Как реагировать на негативные замечания других родителей?

Ответить
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 12.09.2025 17:39
Специализация:
Психолог

#130

Сообщение Psy » 16 авг 2018, 16:07


Здравствуйте, Марина!
Здравствуйте, Вера! Спасибо большое за ответы :)
У нас программа та которая на сайте Минобразования- просто требования к знаниям без примеров занятий. Они все на украинском языке и их можно скачать. Могу дать ссылку на программы "Дитина" и "Я у світі" (это дошкольные программы для нормотипичных детей), По программе "Дитина" идет математика, во второй - ее вроде нет, точно разницы не знаю между ними. Книги, по которым я занимаюсь, их в открытом доступе нет, нужно покупать. Я могу дать как фото пример какой-то темы на возраст например 3-4 года (план и игры). Но оно все тоже на украинском языке.
Нашла того же автора, что я занимаюсь для лета, на осень на тот же возраст для ознакомления у гуглбукс. Пока ее не покупала, в раздумьях, думаю, что меня не будет времени осенью столько заниматься, там и сад и бассейн и реабцентр и "хвосты подгонять".
На всякий случай напишу, что нужно клацнуть мышкой на обложке книги, чтобы открылась для просмотра.
Ссылка на книгу
И еще одна, по которой заниматься начали "Вивчаємо математику". Провела 2 первіх занятия, Лизе очень нравится, все понимает и делает :) Тут есть примеры уроков
Ссылка на книгу 2
Посмотрела, спасибо! Картинки четкие, понятные. Очевидно, программы хороши.
На эмоциональном плане. Тоже плачет, расстраивается. Раньше даже книгу выбрасывала или не разрешала раскрывать тот разворот, где грустное событие, например, мышка прыгнула в воду и вспомнила, что камешек храбрости оставила в одежде, и очень испугалась. Сейчас именно на этот момент нормально реагирует- привыкла. Когда что-то неправильно сделает, а потом осознает ошибку. Очень расстраивается, слезы наворачиваются.
Чтобы помочь Лизе справляться с переживаниями, проговаривайте ей ее состояние. Например, "Я вижу, ты расстроилась, потому что у тебя не получилось" и предлагаете способы, как "исправить" ситуацию. Подробнее, о том, как строить такой диалог с ребенком можно тут Я - сообщение
По окончании серии мультика "Знаешь как я тебя люблю!" немецкого в переводе про большого зайца и зайчонка (по одной серии каждый день смотрит уже давно, с мая наверное) начинает плакать, чуть ли не до истерики доходит, причину мне сказать не может.
Вы можете сами предложить Лизе на выбор причины, по которым она плачет (кончается серия, или что-то по сюжету). Та версия, которая будет верна, Лиза Вам ее подтвердит и ей станет самой понятнее, почему она плачет. Не бойтесь назвать не ту "версию", главное проговорить возможные варианты, а по реакции дочки Вы поймете, попали ли в точку и в какую.
Когда другие мультфильмы смотрит, такой реакции нет (другие - это "Путаница", "Пластилиновая ворона"). Еще подобная реакция была на мультфильм "Антошка, пойдем копать картошку"). Я знаю, что это просто эмоциональная сфера не созрела (или как правильно выразиться), у меня есть какая-то книга с занятиями для работы, понемногу занимаемся по ней. Пока что топчемся на начальном этапе 3-4 года (уже месяца 3-4 наверное, может больше) - детские потешки, где мушки кусают, с гуся суп варим (пальчиковая гимнастика). Ежкова "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста".
Эмоциональная сфера не то, чтобы "не созрела". Эмоциональная сфера - это сильная сторона наших детей в плане эмоциональной чувствительности. Взрослые люди тоже по-разному справляются с эмоциональными переживаниями - кто-то выражает сразу, кто-то прячет по-глубже, но это не значит, что не переживает. То, что Лиза ярко реагирует - хорошо. Надо лишь помогать ей "осознавать" свои эмоции, и их регулировать, а это делается в диалоге со взрослым. Например, всем известна установка "мальчики не плачут". Но и всех детей в какой-то момент взрослые учат сдерживать свои эмоции. Например, нельзя сильно кричать на улице, даже если ты рассержен. Самый "экологичный способ" учить детей справляться с переживаниями, это принимать эти переживания (без осуждения), проговаривать их (делать осознанными), и давать ребенку поддержку в том, что показывать способы делать что-то с этими эмоциями, снижать их накал, например, с помощью игры.
Еще вспомнила одно пособие "В мире музыки" на 2-3 года серия "Мир детства". Там вообще примитивные упражнения: подражать зайцу, подражать медведю. Зайцу подражает - запросто, медведю-отказывается. Ну и все подобные. Петь высоким голосом кукушуки "Ку-ку" - запросто, сказать низким голосом совы "Ух" - отказ.
Думаете, тут дело в том, что Лиза не хочет на себя брать "роль" медведя?
Спасибо, Вера. А другого выхода у меня и нет :) Еще были у офтальмолога. У Лизы проблемы с глазами: дальнозоркость, астигматизм и подозрение на амблиопию. Дали нам план коррекции на 5 месяцев, а дальше повторное обследование и уточнение диагноза. Возможно, это тоже связано с мелкой моторикой в плане раскрашивания, особенно карандашами.
Да, возможно, это дополнительная трудность. Соблюдайте режим нагрузки на глаза, как прописывает врач.
Посмеялась. Вспомнилось, как у Ильиной (психолог, книги ее) дети в 3 года должны повторить нарисовать крестик (2 перечеркнутые линии). Я неврологу сказала (ответила на какой-то ее вопрос) что Лиза в 3,5 этого не делает. Невролог сказала, что и обычные дети в 3,5 года такого не делают, это нормально и ничего страшного в этом нет....Но моя Лиза и сейчас, в 4 года и 3 месяца (почти) этого не может сделать :)))
А может Лиза поставить кубик на кубик по образцу, как Вы ей показываете? (башня из двух кубиков)
Вера, еще хочу спросить, не знаю, у кого спрашивать, у Елены или у Вас. Лиза "читает " книги. Ну, как читает. Она все книги, которые я ей прочла раз десять - знает на память (детские стихи). Та же история с новыми книгами, с книгами из библиотеки.Это толстые книги, сама их читает, на память, но если забывает строчку, начинает ее подчитывать из книги. Причем, это реально. Книги для чтения взрослыми, там мелкий шрифт. Я сразу вижу, когда она "читала", это когда смотрит на меня- глаза у нее съехались "в кучку". Я думаю, что это тоже начало портить зрение. Книги забрать не могу- это ее жизнь, она их обожает. И читать сама обожает.....а что делать - не знаю.
Наверное, это не такой уж сильный вред, больше пользы. Если офтальмолог не запрещает, ничего страшного.
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#131

