Матвей, 13.03.2017
- Екатерина
- Последний визит: 13.11.2024 07:04
-
Дети:
Матвей
03.03.2017
#1 Матвей, 13.03.2017
Здравствуйте! Нам нужна ваша помощь, я осознала, что мы самостоятельно с ситуацией не справляемся! Матвею скоро шесть лет, говорит только "да". Ложкой сам есть отказывается, и пьет из поильника. Посещает детский сад без удовольствия. Но большую тревогу вызывает то, что он не хочет учится, он не любит, когда ему что-либо начинают рассказывать, с ним невозможно сходить в магазин и сделать покупки (он начинает бегать между рядами с товарами, при попытке затормозить и пойти в нужную сторону, начинается скандал), при попытке почитать с ним, он просто закрывает книгу и кидает ее, при попытке поиграть в совместные игры (например в лото), он теряет интерес через 10 сек. Я понимаю, что это вина родителей, но ситуацию и поведение исправлять как-то нужно. Надеюсь вы поможете справиться!
- Иванова Марина М.
- Последний визит: 20.01.2025 14:19
-
Специализация:
Логопед, дефектолог
#2
Здравствуйте, Екатерина!
Рада приветствовать Вас на нашем форуме и помочь разобраться с вопросами.
Спасибо за ваши пояснения, они помогают понять вопрос. Те ситуации, которые Вы описали, требуют от ребенка высокого уровня произвольного внимания. Возможно Матвею было трудновато справиться с некоторыми поручениями, попробуем их чуть изменить.
Первое, что важно понять, это то, что в новых ситуациях ребенок всегда реагирует привычным, автоматизированным способом. Как это проявляется? Если ребенок привык проявлять свой протест через движения телом (в привычных ситуациях), то и в новых местах он тоже будет его демонстрировать. Обучать новым средствам лучше в спокойной привычной обстановке.
Если у ребенка начинаются странные проявления, с которыми Вам трудно справиться в ситуации "здесь и сейчас", то есть три варианта действий. На эти мероприятия ребенок откликнется точно:
1. Изменить температурный режим! (если в помещении жарко - открываем окно/форточку; выходим из павильона магазина в более прохладное место)
2. Изменяем освещение в помещении! (выключаем/включаем свет или выходим в помещение с контрастным освещением)
3. Меняем картинку перед глазами, образно пишу! (ребенок видит полки в магазине, значит обнимаем целуем его и переносим в комнату с креслами, к примеру).
Почему эти способы действующие? Потому что они невербальные, они опираются на наши ощущения (контактные и дистанционные), а это на рефлекторном уровне помогает переключить внимание. Вообще, эти способы в классической литературе описаны, как способы предотвращения истерики у ребенка (в этом процессе тоже трудности с произвольностью, вот я и использую их на занятиях с детьми, которым пока трудно себя регулировать по словесной просьбе).
Далее, если интересен материал про конкретные повседневные совместные дела, то предлагаю Вам посмотреть мой вебинар (2020 г) и почитать вот эту статью:
Развитие речи в повседневном общении
Некоторые приемы развития речевых средств общения у детей с синдромом Дауна во взаимодействии со взрослым
С 31 января я начинаю свой курс для родителей "Играем вместе". В ноябре был курс для специалистов. Сейчас для родителей. Предлагаю Вам тоже подключиться, поскольку все про речь и игру очень просто расскажу.
Встречи будут 31.01; 07.02; 14.02; 21.02; 28.02. Эфиры разные, материал последовательный, длительность эфира примерно 2 часа (обычно еще чуть задерживаемся).
Вот ссылка на календарь событий для родителей: Вот ссылка на регистрацию Там на каждую встречу надо будет регистрироваться. Будут записи эфиров.
Рада приветствовать Вас на нашем форуме и помочь разобраться с вопросами.
Спасибо за ваши пояснения, они помогают понять вопрос. Те ситуации, которые Вы описали, требуют от ребенка высокого уровня произвольного внимания. Возможно Матвею было трудновато справиться с некоторыми поручениями, попробуем их чуть изменить.
