Добрый день!
Меня зовут Оксана, я из Питера. Двойняшки у нас с мужем родились, когда нам было по 30 лет. Дети очень желанные и долгожданные. Первая Маша - обычный ребёнок и вторая Лиза - ребёнок с СД. Родились недоношенными на 32 неделе беременности со следующим весом: Маша 1500, Лиза 1100. У Лизы врождённый порок почек, оперировали в 6 мес, предстоит ещё небольшая эндоскопическая коррекция мочеточника.
Сейчас девочкам 1 год и 9 мес. В целом развиваются неплохо: Маша по развитию соответствует возрастным нормам, Лиза ходит (первые самостоятельные шаги сделала в 1 год и 6 мес), прекрасно понимает речь, говорит около 10 лепетных слов (первое слово сказала в 1 год и 3 мес), знает и использует около 40 жестов.
На лето я поехала с детьми в деревню к бабушке и, пожалуй, впервые столкнулось с проблемой психологического характера в поведении Лизы: она тянет в рот на улице всё, что привлекает её внимание (песок, камушки, травку, палочки, муравья и пр.). Причём, не пытается это проглотить, а просто держит во рту. Отчётливо осознаёт, что делать этого нельзя, сама показывает жест "нельзя", но всё равно тащит всё в рот. Каждая прогулка уже через 5 мин заканчивается грязным ртом. Конечно, мы (взрослые) говорим, что этого делать нельзя, хватаем за руку, когда успеваем. Таким образом прошёл уже месяц с плачевным результатом: от постоянного загрязнения у Лизы случился фарингит+стоматит.
Подскажите, пожалуйста, чем может быть вызвано такое поведение и как с ним бороться. Заранее спасибо! Всего доброго!
Лиза 2-ая из двойни, родилась 06.09.2010
- gugina_oxana
-
Дети:
Лиза
06.09.2010
#2
Наталья, здравствуйте! Спасибо большое за быстрый ответ.
1) "Вам пришлось многое пережить после рождения дочек: диагноз Лизы, преждевременные роды, выхаживание девочек..... Как Вы сейчас воспринимаете свою жизнь?"
Самые тяжёлые были первые полгода жизни девочек. До Лизиной операции. Тяжело было физически: я очень мало и редко спала:-), дети не брали грудь - я кормила их 9 месяцев сцеженным молоком. Чем старше становились девочки, тем легче и спокойнее становилась наша жизнь. С детьми и домашними делами мне практически всегда помогают моя мама или сестра, которая живёт сейчас с нами и очень любит Машу и Лизу. Приблизительно в возрасте года я начала наслаждаться материнством: дети становились с каждым днём забавнее, веселее, радовали успехами. А после полутора лет постепенно ситуация стала ухудшаться. Точнее стало меняться моё отношение к ней. Скажу сразу, что ни я ни мой муж, ни близкие родственники ни на минуту не допускали мысль отказаться от Лизы. Первую шоковую неделю я пержила конечно нелегко, но муж меня очень поддерживал и мы справились с этой новостью. "Страшным" диагноз СД мы не считаем. Пока я с недоношенными лежала 2 месяца в больнице я насмотрелась на таких тяжёлых детей, которые в жизни никогда не смогут двигаться, обслуживать себя или имеют прогрессирующие во времени заболевания. По сравнению с ними наша Лиза - божий дар, долгожданный и любимый ребёнок. Первое время мы называли её "особенной", а теперь и этой классификации к ней не применяем. Просто младшая дочка. И на данный момент всё остаётся именно так.
Появились проблемы у меня, как у матери. Первый год жизни практически всё зависит от матери и я выполняла всё необходимое, не думая о себе, а только нацеленная на один единственно приемлемый результат: выходить и поставить на ноги. После года дети начали всё лучше осознавать собственное я, демонстрировать характер (нужно отметить, они у меня очень дружелюбные и покладистые) и всё меньше стало зависеть только от меня. Многое стало зависеть и от них. И вот тут начались мои внутренние проблемы. Меня очень часто раздражает их нежелание что-то делать (н-р чистить зубы) тогда как я уверена, что делать это абсолютно необходимо и исключений быть не может, но они НЕ ХОТЯТ. И сделать всё за них, как это было до года сейчас я уже не могу. Подобных ситуаций ежедневно достаточно. В итоге я, будучи очень ответственным и самокритичным человеком по жизни, прихожу к убеждению, что я не могу донести до своих детей элементарные вещи, а значит я неудачница в материнсте, плохая мать и т.п. На данный момент у меня практически постоянное состояние депрессии (очень явно депрессии проявились именно после полутора лет), частые смены настроения, истерики. Конечно, дети это видят и меня это ужасает. Могу из-за пустяка сорваться на крик, хотя сама считаю повышение голоса в присутствии детей НЕДОПУСТИМЫМ. Я сомневаюсь в своих способностях воспитать успешных, талантливых, да просто хороших детей. А к неудачам в жизни я не привыкла. Всегда отличалась целеустремлённостью, работоспособностью, оптимизмом. До беременности занимала руководящий пост. И вот он невроз:-) Желаемое у меня в жизни не совпадает с действительным. Проблему в себе я вижу, и считаю, что её нужно решать, как можно раньше. А вот как это сделать не знаю. Материнство было моей мечтой, мы несколько лет пытались завести детей, теперь мне нужно быть счастливее, чем когда-либо, а я на грани полного разочарования.
