Сообщение
polina » 20 янв 2012, 10:56
Уважаемые коллеги. Спасибо за участие в очередном задании. Вы описали различные аспекты ухода и игры за младенцем. Если бы наш семинар был о том, как способствовать развитию детей раннего возраста, его можно было бы на этом закончить
Дело в том, что в написанных вами сообщениях содержится суть современного подхода к развитию детей.
Коротко подведу итоги того, о чем вы писали.
Малыш растет и развивается в семье.
В основе его развития лежит первичная привязанность, особенно в диаде «мать-дитя»
И мама, и ребенок обладают определенным поведенческим репертуаром, который они используют при общении. Этому их никто не учит, все заложено в них самих. У ребенка полностью на инстинктивном уровне, у мамы кроме инстинктивного поведения, например, изменения голоса, особого выражения лица итд, в поведение входят и культуральные обычаи ее народа, традиции ее собственной родительской семьи, опыт, почерпнутый из книг итд.
Как же реализуется взаимодействие мамы и ребенка, и в каком случае оно оптимально способствует развитию младенца? Вы все это описали в ваших ответах.
1. Взаимодействие в диаде происходит в игре и при уходе, а в более старшем возрасте при совместном участии в бытовых ситуациях.
2. Мама и ребенок настроены друг на друга и взаимно стимулируют друг друга.
3. У мамы с малышом происходит постоянный диалог, в котором младенец является активным участником. Его ответы, кромке звуковых сигналов часто носят невербальный характер, но интерпретируются мамой как вербальные.
4. Мама делает паузы, давая возможность малышу дать этот ответ.
5. Взаимодействие с ребенком проходит в сочетании с мультимодальной стимуляцией: тактильной, двигательной, слуховой, зрительной, обонятельной, тепловой итд. Нам трудно даже представить себе все каналы, на которых ведется этот диалог.
6. Мультисенсорная стимуляция, взаимодействие и общение происходят одномоментно, как говорят психологи «в рамках одной трасакции» или внутри одного контакта.
Если говорить о комплексном или системном подходе, то здесь эти понятия приобретают особый смысл: не достаточно учитывать все сферы развития, нужно делать это одновременно. Если кормить ребенка, сидя сзади и закидывая еду ложку за ложкой, а затем провести занятие на развитие общения – это будет несравнимо по эффективности с тем, что описали вы.
(См. продолжение)
С уважением, Полина Львовна