Создание группы социальной адаптации

Ответить
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#31

Сообщение Olexiy » 02 сен 2017, 11:03

А как вам кажется, вот сейчас вашей Сонечке какие могли бы понадобиться жесты, кроме "дай" и "возьми на руки"? (напоминаю, что у вас есть и этот жест) :)
дай
на руки
привет/пока
отрицательный жест (и понимание, что его можно применять в разных ситуациях)
хочу есть
хочу спать
хочу в туалет
указательный жест (на конкретный предмет)
Ну, это так - наши желания :) Старшая дочка (3.8), например, сейчас не четко понимает, что ей нужно поесть или поспать :)
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#32

Сообщение Ir-ra » 02 сен 2017, 23:20


Хочу описать наш опыт.
Одним из первых жестов у Вари был "собака", в год и три месяца. (Начала ей его показывать в шесть месяцев).
Жест "ещё" (пальчики рук соприкасаются, тот что на картинкеImage) нам показала дефектолог, когда Варе было год и два месяца, т.е. примерно с этого возраста мы стали использовать в своей речи. Приехали мы летом на дачу, муж взял Варю на руки и пошёл есть малину с куста, сам ел и угощал Варю, так вот она хотела ещё и показывала четко этот жест, ей тогда было почти два. Я не могу точно сказать, не припомню, когда он появился, получается к двум годам был точно, она на тот момент его даже озвучивала.
Этот жест хорошо используется на занятиях, когда ведущий предлагает повторить стишок, песенку, игру на музыкальном инструменте.
Да, вспомнила вот этот жест помог к трём годам Варе, строить фразу: слово + жест, "мама ещё", было так: мама (слово) + жест "ещё". Потом было так: слово + жест с озвучкой, и со временем – два полных слова, без жеста.
Хочу рассказать про жест печенье.
Варя говорила много слов, но один слог, в данном случае "па" имел много значений. Я спросила в центре у логопеда, как мне показывать слово печенье, она предложила: ладошка вверх (похож на жест "стоп"). Для чего? Для того, чтобы слово подкреплять жестом, и точно быть уверенным в том, что Варя хочет именно печенье.
Можно обозначить жестами несколько игрушек: бубен, мяч, кубики (строить). (Эти жесты пригодятся ребёнку на группе и дома.)
И ещё один жест: мыть руки (тереть ладошки), то что ребёнок делает больше двух раз в день:).
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 06.07.2025 20:30

#33

Сообщение polina » 04 сен 2017, 10:04


Доброе утро.
Ира очень рада вашему присоединению. У вас есть личный опыт использования жестов, кроме того, вы посещали групповые занятия. Думаю, это сделает нашу тему мини семинаром :)
Итак мы продолжаем обсуждение "Выбор жестов" и немного затронем вопрос, как их вводить. Более подробно введение жестов мы обсудим чуть позже.

дай на руки привет/пока отрицательный жест (и понимание, что его можно применять в разных ситуациях) хочу есть хочу спать хочу в туалет указательный жест (на конкретный предмет) Ну, это так - наши желания :) Старшая дочка (3.8), например, сейчас не четко понимает, что ей нужно поесть или поспать :)

Алексей, вы отобрали социальные/регулирующие жесты.
Их можно вводить постепенно. И я бы сейчас начала вводить жест "не хочу". Нам, конечно, удобны дети, которые на все согласны :) но тем не менее мы сталкиваемся с нежеланием ребенка. И для того, чтобы это не выливалось в проблему, лучше, если ребенок умеет отказаться, сделав жест. Начинать нужно с конкретных ситуаций, например, с еды. Можно предложить ребенку на выбор еду, включив туда то, что ребенок не любит. Попробуйте это сделать. Как Сонечка реагирует, как отказывается?
И вы совершенно правы, что дети в этом возрасте с трудом анализируют свои ощущения, переживания и чувства. ребенок может быть голодным, но не понимать этого. Он плачет, капризничает, но не понимает что с ним. То же самое может быть и со сном.
Кроме того, малыш может скучать, но не понимать, что можно попроситься гулять, почитать что-то итд.
Для этого ему нужны подсказки. Например, если он видит в коридоре свои сапожки, в которых он ходит гулять - он вспомнит про прогулку, а увидев, что мама вынимает из сумки бананы, захотеть их попросить. У вас так бывало с Улей?

