ОБСУЖДЕНИЕ: навыки и компетенции

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 02.09.2025 14:21

#101

Сообщение polina » 28 окт 2014, 11:41

Добрый день, уважаемые  семинаристы. Image
Давайте поразмышляем над тем, какова цель данного этапа:
1. мы хотим, что ребенок любым путем добрался до ванной
2. мы хотим, чтобы поняв инструкцию ребенок ориентируясь в квартире добрался до ванной, а не до кухни и не застрял по дороге, увидев что-то интересное.
Мы все понимаем, что конечная цель обозначена под номером 2.
И тогда возникает вопрос: какие виды помощи приблизят нас ко второй цели?
Конечно, каждый ребенок индивидуален, но попробуем как-то вычленить общие закономерности.
Приведу пример из другого навыка: можно накормить ребенка, устраивая танцы с бубном. Цель, вроде, достигнута: ребенок сыт,  Но какая перспектива у такого способа кормления?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#102

Сообщение Ir-ra » 28 окт 2014, 17:42

Варвара, 2 года и 1 месяц.
После того, как ребенок понял инструкцию, мама начинает идти в ванную, останавливается у двери ванной, начинает звать ребенка: "идем в ванную мыть руки" и показывает приглашающий жест рукой.
Ребенок добирается до двери ванной, вместе с мамой или сам включает свет, открывает дверь, в ванной залазит на специальный табурет (на верху может лежать любимая игрушка) и начинается процесс умывания.

Перспектива кормления ребенка используя "бубен" и "танцы" — не веселая. Ребенок не сможет увидеть как кушать ложкой и научиться этому, потому что все внимание его будет на бубне и танцующем. Не будет знать, что он кушает, и самое главное он не увидит такого способа кормления ни в садике, ни в школе.
Ира
Аватара пользователя
Лано4ка
Дети:
Полина
24.02.2013

#103

Сообщение Лано4ка » 28 окт 2014, 17:47

Полина 1.7
Раньше по дороге по коридору,в любую сторону,полина останавливалась.,хватала обувь,сумки. Ей это запрещали. Потом,я разрешила делать все-правда смотрела чтобы в рот не тянула. Интерес пропал через какое то время. И полина стала проходить по коридору просто,не отвлекаясь
Аватара пользователя
Лано4ка
Дети:
Полина
24.02.2013

#104

Сообщение Лано4ка » 28 окт 2014, 17:54

Полина 1,7
Полина кушает часто с мультиками.раньше это было завлечение,сейчас чаще фон. Но привычка вырабатывается. Это большая проблема. Правда полина сосредоточена и на еде тоже. Она смотрит что ей дают,если например нет хлеба,есть не будет. И ее не обмануть. Ложкой сама ест. В гостях ест без мультика.дома это уже привычка. Может и нет ничего плохого,чтобы изначально ''завлекать во время еды?
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 02.09.2025 14:21

#105

Сообщение polina » 28 окт 2014, 18:33

Мне кажется, что общий вывод вырисовывается: дополнительные приемы для привлечения к достижению цели , конечно, должны быть, но они не должны  создавать проблем в будущем.
 Очень часто во время консультации мне приходится отвечать на вопросы такого вида: для того, чтобы....., мы делали...... Как теперь от этого отучить ? Image
Второе, на что нужно обратить внимание: это то, что при приучении к бытовым навыкам   мы должны придерживаться определенной логики событий: мы моем руки, чтобы потом покушать, или потому что они грязные,  мы одеваемся, чтобы пойти гулять итд
Ребенка может привлекать и сам процесс мытья посуды, он может хотеть делать что-то,  подражая взрослому.  Все эти способы не отвлекают ребенка от основной цели, не сбивают его с толку. Наоборот, он постепенно начинает видеть причинно- следственные связи. Здесь был замечательный пример, когда в ответ на предложение мыть руки, девочка отвечала "ам". Это значит, что она уже установила последовательность событий.
Многое из того, что вы написали, прекрасно подходит для приучения ребенка добираться до цели. Попробую подвести итоги:
Уметь добираться до ванной, ориентируясь в пространстве
1. Звуки, раздающиеся из того места, куда ребенок направляется:  шум льющейся воды из ванной, звяканье посуды из кухни, запахи, доносящиеся оттуда - все это привлечет внимание ребенка итд Обращайте на все это внимание ребенка и это станет его маячком.
2. Подражание взрослому, который идет в нужном направлении и  привлекает внимание ребенка
3.Напоминание, если ребенок забыл, куда он направлялся.
4. Можно дать ребенку какой-то предмет, который будет напоминать ему, куда он шел, например, полотенце, которое ассоциируется для него с умыванием.
5. Мы уже говорили, но повторю: то, что предлагают ребенку должно вызывать у него положительные эмоции или, по крайней мере, не вызывать протеста.
6. Если ребенку не очень нравится то, что ему предлагают, нужно найти в этом что-то интересное: либо в самом навыке, либо в том, что потом последует:  уберем игрушки с кресла и сядем туда читать книгу.

