Как реагировать на негативные замечания других родителей?

Ответить
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 19.10.2020 19:26
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#210 Re: Как реагировать на негативные замечания других родителей?

Сообщение mery » 13 окт 2020, 11:31

Здравствуйте, Вера! Спасибо за ответ. Буду отвечать не по порядку, а по формированию своего видения проблемы.
Psy :::::::: писал(а): Я не знаю, о каком кризисе 5-7 лет Вы говорите, но существует такой кризисный этап в развитии ребенка, называемый эдипальным, как раз возраста 3-6 лет. Вы что-то о нем знаете?
Везде в литературе есть период ребенка от 3 до 6 лет как становление личности, становление своего Я. Мне кажется, Лиза пребывала в нем года 2 последних, где-то с 3,5 лет. Потом стала сговорчивой и покладистой девочкой.

Дальше в психологической литературе идет возраст 6-7 лет, который тоже имеет свои особенности становления. Мне показалось, что у Лизы началось что-то подобное.

Psy :::::::: писал(а): Мы с Вами обсуждаем, как Вам эффективнее общаться с дочкой. Тут есть два момента. Первый - не является ли такое поведение Лизы ответом на ваши воздействия по типу "сила действия равна силе противодействия"? Второй момент - игровая деятельность ребенка является ведущей с 3 до 7 лет. Детям 3 лет не рекомендуют брать игрушки из дома потому, что хотят, чтобы ребенок быстрее оторвался от дома, чтобы переключил свое внимание на садовские игрушки, и, следовательно, на отношения с воспитателями и детьми
В трудных случаях, когда ребенок адаптируется долго (более 3 месяцев), рекомендуется брать с собой игрушку как символическую связь с матерью, от которой ребенку трудно оторваться. Затем, постепенно, ребенок сам откажется брать игрушку в сад.
По-поводу игрушек. Они меня уже "достали" если честно. Уже несколько лет Лиза не говорит от себя, а говорит от имени игрушек. Она странички книги переворачивает лапами мягких игрушек, если я ей задаю вопрос - она бежит, чтобы взять игрушку со словами: "Сейчас зайка ответит". Правда,  часто и зайка не отвечает на вопрос, а отмалчивается. Кроме того, Лиза замечательно умеет считать и подписывать цифру, сколько там предметов. Она это делала даже год назад (прошлой зимой) на оценке ее способностей в Инклюзивном ресурсном центре (счет и сопоставление с цифрой предметов до 10). Тем не менее, даже сейчас, когда ее прошу посчитать и сказать сколько чего (из учебных материалов, там такое задание иногда бывает), она мне говорит: сейчас кот посчитает и начинает огромной лапой кота, которая закрывает все предметы на картинке, считать. Мне кажется, надо Лизу уводить от ответов за игрушек и научить нести ответственность за свои слова, отвечать за себя, а не за кота или зайку. Я сейчас постепенно этим занимаюсь. Где-то полгода. Лиза уже реже берет игрушки, но все-равно. Ответить игрушкой на вопрос "почему" не всегда получается из-за того, что скорее всего Лиза сама не знает на него ответ, т.е. не может описать свое внутреннее состояние. Это у нее произвольно без отдачи отчета или осмысления ситуации.

Пример с сегодняшним завтраком. Лиза:"Мама, посиди за компанию, пока я буду кушать кашу". Есть она долго. Ну я села, читаю книгу. Она съела сыр, съела пол тарелки каши и просто дальше сидит. Я ей говорю:"Лиза, кушай кашу, у меня нет времени пол дня сидеть с тобой за компанию пока ты кушаешь". Она дальше продолжает сидеть без движений. Я встала со словами:"Лиза, ты не ешь кашу - я не буду с тобой сидеть. Не хочу тратить свое время, у меня есть чем заняться". И вышла из кухни. Слышу, она стала есть и доела очень быстро оставшиеся пол тарелки. Зачем я ей там в кухне, когда она кушает? Даже я не могу ответить на этот вопрос, не говоря уже о Лизе. Действительно, наверное попытка управления поведением взрослого! Другого объяснения у меня нет.

