Страница 1 из 1
#1 Обследование, планирование и реализация программы
Добавлено: 11 дек 2018, 17:11
polina
Уважаемые участники форума.
В этой теме мы хотим поговорить о планировании работы.
Правильно спланированная программа должна учитывать одновременно всех детей группы и при этом опираться на особенности и мотивацию каждого ребенка.
Естественно, для этого нужно обследовать каждого участника, понять как создать условия для его развития да в быту, на индивидуальных занятиях и как эти задачи отразятся в программе группы.
Появилось еще много дополнительных вопросов, например, можно ли объединять в одну группу детей с разным уровнем развития.
Как помочь родителям часть развития ребенка осуществлять дома, но не имитировать занятия педагога, а использовать огромные возможности, повседневной жизни.
Я благодарна Алексею Балаботкину и всем участникам группы: и родителям и педагогов за сотрудничество.
#2
Добавлено: 18 дек 2018, 12:05
Olexiy
Здравствуйте, Полина Львовна.
В первую очередь, решили составить индивидуальные программы для каждого ребенка на основе
"Дневника развития". Мы старались, чтобы дневники заполняли родители. Если возникали вопросы или сомнения, то мы встречались и обговаривали детали. В результате - собрали дневники от всех детей, обработали.
Для каждого ребенка получился перечень пунктов, отмеченных родителями +-, еще добавили задания и игры из книги
"Малыш с синдромом Дауна", соответственно возрасту.
Дети в нашей группе разного возраста, и, выходит, что по книге одни и те же задания получит младшая Диана в 25 месяцев, и старший Егор в 40.
Это нас немного смущает Но, наверное, ничего такого в этом нет?

Потом эти программы посмотрят педагоги, чтобы отметить актуальные направления для каждого ребенка, за два года они уже хорошо знают слабые и сильные стороны наших деток.
Потом мы составим на основе дневника и выписок из книги сокращенную программу-таблицу, такую, как мы cделали для Сони:
https://goo.gl/WRwX3n
После, мы попросили педагогов сократить эту программу и приблизить ее к идеи Портидж. То есть - короткие понятные занятия-игры и их аналоги в быту.
Планируем подготовить ежедневный план (на 7 дней) и предлагать его выполнение родителям на 1-2 месяца. Пока для Сони обговариваем пробу первого дня. Вот она:
https://goo.gl/WyoCSn
Решили давать родителям и программу-таблицу и ежедневный план. Нам кажется, что таблица поможет родителям легче придумать забаву ребенку без привязки к плану. То есть, план обязателен, а в таблице можно подсмотреть, чем занять ребенка, когда заканчивается родительская фантазия

Как вам такое направление работы?
#3
Добавлено: 18 дек 2018, 16:01
polina
Добрый день, Алексей.
Вы проделали колоссальную работу и, что самое главное научили родителей работать с дневником. Он достаточно простой в использовании.
Виден не только уровень развития ребенка, но и насколько сбалансировано развитие. Если ребенок одновременно находится на двух ступенях развития - это нормально, ну а если в чем-то на третьей, а в чем-то на седьмом - на это нужно обратить внимание, понять, что именно отстает и чем вызвано отставание.
Дневник помогает родителям, помимо всего прочего, лучше увидеть и понять ребенка, поэтому важно, чтобы этим занимались члены семьи.
Про возраст детей и сходные задания, несмотря на разницу в возрасте.
Обучение вообще построено по спирали и каждая тема может восприниматься на разном уровне.
Например, вы обсуждаете домашних животных.
Кто-то их покажет, кто-то назовет детским словом, кто-то взрослым.
Или вы работаете над фразой. У кого-то это фраза из жестов, у кого-то сочетание жеста и слова, у кого-то из слов. Ну и качество произнесения слов разное: аморфное слово, взрослое искаженное, взрослое полное.
Если кто-то сильно выбивается из группы в ту или иную сторону - существуют индивидуальные занятия и повседневная жизнь.
#4
Добавлено: 18 дек 2018, 16:29
polina
Про программу занятий
Потом эти программы посмотрят педагоги, чтобы отметить актуальные направления для каждого ребенка, за два года они уже хорошо знают слабые и сильные стороны наших деток. Потом мы составим на основе дневника и выписок из книги сокращенную программу-таблицу, такую, как мы cделали для Сони:
https://goo.gl/WRwX3nПро портедж.
Вы серьезно подошли к составлению программы и хорошо, что педагоги и родители при этом сотрудничали.
Мы долгое время работаем по системе портедж
Вернее используем их тест таблицы и методику подбора заданий для родителей.
Но мы не использовали карточки с заданиями.
Нужно учесть, что портедж- специалисты, обычно не имеют специального образования, а алгоритм заданий, заложенный в портедже, позволяет им или родителям подобрать задания и без глубоких знаний по коррекционной/лечебной педагогике.
Наши педагоги задания составляли сами, они были комплексными и, кроме игровых занятий включали повседневную деятельность, с помощью которой можно достичь тех же целей, но без длительного повторения.
Решили давать родителям и программу-таблицу и ежедневный план. Нам кажется, что таблица поможет родителям легче придумать забаву ребенку без привязки к плану. То есть, план обязателен, а в таблице можно подсмотреть, чем занять ребенка, когда заканчивается родительская фантазия

