ОБСУЖДЕНИЕ: навыки и компетенции
- polina
- Последний визит: 16.01.2025 22:12
#141
Добрый вечер, уважаемые участники семинара. Вижу, что такой общий вопрос ответить сложно и потому предлагаю его не забывать и написать о нем, когда придет озарение
А пока задание 2.
Напишите в столбик слова, которые вы используете в процессе данной компетенции.
Сначала напишем существительные, потом глаголы.
Это поможет нам составить список выражений, используемых в ваших вопросах, рекомендациях и объяснениях. Напоминаю, что речь взрослого должна быть понятна, лаконична и соотнесена с ситуацией.
Можно составить свой собственный список, но можно и не повторяться, а просто дополнять слова, перечисленные в списках предыдущих участников.
А пока задание 2.
Напишите в столбик слова, которые вы используете в процессе данной компетенции.
Сначала напишем существительные, потом глаголы.
Это поможет нам составить список выражений, используемых в ваших вопросах, рекомендациях и объяснениях. Напоминаю, что речь взрослого должна быть понятна, лаконична и соотнесена с ситуацией.
Можно составить свой собственный список, но можно и не повторяться, а просто дополнять слова, перечисленные в списках предыдущих участников.
С уважением, Полина Львовна
- Plim
- Последний визит: 01.07.2021 21:40
-
Дети:
Алёна
20.03.2013
#142
Мне кажется, мы с Аленой еще не подошли к такой развернутой форме общения. Пока это или мой монолог, или ее требование +мой ответ+ее возражение+... пока не наступит либо консенсус, либо я не настою на своем. Предложить альтернативу, конечно, заманчиво. Но как это сделать, если я предлагаю сесть на горшок, а она не хочет? В общем, маленькие мы еще.Таким образом, наиболее эффективным способом не только общения, но и передачи знаний и выставления границ (можно и нельзя) является диалог ребенка и взрослого.
Попробуйте оценить свое общение с этой точки зрения. Помог ли этот разбор вам понять модель общения с ребенком в процессе взаимодейстия?
Но на будущее не забываю и жду озарения.
Алена, 1 год 8 месяцев, мама Аня
- polina
- Последний визит: 16.01.2025 22:12
#143
Аня, приучение к горшку кардинально отличается от всех других навыков. Ребенок должен проанализировать сигналы. идущие от внутренних органов, причем сделать это заранее, чтобы успеть добраться и сесть на горшок.
Если этих ощущений нет, то ребенок и сам не просится и сопротивляется, когда предлагают взрослые.
Если этих ощущений нет, то ребенок и сам не просится и сопротивляется, когда предлагают взрослые.
С уважением, Полина Львовна
- Ir-ra
- Последний визит: 30.11.2020 00:09
-
Дети:
Варвара
26.09.2012
#144
Варвара, 2 года и 2 месяца.
Ответ на задание 1:
Да, разбор помог мне понять (увидеть) как общаться с ребенком.
Но мне не достает мудрости так виртуозно раскладывать все по полочкам.
Сейчас стараюсь:
говорить с Варварой медленнее,
делать паузу, если задала ей вопрос ,
ждать ответ,
получить ответ (взгляд, движение, жест, звук, слово).
Ответ на задание 2.
Существительные:
1. рукава
2. руки
3. вода
4. мыло
5. мыльница
6. полотенце
7. стульчик
8. свет
9. имя ребенка
Глаголы:
1. мыть
2. засучить
3. включить
4. смочить
5. взять
6. намылить
7. положить (мыло)
8. потереть
9. смыть
10. выключить
11. вытереть
12. повесить
13. висеть (висит полотенце)
15. идти
16. залазить (на стульчик)
17. подставить.
1. ванная (комната) — прилаг.
Ира
Ответ на задание 1:
Да, разбор помог мне понять (увидеть) как общаться с ребенком.
Но мне не достает мудрости так виртуозно раскладывать все по полочкам.
Сейчас стараюсь:
говорить с Варварой медленнее,
делать паузу, если задала ей вопрос ,
ждать ответ,
получить ответ (взгляд, движение, жест, звук, слово).
Ответ на задание 2.
Существительные:
1. рукава
2. руки
3. вода
4. мыло
5. мыльница
6. полотенце
7. стульчик
8. свет
9. имя ребенка
Глаголы:
1. мыть
2. засучить
3. включить
4. смочить
5. взять
6. намылить
7. положить (мыло)
8. потереть
9. смыть
10. выключить
11. вытереть
12. повесить
13. висеть (висит полотенце)
15. идти
16. залазить (на стульчик)
17. подставить.
1. ванная (комната) — прилаг.
Ира
- polina
- Последний визит: 16.01.2025 22:12
#146
Спасибо за подбор словаря. Уточнять мы его не будем, но в помощь при подборе словаря для данной и других компетенций предлагаю пользоваться научно отобранным словарем русского языка. Весь объем словаря рассчитан на 3 года, отбирать нужно в соответствии с возрастом ребенка, его интересами, особенностями семьи. Например, в одной семье есть кошка или собака, а в другой - птички или рыбки
Но все всем разнообразии перечисленных факторов данный словарь может служить вам ориентиром. Старайтесь за его границы не выходить. Для ориентировки напишу, что мы в своей работе с детьми раннего возраста используем 100-150 наиболее употребляемых и социально значимых слова из данного словаря. Важно, чтобы в отобранный вами перечень постепенно входили не только существительные, но и глаголы и другие части речи.
Словарь размещен по данной ссылке http://downsideup.org/board/showthread.php?t=1696&p=26558#post26558
Итак, сделаем общий вывод по поводу развития речи:
Речь ребенка развивается в процессе взаимодействия и общения.
Повседневная жизнь ребенка и игра - являются основными и наиболее эффективными ситуациями для развития речи в процессе совместной деятельности.
Основная форма/функция речи: коммуникативная, то есть диалог взрослого и ребенка.
В процессе диалога ребенок знакомится с новыми сведениями (познавательная функция) и получает представления о рамках и границах: можно, нельзя, можно, но в другом месте итд (функция регуляции поведения)
Словарь, который используется в процессе общения должен быть строго отобран.
Все, что взрослый говорит ребенку должно быть очевидным для ребенка. При недостаточном понимании речи используются дополнительные сигналы: ситуация, жесты, действия, ключевые предметы. Помимо зрительных сигналов пониманию ситуации и речи в ситуации могут служить звуки, запахи и другие сенсорные подсказки.
Речь взрослого должна быть лаконичной, четкой и строго соотноситься в происходящим.
Но все всем разнообразии перечисленных факторов данный словарь может служить вам ориентиром. Старайтесь за его границы не выходить. Для ориентировки напишу, что мы в своей работе с детьми раннего возраста используем 100-150 наиболее употребляемых и социально значимых слова из данного словаря. Важно, чтобы в отобранный вами перечень постепенно входили не только существительные, но и глаголы и другие части речи.
Словарь размещен по данной ссылке http://downsideup.org/board/showthread.php?t=1696&p=26558#post26558
Итак, сделаем общий вывод по поводу развития речи:
Речь ребенка развивается в процессе взаимодействия и общения.
Повседневная жизнь ребенка и игра - являются основными и наиболее эффективными ситуациями для развития речи в процессе совместной деятельности.
Основная форма/функция речи: коммуникативная, то есть диалог взрослого и ребенка.
В процессе диалога ребенок знакомится с новыми сведениями (познавательная функция) и получает представления о рамках и границах: можно, нельзя, можно, но в другом месте итд (функция регуляции поведения)
Словарь, который используется в процессе общения должен быть строго отобран.
Все, что взрослый говорит ребенку должно быть очевидным для ребенка. При недостаточном понимании речи используются дополнительные сигналы: ситуация, жесты, действия, ключевые предметы. Помимо зрительных сигналов пониманию ситуации и речи в ситуации могут служить звуки, запахи и другие сенсорные подсказки.
Речь взрослого должна быть лаконичной, четкой и строго соотноситься в происходящим.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 16.01.2025 22:12
#147
Добрый вечер, уважаемые семинаристы и читатели семинара.
Наши беседы подошли к логическому концу.
Курс обучения родителей компетентностному подходу заключается в том, что на примере одного навыка и одной ключевой компетенции понять как зачем и почему мы используем метод обучения ребенка в естественной среде.
Я от всей души благодарю вас за активную работу и сотрудничество. Мне кажется, мы прошли вместе с вами замечательный путь познания, где каждый многому научился от своих друзей по команде.
На этом можно было бы попрощаться, очень не хочется и потому но для желающих у меня есть еще одно задание: расписать навык как цепочку последовательных действий.
Образцом вам послужит навык "мытье рук", а сам навык или навыки ( как понравится) можно выбрать из этого списка:
Умываться
Чистить зубы
Снять/надеть обувь
Снять/ надеть одежду
Есть самостоятельно руками, ложкой, вилкой
Пить самостоятельно
Мыть посуду
Вытирать со стола
Подметать пол
Заниматься (любое занятие)
Наводить порядок (собирать игрушки, вещи)
Оставаться сухим
Собираться на прогулку
Играть (любая игра)
Вступать во взаимодействие и сотрудничество (любой пример)
Итак, для желающих продолжаем семинар.