При этом, Лиза - девочка себе на уме. Говорит одно, а мотив у нее совершенно противоположный. Т.е. слова не отвечают чувствам. Пример опять таки из вчерашнего поведения.  Прогулялись с папой. Пришла из прогулки в 16-15. В 17-00 английский он-лайн. Она еще не обедала. Говорю: "Лиза переодевайся, мой руки, надо быстро покушать, потому что через 40 минут английский". Уточнила, хочет ли она на английский? Лиза ответила, что хочет. Потом Лиза сидела минут 10 не переодевалась. Потом переоделась, но не надела носки (босые ноги). Говорю, чтобы надела носки и шла обедать, осталось 20 минут, потом будет английский. Если не успеет пообедать, то английский не буду включать. Сидела она без носков ровно до 16-50, пока я не сказала, что можно не спешить, английский я ей включать уже не буду, потому что она не пообедала и не успеет. После этих слов Лиза еще переспросила, когда начнется английский, я ответила, что уже 5 часов( посмотри на часы - недавно повесили часы,  потому что Лиза стала интересоваться временем) и он уже начался. А Лиза сегодня не пойдет, потому что не пообедала. После этого она надела носки, помыла руки ...потом подумала и сказала, что хочет в туалет (я так понимаю, на всякий случай, чтобы потянуть время) и потом очень быстро все съела (я ее кормила из ложки). Ответить прямо, что она не хочет английского сегодня - Лиза не может. Для нее отрицание или отказ очень сложно дается. А может она понять не может, что не хочет. Вроде и интересно, и поговорить можно. Я не знаю.

С игрушками она носится в руках всегда, часто использует их как психологическую защиту, барьер. Часто это что-нибудь для нее а не игрушка. Вот сейчас, сидит читает свою любимую книгу для себя, в одной руке пупс, которым она в такт чтения стучит по столу.

Спасибо, Вера!
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 23.10.2020 21:26
Специализация:
Психолог

#211 Re: Как реагировать на негативные замечания других родителей?

Сообщение Psy » 15 окт 2020, 12:21

Здравствуйте, Марина!
Здравствуйте, Вера! Спасибо за ответ. Буду отвечать не по порядку, а по формированию своего видения проблемы. писал(а):
Везде в литературе есть период ребенка от 3 до 6 лет как становление личности, становление своего Я. Мне кажется, Лиза пребывала в нем года 2 последних, где-то с 3,5 лет. Потом стала сговорчивой и покладистой девочкой.

Дальше в психологической литературе идет возраст 6-7 лет, который тоже имеет свои особенности становления. Мне показалось, что у Лизы началось что-то подобное.
Есть разные периодизации психического развития, в зависимости от концепции авторов. Они опираются на основные феномены психического развития, на кризисные периоды и новообразования, которые должны появиться в результате кризисов. Но, действительно, иногда трудно конкретного ребенка "впихнуть" в схему. Жизнь всегда богаче.
Тем более, часто развитие ребенка неравномерно - что-то может опережать, что-то отставать.
Кризис 6-7 лет связан с переходом в школу (советская психология развития, основанная на деятельностном подходе) и с окончанием эдипального периода развития (психосексуальная модель) тут. Еще есть периодизация Мелани Кляйн, тоже хорошая. Самое ценное в этих периодизациях, что они описывают суть наблюдаемого нами поведения ребенка и подходы к его/ее воспитанию.
Но вернемся к Лизе и к Вам. Почему и к Вам, потому что есть еще момент - родитель воспитывает своего ребенка, исходя из собственного опыта воспитания в семье, когда родитель был маленьким. Если есть какие-то сложности, мы можем предполагать, что были сложности в таком же возрасте (или с такой же проблемой) у самого родителя и именно по-этому, он/она не знают, как поступать/реагировать уже на собственного ребенка. 
По-поводу игрушек. Они меня уже "достали" если честно. Уже несколько лет Лиза не говорит от себя, а говорит от имени игрушек. Она странички книги переворачивает лапами мягких игрушек, если я ей задаю вопрос - она бежит, чтобы взять игрушку со словами: "Сейчас зайка ответит". Правда,  часто и зайка не отвечает на вопрос, а отмалчивается. Кроме того, Лиза замечательно умеет считать и подписывать цифру, сколько там предметов. Она это делала даже год назад (прошлой зимой) на оценке ее способностей в Инклюзивном ресурсном центре (счет и сопоставление с цифрой предметов до 10). Тем не менее, даже сейчас, когда ее прошу посчитать и сказать сколько чего (из учебных материалов, там такое задание иногда бывает), она мне говорит: сейчас кот посчитает и начинает огромной лапой кота, которая закрывает все предметы на картинке, считать.
))) забавно)))
Мне кажется, надо Лизу уводить от ответов за игрушек и научить нести ответственность за свои слова, отвечать за себя, а не за кота или зайку. Я сейчас постепенно этим занимаюсь. Где-то полгода. Лиза уже реже берет игрушки, но все-равно.
Согласна с Вами: если у Вас уже это прошедший этап, то постепенно! надо передавать слово самой Лизе. Оставьте игрушки на трудные ситуации пока, а с легких - убирайте.

Ответить игрушкой на вопрос "почему" не всегда получается из-за того, что скорее всего Лиза сама не знает на него ответ, т.е. не может описать свое внутреннее состояние. Это у нее произвольно без отдачи отчета или осмысления ситуации.
Никакой ребенок-дошкольник не обладает способностью к рефлексии, да и у взрослых часто с этим сложности)  (Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.

Пример с сегодняшним завтраком. Лиза:"Мама, посиди за компанию, пока я буду кушать кашу". Есть она долго. Ну я села, читаю книгу. Она съела сыр, съела пол тарелки каши и просто дальше сидит. Я ей говорю:"Лиза, кушай кашу, у меня нет времени пол дня сидеть с тобой за компанию пока ты кушаешь". Она дальше продолжает сидеть без движений. Я встала со словами:"Лиза, ты не ешь кашу - я не буду с тобой сидеть. Не хочу тратить свое время, у меня есть чем заняться". И вышла из кухни. Слышу, она стала есть и доела очень быстро оставшиеся пол тарелки. Зачем я ей там в кухне, когда она кушает? Даже я не могу ответить на этот вопрос, не говоря уже о Лизе. Действительно, наверное попытка управления поведением взрослого! Другого объяснения у меня нет.
Все же еда у ребенка символически тесно связана с материнским - первый чувственный опыт сосания и насыщения от груди. Это, фактически, совместное разделение удовольствия. Не даром люди любят устраивать совместные ужины, званные обеды, разделять трапезу с любимым человеком и т.д. и т.п.
При этом, Лиза - девочка себе на уме. Говорит одно, а мотив у нее совершенно противоположный. Т.е. слова не отвечают чувствам. Пример опять таки из вчерашнего поведения.  Прогулялись с папой. Пришла из прогулки в 16-15. В 17-00 английский он-лайн. Она еще не обедала. Говорю: "Лиза переодевайся, мой руки, надо быстро покушать, потому что через 40 минут английский". Уточнила, хочет ли она на английский? Лиза ответила, что хочет.
Лиза подтвердила ВАШЕ желание.
Потом Лиза сидела минут 10 не переодевалась. Потом переоделась, но не надела носки (босые ноги). Говорю, чтобы надела носки и шла обедать, осталось 20 минут, потом будет английский. Если не успеет пообедать, то английский не буду включать. Сидела она без носков ровно до 16-50, пока я не сказала, что можно не спешить, английский я ей включать уже не буду, потому что она не пообедала и не успеет. После этих слов Лиза еще переспросила, когда начнется английский, я ответила, что уже 5 часов( посмотри на часы - недавно повесили часы,  потому что Лиза стала интересоваться временем) и он уже начался. А Лиза сегодня не пойдет, потому что не пообедала. После этого она надела носки, помыла руки ...потом подумала и сказала, что хочет в туалет (я так понимаю, на всякий случай, чтобы потянуть время) и потом очень быстро все съела (я ее кормила из ложки). Ответить прямо, что она не хочет английского сегодня - Лиза не может. Для нее отрицание или отказ очень сложно дается. А может она понять не может, что не хочет. Вроде и интересно, и поговорить можно. Я не знаю.
Отказать Вам в Вашем желании разве просто?
С игрушками она носится в руках всегда, часто использует их как психологическую защиту, барьер. Часто это что-нибудь для нее, а не игрушка. Вот сейчас, сидит читает свою любимую книгу для себя, в одной руке пупс, которым она в такт чтения стучит по столу.
И это совершенно естественно, - делать что-то вместе с символической заменой мамы в виде игрушки. Ребенок не готов быть таким автономным, как Вы себе, может быть, представляете, да и это невозможно и в дальнейшем. Иначе люди не создавали бы пары, не стремились бы к отношениям, будучи взрослыми.
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 19.10.2020 19:26
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#212 Re: Как реагировать на негативные замечания других родителей?