Прошу дополнять.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Vernalis
Последний визит: 02.11.2019 22:32
Дети:
Лиза
25.03.2013

#106

Сообщение Vernalis » 29 окт 2014, 00:53

Елизавета 1 год и 7 мес. и мама Юля
Старший сын, узнав про наш семинар, рассказал, что есть веселая песня про мытье рук. Вот ссылка  xmusic.me/q/l_q8y7Xr5PWR93qF55KCs82D46DaR6ntpeWnz7fgepLx6fOY2OHEuIE/  может кому пригодится) я Лизе просто включила ее, намеренно не объясняя о чем песня и тд., просто чтобы проверить реакцию. Со второго прослушивания она стала тереть руки! То есть она вслушивается в слова и понимает их) а сейчас начинает тереть руки уже во время вступления)))
С уважением, Юлия.
Аватара пользователя
Ремарчук
Последний визит: 16.06.2021 06:59
Дети:
Андрей
22.12.2011

#107

Сообщение Ремарчук » 29 окт 2014, 11:14

Андрей  2,10 года
Мне добавить нечего. По-моему, все учтено. Не надо ничего лишнего делать, чем проще, тем легче запоминать. Усложнять с возрастом.
Ирина
С уважением к Вам
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 02.09.2025 14:21

#108

Сообщение polina » 29 окт 2014, 21:02

Елизавета 1 год и 7 мес. и мама Юля
Старший сын, узнав про наш семинар, рассказал, что есть веселая песня про мытье рук. Вот ссылка  xmusic.me/q/l_q8y7Xr5PWR93qF55KCs82D46DaR6ntpeWnz7fgepLx6fOY2OHEuIE/  может кому пригодится) я Лизе просто включила ее, намеренно не объясняя о чем песня и тд., просто чтобы проверить реакцию. Со второго прослушивания она стала тереть руки! То есть она вслушивается в слова и понимает их) а сейчас начинает тереть руки уже во время вступления)))
Добавлю. Важно эту или другие песенки, или стишки или потешки не использовать, вместо инструкции. Но очень хорошо использовать вместе с обыгрыванием сюжета "умывание"  для закрепления, повторения, развития речи итд
Мы с вами потом будем говорить о речевом компоненте компетенции и там это отметим.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#109

Сообщение Ir-ra » 30 окт 2014, 08:02

Доброе утро!
Варвара, 2 года и 1 месяц.
У меня дополнений нет. Жду следующего задания))).
Хочу написать про перенос умения.
По средам посещаем адаптационную группу в центре.
Вчера на занятии было задание: педагог показывает как играть на ксилофоне, потом предлагает по очереди каждому ребенку поиграть на нем. Дети с родителями сидят по кругу на полу. Когда один ребенок играет, педагог поет короткую песню и указательными пальцами поочередно стучит по коленям, потом ребенок по словесной инструкции педагога, передает палочки и ксилофон соседу.
Задание с ксилофоном было предложено детям впервые, подобное задание раньше было с бубном и барабаном на котором играют руками.
В круге, мы с Варварой сидели последними.
Когда детки по очереди играли на ксилофоне и звучала песенка, по подражанию, Варвара смогла повторить за педагогом движения указательными пальчиками.
Дошла очередь до нас, Варвара взяла палочки у соседа, я положила ксилофон ей на коленки. Она постучала поочередно палочками по ксилофону, закончилась песенка, педагог наклонилась к Варваре и сказала:"А теперь Маше дай!".
Я сижу за спиной Варвары и что вижу: она перекладывает палочку левой рукой в правую руку, протягивает правую руку и отдает две палочки Маше.
Такое движение руками она научилась делать во время еды, если вдруг у нее окажется две ложки, два печенья в руках, она их обязательно будет перекладывать в правую руку. Перенос произошел из быта в игру, то что она делала много раз дома смогла применить в другой ситуации.
И еще добавлю, ксилофона дома у нас нет, в группе детки передавали палочки соседу по другому.
Ира
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 02.09.2025 14:21

#110

Сообщение polina » 30 окт 2014, 11:59

Спасибо, Ира за важное сообщение.
Это еще раз подчеркивает мысль о том, что сложные системы обучения, замысловатые теории отступают перед тем фактом, что целенаправленная осмысленная деятельность ребенка развивается в повседневной жизни.  
быстро умыть, покормить, высадить на горшок, манипулируя ребенком, для того, чтобы сэкономить время для занятий - это путь в тупик.

Всем спасибо за участие. Наш семинар читают около 60 зарегистрированных участников, среди них и  родители и специалисты.
Кроме зарегистрированых много и гостей. Точную цифру назвать не могу, но, обычно их в разы больше, чем зарегистрированных. Я надеюсь, что  наши беседы и размышления смогут помочь многим из них.

 А мы с вами продолжаем наши встречи.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛИЗАЦИИ»