Здравствуйте, Наталья!
Вы очень точно определили пункты с важными моментами. Да, так и делаете.
Наталья Нагайник: писал(а):
Можете подсказать, какую реакцию нам стоит выдать ей, когда она проходящих мимо людей кричит "Иди гулять"? Сказать, посмотри, какое пальто у тети, например? Я пока не соображу, как менять.
Про пальто, как вариант, отлично! Выделяем или части (пальто, ботинки и т.д.), или действия (тетя по луже прошла, дядя пробежал, мальчик сумку несет).
Наталья Нагайник: писал(а):
мы не водили и не водим Веру в магазины (сейчас доставкой пользуемся). Но понимаю, что надо) Можем начать, но надо понять, как надо себя вести, чтобы это принесло пользу. Вот например придем мы с Верой в овощную лавку. Спрашивать её, что покупать? Просто показывать овощи и фрукты и называть их? Спросить, хочет ли она огурцы (у неё ограниченный набор овощей, которые она ест)? На чем надо сделать акцент? Какой опыт нужен из магазина?
Тогда ходите туда, где максимально открыто (ярмарки на улице). И действие такое:
- определить один продукт для покупки (идти целенаправленно за ним).
- сделайте фотоальбомчик, куда вставляете карточки с учебными продуктами, начинаете с любимых.
- сначала рассматриваете продукт дома
- назначаете пакет/сумку для магазина и туда кладете или прошлую пустую упаковку или фотоальбомчик (наглядность в самом магазине)
- приходите в магазин и смотрите на заготовленную упаковку или на страничку фотоальбома, чтоб вспомнить искомый продукт.
- находите его, берете и идете к кассе.
Надо научить совершать покупки с одного какого-то продукта. Другое попутно пока не покупаете. Для этого пусть будет отдельное время.
Наталья Нагайник: писал(а):
Про ситуации протеста: понаблюдала я за Верой эту неделю, на самом деле легче сказать, когда она соглашается)))Она согласна на приход няни, которая с ней играет, и идти в гости к бабушкам-дедушкам. Ну и кушать согласна всегда. В остальных случаях у нас дома протест: на горшок -нет, спать - нет, в садик -нет, причесываться - нет, стричь ногти - нет, мазаться кремом - нет, чистить зубы - нет, мыть голову и вообще мыться - нет, что-то отдать старшей сестре - нет, одеваться в больницу, садик, вечером в пижаму - нет.
Хотя пока писала поняла, что Вера любит участвовать в домашних делах, в готовке, в играх - тут все таки она говорит да.
Значит в играх будут сюжеты связанные с ее желаемыми действиями. Для примера: кукла Катя идет к бабушке/дедушке, едет к ним на автобусе/машине/летит на самолете/едет на санках. Далее мишка/зайка/ежик (....) едут к своим бабушкам/дедушкам на тех же видах транспорта. Машиной может быть перевернутый детский стульчик, перевернутый журнальный столик (столешница скользит по ковру, одеяло как санки/машина, коробка, пластиковая корзина - как перечисленные виды транспорта.
Добавляете дела по хозяйству, которые будут выполнять игрушки по очереди. Начинаем с одной игрушки.
Обращения в играх всегда от первого и второго лица.
Наталья Нагайник: писал(а):
Про монолог-диалог: Вера действительно общается отдельными словами и фразами (хотя бывает, что мы задаем ей 2-3-4 вопроса и она отвечает, но они достаточно простые. Типа В садике играли? Олеся была? А Вова?) Вроде как в быту и этого хватает. Как развивать эту часть? Читать сказку и повторять вместе с ней? Если задаешь вопросы - она отвечает односложно, например: что курочка снесла? яйцо.
Вот примерный список фраз, которому можно учить:
- фразы: субъект + действие (Мама сидит, машина едет)
- фразы: действие + объект (Посади куклу, везу кубики)
- фразы отрицания: отказ; исчезновение (машина уехала); прекращение процесса (музыка закончилась)
- фразы, выражающие повторить что-то еще раз (еще пирога; побежали снова; другую тарелку)
- фразы, указывающие на местоположения (в ящике, за шкафом)
- фразы с указательным словом (эта машинка)
- определительные фразы (красный мяч, горячая кастрюля)
- фразы, указывающие на принадлежность (мой телефон, мамина щетка)
Вы можете воспользоваться этим списком и определиться для начала с приоритетными вопросами относительно структуры фразы. Подобные фразы надо использовать и Вам, чтоб Вера слышала образец.
Еще рекомендую обратить внимание на конструирование и другие мыслительные действия. Лучше всего воспользоваться книгой "Развитие познавательной деятельности" и выполнять задания по порядку, начиная с первого блока.
Наша речевая продукция зависит от воображения, перекомбинаций, трансформирования пространства, инициативы и потребностей. Поэтому и рулят игра и конструирование (пластилин, рисование, аппликации, кубики).