Создание группы социальной адаптации
- polina
- Последний визит: 05.09.2025 11:57
#101
Добрый вечер, Елена.
Всегда рада помочь. Мне очень интересен опыт такого удаленного консультирования группы.
Очень нравятся ваши занятия, ваши малыши и их родители.
Вы задали интересный вопрос, но он очень общий.
Общий ответ может быть таким: задание для всех одинаковые.
Но одни могут говорить слова, другой жест+ звуковое сопровождение, третий просто жест.
Тот, кто говорит лучше - становится образцом для других, а сам учится отвечать более точно, более четко, быстрее реагировать.
Но хотелось бы обсудить более конкретно.
Вы не могли бы привести пример всех возможных вариантов фразы, в зависимотси от уровня.
Имена детей можно не писать. Просто напришите фразу и варианты того, как ее могут воспроизвести разные дети.
С уважением, Полина Львовна
- Olexiy
- Последний визит: 16.11.2021 13:27
-
Дети:
София
26.02.2016
#102
Немного поменяли структуру занятий, оставили четкие задания з диффериенциацией по возможностям детей.
Кажется, мы пошли "вширь", увеличив словарь, но пока не очень уверенно продвинулись "вглубь", ко 2 уровню понимания речи.
Решили на нескольких занятиях четко отработать 1 уровень, сменяя персонажи и действия, чтобы удостовериться, что все дети им четко владеют. И уже тогда переходить ко 2 уровню.
В общем, по наблюдениям дома и на индивидуальных, все дети справляются с 1 уровнем. Но на группе не всё демонстрируют

#103
Доброе утро!
Смотрите, например: задание обозначить предмет словом или жестом на вопрос "Что это?". Ответ №1:иногда аморфное слово,иногда звукоподражание+жест; ответ№2: жест, иногда только с помощью мамы.
С уважением, "Агапе"!
- Olexiy
- Последний визит: 16.11.2021 13:27
-
Дети:
София
26.02.2016
#104
Мы столкнулись с затруднением - все дети стали хватать игрушки/картинки при выборе.Покажи, где? В этом задании двойная сложность: покажи где зайчик и покажи пальчиком. Что здесь, на мой взгляд, мешает детям ответить: Вопрос и инструкция звучат, прктически одновременно, что не дает ребенку возможно четку услышать вопрос Ребенок показал правильно, но от него еще что-то требуют В данном случае цель: различение картинок по слову. А качество указательного жеста - это задача индивидуального занятия, где вы можете предъявлять требования и к мелкой моторике, то есть умению отделять указательный палец.
Проанализировали, и поняли, что это мы их научили - брать, когда делается выбор предмета. В результате решили акцентировать внимание имменно на "покажи" - указательный жест.Кто это: курочка ко-ко-ко+ жест Кися+ жест Если ребенок сразу получает кисю в руки, то как он покажет жест? Остается бросить.
---------------------------------------------------
Вспомнил статью про бихевиористский подход и нежедательное поведение.Я бы не стала. Можно использовать поиск игрушки, можно постараться понять, в чем его протест и разрешить "откосить" от этого задания.
Мама Егора как раз интуитивно одно задание уговорила его выполнить, обещая разрешить поиграть с поравившейся игрушкой. Интересно, что еще до начала занятия, Егор проявлял интерес и к стенке, и к бассейну. Но как только началось занятие, он стал протестовать. Возможно, ему тяжело/неинтересно выполнять какое-то звено звено эстафеты, и потому он отказывается от всего задания?
Но ведь прием с вознаграждением из статьи, это явное поощрение из АБА?

#105
Тогда ,может, использовать инструкцию: "Покажи зайчика", чтобы не запутать?
А в последнем задании нужно было после выполненого задания каждого ребенка выкладывать предметы, чтобы коробки были пустые???
Какие Вы используете задания, чтобы выученные слова выполняли разные функции, и были в предложениях разных типов для закрепления 1 уровня понимания речи???
