика человека ярче. Поэтому это слово они быстро запоминают, и постепенно действие, соответственно Image Конечно же мы отрабатывали оба слова, дабы был различный опыт.
Кстати, нюхать можно и крем, которым Вы намазали руки, и духи (если запах не резкий), и селедку, и супчик, и тушеное мясо (это все может быть АХ). ФУ - думаю тоже запахов в жизни хватает Image В быту, можно отлично это все закреплять, а не только на организованных занятиях. Главное, Вы тоже должны показывать пример действия. Например, дотрагиваться своей рукой до своей груди или своего живота. Везде даем образец.
MamAleshi;30974 Что Вы имеете в виду под тактильной опорой?
Опора на чувствительность. Например, когда дуем - подносим указательный палец руки ко рту, а когда нюхаем - кладем ладошку на грудь или живот. А если это сопроводить ещё описанными фотками, то думаю дело быстрее пойдет.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
MamAleshi
Последний визит: 03.05.2024 17:42
Дети:

16.04.2009

#49

Сообщение MamAleshi » 02 сен 2013, 14:36

Спасибо огромное, Марина, за такой подробный ответ. Попробуем все вышеперечисленное, а то ну никак у нас пока эти 2 процесса не разделятся. Подарили мне на первое сентября букетов: Леша подходит к ним и старательно дует Image
С уважением, Екатерина.
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 22.09.2025 00:45
Специализация:
Логопед, дефектолог

#50

Сообщение Иванова Марина М. » 03 сен 2013, 12:16

Добрый день, Екатерина!
Хорошо, пробуйте. Будут вопросы - пишите.
MamAleshi;31285Подарили мне на первое сентября букетов: Леша подходит к ним и старательно дует Image
Лапочка, старается! :o
С уважением, Иванова Марина!
Ответить

Вернуться в «КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7)»