Кроме регулирующих жестов дети используют и комментирующие жесты: могут обозначить происходящее или просто называть интересный для них объект или субъект. Например, они могут сказать бах!,если кто-то упал или что-то упало или назвать домашнего любимца
Одним из первых жестов у Вари был "собака", в год и три месяца. (Начала ей его показывать в шесть месяцев).

Один из первых жестов, которому учили Вареньку, и один из первых, который появился, был жест "собака". Вообще, у меня создалось впечатление, что Ума мой очень успешный коллега. :)
Ира, я правильно помню, что Варенька обозначила Уму жестом, даже без вашего вопроса? Расскажите, как это было.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#34

Сообщение Ir-ra » 04 сен 2017, 18:28


Добрый вечер!
Ира, я правильно помню, что Варенька обозначила Юму жестом, даже без вашего вопроса? Расскажите, как это было.
Да, она прокомментировала то, что увидела. Сказала мне: "Вот собака."
Я была на кухне, готовила еду, Юма - под кухонным столом. А Варя в комнате на полу. Добирается она до кухни, пересекает границу между коридором и кухней, и первое что попадает ей в глаза, так это – Юма лежащая под столом, потому-то стол находится напротив двери. Я поворачиваю голову, и вижу как Варя, лёжа на животе, показывает жест собака, смыкает пальцы, и слышу как произносит: а-а/ ав-ав. Она увидела Юму и сообщила мне об этом. Это было впервые. Если до этого момента у меня в голове было: "шеф всё пропало"Image, то моментально мои мысли изменились на: работает! Жест собака я не сама придумала, а прочитала про него в книге "Малыш с синдромом Дауна", которую скачала на сайте фонда Даунсайд Ап. Это было в феврале 2013 года. (У меня всегда был вопрос к авторам книги, в каком возрасте появляется этот жест, поэтому пишу сколько было ВареImage.) Дома, примерно с марта, когда подбегала ко мне Юма, я Варе всегда говорила: "собака", одновременно показывала жест и добавляла: "ав-ав" (в то время я опускала имя собаки). В конце апреля, мы стали выезжать на улицу в прогулочной коляске "полусидя", всегда с нами гуляла Юма. Живем мы в частном секторе, и гуляли не далеко от дома. Так вот, когда мы приближались к дому, где во дворе была собака, из-за Юмы, та собака начинала лаять. В этаких случаях, я Варе показывала на собаку за забором, говорила: собака, ав-ав + жест. Так прошли весна, лето, осень, настала зима. В конце декабря 2013 года, произошёл тот случай, который описала выше.
Полина Львовна, с Вашей подачи так получилось. Я что прочитала в книге, то и стала делать, другими словами: что вижу, то пою. Но, нам родителям хочется, чтобы было: "всё и сейчас". И когда мне казалось, что ничего не присходит, я очень сильно ошибалась.
Мне тогда и в голову не могло прийти, что через время, я смогу переписываться с автором книги, у Вас консультироваться...
Вообще, у меня создалось впечатление, что Юма мой очень успешный коллега. :)
Да, это так! Первое трёхсложное слово в июле 2015, Варя скажет: СОБАКА. Несколько слов про Юму я напишу в своей теме.
Ира
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#35

Сообщение Olexiy » 04 сен 2017, 18:39

Хочу описать наш опыт.
Спасибо большое, Ира. Слежу за вашей темой про Варю - мотивирует и нас :)
И я бы сейчас начала ввожить жест "не хочу"... Начинать нужно с конкретных ситуаций, например, с еды
Соня использует жест "нет". Она однозначно отталкивает от себя, то, что ей не нравится. Сейчас это поильник (с трубочкой) с водой. Естественно, ей хочется чего-то вкуснее воды :) Перепутать жест с чем-то тяжело. В другий ситуациях не использует. Каких-то нелюбимых продуктов нет. Ест не всегда с охотой (а если голодная, то может даже плакать и отворачиваться от ложки - но не отталкивать). Пока есть, сколько дают. Мы привыкли взвешивать порции, поэтому не кормим до отказа :)
Для этого ему нужны подсказки. Например, если он видит в коридоре свои сапожки, в которых он ходит гулять - он вспомнит про прогулку, а увидев, что мама вынимает из сумки бананы, захотеть их попросить. У вас так бывало с Улей?
Спасибо, подход понятен. Будем дразнить вкусными бананами :)
Пока Соня пользуется такими жестами: привет/пока (одинаковый), дай, на руки, отказ.
Я поворачиваю голову, и вижу как Варя, лёжа на животе, показывает жест собака, смыкает пальцы, и слышу как произносит: а-а/ ав-ав. Она увидела Юму и сообщила мне об этом. Это было впервые. Если до этого момента у меня в голове было: "шеф всё пропало"smiley, то моментально мои мысли изменились на: работает!
Да, я помню эту историю из вашей темы. Очень вдохновляет, и поддерживает, когда думаешь, что все "познавательные" занятия впустую.
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 06.07.2025 20:30

#36

Сообщение polina » 05 сен 2017, 15:40


Добрый день, Алексей и Ира :).
Пока Соня пользуется такими жестами: привет/пока (одинаковый), дай, на руки, отказ.
То есть у Сонечки хорошо пошли базовые социальные жесты. Теперь нужно ими активно пользоваться: в спонтанных ситуациях всегда комментировать, используя жест, детское или простое взрослое слово и взрослое слово, если оно значимо отличается.
Например, жест нет можно сопровождать простым взрослым словом "нет" , ребенок сможет сказать не, ни, нэ.
Можно специально создавать ситуации, в которых ребенок может использовать уже имеющиеся жесты.
К имеющимся у Сонечки жестам жестам можно добавить указательный. Он поможет вам лучше понимать, что привлекло внимание Сонечки, поможет позже составить фразу.
Да, она прокомментировала то, что увидела. Сказала мне: "Вот собака."
Теперь можно подумать о том, какие комментирующие описательные жесты можно подобрать для Сонечки
Прежде всего, это то, что интересует ребенка и постоянно привлекает его внимание.
У Вареньки это был жест "собака", который означает и собаку и лает (жест+ а-а-а)
Дома, примерно с марта, когда подбегала ко мне Юма, я Варе всегда говорила: "собака", одновременно показывала жест и добавляла: "ав-ав" (в то время я опускала имя собаки). В конце апреля, мы стали выезжать на улицу в прогулочной коляске "полусидя", всегда с нами гуляла Юма. Живем мы в частном секторе, и гуляли не далеко от дома. Так вот, когда мы приближались к дому, где во дворе была собака, из-за Юмы, та собака начинала лаять. В этаких случаях, я Варе показывала на собаку за забором, говорила: собака, ав-ав + жест. Так прошли весна, лето, осень, настала зима. В конце декабря 2013 года, произошёл тот случай, который описала выше.
Возможно, у Сонечки это будет кошка. Насколько я помню, у вас кошка/и и Сонечка играла с игрушкой -кошкой. Поправьте, если я ошиблась.
Хочу рассказать про жест печенье. Варя говорила много слов, но один слог, в данном случае "па" имел много значений. Я спросила в центре у логопеда, как мне показывать слово печенье, она предложила: ладошка вверх (похож на жест "стоп"). Для чего? Для того, чтобы слово подкреплять жестом, и точно быть уверенным в том, что Варя хочет именно печенье.
Можно подумать и в этом направлении, если у Сонечки есть любимая еда.
Ну и, я думаю, можно взять что-то из игр, забав, чтения.
То есть это может быть: смотреть мультики ( казательным пальцем касаемся ладони+ пу+включи). Это универсальный жест "включи".
Танцевать, если Сонечку это привлекает "руками делать "фонарики" или просто делать движения корпусом +ляляля
Читать/книга - жест всем знаком
Можно взять любимые игрушки и жесты, обозначающие бытовую деятельность, как предложила Ира.
Можно обозначить жестами несколько игрушек: бубен, мяч, кубики (строить). (Эти жесты пригодятся ребёнку на группе и дома.) И ещё один жест: мыть руки (тереть ладошки), то что ребёнок делает больше двух раз в день:).
Можно использовать жест нет/где/спряталась, если вы часто играете в прятки.
Вообще, ситуация "прятки с предметами" очень хороша для развития понимания речи.

