Блок первый. Ранняя помощь и пути ее реализации
- polina
- Последний визит: 01.09.2025 18:24
- polina
- Последний визит: 01.09.2025 18:24
#22
Спасибо, Елена. Это очень важные рассуждения. Они помогут нам понять, как помочь родителям заниматься с детьми, не становясь при этом педагогами.
На базе нашего центра проходили исследования внутренней материнской позиции. В группе риска оказались мамы-педагоги, врачи и психологи.
Приведу конкретный пример из своей практики. На мой вопрос "что любит ваша девочка?" мама (преподаватель литературы в старших классах) ответила: "Она любит снимать колечки с пирамидки, используя пинцетный захват".
Психологи о различиях говорят так: мама любит ребенка за то, что составляет ядро личности, педагог - за характеристики.
Есть еще одно определение: мама любит безусловно и безоценочно, педагог - оценивает. В данном случае не подходит определение прав и виноват - это разные позиции и лучше их не смешивать.
На базе нашего центра проходили исследования внутренней материнской позиции. В группе риска оказались мамы-педагоги, врачи и психологи.
Приведу конкретный пример из своей практики. На мой вопрос "что любит ваша девочка?" мама (преподаватель литературы в старших классах) ответила: "Она любит снимать колечки с пирамидки, используя пинцетный захват".
Психологи о различиях говорят так: мама любит ребенка за то, что составляет ядро личности, педагог - за характеристики.
Есть еще одно определение: мама любит безусловно и безоценочно, педагог - оценивает. В данном случае не подходит определение прав и виноват - это разные позиции и лучше их не смешивать.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 01.09.2025 18:24
- polina
- Последний визит: 01.09.2025 18:24
#24
Уважаемые коллеги! Благодарю вас за участие в общей беседе. Вы были откровенны и делились не только своими знаниями, но и мыслями и переживаниями. Это очень ценно для нас.
Мы вместе с вами совершили обзор первого блока семинара.
Напомню его содержание:
Подвожу итог нашей беседы
1. Современный подход к ранней помощи заключается в том, что каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье. В раннем возрасте его развитие происходит в процессе взаимодействия с матерью и другими близкими. Те занятия, которые при этом происходят, строятся на основе близких необусловленных отношений любви и теплоты и представляют собой уход и игру. Об этом мы беседовали с Копыловой Дашей.
2. Ребенок с какими- либо проблемами развития не перестает быть ребенком, и оптимальным методом его обучения является тот, который помогает реализовать заложенный в нем механизм развития. Этот механизм заключается в привязанности матери и ребенка, на фоне которой и происходит формирование личности ребенка и всех его навыков. Может показаться, что если у ребенка есть какие-то нарушения, то главными становятся они. Это не так! Нужно знать о них и учитывать их при организации взаимодействия и общения в быту и в игре, но нельзя ломать основной механизм, обеспечивающий развитие ребенка. И именно в этом заключается основная цель работы специалистов: помочь семье создать оптимальные условия для развития ребенка, не ломая модели семейного взаимодействия. Для этого и существуют разные направления работы службы ранней помощи. Об этом нам рассказала Таня Есипова.
3. Деятельность специалистов служб ранней помощи строится на основании перспективной программы работы. О том, как именно, и на основании каких составляющих строится эта программа, мы рассуждали с Кобяковой Еленой.
4. Реализуется эта программа родителями, а специалисты оказывают им необходимую поддержку (информационную, коррекционно-методическую, психологическую, социальную). Общепринятый "посыл" о том, что активная позиция родителей заключается в помощи специалистам – не верен! Родители остаются главными людьми в жизни ребенка, главными они являются и в процессе его воспитания. Как это может происходить – вы узнаете из сообщений Жмуровой Елены.
5. Как составляются рабочие краткосрочные программы, на чем они основаны, и как они помогают маме и другим членам семьи заниматься с ребенком, мы обсудили с Копыловой Дарьей
6. О форме занятий/консультаций, о преимуществах и недостатках каждой из них вы можете прочитать в сообщениях Штагиновой Елены
Теперь о задании на следующую неделю.
Прежде всего, вы должны перечитать свои ответы и внимательно ознакомиться с ответами своих коллег. Напоминаю, что у каждой из вас было по два сообщения.
После этого, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
1.Получили ли вы какую-то новую информацию в процессе этого обсуждения? Если «да», то какую. Вы можете ответить «нет», и в этом не будет ничего плохого, такой ответ будет лишь означать, что вы знали обо всем, что мы здесь говорили.
2.Изменилось ли ваше представление о концепции ранней помощи? Принцип ответа тот же. если «да», то, что именно претерпело изменения.
3.С какими утверждениями вы не согласны, что вызывает у вас сомнения?
4.О чем хотелось бы поговорить в следующей беседе? Поясню: следующая беседа будет продолжать тему первого блока, и мне важно знать, что для вас представляет наибольший интерес, а о чем мы можем говорить менее подробно. Например, я просто могу предложить вам ознакомиться с небольшими текстами.
Еще раз напоминаю, что мои вопросы относятся к содержанию всей беседы, а не только ваших личных сообщений.
Срок ответов: пятница 13 января. Должна напомнить вам свою просьбу: желательно не тянуть с ответом до последнего дня. Я работаю над вашими ответами, анализирую, сопоставляю информацию, поэтому лучше, если ответы появятся не все сразу.
Мы вместе с вами совершили обзор первого блока семинара.
Напомню его содержание:
Подвожу итог нашей беседы
1. Современный подход к ранней помощи заключается в том, что каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье. В раннем возрасте его развитие происходит в процессе взаимодействия с матерью и другими близкими. Те занятия, которые при этом происходят, строятся на основе близких необусловленных отношений любви и теплоты и представляют собой уход и игру. Об этом мы беседовали с Копыловой Дашей.
2. Ребенок с какими- либо проблемами развития не перестает быть ребенком, и оптимальным методом его обучения является тот, который помогает реализовать заложенный в нем механизм развития. Этот механизм заключается в привязанности матери и ребенка, на фоне которой и происходит формирование личности ребенка и всех его навыков. Может показаться, что если у ребенка есть какие-то нарушения, то главными становятся они. Это не так! Нужно знать о них и учитывать их при организации взаимодействия и общения в быту и в игре, но нельзя ломать основной механизм, обеспечивающий развитие ребенка. И именно в этом заключается основная цель работы специалистов: помочь семье создать оптимальные условия для развития ребенка, не ломая модели семейного взаимодействия. Для этого и существуют разные направления работы службы ранней помощи. Об этом нам рассказала Таня Есипова.
3. Деятельность специалистов служб ранней помощи строится на основании перспективной программы работы. О том, как именно, и на основании каких составляющих строится эта программа, мы рассуждали с Кобяковой Еленой.
4. Реализуется эта программа родителями, а специалисты оказывают им необходимую поддержку (информационную, коррекционно-методическую, психологическую, социальную). Общепринятый "посыл" о том, что активная позиция родителей заключается в помощи специалистам – не верен! Родители остаются главными людьми в жизни ребенка, главными они являются и в процессе его воспитания. Как это может происходить – вы узнаете из сообщений Жмуровой Елены.
5. Как составляются рабочие краткосрочные программы, на чем они основаны, и как они помогают маме и другим членам семьи заниматься с ребенком, мы обсудили с Копыловой Дарьей
6. О форме занятий/консультаций, о преимуществах и недостатках каждой из них вы можете прочитать в сообщениях Штагиновой Елены
Теперь о задании на следующую неделю.
Прежде всего, вы должны перечитать свои ответы и внимательно ознакомиться с ответами своих коллег. Напоминаю, что у каждой из вас было по два сообщения.
После этого, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
1.Получили ли вы какую-то новую информацию в процессе этого обсуждения? Если «да», то какую. Вы можете ответить «нет», и в этом не будет ничего плохого, такой ответ будет лишь означать, что вы знали обо всем, что мы здесь говорили.
2.Изменилось ли ваше представление о концепции ранней помощи? Принцип ответа тот же. если «да», то, что именно претерпело изменения.
3.С какими утверждениями вы не согласны, что вызывает у вас сомнения?
4.О чем хотелось бы поговорить в следующей беседе? Поясню: следующая беседа будет продолжать тему первого блока, и мне важно знать, что для вас представляет наибольший интерес, а о чем мы можем говорить менее подробно. Например, я просто могу предложить вам ознакомиться с небольшими текстами.
