ОБСУЖДЕНИЕ: навыки и компетенции
- Лано4ка
-
Дети:
Полина
24.02.2013
#131
Полина 1.8
Мне кажется наиболее востребована познавательная функция. Ведь ,только поняв ,зачем нужно делать то или иное действие-ребенок будет делать. Например,идем мыть руки в ванну,а не на кухню например, так как именно в ванной есть все необходимое-полотенце,мыло.
Коммуникативная функция нужна для формирования диалога. " пойдём мыть руки?" говорит взрослый. И ребенок говорит или "да",или кивает,или сразу идет. А может и наоборот,ребенок совсем не хочет делать то,на чем настаивает взрослый. Тогда без регулирующей функци никуда. Пора объяснить ребенку зачем нужно это ему.
Мне кажется наиболее востребована познавательная функция. Ведь ,только поняв ,зачем нужно делать то или иное действие-ребенок будет делать. Например,идем мыть руки в ванну,а не на кухню например, так как именно в ванной есть все необходимое-полотенце,мыло.
Коммуникативная функция нужна для формирования диалога. " пойдём мыть руки?" говорит взрослый. И ребенок говорит или "да",или кивает,или сразу идет. А может и наоборот,ребенок совсем не хочет делать то,на чем настаивает взрослый. Тогда без регулирующей функци никуда. Пора объяснить ребенку зачем нужно это ему.
- polina
- Последний визит: 03.07.2025 18:20
#132
Чтобы оживить нашу беседу задам провокационный вопрос. 
Наш семинар очень хвалят специалисты. Отмечают активность участников, вдумчивость, способность к анализу. Говорят о высокой эффективности семинара.
И вот мой вопрос: какой функцией речи я пользовалась при его организации:
коммуникативной, познавательной или регулирующей?

Наш семинар очень хвалят специалисты. Отмечают активность участников, вдумчивость, способность к анализу. Говорят о высокой эффективности семинара.
И вот мой вопрос: какой функцией речи я пользовалась при его организации:
коммуникативной, познавательной или регулирующей?
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 03.07.2025 18:20
#135
Добрый день, уважаемые семинаристы. Вижу, что вы разошлись во мнениях и это не случайно.
Дело в том, что в работе с вами я использовала тот же компетентностный подход Моя цель была: формирование у вас компетенций по созданию оптимальных условий для развития ребенка.
Вспомним, какие основные признаки компетентностного подхода я называла:
1. "Объединение навыков в ключевые компетенции" С этим понятно: мы обсуждаем не отдельные навыки и приемы, а подход
2. "Значимость полученных умений не только в ситуации обучения" Это тоже видно. Мы с вами обсуждали умывание, но и вы ( как и ваши дети) распространили это и на другие навыки и на другие ситуации.
3. И последнее: активная позиция обучаемого, его интерес и самостоятельность. Это требование означает, что весь предлагаемый материал должен быть в зоне интересов "ученика", должен быть ему понятен и доступен в выполнении.
От преподавателя этот метод требует использования недирективной позиции. Не указания и повеления, а создания условий, которые помогут достичь цели.
Для этого учитель и ученик должны находиться в отношениях сотрудничества, которое оформляется в виде диалога. Собеседники и партнеры внимательны к позиции и мнениям друг друга, гибко меняют свое поведения ориентируясь на интересы, эмоции, поведение друг друга.
Таким образом внутри взаимодействия и сотрудничества ( коммуникативная форма речи), я в небольших объемах предлагала вам познакомиться с новыми взглядами на развитие ребенка, а выводы вы делали сами в процессе обсуждения (познавательный эффект нашего диалога) Кстати, скажу сразу - я никогда точно не знаю, к каким выводам мы придем, у меня есть только основные базовые представления, которые обрастают вашими мыслями, делами и выводами. Это творческий процесс познания, который очень интересен мне и, надеюсь, вам.
Ну и последнее, я конечно, структурирую наше обсуждение, направляю его, то есть организую наше общение и взаимодействие. (регулирующая функция речи) Вы этого даже не упомянули, а значит это было для вас комфортно и не тяготило.
Вот примерно так и осуществляется обучение ребенка.
И наука подтверждает мои слова:
Первой формируется коммуникативная функция речи - с рождения
второй - познавательная -с 3-4 лет
третьей регулирующая - с 4-6 лет.
Это не значит, что вторая и третья функция не используется с младенчества.
Приведу пример диалога:
Мама: смотри какая киска!
Ребенок: киска спит?
Мама: нет, не спит - глазки открыты, она смотрит на голубей.
Ребенок: кс-кс (хочет подойти и погладить кошку)
Мама: нет, киску гладить нельзя. Она испугается, тебя поцарапает. Пусть отдыхает.
Ребенок недоволен запретом.
Мама: давай мы покормим голубей, а киска посмотрит.
Мама дает ребенку хлеб и он его крошит: гули-гули)
Задание 1 (продолжение)
Попробуем рассмотреть этот диалог с точки зрения функций речи.
Скопируйте его и после каждой реплики обозначьте, какая, по вашему мнению, функция или функции речи используется
Дело в том, что в работе с вами я использовала тот же компетентностный подход Моя цель была: формирование у вас компетенций по созданию оптимальных условий для развития ребенка.
Вспомним, какие основные признаки компетентностного подхода я называла:
1. "Объединение навыков в ключевые компетенции" С этим понятно: мы обсуждаем не отдельные навыки и приемы, а подход
2. "Значимость полученных умений не только в ситуации обучения" Это тоже видно. Мы с вами обсуждали умывание, но и вы ( как и ваши дети) распространили это и на другие навыки и на другие ситуации.
3. И последнее: активная позиция обучаемого, его интерес и самостоятельность. Это требование означает, что весь предлагаемый материал должен быть в зоне интересов "ученика", должен быть ему понятен и доступен в выполнении.
От преподавателя этот метод требует использования недирективной позиции. Не указания и повеления, а создания условий, которые помогут достичь цели.
Для этого учитель и ученик должны находиться в отношениях сотрудничества, которое оформляется в виде диалога. Собеседники и партнеры внимательны к позиции и мнениям друг друга, гибко меняют свое поведения ориентируясь на интересы, эмоции, поведение друг друга.
Таким образом внутри взаимодействия и сотрудничества ( коммуникативная форма речи), я в небольших объемах предлагала вам познакомиться с новыми взглядами на развитие ребенка, а выводы вы делали сами в процессе обсуждения (познавательный эффект нашего диалога) Кстати, скажу сразу - я никогда точно не знаю, к каким выводам мы придем, у меня есть только основные базовые представления, которые обрастают вашими мыслями, делами и выводами. Это творческий процесс познания, который очень интересен мне и, надеюсь, вам.

Ну и последнее, я конечно, структурирую наше обсуждение, направляю его, то есть организую наше общение и взаимодействие. (регулирующая функция речи) Вы этого даже не упомянули, а значит это было для вас комфортно и не тяготило.
Вот примерно так и осуществляется обучение ребенка.
И наука подтверждает мои слова:
Первой формируется коммуникативная функция речи - с рождения
второй - познавательная -с 3-4 лет
третьей регулирующая - с 4-6 лет.
Это не значит, что вторая и третья функция не используется с младенчества.
Приведу пример диалога:
Мама: смотри какая киска!
Ребенок: киска спит?
Мама: нет, не спит - глазки открыты, она смотрит на голубей.
Ребенок: кс-кс (хочет подойти и погладить кошку)
Мама: нет, киску гладить нельзя. Она испугается, тебя поцарапает. Пусть отдыхает.
Ребенок недоволен запретом.
Мама: давай мы покормим голубей, а киска посмотрит.
Мама дает ребенку хлеб и он его крошит: гули-гули)
Задание 1 (продолжение)
Попробуем рассмотреть этот диалог с точки зрения функций речи.