Не нужно, конечно, брать именно все жесты сразу, можно вообще выбрать другие жесты, ориентируясь на интересы Сонечки и целесообразность в использовании.
В использовании жестов, как и в речи, важно "запустить процесс", то есть ребенок должен понять, что используя жест он может как-то повлиять на действительность: ему что-то дадут, возьмут на руки, включат свет/телевизор, а от чего-то он сможет отказаться.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#37

Сообщение Ir-ra » 06 сен 2017, 10:26


Доброе утро!
Если дома нет кошки, то можно, например, перед окном повесить кормушку для птиц, если прилетят птицы, то в этот момент обратить внимание Сонечки: "смотри птички, мах-мах", одновременно показывать жест "крылышки".
Я показывала Варе настенные часы со стрелками и говорила: "часы тик-так" + жест. Муж иногда садил Варю на плечи и подходил к часам, ей очень нравилось рассматривать часы. Со временем она сама стала показывать на часы рукой, потом указательным пальцем.
Можно посмотреть на режим Сонечки, и включить по одному жесту, чтобы на протяжении дня её окружали жесты. С одним условием: их не должно быть много.
Например, папа уходит и приходит с работы используем жест привет-пока. Время пришло кушать, говорим: "будем кушать, ам-ам" + жест. Нужно руки помыть: "будем руки мыть" + жест. Время пришло спать: "будем спать а___" + жест.
Можно выбрать две мягкие игрушки, которые нравятся Соне и обозначить их жестами. (У нас была корова и собака. Детям нравится жест корова, указательными пальцами показывать рожки на голове. Варе он очень нравился. Мне ещё нравился жест "бубен", кулачок бьет по ладошке, Варя в годик играла на бубне, правильно держала его и ладошкой хлопал, поэтому я тоже его использовала.)
Привет-пока можно с мягкими игрушками использовать, например, пришла корова и говорит: "Привет Соня" + жест "машет ножкой".
Игра "Звать Улю". Вы с Сонечкой сидите на диване в комнате, Уля в другой комнате. Взрослый громко зовёт: Уля! Уля! Прибегает радостная Уля, подходит к Соне. Взрослый нежно берет Соню за локоть касается Улю (гладит её), и говорит за Соню: Уууля, Уууля, уу. Все радуются, хлопают в ладоши. (Повторить три разаImage.)
Вот увидите через время Соня начнёт говорить имя сестрички.
Ира
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 06.07.2025 20:30

#38

Сообщение polina » 06 сен 2017, 15:34


Ира, спасибо, большое. Ваш опыт не просто вдохновляет. За это время вы стали очень компетентной мамой. Не специалистом, а мамой, которая видит и понимает ребенка.
Алексей, Сонечка примерно в том возрасте, когда подходят эти советы, естественно, с ориентировкой на ваши реалии и предпочтения вашей малышки.
Попробуйте выбрать жесты, и мы перейдем к тому, как их вводить и использовать. Мы уже об этом говорили, так что подведем итоги.