Еще раз напоминаю, что мои вопросы относятся к содержанию всей беседы, а не только ваших личных сообщений.
Срок ответов: пятница 13 января. Должна напомнить вам свою просьбу: желательно не тянуть с ответом до последнего дня. Я работаю над вашими ответами, анализирую, сопоставляю информацию, поэтому лучше, если ответы появятся не все сразу.

С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 01.09.2025 18:24
- polina
- Последний визит: 01.09.2025 18:24
#26
Доброе утро, коллеги. Я все время забываю о разнице во времени 
Кстати, о времени. Сейчас вы смогли почувствовать преимущества проведения семинаров в интернете перед семинарами по скайпу, как это сейчас распространено. Каждый из нас выбирает удобное время, есть время на ответ, вопросы и ответы можно перечитывать итд. Это один из способов работы с родителями. У вас ведь есть те, с кем вы переписываетесь по почте и/ или по эл почте. Подумайте и о форуме и его возможностях. Загляните в раздел консультирования семей с детьми раннего возраста. Это аналог домашних визитов.
Спасибо за ответы.
Татьяна, ваши ответы очень помогают мне в ведении семинара. И мне очень важно, что вы, судя по вашему ответу, готовы не только к получению новой информации, но, что главное к переменам. По опыту существования нашей организации скажу, что главное - это гибкость структуры и подходов. Если мы хотим выжить - мы должны уметь быстро меняться, реагируя на реалии.
Итак ваш запрос:
активная позиция родителей
распределение целей и задач, которые можно решить на домашнем визите (добавлю - другой форме индивидуальной работы), и при групповой форме работы
Как работать с ресурсами и возможностями семьи
И очень интересный вопрос
И второй, личный: как справится с тем, чтобы не сравнивать ребенка с нормой. Здесь речь идет о принятии родителем своего ребенка таким, каков он есть. О том, чтобы наши родительские планы и неосуществленные надежды не стали между нами и реальным человеком. Если подумать, то разве вы не видим того же самого и в семьях с обычными детьми? Этот не стал отличником, тот не хочет играть на скрипке, а значит не осуществит мечту мамы о его славе?
Возможно, сейчас вам кажется, что по сравнению с тем, что происходит в семье особого ребенка, это совсем не значимо, но речь идет о механизме этих переживаний.
И в тех случаях, которые я описала, это становится причиной непонимания на долгие годы, приводит к отчуждению между родителями и детьми, принисят горе и родителям и их взрослым детям.
Елена, я поняла ваш ответ. Спасибо. Вижу, что домашние визиты волнуют многих. Я постараюсь при любом ходе нашего обсуждения учитывать это.

Кстати, о времени. Сейчас вы смогли почувствовать преимущества проведения семинаров в интернете перед семинарами по скайпу, как это сейчас распространено. Каждый из нас выбирает удобное время, есть время на ответ, вопросы и ответы можно перечитывать итд. Это один из способов работы с родителями. У вас ведь есть те, с кем вы переписываетесь по почте и/ или по эл почте. Подумайте и о форуме и его возможностях. Загляните в раздел консультирования семей с детьми раннего возраста. Это аналог домашних визитов.
Спасибо за ответы.
Татьяна, ваши ответы очень помогают мне в ведении семинара. И мне очень важно, что вы, судя по вашему ответу, готовы не только к получению новой информации, но, что главное к переменам. По опыту существования нашей организации скажу, что главное - это гибкость структуры и подходов. Если мы хотим выжить - мы должны уметь быстро меняться, реагируя на реалии.
Итак ваш запрос:
активная позиция родителей
распределение целей и задач, которые можно решить на домашнем визите (добавлю - другой форме индивидуальной работы), и при групповой форме работы
Как работать с ресурсами и возможностями семьи
И очень интересный вопрос
В нем два аспекта: один профессиональный: Как научиться отслеживать эффективность, ориентируясь на динамику развития ребенка.И поэтому, мне бы хотелось в дальнейшем поговорить о том, как справиться с тем, чтобы не сравнивать с нормой. В нашей команде есть 3 человека, чьи дети имеют особенности в развитии. И нам так хотеться приблизить их к этой «мифической норме».