Скопируйте его и после каждой реплики обозначьте, какая, по вашему мнению, функция или функции речи используется
С уважением, Полина Львовна
- Лано4ка
-
Дети:
Полина
24.02.2013
#136
Полина 1.8 г
Мама: смотри какая киска!- коммуникативная
Ребенок: киска спит?- познавательная
Мама: нет, не спит - глазки открыты, она смотрит на голубей. -регулирующая
Ребенок: кс-кс (хочет подойти и погладить кошку)- познавательная
Мама: нет, киску гладить нельзя. Она испугается, тебя поцарапает. Пусть отдыхает. - регулирующая
Ребенок недоволен запретом.
Мама: давай мы покормим голубей, а киска посмотрит.- коммуникативная
Мама дает ребенку хлеб и он его крошит: гули-гули) -коммуникативная?
Мама: смотри какая киска!- коммуникативная
Ребенок: киска спит?- познавательная
Мама: нет, не спит - глазки открыты, она смотрит на голубей. -регулирующая
Ребенок: кс-кс (хочет подойти и погладить кошку)- познавательная
Мама: нет, киску гладить нельзя. Она испугается, тебя поцарапает. Пусть отдыхает. - регулирующая
Ребенок недоволен запретом.
Мама: давай мы покормим голубей, а киска посмотрит.- коммуникативная
Мама дает ребенку хлеб и он его крошит: гули-гули) -коммуникативная?
- Ir-ra
- Последний визит: 30.11.2020 00:09
-
Дети:
Варвара
26.09.2012
#137
Варвара, 2 года и 1 месяц
Мама: смотри какая киска! (коммуникативная)
Ребенок: киска спит? (коммуникативная)
Мама: нет, не спит - глазки открыты, она смотрит на голубей. (познавательная)
Ребенок: кс-кс (хочет подойти и погладить кошку) (познавательная)
Мама: нет, киску гладить нельзя. Она испугается, тебя поцарапает. Пусть отдыхает. (регулирующая)
Ребенок недоволен запретом.
Мама: давай мы покормим голубей, а киска посмотрит. (коммуникативная)
Мама дает ребенку хлеб и он его крошит: гули-гули) (познавательная)
Ира
Мама: смотри какая киска! (коммуникативная)
Ребенок: киска спит? (коммуникативная)
Мама: нет, не спит - глазки открыты, она смотрит на голубей. (познавательная)
Ребенок: кс-кс (хочет подойти и погладить кошку) (познавательная)
Мама: нет, киску гладить нельзя. Она испугается, тебя поцарапает. Пусть отдыхает. (регулирующая)
Ребенок недоволен запретом.
Мама: давай мы покормим голубей, а киска посмотрит. (коммуникативная)
Мама дает ребенку хлеб и он его крошит: гули-гули) (познавательная)
Ира
- Plim
- Последний визит: 01.07.2021 21:40
-
Дети:
Алёна
20.03.2013
#138
Мама: смотри какая киска!- коммуникативная
Ребенок: киска спит?- познавательная
Мама: нет, не спит, глазки открыты, она смотрит на голубей - познавательная
Ребенок: кс-кс (хочет подойти и погладить кошку)- коммуникативная
Мама: нет, киску гладить нельзя. Она испугается, тебя поцарапает. Пусть отдыхает. - регулирующая
Ребенок недоволен запретом. - коммуникативная, регулирующая (зависит от характера ребенка)
Мама: давай мы покормим голубей, а киска посмотрит.- коммуникативная
Мама дает ребенку хлеб и он его крошит: гули-гули) - познавательная
Ребенок: киска спит?- познавательная
Мама: нет, не спит, глазки открыты, она смотрит на голубей - познавательная
Ребенок: кс-кс (хочет подойти и погладить кошку)- коммуникативная
Мама: нет, киску гладить нельзя. Она испугается, тебя поцарапает. Пусть отдыхает. - регулирующая
Ребенок недоволен запретом. - коммуникативная, регулирующая (зависит от характера ребенка)
Мама: давай мы покормим голубей, а киска посмотрит.- коммуникативная
Мама дает ребенку хлеб и он его крошит: гули-гули) - познавательная
- Ремарчук
- Последний визит: 16.06.2021 06:59
-
Дети:
Андрей
22.12.2011
#139
Мама: смотри какая киска! - коммуникативная
Ребенок: киска спит?- познавательная