Первое, что важно понять, это то, что в новых ситуациях ребенок всегда реагирует привычным, автоматизированным способом. Как это проявляется? Если ребенок привык проявлять свой протест через движения телом (в привычных ситуациях), то и в новых местах он тоже будет его демонстрировать. Обучать новым средствам лучше в спокойной привычной обстановке.
Если у ребенка начинаются странные проявления, с которыми Вам трудно справиться в ситуации "здесь и сейчас", то есть три варианта действий. На эти мероприятия ребенок откликнется точно:
1. Изменить температурный режим! (если в помещении жарко - открываем окно/форточку; выходим из павильона магазина в более прохладное место)
2. Изменяем освещение в помещении! (выключаем/включаем свет или выходим в помещение с контрастным освещением)
3. Меняем картинку перед глазами, образно пишу! (ребенок видит полки в магазине, значит обнимаем целуем его и переносим в комнату с креслами, к примеру).
Почему эти способы действующие? Потому что они невербальные, они опираются на наши ощущения (контактные и дистанционные), а это на рефлекторном уровне помогает переключить внимание. Вообще, эти способы в классической литературе описаны, как способы предотвращения истерики у ребенка (в этом процессе тоже трудности с произвольностью, вот я и использую их на занятиях с детьми, которым пока трудно себя регулировать по словесной просьбе).
Далее, если интересен материал про конкретные повседневные совместные дела, то предлагаю Вам посмотреть мой вебинар (2020 г) и почитать вот эту статью:
Развитие речи в повседневном общении
Некоторые приемы развития речевых средств общения у детей с синдромом Дауна во взаимодействии со взрослым
С 31 января я начинаю свой курс для родителей "Играем вместе". В ноябре был курс для специалистов. Сейчас для родителей. Предлагаю Вам тоже подключиться, поскольку все про речь и игру очень просто расскажу.
Встречи будут 31.01; 07.02; 14.02; 21.02; 28.02. Эфиры разные, материал последовательный, длительность эфира примерно 2 часа (обычно еще чуть задерживаемся).
Вот ссылка на календарь событий для родителей: Вот ссылка на регистрацию Там на каждую встречу надо будет регистрироваться. Будут записи эфиров.
С уважением, Иванова Марина!
- Иванова Марина М.
- Последний визит: 20.01.2025 14:19
-
Специализация:
Логопед, дефектолог
#3
Опишите пожалуйста, как происходит процесс еды. Как пробовали учить пить из чашки? Именно сами ситуации опишите пожалуйста.
С уважением, Иванова Марина!
- Екатерина
- Последний визит: 13.11.2024 07:04
-
Дети:
Матвей
03.03.2017
#4
Мы сами кормим его с ложки, а он в это время смотрит мультики (знаю, что так нельзя).В более младшем возрасте, мы пытались приучить его самостоятельно кушать, но видимо, у меня не хватило терпения.... Он брал ложку и просто мотал ей,не пытаясь кушать. Если я брала его руку в свою, чтобы помочь, он нервничал и вырывал руку...И еще лет до 3,5 он часто давился во время еды до рвоты и после этого уже отказывался есть. Так же обстоит дело и с кружкой. Он попробовал несколько раз, но захлёбывался. Теперь отказывается даже пробовать пить из кружки, я предлагаю, но он отказывается. Когда он пошел в сад, я думала там ситуация изменится, но он там не пил совсем. И поэтому в сад мы ходим с поильником....
И вообще Матвей очень упрямый. Вчера в саду по какой-то причине весь день отказывался от еды, когда домой вернулись, он покушал хорошо. Воспитатели вынуждены были убрать коляску для кукол, так как он в других детей врезался нарочно. Бывают ситуации, когда ему говоришь, что так делать нельзя или что это больно, он тут же опускает голову и начинает плакать.
А по поводу ситуации в магазине.. мы давали детскую тележку, он бегал с этой телегой между рядами и было еще страшнее, что он в кого-нибудь или во что-нибудь врежется, а под конец Матвей на скорости отпустил телегу... успели поймать. Мы очень много времени упустили из-за ковида и из-за болезней, когда было страшно и нельзя ходить в общественные места, а для нас это было самое время приучаться...