И второй, личный: как справится с тем, чтобы не сравнивать ребенка с нормой. Здесь речь идет о принятии родителем своего ребенка таким, каков он есть. О том, чтобы наши родительские планы и неосуществленные надежды не стали между нами и реальным человеком. Если подумать, то разве вы не видим того же самого и в семьях с обычными детьми? Этот не стал отличником, тот не хочет играть на скрипке, а значит не осуществит мечту мамы о его славе?
Возможно, сейчас вам кажется, что по сравнению с тем, что происходит в семье особого ребенка, это совсем не значимо, но речь идет о механизме этих переживаний.
И в тех случаях, которые я описала, это становится причиной непонимания на долгие годы, приводит к отчуждению между родителями и детьми, принисят горе и родителям и их взрослым детям.
Елена, я поняла ваш ответ. Спасибо. Вижу, что домашние визиты волнуют многих. Я постараюсь при любом ходе нашего обсуждения учитывать это.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 01.09.2025 18:24
#28
Поняла, спасибо за сообщение. Надеюсь, у Ольги ничего плохого.Татьяна Есипова;17687Добрый день!
Хотела Вам сообщить, что один из участников - Ольга Тонких недели две не сможет выйти на связь (по семейным обстоятельствам). В дальнейшем она к нам присоединиться.
Татьяна Есипова
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 01.09.2025 18:24
#29
Спасибо, Лена. Я так поняла вашу заявку:
взаимодействие специалиста с родителями при осуществлении различных форм организации помощи
формирование активной позиции родителей
сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
Если что-то неверно, поправьте.
взаимодействие специалиста с родителями при осуществлении различных форм организации помощи
формирование активной позиции родителей
сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
Если что-то неверно, поправьте.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 01.09.2025 18:24
#30
Добрый день, уважаемые коллеги. Я сейчас анализирую нашу последнюю беседу и решила не выкладывать сразу окончательный результат, но показывать вам и промежуточные. итак, вам интересны следующие темы:
Планирование работы с семьей и ребенком
общее представление о планировании работы с семьей (1) и ребенком (2)
хотелось бы продолжить тему работы с семьей, планирования этой работы (в том числе понимания потребностей семьи).
Активная позиция родителей.
как помочь родителям принять своего ребенка таким, каков он есть и научить не сравнивать с нормой.
как повысить мотивацию родителей «не давя на них».
выявление ресурсов и возможностей, как самого ребёнка, так и семьи.
мотивация семьи на дальнейшее взаимодействие со службой (как правильно мотивировать семью на то, что после домашних визитов необходимо дальнейшее самостоятельное посещение службы).
формирование активной позиции родителей
Планирование занятий и отслеживание их эффективности работы
как научиться отслеживать эффективность занятий, ориентируясь на динамику развития ребенка.
взаимодействие специалиста с родителями при осуществлении различных форм организации помощи
Домашние визиты и другие формы организации занятий.
домашние визиты их роль и место в структуре ранней помощи.
сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
распределение целей и задач, которые можно решить на домашнем визите/ индивидуальном консультировании и при групповой форме работы.
домашнее визитирование. Структура визита, эффективное взаимодействие с семьёй.
также интересна тема индивидуальных и групповых занятий.
И отдельно у нас выделилась тема, которую озвучила Татьяна:
Как справиться с тем, чтобы не сравнивать с нормой. в нашей команде есть 3 человека, чьи дети имеют особенности в развитии. И нам так хотеться приблизить их к этой «мифической норме».
Я ответила, что вижу в этом вопросе личный аспект: как справится с тем, чтобы не сравнивать ребенка с нормой. здесь речь идет о принятии родителем своего ребенка таким, каков он есть. То есть помимо вопроса о том, какую психологическую поддержку мы должны оказать семьям, здесь речь идет и о ваших ваши личных переживаниях.
Первый шаг я сделала: указала на то, что ваши личные переживания "слиплись" с профессиональным запросом. С одной стороны, это помогает вам лучше понять переживания родителей, с другой - существует опасность постоянного индуцирования переживаниями каждого родителя. это ведет к выгоранию вас, как специалистов и может препятствовать объективному подходу к ряду ситуаций. Готовы ли вы ( родители детей с синдромом Дауна) принять тот факт, что вам нужна психологическая помощь для того, чтобы «не сравнивать своего ребенка с нормой?» Мне хотелось бы получить ответ трех из вас. Возможно, это слишком прямой и жесткий вопрос, но мы все помним, что вы еще и профессионалы. а это непросто находиться одновременно в двух позициях.
