ОБСУЖДЕНИЕ: навыки и компетенции

Ответить
Аватара пользователя
МаринаП
Последний визит: 03.09.2018 14:19
Дети:
Мария
20.07.2013

#71

Сообщение МаринаП » 21 окт 2014, 14:52

 Давайте разберемся, что реально вы делаете: моете руки,  моете лицо, чистите зубы. То есть, это  несколько другая ситуация, чем регулярное мытье рук.  и потому естественно, что и инструкция другая.
Уже в ванной вы можете напоминать и комментировать этапы: моем ручки, моем лицо, чистим зубки. Все это сопровождается соответствующим жестом.
Добрый день, Полина Львовна!
Утром и вечером я говорю:"Маша, пойдем умываться и чистить зубки". При этом мы чистим зубки (-Маша чистит зубки ровно три минутки, вот какие чистые и здоровые у Маши зубкиImage ) моем руки,(-Маша, моет  руки), лицо (-Маша давай умоем личико) и вся цепочка действий.
Смущает меня то, что когда я ЗОВУ Машу  умываться то и говорю ;"Маша, пойдем умываться и чистить зубки", а на самом деле еще и руки моем. А с другой стороны действия очень похожи, а словесные команды разные. Как это воспринимается ребенком?  Может не стоит зацикливаться на этом? я ведь таким вопросом не задавалась когда старшим деткам говорила эти слова.
Марина
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 17.10.2025 21:40

#72

Сообщение polina » 21 окт 2014, 19:52

Марина, я поняла: у вас в цепочке три составных части, а вы перечисляете две. Image
Это нормально. тем более, что слово умываться включает в себя и мытье рук.. Вряд ли вы моете лицо, не включая в процесс руки. Image
Обращаю внимание всех участников: у нас, действительно, есть сходные навыки, в каких-то случаях они объединяются. в каких-то нет.  К подбору инструкции нужно подходить взвешенно. Нет одного единственного варианта, но есть общее правило: лаконичность, понятность  речи.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
МаринаП
Последний визит: 03.09.2018 14:19
Дети:
Мария
20.07.2013

#73

Сообщение МаринаП » 21 окт 2014, 20:36

Полина Львовна, спасибо.
Для себя сделала вывод: нельзя недооценивать наших деток.
Марина
Аватара пользователя
Лано4ка
Дети:
Полина
24.02.2013

#74

Сообщение Лано4ка » 21 окт 2014, 21:39

Полина 1,7
Я раньше не достаточно обращала внимания как полина реагирует на словесную инструкцию. Благодаря нашему семинару,я стала более внимательной:-)
1 Были в комнате,я говорю :"полина,пошли мыть руки" (мы только что пришли с улицы), при этом показываю жест "мыть руки" и протягиваю руку
2 выходим в коридор вместе,полина останавливается и делает шаг в сторону кухни (ванна в противоположной стороне). Я ей говорю :" полина нам надо идти в ванную,чтобы помыть руки " . И тут,неожиданно для меня, полина разворачивается и в прямом смысле слова,бежит в ванную.
3. Далее процедура с мытьем рук. Кстати,сегодня обратила внимание,что тереть руки ей намного интереснее,если мыло не кусковое,а жидкое. Возможно это связано с тем,что жидкое мыло можно ощутить на ладошках. Это та самая хитрость,чтоб научить ребенка тереть руки.
Аватара пользователя
Plim
Последний визит: 01.07.2021 21:40
Дети:
Алёна
20.03.2013

#75

Сообщение Plim » 22 окт 2014, 01:26

Алена 1.7, мама Аня
1. Говорим ребенку: "идем мыть руки"
От вас жду уточнений:
2. Что при этом делаем? когда руки грязные - сначала заглядываем в лодошки, видим что они испачканы, пальчиком тычем в грязь, говорю что "айяйяй пойдем мыть ручки"; когда собираемся есть - говорю "Алена хочет кушать?" обычно она пулей на кухню,  "идем мыть ручки". То есть у нас получается, что сначала обнаруживаем необходимость мыть руки, а потом уже словесная инструкция. Что касается еды, то я включаю мытье рук в ритуал еды без привязки к грязи на руках.
3. Какой реакции ждем от ребенка? ждем, что ребенок направится в ванную, а если он в стульчике после еды, то  покажет жестом, что понял о чем речь
4. Как мы поступим, если он не понял инструкции? объясняю дочке второй раз, третий. Игнорирую, что она не поняла, а беру ее за руки и с притопами и одобрением: "правильно, Алена идет в ванную мыть руки" веду в ванную, как будто это она сама туда пошла.
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#76