ЧАСТЬ 2.
Напоминаю, семинар носит открытый характер: в нем могут принять участие и те, кто в первой части не принимали участия
Для того, чтобы заявить о своем желании участвовать вам достаточно выбрать тему/название навыка и написать здесь.
Всем удачи. Очень надеюсь на продолжение
Наши беседы подошли к логическому концу.
Курс обучения родителей компетентностному подходу заключается в том, что на примере одного навыка и одной ключевой компетенции понять как зачем и почему мы используем метод обучения ребенка в естественной среде.
Я от всей души благодарю вас за активную работу и сотрудничество. Мне кажется, мы прошли вместе с вами замечательный путь познания, где каждый многому научился от своих друзей по команде.
На этом можно было бы попрощаться, очень не хочется и потому но для желающих у меня есть еще одно задание: расписать навык как цепочку последовательных действий.
Образцом вам послужит навык "мытье рук", а сам навык или навыки ( как понравится) можно выбрать из этого списка:
Умываться
Чистить зубы
Снять/надеть обувь
Снять/ надеть одежду
Есть самостоятельно руками, ложкой, вилкой
Пить самостоятельно
Мыть посуду
Вытирать со стола
Подметать пол
Заниматься (любое занятие)
Наводить порядок (собирать игрушки, вещи)
Оставаться сухим
Собираться на прогулку
Играть (любая игра)
Вступать во взаимодействие и сотрудничество (любой пример)
Итак, для желающих продолжаем семинар.
ЧАСТЬ 2.
Напоминаю, семинар носит открытый характер: в нем могут принять участие и те, кто в первой части не принимали участия
Для того, чтобы заявить о своем желании участвовать вам достаточно выбрать тему/название навыка и написать здесь.
Всем удачи. Очень надеюсь на продолжение
С уважением, Полина Львовна
- Ir-ra
- Последний визит: 30.11.2020 00:09
-
Дети:
Варвара
26.09.2012
#149
Варвара 2 года и 2 месяца.
1. Чистить зубы,
2. Пить самостоятельно.
Чистить зубы:
1. Засучить рукава
2. Взять и открыть зубную пасту
3. Положить колпачок от зубной пасты на умывальник
4. Включить воду
5. Взять зубную щетку.
6. Смочить щетку
7. Выдавить горошинку зубной пасты на щетку
8. Положить пасту на умывальник
9. Почистить щеткой зубы
10. Помыть и поставить зубную щетку в стакан
11. Набрать воду из крана в ладошки
12. Взять глоток воды в рот
13. Прополоскать рот водой
14. Выплюнуть воду изо рта
15. Выключить воду
16. Взять зубную пасту и колпачок с умывальника
17. Закрыть и поставить на полочку зубную пасту
18. Вытереть руки (взять полотенце, вытереть, повесить снова)
19. Отвернуть (опустить) рукава
Пить самостоятельно
1. Взять в руки чашку со стола
2. Поднести чашку с жидкостью к губам
3. Сомкнуть губы
4. Наклонить чашку
5. Сделать несколько глотков
6. Глотнуть несколько раз подряд
7. Опустить и поставить чашку на стол
8. При необходимости повторить
Полина Львовна, еще хочу расписать на цепочку последовательных действий навык "Вступать во взаимодействие и сотрудничество (любой пример)", но не знаю как к нему подступится, с чего начать.
Дайте мне, пожалуйста, подсказку или задайте наводящий вопрос.
Заранее благодарю.
Ира
задание: расписать навык как цепочку последовательных действий.
Хочу расписать два навыка:навык или навыки (как понравится) можно выбрать из этого списка:
Умываться
Чистить зубы
Снять/надеть обувь
Снять/ надеть одежду
Есть самостоятельно руками, ложкой, вилкой
Пить самостоятельно
Мыть посуду
Вытирать со стола
Подметать пол
Заниматься (любое занятие)
Наводить порядок (собирать игрушки, вещи)
Оставаться сухим
Собираться на прогулку
Играть (любая игра)
Вступать во взаимодействие и сотрудничество (любой пример)
1. Чистить зубы,
2. Пить самостоятельно.
Чистить зубы:
1. Засучить рукава
2. Взять и открыть зубную пасту
3. Положить колпачок от зубной пасты на умывальник
4. Включить воду
5. Взять зубную щетку.