2) "Успехи Лизы очевидны! С чем Вы связываете достаточно хорошее развитие Лизы?"
После жизненно необходимой операции в 6 мес мы начали регулярно посещать отделение Абилитации в нашем районе. Там с девочками занимаются: физиотерапевт и дефектолог. Иногда психолог и с 2-х лет должен присоединиться логопед. Помимо этого с 1,5 лет Лизу возим к частному логопеду. Изучила всю присланную Вами литературу, активно использую то, что считаю приемлемым для нашей семьи. Прилекаю к этому всех членов семьи - все активно помогают по мере возможности. И конечно Маша очень стимулирует Лизу.
3) "Оксана, Вы правы, только запретами делу не поможешь, будем разбираться , чем может быть вызвано желание Лизы все брать в рот, а затем определим, что может изменить нежелательное поведение. Но для этого я хотела бы уточнить некоторые моменты."
- Как дома, в Питере, Лиза «знакомилась» с новыми предметами? - Где-то начиная месяцев с 10 Лиза начала изучать новые предметы следующим образом: разглядывает, стучит/гремит и только потом берёт в рот. Привычка брать в рот пока ещё не уходила.
- Правильно ли я предполагаю, что пока Лиза не научилась самостоятельно ходить, то большую часть времени на прогулке проводила в коляске? - Да, она начала ходить весной в квартире неуверенно, но самостоятельно, а на улице мы водили её за руки. До этого времени они в коляске сидели, а я рассказывала им о том, что они видят на прогулке.
- Как дочка реагирует на изменение привычного образа жизни (как восприняла перемену места, обилие новых впечатлений в деревне)? - Лиза очень дружелюбная, контактная. Новую обстановку воспринимает с интересом. Была очень рада знакомству с курочками, хрюшками и другими деревенскими обитателями. Единственное, что предпочитала первое время, чтобы я находилась рядом.
- Как обстоят дела с мелкой моторикой (послушны и умелы ли пальчики)? - Лиза умеет пользоваться ложкой (но сама съесть всю порцию не может, похоже ей надоедает этот процесс), пьёт с бутылочки сама (из чашки не пьёт), рисует карандашами (но карандаш держит неправильно), пинцетный захват неуверенный (начал появляться после полутора лет на фоне занятий с логопедом, она делает Лизе каждый раз массаж ладошек).
- Как у Лизы со зрением? В 11 мес поставили лёгкую астигматию (надеюсь, я верно написала диагноз). Сказали наблюдаться дальше. Т.е. в целом хорошо.
- Вряд ли желание все брать в рот связано с прорезыванием зубов, но все же напоследок спрошу Вас и об этом: проявляет ли Лиза свойственное этому болезненному процессу беспокойство, грызет игрушки, сосет руки? У Лизы именно сейчас лезут жевательные зубы, она раздражена, много слюны и т.п. Но желание есть песок в песочнице у неё проявлялось ещё в Питере в апреле.
Наталья, я постаралась ответить на Ваши вопросы максимально точно, если понадобятся ещё комментарии - пишите, обо всём расскажу. Заранее спасибо! Всего доброго!
1) "Вам пришлось многое пережить после рождения дочек: диагноз Лизы, преждевременные роды, выхаживание девочек..... Как Вы сейчас воспринимаете свою жизнь?"
Самые тяжёлые были первые полгода жизни девочек. До Лизиной операции. Тяжело было физически: я очень мало и редко спала:-), дети не брали грудь - я кормила их 9 месяцев сцеженным молоком. Чем старше становились девочки, тем легче и спокойнее становилась наша жизнь. С детьми и домашними делами мне практически всегда помогают моя мама или сестра, которая живёт сейчас с нами и очень любит Машу и Лизу. Приблизительно в возрасте года я начала наслаждаться материнством: дети становились с каждым днём забавнее, веселее, радовали успехами. А после полутора лет постепенно ситуация стала ухудшаться. Точнее стало меняться моё отношение к ней. Скажу сразу, что ни я ни мой муж, ни близкие родственники ни на минуту не допускали мысль отказаться от Лизы. Первую шоковую неделю я пержила конечно нелегко, но муж меня очень поддерживал и мы справились с этой новостью. "Страшным" диагноз СД мы не считаем. Пока я с недоношенными лежала 2 месяца в больнице я насмотрелась на таких тяжёлых детей, которые в жизни никогда не смогут двигаться, обслуживать себя или имеют прогрессирующие во времени заболевания. По сравнению с ними наша Лиза - божий дар, долгожданный и любимый ребёнок. Первое время мы называли её "особенной", а теперь и этой классификации к ней не применяем. Просто младшая дочка. И на данный момент всё остаётся именно так.