Как вам такое направление работы?
Мы давали задания на неделю или даже две.
Это позволяло гибко выполнять задания, особенно из повседневной жизни. Например, у вас задание заключается в том, чтобы размещать предметы в определенное место, в зависимости от формы, величины, цвета или назначения. На занятии ребенок использует ящик форм, в быту складывает игрушки в разные места: мячи в корзинку, книги на полку, машинки в гараж под стол. Кроме того он может рассортировать одежду по цвету и сложить в стиральную машину. Очень сложно жить обычной жизнью, когда тебе предложен жесткий план и ты должен убирать или стирать в строгом соответствии с ним.
А на следующий день уже дают новый план и ты живешь в состоянии цейтнота.
Если план составлен на неделю, то он напоминает, что делать во время стирки, но не диктует, когда ее организовывать.
#5
Добавлено: 29 янв 2019, 23:11
Olexiy
Здравствуйте, Полина Львовна и участники форума.
Во время долгих зимних каникул провели подготовительную работу, оформляем сейчас сокращенные программы-таблицы для всех детей в нашей группе.
...еще добавили задания и игры из книги
"Малыш с синдромом Дауна", соответственно возрасту.
Дети в нашей группе разного возраста, и, выходит, что по книге одни и те же задания получит младшая Диана в 25 месяцев, и старший Егор в 40.
Это нас немного смущает Но, наверное, ничего такого в этом нет?
Про возраст детей и сходные задания, несмотря на разницу в возрасте.
Обучение вообще построено по спирали и каждая тема может восприниматься на разном уровне.
Например, вы обсуждаете домашних животных.
Кто-то их покажет, кто-то назовет детским словом, кто-то взрослым.
Или вы работаете над фразой. У кого-то это фраза из жестов, у кого-то сочетание жеста и слова, у кого-то из слов. Ну и качество произнесения слов разное: аморфное слово, взрослое искаженное, взрослое полное.
Получается, что эти таблицы у нас будут состоять из двух частей: одинаковой для всех на основе рекомендаций из "Малыша" и изменяемой части, индивидуальной для каждого ребенка (на основе заполненного дневника).
Вот такая таблица занятий получилась на основе 7 и 8 этапа из "Малыша":
https://goo.gl/8BefAj
Кажется, многовато занятий вышло, ведь к ним еще добавятся индивидуальные?
С другой стороны, таблица ведь "не обязательна к исполнению".
Решили давать родителям и программу-таблицу и ежедневный план. Нам кажется, что таблица поможет родителям легче придумать забаву ребенку без привязки к плану. То есть, план обязателен, а в таблице можно подсмотреть, чем занять ребенка, когда заканчивается родительская фантазия
#6
Добавлено: 31 янв 2019, 12:44
polina
Добрый день, Алексей и все-все.
Не сразу ответила - думала