- Olexiy
- Последний визит: 16.11.2021 13:27
-
Дети:
София
26.02.2016
#106
Мы анализировали, почему так получилось. Мамы заметили, что детям скучно, чем дальше тем больше. Поэтому мамы стали придумывать разные интересные детям формы занятий. Так появились в первый раз картинки. Один раз Алла пробовала с картинками работать с коробкой - при выборе просить: "положи кису в ящик" - детям очень понравилось, и они практически без ошибок выполнили задание. К сожалению, видео не записалось.Общее впечатление: материала на два занятия.Можно сократить количество заданий, а можно проводить их динамично, сосредоточившись на основной цели, например, если задание ответить жестом или словом !кто это"? то показывать глазки, обнимать, и передавать друг другу не нужно. Наверное, это покажется спорным, хочется обучить всему и сразу, но говорю только свое мнение.
Ну и стали усложнять задания. Дома-то дети выполняют задания четче, чем на группе, да и общий уровень понимания речи дома дети показывают выше, чем на группе или индивидуальных.
Вообще, хочется сразу 3-4 уровень речи. Быстрые мы

В общем, мы решили пройти внимательно 1 уровень, но как сделать это нескучно для детей пока неясно. Пока идея - поработать 4-5 занятий на 1 уровне, меняя только персонажей и действия с ними. +дифференциация заданий для детей с разным уровнем понимания речи.
Нам кажется, 2 уровень есть у всех детей, но все на 100% не показывают его дома или на индивидуальных занятиях. Например, Соня часто молчит, ничего по просьбе не показывает. Но, если в настроении, может показать всех персонажей занятий жестами, просто по устной просьбе, без картинок/игрушек. Но такое настроение - редкость.
Вот пока и балансируем между 1 и 2 уровнем речи, попутно расширяя словарь.
- Ir-ra
- Последний визит: 30.11.2020 00:09
-
Дети:
Варвара
26.09.2012
#107
Доброе утро.
Хочу не много добавить, предложить, простите не могу удержаться:).
Два момента:
1. Стульчики, на которых сидят дети - высокие. Детям не удобно вставать и садится на стулья. Попробуйте подыскать стулья по ниже. (Во время занятия дети по ходу будут учится самостоятельно подниматься и садится на стул без помощи взрослого.)
2. Учите детей возвращаться на своё место, после того, как ребёнок выполнил задание: повернутся, выбрать маршрут/направление, подойти к своему стулу, повернуться спиной к стулу, сесть на стул. Не носите/кантуйте детей. На мой взгляд, занять своё место (вернуться на место) покруче, чем выполнить правильно задание на понимание речи. Совет: не жалейте на это время.
Из своего опыта про понимание речи. В своё время меня мучал вопрос: почему Варя молчит на группе? (Ей тогда было 2,5 года). А дома все жесты показывает, животных/зверей, которые появлялись на группе назвает. Мне дефектолог объяснила следующее: на групповом занятии ребёнок выполняет задание на уровень ниже, чем на индивидуальном. На групповом занятии много "спецэффектов", на которые отвлекается ребёнок. В этом и ценность группового занятия.
Вообщем, я расслабилась/успокоилась, меня это перестало волновать. И через полгода, Варя на группе стала отвечать на вопрос: кто/что это? — словом.
С уважением,
Ира
- polina
- Последний визит: 05.09.2025 11:57
#108
Ира, спасибо.
Очень ценные советы.
Я как раз хотела пригласить вас в это обсуждение. Вы не могли бы быть здесь соведущим? То есть делиться опытом так, как вы сейчас сделали, а периодически отвечать на вопросы - мои и других участников?
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 05.09.2025 11:57
#109
Доброе утро, Елена
Да, конечно. Покажи, где зайчик? ребенок может просто протянуть руку и этого достаточно. Его уже нужно хвалить.Тогда ,может, использовать инструкцию: "Покажи зайчика", чтобы не запутать?
Когда у детей на индивидуальных занятиях и дома появится увазательный жест указательным пальцем они начнут его использовать и на групповом занятии.
Да, должны быть либо пустые, либо содержимое не должно быть в поле зрения ребенка, например, он бросает что-то в отверстие.А в последнем задании нужно было после выполненого задания каждого ребенка выкладывать предметы, чтобы коробки были пустые???
У вас была цель, как я понимаю, различение слов большой и маленький. И было много отвлекающих моментов. Я уже написала выше. Эту же цель можно решить простым заданием: причеши большого мишку, причеши маленького мишку.
Вам кажется, что это скучно и хочется спросить заодно, где глазки, попросить обнять, а следующему ребенку дать большую и маленькую куклу. Но все это удлиняет занятие, путает детей и именно поэтому им скучно. Разнообразить нужно за счет смены видов деятельности.
Можно и менять персонажей. После мишки пришли два зайки: большой и маленький и их нужно покормить.
Что еще дадут такие однотипные задания - возможность многократно использовать жест и слово, а дети смогут его повторить. Например, "ам", когда кормят.
Задание с коробками хорошее, но его вполне можно выполнять на физкультурном занятии, что вы и делаете.
А части тела и лица, с которыми вы познакомились на логопедическом занятии, занятии, можно повторить в песенках и в играх и конечно дома, во время купания, одевания и игры "купание куклы".
Домой дети долны получать задание в виде словаря, а не конкретного задания.
И тут я хочу перейти к главному: ситеме занятий, на которых происходит развитие детей.
На логопедическом занятии дети учатся понимать обращенную речь, учатся говорить сами (жесты и устная речь), а на других занятиях это все используется и закрепляется.
Понимание речи и собственная речь: на реальных субъктах и объектах и действиях с ними и по картинкам:Какие Вы используете задания, чтобы выученные слова выполняли разные функции, и были в предложениях разных типов для закрепления 1 уровня понимания речи???
на базе реальных действийпо картинкам и по реальным действиям.
Называние субъектов, объектов и действий с ними, то есть описательная функция речи
И комуникативная функция: учить просить, давать, звать (дай, на, иди) в ответ на инструкцию: попроси, дай, позови.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 05.09.2025 11:57
#110
Добрый день, Алексей.
Новые слова нужно вводить, используя 1 уровень, а с уже давно знакомыми начинать второй.В общем, мы решили пройти внимательно 1 уровень, но как сделать это нескучно для детей пока неясно. Пока идея - поработать 4-5 занятий на 1 уровне, меняя только персонажей и действия с ними. +дифференциация заданий для детей с разным уровнем понимания речи.
Нам кажется, 2 уровень есть у всех детей, но все на 100% не показывают его дома или на индивидуальных занятиях. Например, Соня часто молчит, ничего по просьбе не показывает. Но, если в настроении, может показать всех персонажей занятий жестами, просто по устной просьбе, без картинок/игрушек. Но такое настроение - редкость.
Вот пока и балансируем между 1 и 2 уровнем речи, попутно расширяя словарь.
Поскольку предметов будет много, то предлагать их лучше на столе.
Проводить нужно, гибко реагируя на возможности ребенка, помогать, чтобы ребенок выполнил сам и успешно.
Приведу пример:
Дети различают мишку и зайку, различают расческу и ложку, выполняют задания первого уровня покорми и причеши во всех вариантах:
покорми/ причеши мишку
и покорми мишку/ зайку.
Теперь можно попробовать второй уровень:
2 уровень понимания речи
Оборудование:
мишка и зайка, ложка и расческа
Задание: покорми мишку.
Ребенок должен понять покормить или причесать, мишку или зайку.
Как можно помочь:
1 способ: Дать пошаговую инструкцию
Сначала говорим "покорми мишку", если видим, что ребенок не понимает с чего начать, помочь ему выполнить пошагово: выдвинуть вперед орудия и сказать ПОКОРМИ мишку. Ребенок берет ложку
Затем выдвигаем вперед персонажей "покорми МИШКУ"
2 способ. спуститься на 1 уровень
Убрать персонажа или орудие и повторить фразу
Например, убрали зайку или убрали расческу..
С уважением, Полина Львовна