Не знаю понятно написано или может сумбурно.
И вообще Матвей очень упрямый. Вчера в саду по какой-то причине весь день отказывался от еды, когда домой вернулись, он покушал хорошо. Воспитатели вынуждены были убрать коляску для кукол, так как он в других детей врезался нарочно. Бывают ситуации, когда ему говоришь, что так делать нельзя или что это больно, он тут же опускает голову и начинает плакать.
А по поводу ситуации в магазине.. мы давали детскую тележку, он бегал с этой телегой между рядами и было еще страшнее, что он в кого-нибудь или во что-нибудь врежется, а под конец Матвей на скорости отпустил телегу... успели поймать. Мы очень много времени упустили из-за ковида и из-за болезней, когда было страшно и нельзя ходить в общественные места, а для нас это было самое время приучаться...
Не знаю понятно написано или может сумбурно.
- Иванова Марина М.
- Последний визит: 20.01.2025 14:19
-
Специализация:
Логопед, дефектолог
#5
Здравствуйте!
Спасибо за описания, Вы все очень понятно изложили, и да есть некоторые трудности, будем разбираться.
Смотрели ли Вы вебинары по кормлению, которые расположены у нас на сайте? Там много интересной информации, которая может быть вам полезна.
Сейчас у Матвея основной способ общения - через движения телом (невербальная коммуникация). Т.е. он через движения корпуса (отвернулся, повернулся), резкие движения руками (стукнул, сбросил), стремительные движения с ускорением и остановками сообщает о своих желаниях и потребностях. Такой этап проходят все дети. Другой момент, что парень повзрослел, возмужал, и с ним труднее договориться на уровне движений, т.к. он уже сильный. Есть еще не мало важный момент. Матвей находится на этапе невербальной коммуникации (движения телом, жесты), значит он и более чувствителен к таким ориентирам. Соответственно, речевые просьбы (вербальная коммуникация), ему пока трудновато воспринимать и удерживать на них внимание и/или зрительный контакт.
Получается так, Матвей находится на одной платформе общения, взрослый к нему обращается используя средства другой платформы, т.е. Матвей и взрослый находятся в разных информационных полях. Чтоб услышать друг друга и быть понятными, важно оказаться в едином пространстве, информационном поле. Именно, когда Матвей слышит только речь, ему трудно понять контекст ситуации. Но, как только его начинают регулировать с помощью ограничительных и направляющих движений руками - ему все становится понятно. Поскольку именно взрослому подстроиться легче, то именно мы должны использовать те, ориентиры, которые понятны Матвею. Т.е. в повседневном общении с мальчиком надо тоже активно использовать движения и жесты. И используем их не молча, наша простая четкая речь сопровождает жесты. Вы используете жесты в общении с Матвеем?
Направления работы:
1. Формировать у Матвея мотив общения. Чтоб Матвей захотел оставаться со взрослым, видел его, удерживал зрительный контакт, сам сокращал дистанцию между собой и взрослым. Делать это будем через игры и любимую деятельность Матвея через поддерживающую Матвея деятельность. Какие у него есть любимые действия, движения, повседневные дела, игры?
2. Постепенно увеличивать физическую нагрузку на тело через деятельность по дому, по хозяйству (именно в знакомой ситуации). Предлагать различную деятельность с разными предметами для обогащения сенсорного опыта. Это все необходимо предоставить Матвею, поскольку он сейчас в этом очень нуждается. Он именно поэтому совершает стремительные и резкие движения, чтоб познавать мир доступным образом. Для этого рекомендую Вам посмотреть вебинар Ильи Музюкина и Лизы Сладковой. Вот ссылка https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/zapis-vebinara-sensornyy-defitsit-autostimulyatsii-povedenie-rech/
И вот эту запись посмотрите https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/vstrecha-vebinar-s-psikhologom-tsentra-soprovozhdeniya-semi-daunsayd-ap-spetsialistom-po-sotsialno-e/
3. Работа по дневнику развития. Это ссылка на компетенции: https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/ya-vsyo-smogu-razvitie-rebenka-v-estestvennoy-srede-navyki-i-kompetencii/
Вот ссылка на дневник: https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/dnevnik-razvitiya-rebenka/
Постепенно подключим и другую литературу, видео.