Сообщение Ir-ra » 22 окт 2014, 03:49

Варвара, 2 года
Продолжу сообщение #96.
Сформировать умение ребенка понять инструкцию "будем мыть руки", отнести ее к себе и приступить к выполнению, помогут такие:
Условия
диалог (родители и ребенок)
Методы
•пополнить пассивный словарь ребенка словами: будем, мыть, руки;
•сказать слово~~одновременно показать конкретное действие, предмет;
•речь лаконичная;
•использовать: слово-~звукоподражание~~жест;
•многократное повторение песенок с движениями
Приемы
Например, в быту во время :
одевания учим слово "рука(и)",
умывания лица, рук — "мыть".
Также в игре можно мыть руки кукле, называть части тела.
Не совсем понятно как учить слову "будем"?
Ира
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 17.10.2025 21:40

#77

Сообщение polina » 22 окт 2014, 17:12

А слово "будем" в данном случае влияет на понимание смысла?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#78

Сообщение Ir-ra » 22 окт 2014, 18:25

Добрый вечер!
В данном случае не влияет.
Ира
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#79

Сообщение Ir-ra » 23 окт 2014, 01:05

Варвара, 2 года
В цепочке навыка "мытье рук" задействованы 6 существительных и 12 глаголов:
существительные
1. рукава
2. руки
3. вода
4. мыло
5. мыльница
6. полотенце
глаголы
1. мыть
2. засучить
3. включить
4. смочить
5. взять
6. намылить
7. положить (мыло)
8. потереть
9. смыть
10. выключить
11. вытереть
12. повесить.
За одно умывание можно сказать 18 слов и одновременно со словом показать: 12 действий, 5 предметов и 1-ну часть тела.
В день приблизительно будет шесть повторений.
Во время специальных занятий это будет сделать не возможно, а повседневной жизни реально.
Ира
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 17.10.2025 21:40

#80

Сообщение polina » 23 окт 2014, 11:41

Доброе утро, уважаемые семинаристы.
Начинаю подбивать итоги нашего обсуждения и прошу вас дополнять.
Прежде всего,  повторю слова Иры:
получив представление о том, как формируется одна компетенция - мы получаем общий алгоритм формирования. практически всех компетенций.
Если мы сможем четко прописать все разделы компетенции, мы сможет получить общее предстваление о формировании компетенций вообще. Будем меняться словарь, содержание навыков, дополнительные рекомендации, но структура  компетенций, а главное: общие принципы  нового подхода - будут отражаться в каждой из них.
Первый пункт в описании компетенции, включающей: мытье рук, умывание, чистку зубов.:

Понять инструкцию по слову, жесту или по подражанию, принять ее на свой счет и начать выполнять.

Что делать. Рекомендации по этому пункту:
Сообщайте ребенку о предстоящем событии. Используйте лаконичные понятные инструкции: идем мыть руки. Идем умываться и чистить зубы
Словесную инструкцию сопровождайте жестом и детским словом, например, "буль-буль". если у ребенка есть свое слово, например "бррр" - используйте его.
Сделайте паузу - дайте возможность ребенку отреагировать на ваши слова. Принимайте любой ответ ребенка: жест, детское слово, движение или взгляд  в нужном направлении,  
Подтвердите правильность действий ребенка: Да! будем мыть руки. Да, будем чистить зубы

Создание условий и дополнительная помощь:
Выделите для умывания определенное время и ситуацию
Используйте ситуации, когда ребенок испачкался и мытье рук и лица для него очевидны Используйте картинки, позволяющие понять смысл вашего сообщения например, мишка моет лапки.
Используйте ключевые предметы, например, полотенце.
Используйте дополнительные звуковые сигналы, например, звук льющейся в ванной воды
Сами начинайте движение в нужном направлении, зовите ребенка, если он не движется за вами.
Если ребенок не умеет передвигаться, возьмите его на руки и еще раз скажите: идем умываться, или идем мыть руки.
Очень важно, чтобы ребенок не только понял, но и захотел выполнить инструкцию. Это значит, что сама процедура умывания должна быть интересна ребенку и доступна ему.
Можно использовать различные приемы, которые создадут у ребенка желание пойти мыть руки: красивое полотенце, мыло вкусно пахнет, можно будет поплескаться в водичке, мишка идет мыть лапки и т. д.

Умение добираться до ванной - это следующий пункт, поэтому мы здесь останавливаемся на том, что ребенок понял и начал выполнение.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛИЗАЦИИ»