«Ве-тер по мо-рю гу-ля-ет», — старательно ведя пальчиком по книжке, читает первоклассница Аня. «А теперь пропой: «Ветер по морю гу-у-уляет», — просит учительница Нина Комарчева. Детский голосок уверенно повторяет. Тут Нину Ивановну отвлекает другой ученик, а Аня с любопытством разглядывает незнакомую тётю в лице журналистки «МОЁ!», которая пришла на урок в 1 «А» школы № 67, расположенной в Левобережном районе. Аня родилась с синдромом Дауна, однако это не помешало ей ходить в обычный детский сад, а сейчас благодаря новому закону о совместном обучении обычных детей и ребят-инвалидов она учится в общеобразовательной школе.
«Аня-маленькая»
Мама Ани Жанна благодарна врачам роддома, которые не сказали ей, что её дочка родилась с синдромом Дауна. На диагноз в выписке «трисомия 21» женщина и внимания не обратила. И лишь через некоторое время узнала от педиатра, что у непонятного слова есть синоним — синдром Дауна.
— Я была потрясена, — признаётся Жанна. — Но у меня не произошло отторжения, как это бывает у мам, узнавших о диагнозе сразу после родов. Я обожала свою дочку и поставила цель максимально её развить.
С малых лет Аня воспитывалась как обычный ребёнок, росла очень общительной. А в три года пошла в детсад № 76 (ул. Арзамасская).
— Нам повезло, заведующая садиком работала в реабилитационном центре «Парус надежды» и знала, что дети с синдромом Дауна совсем не агрессивные, а ведь такие стереотипы до сих пор живы, — говорит мама. — Детишки приняли Аню хорошо, называли «Аня-маленькая» — думали, раз она делает всё медленнее, значит, младше. Огромное спасибо воспитателям, благодаря им Анюта раскрылась — выступала на утренниках, а потом стала песни петь. Теперь она у меня артистка, в прошлом году стала лауреатом областного фестиваля для детей с ограниченными возможностями.
«Каждое слово — это победа»
Когда пришло время идти в школу, были проблемы. Директора нескольких школ говорили, что Аня не потянет. Но в начале этого года стартовала программа «Доступная среда», которая подготавливает школы и сады к обучению детей-инвалидов, и Аню приняли в 67-ю школу, вошедшую в программу. Она занимается по индивидуальной программе, но ЕГЭ станет сдавать вместе со всеми и получит обычный аттестат.
Анечка — одна из самых примерных учениц.
— Сегодня она впервые написала слово «дом», — рассказывает учительница Нина Комарчева. — Каждое её новое слово — наша победа!
А дома Аня играет в школу: раскладывает на столе книжки и диктует воображаемым ученикам задания. Мама не сомневается — её дочка и в вуз поступит. Трудностей, например насмешек детей, не боится — говорит, плохие люди попадаются на пути у каждого, пусть дочка учится справляться.
— К сожалению, многие мамы и папы считают, что синдром Дауна — это приговор, – говорил женщина. — На самом деле главное для таких малышей — расти среди обычных детей, общаться и тянуться за ними.
Мамы «солнечных детей» говорят, что закон о совместном обучении — огромный шаг вперёд. Однако надо сделать ещё много шагов. Ведь до сих пор в некоторых роддомах матерям малышей с синдромом Дауна советуют от них отказаться. Мамы уверяют: сложности есть, но какое счастье видеть, как твой малыш ждёт тебя, смеётся, как он говорит свои первые слова. Ведь для родителей главное — верить в своего ребёнка, а для учителей — дать ему шанс.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Ребёнок с синдромом Дауна может учиться в обычной школе»
Врач-психиатр, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии с наркологией ВГМА Сергей ПОДВИГИН:
— Если с этими детишками заниматься, они выдают совершенно потрясающие результаты. Я сам посещал мероприятия, которые проводит реабилитационный центр «Парус надежды». Огромное удовольствие смотреть, как они танцуют! Да, у них есть некоторое отставание в умственном развитии, тем не менее каждый такой ребёнок потенциально имеет возможность отучиться в обычной школе и получить аттестат (если у него нет тяжёлых сопутствующих заболеваний). В Европе совместное обучение практикуется уже давно.
Благодарим директора воронежской организации помощи детям-инвалидам «Судьба» Зинаиду Вострикову за помощь в подготовке материала.