Сообщение mery » 19 авг 2018, 21:03


Здравствуйте, Вера.
Чтобы помочь Лизе справляться с переживаниями, проговаривайте ей ее состояние. Например, "Я вижу, ты расстроилась, потому что у тебя не получилось" и предлагаете способы, как "исправить" ситуацию. Подробнее, о том, как строить такой диалог с ребенком можно тут Я - сообщение
Спасибо, попробую "внедрить" Я-сообщения. Мне самой надо привыкнуть к ним :)
Вы можете сами предложить Лизе на выбор причины, по которым она плачет (кончается серия, или что-то по сюжету). Та версия, которая будет верна, Лиза Вам ее подтвердит и ей станет самой понятнее, почему она плачет. Не бойтесь назвать не ту "версию", главное проговорить возможные варианты, а по реакции дочки Вы поймете, попали ли в точку и в какую.
Перебрала все варианты. Лиза все их отрицает. Буду еще пробовать, может, со временем получится.
Эмоциональная сфера не то, чтобы "не созрела". Эмоциональная сфера - это сильная сторона наших детей в плане эмоциональной чувствительности. Взрослые люди тоже по-разному справляются с эмоциональными переживаниями - кто-то выражает сразу, кто-то прячет по-глубже, но это не значит, что не переживает. То, что Лиза ярко реагирует - хорошо. Надо лишь помогать ей "осознавать" свои эмоции, и их регулировать, а это делается в диалоге со взрослым. Например, всем известна установка "мальчики не плачут". Но и всех детей в какой-то момент взрослые учат сдерживать свои эмоции. Например, нельзя сильно кричать на улице, даже если ты рассержен. Самый "экологичный способ" учить детей справляться с переживаниями, это принимать эти переживания (без осуждения), проговаривать их (делать осознанными), и давать ребенку поддержку в том, что показывать способы делать что-то с этими эмоциями, снижать их накал, например, с помощью игры.
Как-то это все очень сложно для Лизы. Она очень эмоционально все и всегда переживает.
Думаете, тут дело в том, что Лиза не хочет на себя брать "роль" медведя?
Да не, дело не в медведе, а в том, что Лизе сложно отделить свои чувства и переживания от чужих. А медведя, по-видимому, она боится, поэтому и не играет. У меня была похожая ситуация, когда предложили в сценке сыграть, что мы умерли. Т.е. занимались каким-то делом, а потом упали на пол - умерли. Мне было страшно играть эту роль. Я бы ее и сейчас не играла. Я понимаю, что это игра, но не готова морально, эмоционально еще как-то.
А может Лиза поставить кубик на кубик по образцу, как Вы ей показываете? (башня из двух кубиков)
Еще пол года где-то примерно назад она ставила так 3 кубика сама, а 4 - с небольшой подсказкой. Перед этим на втором экземпляре я ей показала и прокомментировала, какой кубик на какой ставлю.
Наверное, это не такой уж сильный вред, больше пользы. Если офтальмолог не запрещает, ничего страшного.
Я забыла офтальмологу сказать, что Лиза читает слова в детских книгах, предназначенных для чтения взрослыми :))))
Спасибо, Вера! :)







Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 12.09.2025 17:39
Специализация:
Психолог