Появились проблемы у меня, как у матери. Первый год жизни практически всё зависит от матери и я выполняла всё необходимое, не думая о себе, а только нацеленная на один единственно приемлемый результат: выходить и поставить на ноги. После года дети начали всё лучше осознавать собственное я, демонстрировать характер (нужно отметить, они у меня очень дружелюбные и покладистые) и всё меньше стало зависеть только от меня. Многое стало зависеть и от них. И вот тут начались мои внутренние проблемы. Меня очень часто раздражает их нежелание что-то делать (н-р чистить зубы) тогда как я уверена, что делать это абсолютно необходимо и исключений быть не может, но они НЕ ХОТЯТ. И сделать всё за них, как это было до года сейчас я уже не могу. Подобных ситуаций ежедневно достаточно. В итоге я, будучи очень ответственным и самокритичным человеком по жизни, прихожу к убеждению, что я не могу донести до своих детей элементарные вещи, а значит я неудачница в материнсте, плохая мать и т.п. На данный момент у меня практически постоянное состояние депрессии (очень явно депрессии проявились именно после полутора лет), частые смены настроения, истерики. Конечно, дети это видят и меня это ужасает. Могу из-за пустяка сорваться на крик, хотя сама считаю повышение голоса в присутствии детей НЕДОПУСТИМЫМ. Я сомневаюсь в своих способностях воспитать успешных, талантливых, да просто хороших детей. А к неудачам в жизни я не привыкла. Всегда отличалась целеустремлённостью, работоспособностью, оптимизмом. До беременности занимала руководящий пост. И вот он невроз:-) Желаемое у меня в жизни не совпадает с действительным. Проблему в себе я вижу, и считаю, что её нужно решать, как можно раньше. А вот как это сделать не знаю. Материнство было моей мечтой, мы несколько лет пытались завести детей, теперь мне нужно быть счастливее, чем когда-либо, а я на грани полного разочарования.
2) "Успехи Лизы очевидны! С чем Вы связываете достаточно хорошее развитие Лизы?"
После жизненно необходимой операции в 6 мес мы начали регулярно посещать отделение Абилитации в нашем районе. Там с девочками занимаются: физиотерапевт и дефектолог. Иногда психолог и с 2-х лет должен присоединиться логопед. Помимо этого с 1,5 лет Лизу возим к частному логопеду. Изучила всю присланную Вами литературу, активно использую то, что считаю приемлемым для нашей семьи. Прилекаю к этому всех членов семьи - все активно помогают по мере возможности. И конечно Маша очень стимулирует Лизу.
3) "Оксана, Вы правы, только запретами делу не поможешь, будем разбираться , чем может быть вызвано желание Лизы все брать в рот, а затем определим, что может изменить нежелательное поведение. Но для этого я хотела бы уточнить некоторые моменты."
- Как дома, в Питере, Лиза «знакомилась» с новыми предметами? - Где-то начиная месяцев с 10 Лиза начала изучать новые предметы следующим образом: разглядывает, стучит/гремит и только потом берёт в рот. Привычка брать в рот пока ещё не уходила.
- Правильно ли я предполагаю, что пока Лиза не научилась самостоятельно ходить, то большую часть времени на прогулке проводила в коляске? - Да, она начала ходить весной в квартире неуверенно, но самостоятельно, а на улице мы водили её за руки. До этого времени они в коляске сидели, а я рассказывала им о том, что они видят на прогулке.
- Как дочка реагирует на изменение привычного образа жизни (как восприняла перемену места, обилие новых впечатлений в деревне)? - Лиза очень дружелюбная, контактная. Новую обстановку воспринимает с интересом. Была очень рада знакомству с курочками, хрюшками и другими деревенскими обитателями. Единственное, что предпочитала первое время, чтобы я находилась рядом.
- Как обстоят дела с мелкой моторикой (послушны и умелы ли пальчики)? - Лиза умеет пользоваться ложкой (но сама съесть всю порцию не может, похоже ей надоедает этот процесс), пьёт с бутылочки сама (из чашки не пьёт), рисует карандашами (но карандаш держит неправильно), пинцетный захват неуверенный (начал появляться после полутора лет на фоне занятий с логопедом, она делает Лизе каждый раз массаж ладошек).
- Как у Лизы со зрением? В 11 мес поставили лёгкую астигматию (надеюсь, я верно написала диагноз). Сказали наблюдаться дальше. Т.е. в целом хорошо.
- Вряд ли желание все брать в рот связано с прорезыванием зубов, но все же напоследок спрошу Вас и об этом: проявляет ли Лиза свойственное этому болезненному процессу беспокойство, грызет игрушки, сосет руки? У Лизы именно сейчас лезут жевательные зубы, она раздражена, много слюны и т.п. Но желание есть песок в песочнице у неё проявлялось ещё в Питере в апреле.
Наталья, я постаралась ответить на Ваши вопросы максимально точно, если понадобятся ещё комментарии - пишите, обо всём расскажу. Заранее спасибо! Всего доброго!