6. Смочить щетку
7. Выдавить горошинку зубной пасты на щетку
8. Положить пасту на умывальник
9. Почистить щеткой зубы
10. Помыть и поставить зубную щетку в стакан
11. Набрать воду из крана в ладошки
12. Взять глоток воды в рот
13. Прополоскать рот водой
14. Выплюнуть воду изо рта
15. Выключить воду
16. Взять зубную пасту и колпачок с умывальника
17. Закрыть и поставить на полочку зубную пасту
18. Вытереть руки (взять полотенце, вытереть, повесить снова)
19. Отвернуть (опустить) рукава
Пить самостоятельно
1. Взять в руки чашку со стола
2. Поднести чашку с жидкостью к губам
3. Сомкнуть губы
4. Наклонить чашку
5. Сделать несколько глотков
6. Глотнуть несколько раз подряд
7. Опустить и поставить чашку на стол
8. При необходимости повторить
Полина Львовна, еще хочу расписать на цепочку последовательных действий навык "Вступать во взаимодействие и сотрудничество (любой пример)", но не знаю как к нему подступится, с чего начать.
Дайте мне, пожалуйста, подсказку или задайте наводящий вопрос.
Заранее благодарю.
Я обязательно выполню, когда распишу навык "Вступать во взаимодействие и сотрудничество".показать какие звенья цепочки перешли от взрослого к ребенку
Ира
- polina
- Последний визит: 16.01.2025 22:12
#150
Ира, спасибо большое. При полоскании рта еще рекомендуют приготовить стаканчик с питьевой водой, поскольку неизвестно, сколько ребенок выплюнет, а сколько выпьет
По поводу взаимодействия и сотрудничества. Я тоже думаю над этим, так что буду рада сотрудничеству.
Есть общее представление о том, что нужно формировать у ребенка социально-коммуникативную компетенцию.
Она включает в себя:
1.использование речевых и неречевых средств общения.
2. Социальные отношения с детьми и взрослыми. Участие в совместной деятельности. Сюда входит умение инициировать общение, отвечать на инициативу другого, играть рядом и вместе, понимать свой-чужой.
3. Социальное поведение в среде: соблюдение границ и правил, которые предлагаются в данной ситуации. Развитие самоконтроля, то есть умение соблюдать их и тогда, когда внешний контроль отсутствует
4 Самооценка, уверенность в себе, своих силах. Оценивать свои силы, понимать какая помощь нужна, просить ее, а не бросать начатое. Достигается в основном за счет отношения взрослого к успехам и неуспехам ребенка и за счет того, как ребенок научен решать возникающие отклонения от привычных ситуаций (решать проблемы)
Навык, о котором мы говорим, в основном относится к пункту 2, но затрагивает и все остальные.
Понятно, также, что этот навык входит в многие компетенции. Например, соблюдение очередности - относится к этому навыку.
Думаю, что удобно рассмотреть отдельные примеры и попробовать понять, что должен уметь ребенок, чтобы в сотрудничество стало возможным.
Предполагаемые примеры:
Игра: ребенок хочет поиграть с конструктором, который не в доступе, а его нужно попросить.
Прогулка: на месте не оказалось варежек.
Еда: кто-то из детей занял место ребенка
Игра: хочет ту игрушку, которой играет другой ребенок
Игра: хочет играть с другими детьми
По поводу взаимодействия и сотрудничества. Я тоже думаю над этим, так что буду рада сотрудничеству.
Есть общее представление о том, что нужно формировать у ребенка социально-коммуникативную компетенцию.
Она включает в себя:
1.использование речевых и неречевых средств общения.
2. Социальные отношения с детьми и взрослыми. Участие в совместной деятельности. Сюда входит умение инициировать общение, отвечать на инициативу другого, играть рядом и вместе, понимать свой-чужой.
3. Социальное поведение в среде: соблюдение границ и правил, которые предлагаются в данной ситуации. Развитие самоконтроля, то есть умение соблюдать их и тогда, когда внешний контроль отсутствует
4 Самооценка, уверенность в себе, своих силах. Оценивать свои силы, понимать какая помощь нужна, просить ее, а не бросать начатое. Достигается в основном за счет отношения взрослого к успехам и неуспехам ребенка и за счет того, как ребенок научен решать возникающие отклонения от привычных ситуаций (решать проблемы)
Навык, о котором мы говорим, в основном относится к пункту 2, но затрагивает и все остальные.
Понятно, также, что этот навык входит в многие компетенции. Например, соблюдение очередности - относится к этому навыку.
Думаю, что удобно рассмотреть отдельные примеры и попробовать понять, что должен уметь ребенок, чтобы в сотрудничество стало возможным.
Предполагаемые примеры:
Игра: ребенок хочет поиграть с конструктором, который не в доступе, а его нужно попросить.
Прогулка: на месте не оказалось варежек.
Еда: кто-то из детей занял место ребенка
Игра: хочет ту игрушку, которой играет другой ребенок
Игра: хочет играть с другими детьми
С уважением, Полина Львовна