#132

Сообщение Psy » 23 авг 2018, 12:31


Здравствуйте, Марина!
Здравствуйте, Вера.
Спасибо, попробую "внедрить" Я-сообщения. Мне самой надо привыкнуть к ним :)
Можно немного отступать от "формулы", но принцип, на мой взгляд, там верный. Со временем, это будет естественно
Перебрала все варианты. Лиза все их отрицает. Буду еще пробовать, может, со временем получится.
Можно попробовать говорить вначале только о чувствах "Тебе грустно?", "Тебе жалко?" и пр.
Как-то это все очень сложно для Лизы. Она очень эмоционально все и всегда переживает.
Я попыталась огромный пласт эмоциональной сферы свернуть в простую "схемку". Конечно, все гораздо сложнее. Уровень эмоционального реагирования нам дан с рождения, а регулировать свои эмоции мы учимся уже в течение всей жизни.
Да нет, дело не в медведе, а в том, что Лизе сложно отделить свои чувства и переживания от чужих.
Это действительно так. Вы тонко понимаете свою дочку. Отделять свои переживания от чужих, также процесс, длящийся много лет.
А медведя, по-видимому, она боится, поэтому и не играет. У меня была похожая ситуация, когда предложили в сценке сыграть, что мы умерли. Т.е. занимались каким-то делом, а потом упали на пол - умерли. Мне было страшно играть эту роль. Я бы ее и сейчас не играла. Я понимаю, что это игра, но не готова морально, эмоционально еще как-то.
То есть, если Вы вживаетесь в роль, то "как-будто" для Вас исчезает...
Еще пол года где-то примерно назад она ставила так 3 кубика сама, а 4 - с небольшой подсказкой. Перед этим на втором экземпляре я ей показала и прокомментировала, какой кубик на какой ставлю.
Разнообразить эту игру можно так: ставить на кубик брусочек. При чем в разных плоскостях. Сначала Вы показываете, а Лиза делает так же. Потом показываете, и закрываете листком, пусть Лиза попробует сделать по памяти. Игра только с двумя фигурками ("строить" стульчик, диванчик, столик и пр.)
Я забыла офтальмологу сказать, что Лиза читает слова в детских книгах, предназначенных для чтения взрослыми :))))
Как я понимаю, здесь скорее задействована память, чем, собственно, зрение
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#133

Сообщение mery » 25 авг 2018, 20:41


Здравствуйте, Вера!
Можно попробовать говорить вначале только о чувствах "Тебе грустно?", "Тебе жалко?" и пр.
Так интересно получилось. После того, как я поговорила и перебрала все варианты, через день Лиза перестала плакать после окончания мультика про зайца. Остается немного расстроенной, но не плачет.
Разнообразить эту игру можно так: ставить на кубик брусочек. При чем в разных плоскостях. Сначала Вы показываете, а Лиза делает так же. Потом показываете, и закрываете листком, пусть Лиза попробует сделать по памяти. Игра только с двумя фигурками ("строить" стульчик, диванчик, столик и пр.)
Вреа, Лиза такое делала год назад сама (ну я ей показала, она быстро схватывает). Потом сама строила стол и стул и сажала игрушку (кормила), строит домик из кубика и призмы. Повторяет за мной дом из двух или трех кубиков и крыши. Строит диван, тоже сажает игрушки (давно так делала, если какое-то время что-то не поддерживать, она перестает в это играть). Нам на Рождество подарили блочный конструктор по типу лего дупло. Вначале Лиза только смотрела, что я делаю, а сейчас иногда вижу, то самолет сделает (из двух деталек) и играет им, то машину какую-то или паровоз. Простенькие из 2х, 3х деталек. У Лизы нет очень сильных когнитивных нарушений (на сегодня, тьфу-тьфу), пока что я больше склоняюсь на ЗПР на сегодня, а дальше-видно будет. Она неплохо соображает, делает выводы и хитрит. Например, после дневного сна сразу не сажаем на качели, потому что еще досыпать начинает. Сегодня она мне говорит, что хочет на качели. Я отказала по той причине, что она еще не проснулась окончательно. Тогда она сказала, что нужно делать зарядку (я иногда ее так тормошу после дневного сна- простенькие упражнения, часто ленится и не делает, а тут сама попросила). И с таким энтузиазмом за мной повторяла, а после окончания говорит: "Мама, вешай качельку".
Или в парке сегодня качалась на качелях, а рядом мальчик маму спрашивал: "Мама, почему тут озеро?" Мама: "Потому что ручеек нашел выход". Мальчик: "А почему нашел выход?" и так далее много вопросов "Почему". Лиза слушала, а потом мне решила сказать:"Мы живем в городе. Тут есть детская площадка". Она такие фразы описательные никогда еще не говорила. Еще и по два предложения сходу.
Мы сегодня за лето первый раз добрались на детскую площадку (общественную, своя небольшая есть у нас во дворе). Очень жарко, идти далеко (один км в одну сторону). Коляску я уже не использую. Сегодня уже не так жарко было, все-равно Лиза очень устала, даже не захотела обедать по возвращении домой. Только мы туда пришли, Лиза залезла на горку (там такая большая с разными лесенками) и тут подходит маленькая девочка (может где-то 2,5 года) и начинает Лизе предлагать: "Вставай, пошли с горки спустимся, давай, почему ты сидишь?" и все в таком духе. Лиза стала плакать (не то чтобы плакать, но сдерживать слезы) со словами "Девочка не хочет". Девочка очень распереживалась. Я попыталась наладить диалог, но почему-то Лиза не захотела играть и общаться с девочкой. Хотя дома к старшей девочке-соседке (6 лет) просится всегда в гости. Дома мне сказала (отвечала "Да") что девочку знает, она ходит с ней в детсад. Не знаю, насколько правда. Но, возможно. Мне Лизу стало жалко :( В этом учебном году Лиза в сад не ходила практически. Была раза 3-4 всего. На будущий год с осени я пытаюсь побыть ее ассистентом во второй младшей. Не знаю еще точно, что будет и как. Лиза почему-то не любит маленьких детей (2-3 года).
Как я понимаю, здесь скорее задействована память, чем, собственно, зрение
Вера, я не знаю. Очень надеюсь.
Спасибо! :)

Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 12.09.2025 17:39
Специализация:
Психолог

#134

Сообщение Psy » 31 авг 2018, 09:06


Здравствуйте, Марина!
Здравствуйте, Вера!
Так интересно получилось. После того, как я поговорила и перебрала все варианты, через день Лиза перестала плакать после окончания мультика про зайца. Остается немного расстроенной, но не плачет.
Очень хорошо! Значит сработало!)
Вера, Лиза такое делала год назад сама (ну я ей показала, она быстро схватывает). Потом сама строила стол и стул и сажала игрушку (кормила), строит домик из кубика и призмы. Повторяет за мной дом из двух или трех кубиков и крыши. Строит диван, тоже сажает игрушки (давно так делала, если какое-то время что-то не поддерживать, она перестает в это играть). Нам на Рождество подарили блочный конструктор по типу лего дупло. Вначале Лиза только смотрела, что я делаю, а сейчас иногда вижу, то самолет сделает (из двух деталек) и играет им, то машину какую-то или паровоз. Простенькие из 2х, 3х деталек. У Лизы нет очень сильных когнитивных нарушений (на сегодня, тьфу-тьфу), пока что я больше склоняюсь на ЗПР на сегодня, а дальше-видно будет.
Эмоциональная восприимчивость - также важный признак развития, и требует не меньшего внимания, чем умственное развитие.
Она неплохо соображает, делает выводы и хитрит. Например, после дневного сна сразу не сажаем на качели, потому что еще досыпать начинает. Сегодня она мне говорит, что хочет на качели. Я отказала по той причине, что она еще не проснулась окончательно. Тогда она сказала, что нужно делать зарядку (я иногда ее так тормошу после дневного сна- простенькие упражнения, часто ленится и не делает, а тут сама попросила). И с таким энтузиазмом за мной повторяла, а после окончания говорит: "Мама, вешай качельку".
Причинно-следственную связь Лиза точно уловила!
Или в парке сегодня качалась на качелях, а рядом мальчик маму спрашивал: "Мама, почему тут озеро?" Мама: "Потому что ручеек нашел выход". Мальчик: "А почему нашел выход?" и так далее много вопросов "Почему". Лиза слушала, а потом мне решила сказать:"Мы живем в городе. Тут есть детская площадка". Она такие фразы описательные никогда еще не говорила. Еще и по два предложения сходу.
Как- будто сама себе ответила на вопрос..
Мы сегодня за лето первый раз добрались на детскую площадку (общественную, своя небольшая есть у нас во дворе). Очень жарко, идти далеко (один км в одну сторону). Коляску я уже не использую. Сегодня уже не так жарко было, все-равно Лиза очень устала, даже не захотела обедать по возвращении домой. Только мы туда пришли, Лиза залезла на горку (там такая большая с разными лесенками) и тут подходит маленькая девочка (может где-то 2,5 года) и начинает Лизе предлагать: "Вставай, пошли с горки спустимся, давай, почему ты сидишь?" и все в таком духе. Лиза стала плакать (не то чтобы плакать, но сдерживать слезы) со словами "Девочка не хочет". Девочка очень распереживалась. Я попыталась наладить диалог, но почему-то Лиза не захотела играть и общаться с девочкой. Хотя дома к старшей девочке-соседке (6 лет) просится всегда в гости. Дома мне сказала (отвечала "Да") что девочку знает, она ходит с ней в детсад. Не знаю, насколько правда. Но, возможно. Мне Лизу стало жалко :(
Лиза уловила настрой девочки. Возможно, что Лизе было сложно "отказать" малышке, при этом она чувствовала давление. Можно было так помочь, сказать малышке "Видишь, Лиза сидит на горке, сейчас она будет кататься, она не хочет пока так быстро с тобой идти. Хочешь, подожди с ней здесь" В 2-3 года дети еще не могут подстраиваться под другого, их желания непосредственны и требуют исполнения сразу. Дети в 6 лет уже могут соотносить реакции других детей и собственные. По-этому, игра детей старшего возраста согласована друг с другом.
В этом учебном году Лиза в сад не ходила практически. Была раза 3-4 всего. На будущий год с осени я пытаюсь побыть ее ассистентом во второй младшей. Не знаю еще точно, что будет и как. Лиза почему-то не любит маленьких детей (2-3 года).
Вполне вероятно, что этот год будет более стабильным в плане посещения садика - Лиза подросла и ее потребность быть с другими детьми будет реализована.
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#135