Скажите, сейчас понятен общий план действий? Если есть вопросы, сразу пишите.
Ваша ближайшая задача сейчас посмотреть вебинары Ильи и Лизы.
Жду отклик по моим уточняющим вопросам.
Спасибо за описания, Вы все очень понятно изложили, и да есть некоторые трудности, будем разбираться.
Смотрели ли Вы вебинары по кормлению, которые расположены у нас на сайте? Там много интересной информации, которая может быть вам полезна.
Сейчас у Матвея основной способ общения - через движения телом (невербальная коммуникация). Т.е. он через движения корпуса (отвернулся, повернулся), резкие движения руками (стукнул, сбросил), стремительные движения с ускорением и остановками сообщает о своих желаниях и потребностях. Такой этап проходят все дети. Другой момент, что парень повзрослел, возмужал, и с ним труднее договориться на уровне движений, т.к. он уже сильный. Есть еще не мало важный момент. Матвей находится на этапе невербальной коммуникации (движения телом, жесты), значит он и более чувствителен к таким ориентирам. Соответственно, речевые просьбы (вербальная коммуникация), ему пока трудновато воспринимать и удерживать на них внимание и/или зрительный контакт.
Получается так, Матвей находится на одной платформе общения, взрослый к нему обращается используя средства другой платформы, т.е. Матвей и взрослый находятся в разных информационных полях. Чтоб услышать друг друга и быть понятными, важно оказаться в едином пространстве, информационном поле. Именно, когда Матвей слышит только речь, ему трудно понять контекст ситуации. Но, как только его начинают регулировать с помощью ограничительных и направляющих движений руками - ему все становится понятно. Поскольку именно взрослому подстроиться легче, то именно мы должны использовать те, ориентиры, которые понятны Матвею. Т.е. в повседневном общении с мальчиком надо тоже активно использовать движения и жесты. И используем их не молча, наша простая четкая речь сопровождает жесты. Вы используете жесты в общении с Матвеем?
Направления работы:
1. Формировать у Матвея мотив общения. Чтоб Матвей захотел оставаться со взрослым, видел его, удерживал зрительный контакт, сам сокращал дистанцию между собой и взрослым. Делать это будем через игры и любимую деятельность Матвея через поддерживающую Матвея деятельность. Какие у него есть любимые действия, движения, повседневные дела, игры?
2. Постепенно увеличивать физическую нагрузку на тело через деятельность по дому, по хозяйству (именно в знакомой ситуации). Предлагать различную деятельность с разными предметами для обогащения сенсорного опыта. Это все необходимо предоставить Матвею, поскольку он сейчас в этом очень нуждается. Он именно поэтому совершает стремительные и резкие движения, чтоб познавать мир доступным образом. Для этого рекомендую Вам посмотреть вебинар Ильи Музюкина и Лизы Сладковой. Вот ссылка https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/zapis-vebinara-sensornyy-defitsit-autostimulyatsii-povedenie-rech/
И вот эту запись посмотрите https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/vstrecha-vebinar-s-psikhologom-tsentra-soprovozhdeniya-semi-daunsayd-ap-spetsialistom-po-sotsialno-e/
3. Работа по дневнику развития. Это ссылка на компетенции: https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/ya-vsyo-smogu-razvitie-rebenka-v-estestvennoy-srede-navyki-i-kompetencii/
Вот ссылка на дневник: https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/dnevnik-razvitiya-rebenka/
Постепенно подключим и другую литературу, видео.
Скажите, сейчас понятен общий план действий? Если есть вопросы, сразу пишите.
Ваша ближайшая задача сейчас посмотреть вебинары Ильи и Лизы.
Жду отклик по моим уточняющим вопросам.
С уважением, Иванова Марина!