.
Но надумала не много. Нужно пробовать, как пойдет.
Пока у меня только вопросы.
Общая часть у вас немного напоминает "потредж". Насколько родители будут справляться с тем, чтобы вписать эти требования в жизнь?
Это ведь не отдельное занятие - это другое отношение к жизни, общению, сотрудничеству с ребенком.
И про ежедневный план. Выглядит, как гиперопека/гиперпротекция родителей. Нет?
#7
Добавлено: 27 фев 2019, 12:16
Olexiy
Здравствуйте.
Мы думали, как работать с нашими индивидуальными программами, чтобы сбалансировать финальный вариант между "необязательностью" и небольшим количеством заданий с одной стороны, и большим массивом информации и ежедневными заданиями, за которыми придется "гнаться" родителям.
Пока будем пробовать один цикл - две-три недели - чтобы понять, насколько будет комфортно родителям и эффективно для детей.
Такой план-памятка для родителей:
1. Индивидуальная программа ребенка, в первую очередь, не столько план отдельных занятий с ребенком, а помощь для изменения общения, сотрудничества и жизни с ребенком. В программе задействованы различные направления развития, и все они помогут изменить взгляд на ребенка, стать ему активной и самостоятельной.
2. Программа-таблица включает разнообразные задачи, занятия и направления развития, которые актуальны для конкретного ребенка. Программа не предусматривает (это не нужно и не возможно) ежедневного выполнения всех пунктов. Это памятка, которая поможет родителям предложить ребенку ту или иную игру в свободное время, или совместно с ребенком делать бытовые дела. В то же время, она поможет родителям не забыть актуальные и важные направления развития и включить их в повседневную жизнь и общение с ребенком.
3. Короткое задание на 2 недели обязательно к исполнению. Не стоит повторять все ее пункты ежедневно, но обязательно несколько раз повторить их в течение 2 недель. В задании приведены возможных вариантов, в качестве примеров. Можно и стоит на их основе придумывать и использовать свои идеи на те же темы.
4. На основе программы-таблицы и по примеру, надо составить похожее задание для ребенка и использовать его в игре и быту.
5. Более подробно об играх, заданиях и важных моментах в общении с ребенком можно прочитать в разделах 7-8 книги "Малыш с СД".
Пример индивидуальной программы-таблицы
Пример короткого задания
#8
Добавлено: 02 мар 2019, 16:26
polina
Извините, пропустила тему из-за командировки.
Прочитала вашу инструкцию.
Понятно, как мне кажется.
И очень нравится короткий план. Я бы сделала еще одну графу для родителей, например, придумали что-то другое или что-то не получилось, или возник вопрос.
И у меня вопрос: как работает программа-таблица?
Помогает?
Какие отзывы родителей?
#9
Добавлено: 07 мар 2019, 00:24
Olexiy
Спасибо.
Программа-таблица сделана в виде списка актуальных задач на основе соответствующих возрасту ребенка глав книги "Малыш с СД" + пункты отмеченные +- из Дневника развития.
Родителям такая комбинированная программа понравилась. Короткий план позволяет спокойно применять игры и задания, которые порекомендовал педагог (это авторитетно и профессионально). К тому же, понятно, что задания охватывают сразу несколько пунктов из программы-таблицы, к тому же это объясняли. Надеемся, что такое наглядная демонстрация комбинации отдельных навыков в цельной игре поможет родителям и самим выработать такой стиль общения с ребенком.
Про таблицу отзывы пока только позитивные

Удобно ее проверять вечером, припоминая, чем занимались с ребенком. Это мотивирует, потому что виден результат дня, понятно, что даже в бытовых делах можно применять действия и задания, которые развивают ребенка. К тому же, таблица, как "короткая версия" книги с дневником, позволяет не перечитывать главы, а сосредоточиться на конкретных задачах, которые всегда перед глазами.
Относительно количества времени, которое посвящается "обработке" ребенка. Конечно, все зависит от темперамента и личной истории каждой семьи. В каком-то случае, таблица поможет упорядочить разносторонне направленных родителей, которые хотят прямо "работать над развитием" ребенка, и направит их усилия в правильную сторону. Наверное, в каком-то случае будет риск излишнего давления на ребенка - "вижу план, не вижу препятствий", но, думаю, это можно попробовать скорректировать педагогу или психологу в разговоре с родителями и презентации программы.
В общем, отзывы пока хорошие (еще не говорили со всеми родителями). Решили продлить первое задание еще на неделю-две.
#10
Добавлено: 14 мар 2019, 15:51
polina
Добрый день, Алексей.
Значит вы нащупали то сочетание общего и конкретного, которое на напрягает родителей.
В общем, отзывы пока хорошие (еще не говорили со всеми родителями). Решили продлить первое задание еще на неделю-две.
Оно было слишком сложным и насыщенным для ребенка или даете родителям время разобраться?