Сообщение mery » 01 сен 2018, 16:28


Здравствуйте, Вера! Спасибо большое за консультации.
Лиза уловила настрой девочки. Возможно, что Лизе было сложно "отказать" малышке, при этом она чувствовала давление. Можно было так помочь, сказать малышке "Видишь, Лиза сидит на горке, сейчас она будет кататься, она не хочет пока так быстро с тобой идти. Хочешь, подожди с ней здесь" В 2-3 года дети еще не могут подстраиваться под другого, их желания непосредственны и требуют исполнения сразу. Дети в 6 лет уже могут соотносить реакции других детей и собственные. По-этому, игра детей старшего возраста согласована друг с другом.
Я плохо знаю обычных маленьких детей. Я не думала, что девочка поймет, еще не было опыта учить чужих маленьких детей, которые подходят к Лизе. Если будет подобная ситуация, попробую поговорить с чужой девочкой. К сожалению, сейчас я больше "виню" Лизу в подобных ситуациях...интуитивно. Это не правильно.. Я еще очень испугалась, потому что Лиза сидя на попе спиной отползала от девочки, а девочка подходила к ней с настойчивыми просьбами. Лиза не смотрела назад, а сидела поперек мостика (он шириной около 1 метра). Я ее остановила за 20 см от обрыва фразой за ее спиной (мне пришлось быстро оббежать горку по периметру): "Лиза, смотри куда ползешь!!! Упасть можешь!" Высота была где то 1,2 метра. Перила выше чем Лизин сидячий рост получались.
Спасибо большое Вера :) Буду ждать посещения детского сада и пытаться там адаптироваться :)

Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#136

Сообщение mery » 01 сен 2018, 17:02


Еще немного допишу, пока Лиза не проснулась, есть время. По поводу эмоционального интеллекта. Я так понимаю, это то, что я спрашивала про медведя и все такое? Пока к книгам по эмоциональному интеллекту не дошла, но у Ранка (наше из-во дошкольной и школьной литературы) очень много заданий (упражнений) по этому вопросу в тематических планах на сезон. Правда, на возраст 3-4 года идет только грустный - веселый, ну и погода - описание (хорошая, солнышко светит, птички поют) и плохая (гроза, дождь, холодный ветер). С погодой Лиза пока очень путается, нужно дома какой-то календарь погоды - изучать погодные явления. Солнечную погоду может назвать плохой, а когда дождь - это может быть и хорошая погода. Еще Лиза очень часто рассказывает мне (принося в руках игрушку), что пупс плачет или зайка плачет, или кукла грустная (даже запомнила названия на английском - сэд...и еще одно слово запомнила хелол (hello)). С английским, вообще, случайно вышло. Купила старый архив журналов - подшивку за год, простенький, там история есть коротенькая, на тему мультфильма про Дашу путешественницу и обычные задания как в журналах, не много. И там встречаются английские слова отдельные. И был один разворот- нарисованы животные с эмоциями: грустный или веселый и рядом рожица (как смайлик) без рта. И предлагалось нарисовать или улыбку или грустную рожицу. Ну и на англ. сэд и хеппи. Вот Лиза от туда сэд запомнила, а хеппи- почему-то не запомнила (а может и запомнила, но я не слышала, чтобы она игрушки так называла)....Хотя, мне про каждого животного из журнала рассказала правильно.
Вера, еще допишу сегодняшнюю ситуацию. До этого играли в игру "Я хочу..." с овощами. У меня овощи. Лиза говорит: "Я хочу помидор". Я даю ей помидор. Лиза :"Я хочу огурец". Я даю огурец. Сегодня надо было изменить игру. Я предлагаю Лизе "Хочешь помидор?" Лиза отвечает: "Нет, не хочу". Я объяснила правила и предложила Лизе так ответить. У Лизы истерика. Она закрыла лицо руками, спрятала голову и начала плакать, мне показалось, что в испуге. Я попыталась объяснить, что это игра и отказаться от чего-то, если не хочешь- это совсем не плохо. Лиза не могла это принять. Она пряталась со словами "Нет, нет, не будем" и вся в слезах....Решила поменять материал и взяла лото с картинками. Если вытягиваю свою картинку, спрашиваю у Лизы:"Хочешь зайца?" и прошу ее ответить :"Не хочу" объясняя тем, что у нее нет зайца. Та же реакция- истерика и отказ играть. Я не знаю, от куда у нее эта реакция и с чем ассоциируется. У нее какой-то страх на то, чтобы отказаться...Уже взрослая девочка такая..Вместе вроде в лото доиграли. Я все делала за двоих, а Лиза молча и всхлипывая, сидела у меня на руках и смотрела. Попробую через несколько дней повторить лото...Странная реакция :( (Начала читать книгу "Эмоциональный интеллект ребенка" Дж. Готтмана).
Спасибо большое, Вера, еще раз :)
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 12.09.2025 17:39
Специализация:
Психолог