- Екатерина
- Последний визит: 13.11.2024 07:04
-
Дети:
Матвей
03.03.2017
#6
Здравствуйте! Вебинары просмотреть еще не удалось по времени (на работе). Хочу написать немного как происходит общение. Он нам показывает жестом, например, что он хочет кушать.. Я его спрашиваю: "Ты хочешь кушать?". Матвей отвечает :"Да!". - "Ты будешь кушать суп? Матвей отвечает: "Да" или, если не хочет суп, показывает, что не хочет. "Ты хочешь картошку?" и т.д. Или бывают ситуации, когда мы предлагаем сварить кашу на выбор. Я ему предлагаю две банки с кашей и спрашиваю: "Ты будешь овсяную или манную?" Он показывает на манную. Я задаю уточняющий вопрос. Он соглашается. Или Матвей показывает, что хочет гулять. Я спрашиваю: "Ты хочешь гулять?". Матвей:"Да!". Но, если, например, на улице мороз, и мы говорим, что там холодно и мы гулять сегодня не будем. Он расстраивается и постоянно напоминает жестом, что он хочет гулять.
Получается, что взрослые используют только речь без жестов. Так неправильно?
Добавлю еще, по поводу речи. Если, например Матвею пожелать "Спокойной ночи", он в ответ скажет "Да-да-да", причем интонация бывает разной в зависимости от того, что он говорит. Еще Матвей, говорит "Не дам!", практически на все с чем он не согласен. Например, если мы пришли с прогулки, и сказать ему иди мой руки, а он не хочет. Он ответит "Не дам!"
Еще хотела бы вернуться в самое начало и написать, что когда Матвей родился было тугое обвитие пуповиной и долгий безводный период (16 часов). Возможно, что это тоже влияет на отсутствие речи...
Получается, что взрослые используют только речь без жестов. Так неправильно?
Добавлю еще, по поводу речи. Если, например Матвею пожелать "Спокойной ночи", он в ответ скажет "Да-да-да", причем интонация бывает разной в зависимости от того, что он говорит. Еще Матвей, говорит "Не дам!", практически на все с чем он не согласен. Например, если мы пришли с прогулки, и сказать ему иди мой руки, а он не хочет. Он ответит "Не дам!"
Матвей вечерами проводит за телефоном, телевизором. Играет с старшей сестрой в прятки (но он только ищет, не прячется), может машинки покатать, воздушный шарик покидать. Любит покачаться, покрутиться на палке (это как кольца на турнике, только вместо колец палка). Можем собрать, поиграть в железную дорогу. Я заметила, что Матвею нравятся моменты и в жизни, и в мультфильмах, когда кто-то или что-то падает, ломается, рушится....Какие у него есть любимые действия, движения, повседневные дела, игры?
Еще хотела бы вернуться в самое начало и написать, что когда Матвей родился было тугое обвитие пуповиной и долгий безводный период (16 часов). Возможно, что это тоже влияет на отсутствие речи...
- Иванова Марина М.
- Последний визит: 20.01.2025 14:19
-
Специализация:
Логопед, дефектолог
#7
Здравствуйте!
В: Мы идем сейчас обедать (+ жест). Ты будешь есть (+жест)?
Р: Да (посмотрел на ваши обозначения: слово и жест)
В: Я сварила (+ жест) суп. Будешь?
Р: Да (опять посмотрел на Вас) и т.д.
Таким образом указательный жест начинает развиваться, трансформироваться, уточняются глаголы. Если раньше он указывал на чашку в разных значениях: мне нравится эта чашка и я хочу пить. То с введением жестов для обозначения глаголов, он сможет более четко донести свою мысль. Уловили мысль?
А например, задавая вопрос про "гулять", тоже можно показывать рукой катание на качелях и скатывание с горки. Даже холод на улице можно показать: "Там холодно! (+жест) Подождем чуть".
Смотрите, вопросы, которые Вы задаете, предполагают ответ либо в виде указательного жеста (при выборе каши, например), либо "ДА". Речь, которую слышит Матвей - это фразы из 3-4 слов. Речь взрослого - это есть образец речи, которую мы хотим услышать от ребенка, которой он может подражать. Но имея в арсенале указательные жесты и "Да", любому ребенку трудновато сразу перейти к подражанию многословным фразам. Поэтому промежуточным мостиком являются имитирующие жесты, которые сопровождают Ваши фразы. Как выглядит диалог с жестом?Екатерина: писал(а): Получается, что взрослые используют только речь без жестов. Так неправильно?