С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#39

Сообщение Olexiy » 08 сен 2017, 01:12


Огромное спасибо, Полина Львовна и Ира. Много рекомендаций, что-то мы уже используем, много будем пробовать вводить. Есть конкретные комментарии по тому, что и как делает Соня, думаю, их будет лучше описать в сониной теме.
На днях в нашем реабилитационном центре “Агапе” было собрание педагогов и родителей деток с СД нашего возраста (1,5-3 года).
Педагоги познакомились с книгой “Социальная адаптация” и вместе с нами думали, как организовать эту группу.
Всего у нас есть четверо деток (что, конечно, критично, если хотя бы двое заболеют).
Центр и педагоги очень загружены, поэтому предложили нам такой вариант.
Центр выделяет нашей родительской команде место и время. Предварительно - по сессионному принципу - 5 дней подряд раз в месяц.
Одна из основных идей центра - это вовлеченность родителей в процесс реабилитации своих детей. Поэтому основную роль в создании и ведении группы будут играть родители. Вариантов пока два: или каждая мама/папа проводит одно занятие по очереди, либо этим постоянно занимается одна мама. В любом варианте педагоги помогут и поддержат, насколько им будет позволять основная загруженность центра. Логопедическую часть, скорее всего, будет вести логопед (пока эти занятия детально не обсуждали).
В черновом варианте, для начала, в один день планируем заниматься не более часа - 2 занятия по 30 минут. Круг будет каждый день, а физкультуру и логопедическую часть будем чередовать.
Быть может, эта мама-ведущая - это моя и Сонечкина Алла :)
Мы с вами уже немного обговаривали возможность выступать родителям в роли педагога для собственного ребенка, и нас несколько смущает такой вариант. Но педагог из центра говорит, что Соня удивительно хорошо слушается маму при выполнении заданий.
Еще есть возможность пользоваться помещением и оборудованием центра по субботам, но тогда без педагогов - естественно, что им нужен полноценные выходные.
Пока, в качестве домашнего задания, все родители читают книгу (мы напечатаем нужное количество в минитипографии - спасибо вам за открытый доступ к книгам), задают вопросы, если что не поняли, а через две недели мы снова соберемся вместе с педагогами, чтобы обсудить прочитанное.
Вот такой план. Как вам, Полина Львовна?
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 06.07.2025 20:30

#40

Сообщение polina » 08 сен 2017, 12:05

Огромное спасибо, Полина Львовна и Ира. Много рекомендаций, что-то мы уже используем, много будем пробовать вводить. Есть конкретные комментарии по тому, что и как делает Соня, думаю, их будет лучше описать в сониной теме.
В Вашей теме ответила, а здесь пока завершу про жесты:
У нас есть статьи про жесты:
Альтернативная коммуникация. Использование жестов в общении. http://downsideup.org/ru/catalog/article/alternativnaya-kommunikaciya-ispolzovanie-zhestov-v-obshchenii

Использование жестов в практике ДСА http://downsideup.org/ru/catalog/article/ispolzovanie-zhestov-v-praktike-daunsayd-ap


Стихи с жестами http://downsideup.org/ru/catalog/article/stihi-s-dvizheniyami-i-zhestami

Вариации жестов http://downsideup.org/ru/catalog/article/variacii-zhestov


И еще одна очень короткая статья про то, как ребенок может объяснить свои потребности https://downsideup.org/ru/catalog/article/kak-rebenok-mozhet-obyasnit-svoi-potrebnosti

Основные требования к жестам:
(1) ребенок должен легко их воспроизводить;
(2) все окружающие ребенка люди должны знать, что именно обозначают эти жесты, и реагировать соответствующим образом;
(3) жесты должны обозначать нечто важное для ребенка, то, что постоянно встречается или требуется ему в повседневной жизни;
(4) жесты должны давать ребенку возможность выразить себя и мотивировать его для дальнейшего освоения систем коммуникации.
Обычно дети с синдромом Дауна готовы использовать первые жесты к году. Когда ребенок сможет говорить слова, он постарается озвучивать слово и одновременно делать жест. Постепенно жесты отпадут как нечто ненужное, когда ребенок полностью перейдет к словесному способу самовыражения. Обычно это происходит к пяти годам, но, в ряде случаев, и гораздо раньше.
Важно не забывать, что при этой системе общения ребенок должен постоянно видеть вас, когда вы с ним разговариваете и параллельно жестикулируете. Вы должны постоянно уделять внимание ребенку и смотреть на него, когда он пытается вам что-то «сказать», просигнализировать. На первых порах помогайте ребенку сделать жест, взяв его руки в свои. Всякий раз, когда ребенок сделал какой-то условленный жест, повторяйте вслух соответствующее слово.
На этой стадии ваша главная задача – помочь ребенку освоить понятия, как активно (для использования в собственной речи), так и пассивно (для понимания). Грамматику и произношение вы отработаете позже.
Вводя новое слово, старайтесь привлекать разные сенсорные системы. Показывая ребенку машину, купите ему игрушечные машинки, дайте ему с ними повозиться. Прокатитесь на настоящей машине, обсудите производимые мотором и сигналом звуки, попробуйте их имитировать.
Предоставляйте ребенку возможность по многу раз слышать тренируемое слово (жест) и использовать его. Так, отрабатывая понятие
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»