#137

Сообщение Psy » 11 сен 2018, 01:01


Здравствуйте, Марина!
Здравствуйте, Вера!
Я плохо знаю обычных маленьких детей. Я не думала, что девочка поймет, еще не было опыта учить чужих маленьких детей, которые подходят к Лизе. Если будет подобная ситуация, попробую поговорить с чужой девочкой. К сожалению, сейчас я больше "виню" Лизу в подобных ситуациях...интуитивно. Это не правильно..
Я бы сказала не "учить", а помогать общаться, то есть объяснять другим детям (или взрослым), если им что-то не понятно..
Я еще очень испугалась, потому что Лиза сидя на попе спиной отползала от девочки, а девочка подходила к ней с настойчивыми просьбами. Лиза не смотрела назад, а сидела поперек мостика (он шириной около 1 метра). Я ее остановила за 20 см от обрыва фразой за ее спиной (мне пришлось быстро оббежать горку по периметру): "Лиза, смотри куда ползешь!!! Упасть можешь!" Высота была где то 1,2 метра. Перила выше чем Лизин сидячий рост получались.
Поняла. Если бы ситуация общения была менее напряженная, наверное, и реакции у всех участников общения были бы спокойнее. А может ли быть, что Лиза испугалась еще и Вашей реакции?
Спасибо большое Вера :) Буду ждать посещения детского сада и пытаться там адаптироваться :)
Держите в курсе!
Еще немного допишу, пока Лиза не проснулась, есть время. По поводу эмоционального интеллекта. Я так понимаю, это то, что я спрашивала про медведя и все такое? Пока к книгам по эмоциональному интеллекту не дошла, но у Ранка (наше из-во дошкольной и школьной литературы) очень много заданий (упражнений) по этому вопросу в тематических планах на сезон. Правда, на возраст 3-4 года идет только грустный - веселый, ну и погода - описание (хорошая, солнышко светит, птички поют) и плохая (гроза, дождь, холодный ветер).
Этого пока достаточно.
С погодой Лиза пока очень путается, нужно дома какой-то календарь погоды - изучать погодные явления. Солнечную погоду может назвать плохой, а когда дождь - это может быть и хорошая погода.
Это уже абстрактные понятия. Наглядность при этом очень хорошее подспорье. Можно еще на закрепление почитать "Что такое хорошо, а что такое плохо"
Еще Лиза очень часто рассказывает мне (принося в руках игрушку), что пупс плачет или зайка плачет, или кукла грустная (даже запомнила названия на английском - сэд...и еще одно слово запомнила хелол (hello)). С английским, вообще, случайно вышло. Купила старый архив журналов - подшивку за год, простенький, там история есть коротенькая, на тему мультфильма про Дашу путешественницу и обычные задания как в журналах, не много. И там встречаются английские слова отдельные. И был один разворот- нарисованы животные с эмоциями: грустный или веселый и рядом рожица (как смайлик) без рта. И предлагалось нарисовать или улыбку или грустную рожицу. Ну и на англ. сэд и хеппи. Вот Лиза от туда сэд запомнила, а хеппи- почему-то не запомнила (а может и запомнила, но я не слышала, чтобы она игрушки так называла)....Хотя, мне про каждого животного из журнала рассказала правильно.
Лиза произносит слово "грустный" или только слово "сэд"?
Вера, еще допишу сегодняшнюю ситуацию. До этого играли в игру "Я хочу..." с овощами. У меня овощи. Лиза говорит: "Я хочу помидор". Я даю ей помидор. Лиза :"Я хочу огурец". Я даю огурец. Сегодня надо было изменить игру. Я предлагаю Лизе "Хочешь помидор?" Лиза отвечает: "Нет, не хочу". Я объяснила правила и предложила Лизе так ответить. У Лизы истерика. Она закрыла лицо руками, спрятала голову и начала плакать, мне показалось, что в испуге. Я попыталась объяснить, что это игра и отказаться от чего-то, если не хочешь- это совсем не плохо. Лиза не могла это принять. Она пряталась со словами "Нет, нет, не будем" и вся в слезах....Решила поменять материал и взяла лото с картинками. Если вытягиваю свою картинку, спрашиваю у Лизы:"Хочешь зайца?" и прошу ее ответить :"Не хочу" объясняя тем, что у нее нет зайца. Та же реакция- истерика и отказ играть. Я не знаю, от куда у нее эта реакция и с чем ассоциируется. У нее какой-то страх на то, чтобы отказаться...Уже взрослая девочка такая..Вместе вроде в лото доиграли. Я все делала за двоих, а Лиза молча и всхлипывая, сидела у меня на руках и смотрела. Попробую через несколько дней повторить лото...Странная реакция :( (Начала читать книгу "Эмоциональный интеллект ребенка" Дж. Готтмана).
Разрешите уточнить. Вы давали Лизе картинки и просто просили сказать "Не хочу"? Были ли при этом у нее какие-нибудь еще картинки? Правильно ли я понимаю, что надо было посмотреть, чего у нее нет, и если этого нет сказать "Не хочу", а если есть сказать"Хочу"?