Мама: нет, не спит - глазки открыты, она смотрит на голубей. - познавательная
Ребенок: кс-кс (хочет подойти и погладить кошку) - коммуникативная
Мама: нет, киску гладить нельзя. Она испугается, тебя поцарапает. Пусть отдыхает. - регулирующая
Ребенок недоволен запретом.- коммуникативная
Мама: давай мы покормим голубей, а киска посмотрит.- коммуникативная
Мама дает ребенку хлеб и он его крошит: гули-гули)- коммуникативная, познавательная
Ира
Ребенок: киска спит?- познавательная
Мама: нет, не спит - глазки открыты, она смотрит на голубей. - познавательная
Ребенок: кс-кс (хочет подойти и погладить кошку) - коммуникативная
Мама: нет, киску гладить нельзя. Она испугается, тебя поцарапает. Пусть отдыхает. - регулирующая
Ребенок недоволен запретом.- коммуникативная
Мама: давай мы покормим голубей, а киска посмотрит.- коммуникативная
Мама дает ребенку хлеб и он его крошит: гули-гули)- коммуникативная, познавательная
Ира
С уважением к Вам
- polina
- Последний визит: 03.07.2025 18:20
#140
Добрый вечер, уважаемые участники семинара.
Давайте подведем небольшой итог по поводу того, какую функцию речи мы используем преимущественно.
Мы с вами обсуждали диалог:
Внутри диалога ребенок получил следующие сведения (познавательная функция):
если глазки у кошки открыты, то она не спит.
Кошка смотрит на голубей
Кошку гладить нельзя
если кошка испугается она может поцарапать
Голуби клюют хлеб.
Если бы мама взялась просто так, вне диалога передавать эти знания ребенку - не думаю, что он активно воспринимал бы их. Скорее всего, быстро потерял бы интерес.
Внутри диалога ребенку запретили гладить кошку (регулирующая функция речи) и сразу предложили альтернативу. Конфликта не возникло, ребенок узнал еще и то, как кормить голубя.
Таким образом, наиболее эффективным способом не только общения, но и передачи знаний и выставления границ (можно и нельзя) является диалог ребенка и взрослого.
Попробуйте оценить свое общение с этой точки зрения. Помог ли этот разбор вам понять модель общения с ребенком в процессе взаимодейстия?
Давайте подведем небольшой итог по поводу того, какую функцию речи мы используем преимущественно.
Мы с вами обсуждали диалог:
И поскольку это диалог, то это автоматически означает, что была использована коммуникативная функция речи.Мама: смотри какая киска!
Ребенок: киска спит?
Мама: нет, не спит - глазки открыты, она смотрит на голубей.
Ребенок: кс-кс (хочет подойти и погладить кошку)
Мама: нет, киску гладить нельзя. Она испугается, тебя поцарапает. Пусть отдыхает.
Ребенок недоволен запретом.
Мама: давай мы покормим голубей, а киска посмотрит.
Мама дает ребенку хлеб и он его крошит: гули-гули)
Внутри диалога ребенок получил следующие сведения (познавательная функция):
если глазки у кошки открыты, то она не спит.
Кошка смотрит на голубей
Кошку гладить нельзя
если кошка испугается она может поцарапать
Голуби клюют хлеб.
Если бы мама взялась просто так, вне диалога передавать эти знания ребенку - не думаю, что он активно воспринимал бы их. Скорее всего, быстро потерял бы интерес.
Внутри диалога ребенку запретили гладить кошку (регулирующая функция речи) и сразу предложили альтернативу. Конфликта не возникло, ребенок узнал еще и то, как кормить голубя.
Таким образом, наиболее эффективным способом не только общения, но и передачи знаний и выставления границ (можно и нельзя) является диалог ребенка и взрослого.
Попробуйте оценить свое общение с этой точки зрения. Помог ли этот разбор вам понять модель общения с ребенком в процессе взаимодейстия?
С уважением, Полина Львовна