Теперь о вашем запросе по поводу тем дальнейших бесед. Как вы видите, все получилось логично. Первая тема содержит два аспекта: планирование с семьей в целом и ребенком в контексте семьи. Все последующие темы раскрывают эти два аспекта.
Логично будет, если мы начнем с общего взгляда на семью, потом поговорим о поддержке родителей, затем перейдем к планированию работы с ребенком, формам работы и подробно остановимся на домашнем визите. Сразу предупреждаю, что некоторые вопросы мы рассмотрим в общем виде и схематично, а потом, по ходу изучения следующих блоков, эти схемы наполнятся содержанием. Пока все. Продолжение + задание я размещу позже, в следующем посте.
Планирование работы с семьей и ребенком
общее представление о планировании работы с семьей (1) и ребенком (2)
хотелось бы продолжить тему работы с семьей, планирования этой работы (в том числе понимания потребностей семьи).
Активная позиция родителей.
как помочь родителям принять своего ребенка таким, каков он есть и научить не сравнивать с нормой.
как повысить мотивацию родителей «не давя на них».
выявление ресурсов и возможностей, как самого ребёнка, так и семьи.
мотивация семьи на дальнейшее взаимодействие со службой (как правильно мотивировать семью на то, что после домашних визитов необходимо дальнейшее самостоятельное посещение службы).
формирование активной позиции родителей
Планирование занятий и отслеживание их эффективности работы
как научиться отслеживать эффективность занятий, ориентируясь на динамику развития ребенка.
взаимодействие специалиста с родителями при осуществлении различных форм организации помощи
Домашние визиты и другие формы организации занятий.
домашние визиты их роль и место в структуре ранней помощи.
сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
распределение целей и задач, которые можно решить на домашнем визите/ индивидуальном консультировании и при групповой форме работы.
домашнее визитирование. Структура визита, эффективное взаимодействие с семьёй.
также интересна тема индивидуальных и групповых занятий.
И отдельно у нас выделилась тема, которую озвучила Татьяна:
Как справиться с тем, чтобы не сравнивать с нормой. в нашей команде есть 3 человека, чьи дети имеют особенности в развитии. И нам так хотеться приблизить их к этой «мифической норме».
Я ответила, что вижу в этом вопросе личный аспект: как справится с тем, чтобы не сравнивать ребенка с нормой. здесь речь идет о принятии родителем своего ребенка таким, каков он есть. То есть помимо вопроса о том, какую психологическую поддержку мы должны оказать семьям, здесь речь идет и о ваших ваши личных переживаниях.
Первый шаг я сделала: указала на то, что ваши личные переживания "слиплись" с профессиональным запросом. С одной стороны, это помогает вам лучше понять переживания родителей, с другой - существует опасность постоянного индуцирования переживаниями каждого родителя. это ведет к выгоранию вас, как специалистов и может препятствовать объективному подходу к ряду ситуаций. Готовы ли вы ( родители детей с синдромом Дауна) принять тот факт, что вам нужна психологическая помощь для того, чтобы «не сравнивать своего ребенка с нормой?» Мне хотелось бы получить ответ трех из вас. Возможно, это слишком прямой и жесткий вопрос, но мы все помним, что вы еще и профессионалы. а это непросто находиться одновременно в двух позициях.
Теперь о вашем запросе по поводу тем дальнейших бесед. Как вы видите, все получилось логично. Первая тема содержит два аспекта: планирование с семьей в целом и ребенком в контексте семьи. Все последующие темы раскрывают эти два аспекта.
Логично будет, если мы начнем с общего взгляда на семью, потом поговорим о поддержке родителей, затем перейдем к планированию работы с ребенком, формам работы и подробно остановимся на домашнем визите. Сразу предупреждаю, что некоторые вопросы мы рассмотрим в общем виде и схематично, а потом, по ходу изучения следующих блоков, эти схемы наполнятся содержанием. Пока все. Продолжение + задание я размещу позже, в следующем посте.
С уважением, Полина Львовна