С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#138

Сообщение mery » 18 сен 2018, 17:28


Здравствуйте, Вера! Спасибо большое за ответ.
Я бы сказала не "учить", а помогать общаться, то есть объяснять другим детям (или взрослым), если им что-то не понятно..
Да, но часто у взрослых свои желания, тем более в отношении особенных детей.
Поняла. Если бы ситуация общения была менее напряженная, наверное, и реакции у всех участников общения были бы спокойнее. А может ли быть, что Лиза испугалась еще и Вашей реакции?
Нет, не думаю, что реакция Лизы изменилась бы. На прошлых выходных были в центральном парке- там огромный батут из 4х секций, а посредине ямка и много мягких мячиков. Запускают детей и мама (если нужно посмотреть за детьми). Лизой там заинтересовалось 2 ребенка:мальчик года полтора (еще не разговаривал) и девочка постарше, года 4-5.. Лиза обоих вначале испугалась и отходила к стеночке, когда они шли к ней на секцию батута. Потом быстро сообразила, что девочка постарше и не обидит (девочка стала подавать Лизе мячики, чтобы Лиза бросала их в яму), и перестала девочку боятся, но когда мальчик пополз ближе к Лизе и стал бросать на Лизу плоды от липы (по-видимому упали с дерева), Лизе очень не понравилось, она испугалась, забилась в уголок и стала говорить со срезами и перепугом: "Я не хочу мальчика". Хорошо, что мама мальчика услышала и позвала к себе ребенка, Лиза успокоилась.
Держите в курсе!
Завтра пойдем на пару часов- Лиза и я как ассистент ребенка. Сегодня разговаривала с завсада- очень меня отговаривали, чтобы я не ходила с Лизой. Но ассистента воспитателя нет, и как работать с такими детьми, как Лиза, к сожалению, обычные воспитатели не знают. Я настояла на своем. Я конечно понимаю, что ни воспитателю ни завсада чужие люди (мамы детей) не нужны, и им не приятно, что кто-то еще там есть постоянно. Но что делать, у меня нет другого варианта.
Это уже абстрактные понятия. Наглядность при этом очень хорошее подспорье. Можно еще на закрепление почитать "Что такое хорошо, а что такое плохо"
Я и забыла про эту книгу. Надо распечатать и прочесть с Лизой. Спасибо!
Лиза произносит слово "грустный" или только слово "сэд"?
Она произносит и "грустный" и "сэд" и ""плачет уа-уа", все доступные в ее лексиконе синонимы. Часто ко мне так подходит с игрушками, по 10 раз в день, чтобы я игрушки жалела, у них то голова, то живот болит, то страшно. Я жалею, но иногда надоедает, это как зацикленность ребенка и "ходьба по кругу".
Разрешите уточнить. Вы давали Лизе картинки и просто просили сказать "Не хочу"? Были ли при этом у нее какие-нибудь еще картинки? Правильно ли я понимаю, что надо было посмотреть, чего у нее нет, и если этого нет сказать "Не хочу", а если есть сказать"Хочу"?
Да, все правильно. Это было обычное лото детское с картинками.
По-моему, у Лизы понятие страха слито с фразой "Я не хочу". Играли на диване. Лиза взяла себе большую лягушку, а мне дала маленькую. Ну и чтобы мы вели от имени лягушек диалог. Напишу примерное содержание.
Я: - Привет! А что ты сегодня делала?
Л:- Я ходила в лес.
Я- И что в лесу было?
Л:- Мы собирали шишки.
Я:- Понравилось тебе?
Л:- Да.
Я: Давай поиграем? Хочешь, я тебя поцелую в нос?
Л:- Хочу (подставляет свою лягушку к моей, я изображаю, что моя лягушка поцеловала в нос лягушку Лизы).
Я: - А хочешь я пошлепаю тебя по животу? (добродушным голосом)
Л: (глаза округлились, улыбка ушла с лица, лягушку отодвинула подальше, молчит, губы плотно сжаты).
Я: - Так хочешь или не хочешь? (и подсказываю: говори- не хочу)
Л:- (в испуге, не уверенно, пробормотала механически за мной) не хочу, (и более уверенно добавляет) я боюсь!
Ну я потом разыграла дальше, типа, давай поцелую тебя в лобик и все такое. А потом ее объяснила Лизе, что если что-то не хочет, то это не страшно, не нужно боятся, нужно просто сказать,"я не хочу" - в этом ничего плохого нет. Лиза что-то поняла, есть совсем небольшие изменения в произношении "Я не хочу" в том плане, что в игре может повторить только один раз, остальные все разы- это для нее очень страшно, молчит.
Думаю, что просто нужно время и нужно над этим работать.
Спасибо, Вера! :)


Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 12.09.2025 17:39
Специализация:
Психолог

#139

Сообщение Psy » 24 сен 2018, 15:34


Здравствуйте, Марина!
Да, но часто у взрослых свои желания, тем более в отношении особенных детей.
Понятное общение и помогает прояснять эти желания.
Нет, не думаю, что реакция Лизы изменилась бы. На прошлых выходных были в центральном парке- там огромный батут из 4х секций, а посредине ямка и много мягких мячиков. Запускают детей и мама (если нужно посмотреть за детьми). Лизой там заинтересовалось 2 ребенка:мальчик года полтора (еще не разговаривал) и девочка постарше, года 4-5.. Лиза обоих вначале испугалась и отходила к стеночке, когда они шли к ней на секцию батута. Потом быстро сообразила, что девочка постарше и не обидит (девочка стала подавать Лизе мячики, чтобы Лиза бросала их в яму), и перестала девочку боятся, но когда мальчик пополз ближе к Лизе и стал бросать на Лизу плоды от липы (по-видимому упали с дерева), Лизе очень не понравилось, она испугалась, забилась в уголок и стала говорить со срезами и перепугом: "Я не хочу мальчика". Хорошо, что мама мальчика услышала и позвала к себе ребенка, Лиза успокоилась.
Хороший пример Вы привели. Лиза сначала не понимала, как играть с детьми. Действия девочки стали ей понятны. Действия мальчика были не понятны не только Лизе, но и самому мальчику в силу его маленького возраста. Мама мальчика выбрала стратегию просто его забрать. По-видимому это было на тот момент единственно возможное решение, так как мама мальчика видела, что Лизе неприятно, и было не до объяснений.
Но, правильно ли я понимаю, что Вы восприняли это довольно близко к сердцу?
Завтра пойдем на пару часов- Лиза и я как ассистент ребенка. Сегодня разговаривала с завсада- очень меня отговаривали, чтобы я не ходила с Лизой. Но ассистента воспитателя нет, и как работать с такими детьми, как Лиза, к сожалению, обычные воспитатели не знают. Я настояла на своем. Я конечно понимаю, что ни воспитателю, ни завсада чужие люди (мамы детей) не нужны, и им не приятно, что кто-то еще там есть постоянно. Но что делать, у меня нет другого варианта.
Давайте рассмотрим еще другие возможные причины Вашего желания быть в группе.
Вы пока не доверяете воспитателям и хотите сами контролировать обстановку?
Была ли у Вас возможность, находясь в группе, показывать воспитателям, как именно работать с Лизой?
Как восприняли воспитатели Ваше участие в их работе?
Была ли у Лизы возможность самой начать устанавливать свои отношения с другими детьми и воспитателями?
Она произносит и "грустный" и "сэд" и ""плачет уа-уа", все доступные в ее лексиконе синонимы. Часто ко мне так подходит с игрушками, по 10 раз в день, чтобы я игрушки жалела, у них то голова, то живот болит, то страшно. Я жалею, но иногда надоедает, это как зацикленность ребенка и "ходьба по кругу".
Лизе пока важно осваивать "грустную" тематику. Если мы будем рассматривать этот момент по-шире, то, может ли быть, что Лиза пытается проиграть те эмоции, которые ее мама могла бы чувствовать в связи с ситуацией рождения Лизы и эти эмоции остаются и по сей день?
По-моему, у Лизы понятие страха слито с фразой "Я не хочу". Играли на диване. Лиза взяла себе большую лягушку, а мне дала маленькую. Ну и чтобы мы вели от имени лягушек диалог. Напишу примерное содержание.
Я: - Привет! А что ты сегодня делала? Л:- Я ходила в лес.
Я- И что в лесу было? Л:- Мы собирали шишки.
Я:- Понравилось тебе? Л:- Да.
Я: Давай поиграем? Хочешь, я тебя поцелую в нос? Л:- Хочу (подставляет свою лягушку к моей, я изображаю, что моя лягушка поцеловала в нос лягушку Лизы).
Я: - А хочешь я пошлепаю тебя по животу? (добродушным голосом) Л: (глаза округлились, улыбка ушла с лица, лягушку отодвинула подальше, молчит, губы плотно сжаты).
Я: - Так хочешь или не хочешь? (и подсказываю: говори- не хочу) Л:- (в испуге, не уверенно, пробормотала механически за мной) не хочу, (и более уверенно добавляет) я боюсь!
Ну я потом разыграла дальше, типа, давай поцелую тебя в лобик и все такое. А потом еще объяснила Лизе, что если что-то не хочет, то это не страшно, не нужно боятся, нужно просто сказать,"я не хочу" - в этом ничего плохого нет. Лиза что-то поняла, есть совсем небольшие изменения в произношении "Я не хочу" в том плане, что в игре может повторить только один раз, остальные все разы- это для нее очень страшно, молчит.
Думаю, что просто нужно время и нужно над этим работать.
Да, а были ли у Лизы какие-то жизненные ситуации, которые могли вызвать у нее такие ощущения?
С уважением, Степанова Вера, психолог
Ответить

Вернуться в «Я И МОЙ РЕБЕНОК. БЕСЕДЫ С ПСИХОЛОГОМ»