В: Мы идем сейчас обедать (+ жест). Ты будешь есть (+жест)?
Р: Да (посмотрел на ваши обозначения: слово и жест)
В: Я сварила (+ жест) суп. Будешь?
Р: Да (опять посмотрел на Вас) и т.д.
Таким образом указательный жест начинает развиваться, трансформироваться, уточняются глаголы. Если раньше он указывал на чашку в разных значениях: мне нравится эта чашка и я хочу пить. То с введением жестов для обозначения глаголов, он сможет более четко донести свою мысль. Уловили мысль?
А например, задавая вопрос про "гулять", тоже можно показывать рукой катание на качелях и скатывание с горки. Даже холод на улице можно показать: "Там холодно! (+жест) Подождем чуть".
Он парень уже взрослый, можно пояснять - "Руки грязные. После улицы я иду мыть руки". С одной стороны Вы проговариваете про себя, и вместе с ним идете мыть руки - совместная деятельность получается, с другой стороны, это не выглядит, как жесткая директивность. Просто правило, которое все выполняют: "После улицы всегда мою руки, а ты помыл? Ой, какие руки грязные". Можно связать этот обязательный процесс с каким-то приятным действием в ванной, например, играть в охотников и ловить скользкий кусочек мыла в раковине - чуть поиграли, поймали, помыли руки. Можно с пеной связать игровые действия. Через игровые приемы будет легче, только для этого надо заранее время выделить. Можно поставить на раковину маленькую плетеную корзиночку, а внутрь положить три разноцветных кусочка мыла. Можно просто спрашивать: "Какое мыло сегодня ловим?"Екатерина: писал(а): Еще Матвей, говорит "Не дам!", практически на все с чем он не согласен. Например, если мы пришли с прогулки, и сказать ему иди мой руки, а он не хочет. Он ответит "Не дам!"
Так или иначе, сейчас то мы думаем о том, как дальше организовывать развивающее пространство. Описанные игры - это больше про импульсивные порывистые движения. А как он играет с железной дорогой?Екатерина: писал(а): Еще хотела бы вернуться в самое начало и написать, что когда Матвей родился было тугое обвитие пуповиной и долгий безводный период (16 часов). Возможно, что это тоже влияет на отсутствие речи.
Начальное сочетание звуков и расположение ударного слога в "Спокойной ночи" - может быть трудноватым. Можно говорить или "ДОброй ночи" - прям вот активно выделяя ударный слог, или "Пока". Начальный ударный слог дети быстрее схватывают.Екатерина: писал(а): Добавлю еще, по поводу речи. Если, например Матвею пожелать "Спокойной ночи", он в ответ скажет "Да-да-да", причем интонация бывает разной в зависимости от того, что он говорит.
С уважением, Иванова Марина!
- Екатерина
- Последний визит: 13.11.2024 07:04
-
Дети:
Матвей
03.03.2017
#8
Здравствуйте! Подскажите, что делать в такой ситуации, когда ребенок сопротивляется применять свой навык. Например, умеет пить из кружки, но не хочет этого делать и требует поильник. Или может есть ложкой, но настаивает, чтобы его кормили.
- Иванова Марина М.
- Последний визит: 20.01.2025 14:19
-
Специализация:
Логопед, дефектолог
#9
Здравствуйте, Екатерина!
Спасибо за вопрос, очень интересный. Вопрос больше психологический, умения/навыки уже сформированы. Думается надо поговорить с Верой Степановой в разделе Я и мой ребенок. Беседы с психологом
Напишите Вере этот вопрос. Там могут быть разные факторы, вызывающие сопротивление, и в беседе с Верой как раз сможете их рассмотреть.
Спасибо за вопрос, очень интересный. Вопрос больше психологический, умения/навыки уже сформированы. Думается надо поговорить с Верой Степановой в разделе Я и мой ребенок. Беседы с психологом
Напишите Вере этот вопрос. Там могут быть разные факторы, вызывающие сопротивление, и в беседе с Верой как раз сможете их рассмотреть.
С уважением, Иванова Марина!