ОБСУЖДЕНИЕ: навыки и компетенции

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 02.09.2025 12:29

#121

Сообщение polina » 11 ноя 2014, 15:21

Спасибо за ответы.
Вы совершенно  правильно заметили, что умение дождаться своей очереди напрямую связано с умением подождать в разных ситуациях. Например, во многих тест таблицах есть такие пункты: умеет ждать сидя в стульчике пока мама готовит еду.
Это очень важный навык и его необходимость ощущается во всех жизненных ситуациях.
Попробуйте вспомнить свои личные наблюдения и станет ясно, как часто неумение ребенка дожидаться своей очереди или какого-то события может осложнить прогулку, поход в магазин, поездку в транспорте итд.
Ждем сообщения других участников, потом подведем итог и перейдем к волнующей всех теме: развитие речи на основе компетентностного подхода.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 02.09.2025 12:29

#122

Сообщение polina » 11 ноя 2014, 22:01

ОБЪЯВЛЕНИЕ!
Я открыла новую тему. Прошу всех принять в ней участие. Тема здесь
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
МаринаП
Последний визит: 03.09.2018 14:19
Дети:
Мария
20.07.2013

#123

Сообщение МаринаП » 13 ноя 2014, 15:50

Маша 1г3м
Ждет:
1.Сидя в стульчике когда я принесу еду
2.Сидя в коляске, когда я оденусь и пойдем гулять
3. Когда почищу яблоко, банан
4. Когда налью попить в стакан
Не ждет:
Когда играет с братом в машинки или кубики. Сразу начинает отнимать.
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 02.09.2025 12:29

#124

Сообщение polina » 13 ноя 2014, 16:14

Маша 1г3м
Ждет:
1.Сидя в стульчике когда я принесу еду
2.Сидя в коляске, когда я оденусь и пойдем гулять
3. Когда почищу яблоко, банан
4. Когда налью попить в стакан
Не ждет:
Когда играет с братом в машинки или кубики. Сразу начинает отнимать.
Марина, ваш последний пример, все-таки содержит и элемент соперничества. В этом случае очень хорошо, что в семье есть возможность не просто ждать, а дожидаться своей очереди. Можно организовать игру: по очереди звенеть в колокольчик ( вы тоже участвуете), по очереди бросать мяч и сбивать кегли (можно пластиковые бутылки).
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 02.09.2025 12:29

#125

Сообщение polina » 13 ноя 2014, 16:17

Я прошу всех семинаристов подумать о ситуациях, когда ребенок не только ждет, а делает что-то или играет соблюдая очередность. Например, вы закрыли лицо платком и сказали "ку-ку", а потом даете платок ребенку и говорите "А теперь Вася."
Организовываете вы такие игры? Если нет, то попробуйте, если "да", то поделитесь. Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#126

Сообщение Ir-ra » 14 ноя 2014, 01:42

Варвара, 2 года и 1 месяц.
Игры
Строить башню, ставить кубик на кубик по очереди.
Ку-ку, накрывать платочком, потом стягивать по очереди.
Ставить по очереди машинку или мячик на горку, сделали сами из короба для проводов.
Бросать по очереди мячи в картонную коробку из под памперсов.
Катать мяч друг другу.
Дуть на горящую свечку, дуть на перышко по очереди.
Играть по очереди на дудочке, маракасе, бубне.
Качать куклу по очереди.
Стучать по очереди музыкальным молотком.
Запускать юлу.
Вытаскивать по очереди из матерчатого мешочка игрушки или предметы (пузырьки от лекарств, губки для мытья посуды, крышечки от детского питания).

Ситуации
Вытирать по очереди стол тряпочкой.
Закрывать глаза по очереди.
Ставить по очереди книги на полку.
Бросать по очереди овощи в кастрюлю с водой.
Дуть по очереди на горячую кашу.
Нюхать цветочек по очереди.
Класть по очереди вещи в стиральную машину.
Ира
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 02.09.2025 12:29

#127

Сообщение polina » 14 ноя 2014, 21:58

Спасибо, уважаемые семинаристы. Вы привели много замечательных, интересных и доступных примеров. Я их позже перенесу в документы.
А теперь попробую подвести итоги:
Как учить ребенка ждать  и совершать действия, дождавшись своей очереди
В различных ситуациях, относящихся к повседневной жизни и игре можно создать условия, которые приучают ребенка ждать определенного события и дожидаться своей очереди.
Ожидание своей очереди можно использовать в играх на чередование.
Игры на чередование  могут учить не только умению ждать. Если ребенок не просто ждет, а смотрит  на того, кто выполняет задание, а потом выполняет сам - это учит его повторению действий.
Повторение действий партнера по игре или бытовому занятию - это хороший метод обучения ребенка.  ребенок делает то, что ему нравится,  что делает взрослый или другой ребенок, а не потому что этого хочет взрослый.
Используя игру на чередование взрослый время от времени может усложнять свои действий.
Например, если вначале просто поочередно звенели в колокольчик, то можно усложнить так: позвенел и убрал колокольчик в коробочку.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 02.09.2025 12:29