Сообщение mery » 19 окт 2020, 19:16

Здравствуйте, Вера! Спасибо за ответ. И все же, что мне делать? Я так и не поняла. Да, последнюю неделю я ее кормлю из ложечки и завтраком, потому что она отказывается от завтрака или съедает его в два часа дня (при том, что просыпается в 8 утра). Есть вместе с Лизой, когда у каждого своя тарелка, пробовали неоднозначно. Лиза смотрит бездейственно, как я кушаю, при этом сама не есть. Я съедаю всю свою кашу, а Лиза сидит не съев ни одной ложки.
Еще появилось у нее подобие невроза вместо ответа "нет", т.е. левой стороной лица растягивает губы (как в улыбке) и прижмуривает левый глаз. Правая сторона лица без движений. Это у нее ответ "нет", при этом молчит. Я вначале думала, что это неосознанное подергивание. Сегодня я увидела подобную реакцию у Лизиной родной сестрички, которой 2 месяца от рождения, когда она выталкивает соску от бутылки из-под молока, если не желает его пить, а я пытаюсь ей скормить это молоко. И тут же Лиза повторила это за сестричкой (моментально). И я поняла, что Лиза этот момент увидела намного раньше меня, его скопировала. Но боюсь, как бы оно не вошло в привычку Лизы, потому что стала использовать по 30 раз в день. Т.е. на каждое мое предложение что-либо сделать. Несколько дней назад я попыталась Лизе сделать массаж щек (думала, что это подобие невроза) - не помогло особо. Сегодня, когда поняла, что это перенято у двухмесячного ребенка, дала Лизе пощечену, когда вместо ответа на мой вопрос увидела это подергивание (выглядит как оскал собаки на чужака). Она расплакалась, обиделась и ушла в другую комнату. Через 15 минут снова зашла и, глядя на меня (при этом молчала и я и она), снова оскалилась левой частью лица.  Не хотелось бы, чтобы оно закрепилось и стало автоматическим.
По поводу отношения ее к сестричке. Ревность немного есть, но относится с любовью: укрывает, читает книги, что-то рассказывает. Сестричка к ней проявляет большой интерес.  Особо Лизино поведение в целом не изменилось (что до рождения, что после осталось примерно одинаковым, изменяются только формы протеста, по типу этого подергивания лицом).
Спасибо, Вера!
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 23.10.2020 21:26
Специализация:
Психолог

#213 Re: Как реагировать на негативные замечания других родителей?

Сообщение Psy » 22 окт 2020, 14:20

Здравствуйте, Марина!
Здравствуйте, Вера! Спасибо за ответ. И все же, что мне делать? Я так и не поняла. Да, последнюю неделю я ее кормлю из ложечки и завтраком, потому что она отказывается от завтрака или съедает его в два часа дня (при том, что просыпается в 8 утра). Есть вместе с Лизой, когда у каждого своя тарелка, пробовали неоднозначно. Лиза смотрит бездейственно, как я кушаю, при этом сама не ест. Я съедаю всю свою кашу, а Лиза сидит, не съев ни одной ложки. писал(а):Еще появилось у нее подобие невроза вместо ответа "нет", т.е. левой стороной лица растягивает губы (как в улыбке) и прижмуривает левый глаз. Правая сторона лица без движений. Это у нее ответ "нет", при этом молчит. Я вначале думала, что это неосознанное подергивание. Сегодня я увидела подобную реакцию у Лизиной родной сестрички, которой 2 месяца от рождения, когда она выталкивает соску от бутылки из-под молока, если не желает его пить, а я пытаюсь ей скормить это молоко. И тут же Лиза повторила это за сестричкой (моментально). И я поняла, что Лиза этот момент увидела намного раньше меня, его скопировала. Но боюсь, как бы оно не вошло в привычку Лизы, потому что стала использовать по 30 раз в день. Т.е. на каждое мое предложение что-либо сделать. Несколько дней назад я попыталась Лизе сделать массаж щек (думала, что это подобие невроза) - не помогло особо. Сегодня, когда поняла, что это перенято у двухмесячного ребенка, дала Лизе пощечину, когда вместо ответа на мой вопрос увидела это подергивание (выглядит как оскал собаки на чужака). Она расплакалась, обиделась и ушла в другую комнату. Через 15 минут снова зашла и, глядя на меня (при этом молчала и я и она), снова оскалилась левой частью лица.  Не хотелось бы, чтобы оно закрепилось и стало автоматическим.
Мы с Вами с процессе нашего общения не очень затрагивали вопрос собственных проекций матери на ребенка. Очевидно, что сейчас этот момент настал. 
Механизм тут такой: мама смотрит на ребенка и объясняет его/ее проявления через собственную психическую жизнь. Если Вы воспринимаете мимику дочки как "оскал собаки на чужака", значит за этим стоят определенные представления о ребенке. Но, также, это Ваши собственные представления, о "своем внутреннем ребенке". При этом, ребенок видит себя в глазах матери как в зеркале, принимая на себя этот образ и подстраивая свое поведение под представления матери о нем/о ней. Интересно, что мимику младенца Вы воспринимаете похожим образом с Лизиной. Для Вас и малышка проявляет отказ подобным образом. Получается, что в этом проявляется Ваше амбивалентное отношение к девочкам (испытываете противоположные чувства)?
Если в первой части сегодняшнего сообщения, Вы пишите о своей злости, даже агрессии, то вторая часть Вашего сообщения о любви:
По поводу отношения ее к сестричке. Ревность немного есть, но относится с любовью: укрывает, читает книги, что-то рассказывает. Сестричка к ней проявляет большой интерес.  Особо Лизино поведение в целом не изменилось (что до рождения, что после осталось примерно одинаковым, изменяются только формы протеста, по типу этого подергивания лицом).
Что думаете об этом?
С уважением, Степанова Вера, психолог
Ответить

Вернуться в «Я И МОЙ РЕБЕНОК. БЕСЕДЫ С ПСИХОЛОГОМ»