#128

Сообщение polina » 15 ноя 2014, 00:31

БЕСЕДА 5
Добрый вечер, уважаемые семинаристы.  Image
Огромное вам спасибо за активное участи в обсуждении. Отдельная благодарность за отзывы: они не просто подтвердили правильность теории компетентностного подхода, но и превзошли все ожидания по результативности метода.
Сейчас мы переходим к последнему пункту  описания компетенции: "Понимать и использовать речевой материал (слова и выражения) сопровождающие процесс формирования навыков и компетенций." Напомню, что данный пункт возник у нас с вами в процессе обсуждений нового подхода.
Ранее  предполагалось, что каждый пункт компетенций будет содержать рекомендации по речевому  сопровождению, но в процессе нашей беседы  стало ясно, что этого недостаточно. Так и появился этот пункт.
Вначале немного теоретических сведений, над которыми стоит подумать.
Речь ребенка  раннего возраста развивается в процессе взаимодействия и общения со взрослым.
Взаимодействие и общение ребенка раннего возраста со взрослым  происходит в процессе повседневной жизни и игры. Лишь небольшая часть приходится на специально организованные занятия, которые, впрочем, тоже   носят игровой характер.

Речь в раннем и дошкольном возрасте выполняет три основные функции:
Коммуникативную
Познавательную
Регулирующую.
Задание 1

Как вы думаете, какая функция речи наиболее востребована в процессе формирования навыков и компетенций?

Чуть подробнее о каждой функции:
Коммуникативная.  Предпосылки к ее развитию появляются сразу после рождения ребенка, вначале это невербальные средства, потом обмен звуками, потом  диалог в процессе общения. Диалог может быть  и таким:
ребенок принес книгу
Взрослый: хочешь почитать?
Ребенок соглашается. (говорит да, кивает, меняется выражение лица)
Взрослый: садись рядом.
 В процессе общения ребенок усваивает новые понятия, устанавливает контакты с детьми и взрослыми, играет, что формирует эмоционально-волевые качества ребенка, развивает его мышление.
Познавательная Позволяет сформировать представления об окружающем мире, она участвует в формировании внимания,  памяти, мышления.  Ребенок постепенно учится не только понимать объяснения окружающих, но и выражать свои мысли, выводы по поводу увиденного. Это не обязательно сложные умозаключения, но если ребенок понял, что батарею трогать нельзя она горячая и он об этом сообщает, например, показав на нее и погрозив пальчиком - это тоже познавательная функция речи. Ребенок оформил и передал свои представления.
Регулирующая  От нее зависит поведение ребенка. Сначала это привносится извне, то есть взрослый помогает понять что можно, а что нельзя, что сначала и что потом. Со временем регулировать начинает ребенок. Эта функция связана не только с указаниями взрослого, но и с самостоятельным планированием ребенка.
Безусловно, в процессе общения эти функции переплетаются, поэтому в ответе на вопрос попробуем обсудить   преимущество одной функции над другими и есть ли это преимущество.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Plim
Последний визит: 01.07.2021 21:40
Дети:
Алёна
20.03.2013

#129

Сообщение Plim » 15 ноя 2014, 16:29

Алена, 1год 7 месяцев, мама Аня
Согласно описаню - преобладает коммуникативная функция. Потому что процессы обучения навыкам и компетенции у нас ближе к игре. Я, конечно, проговариваю что за чем. Но не для последовательности пока, а для комментария. Последовательность возникает на глазах у ребенка: пошли в ванную - вот выключатель, потом дверь, потом табуретка и т.п. Регулирующую функцию речь выполняет, когда я учу, что перед едой и после еды моем руки. Но мне кажется. это на далекое будущее наука)))
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#130

Сообщение Ir-ra » 16 ноя 2014, 08:59

Варвара, 2 года и 1 месяц
В процессе формирования навыков и компетенций наиболее востребована коммуникативная функция, это основание, потом подключаются другие функции речи.
Если нет диалога, ребенка научить (показать, объяснить, связать действие со словом) ничему не возможно будет.
На первом месте коммуникативная (говорим: "идем мыть руки"----ждем отклика), на втором регулирующая (взрослый говорит и показывает ребенку "как мыть руки"), на третьем познавательная функция (ребенок запоминает действия, и говорит взрослому, например, показывает жест —трет руки (вот так я мою руки))).
Ира
Ответить

Вернуться в «РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛИЗАЦИИ»