Везде в литературе есть период ребенка от 3 до 6 лет как становление личности, становление своего Я. Мне кажется, Лиза пребывала в нем года 2 последних, где-то с 3,5 лет. Потом стала сговорчивой и покладистой девочкой.Psy :::::::: писал(а): Я не знаю, о каком кризисе 5-7 лет Вы говорите, но существует такой кризисный этап в развитии ребенка, называемый эдипальным, как раз возраста 3-6 лет. Вы что-то о нем знаете?
Дальше в психологической литературе идет возраст 6-7 лет, который тоже имеет свои особенности становления. Мне показалось, что у Лизы началось что-то подобное.
По-поводу игрушек. Они меня уже "достали" если честно. Уже несколько лет Лиза не говорит от себя, а говорит от имени игрушек. Она странички книги переворачивает лапами мягких игрушек, если я ей задаю вопрос - она бежит, чтобы взять игрушку со словами: "Сейчас зайка ответит". Правда, часто и зайка не отвечает на вопрос, а отмалчивается. Кроме того, Лиза замечательно умеет считать и подписывать цифру, сколько там предметов. Она это делала даже год назад (прошлой зимой) на оценке ее способностей в Инклюзивном ресурсном центре (счет и сопоставление с цифрой предметов до 10). Тем не менее, даже сейчас, когда ее прошу посчитать и сказать сколько чего (из учебных материалов, там такое задание иногда бывает), она мне говорит: сейчас кот посчитает и начинает огромной лапой кота, которая закрывает все предметы на картинке, считать. Мне кажется, надо Лизу уводить от ответов за игрушек и научить нести ответственность за свои слова, отвечать за себя, а не за кота или зайку. Я сейчас постепенно этим занимаюсь. Где-то полгода. Лиза уже реже берет игрушки, но все-равно. Ответить игрушкой на вопрос "почему" не всегда получается из-за того, что скорее всего Лиза сама не знает на него ответ, т.е. не может описать свое внутреннее состояние. Это у нее произвольно без отдачи отчета или осмысления ситуации.Psy :::::::: писал(а): Мы с Вами обсуждаем, как Вам эффективнее общаться с дочкой. Тут есть два момента. Первый - не является ли такое поведение Лизы ответом на ваши воздействия по типу "сила действия равна силе противодействия"? Второй момент - игровая деятельность ребенка является ведущей с 3 до 7 лет. Детям 3 лет не рекомендуют брать игрушки из дома потому, что хотят, чтобы ребенок быстрее оторвался от дома, чтобы переключил свое внимание на садовские игрушки, и, следовательно, на отношения с воспитателями и детьми
В трудных случаях, когда ребенок адаптируется долго (более 3 месяцев), рекомендуется брать с собой игрушку как символическую связь с матерью, от которой ребенку трудно оторваться. Затем, постепенно, ребенок сам откажется брать игрушку в сад.
Пример с сегодняшним завтраком. Лиза:"Мама, посиди за компанию, пока я буду кушать кашу". Есть она долго. Ну я села, читаю книгу. Она съела сыр, съела пол тарелки каши и просто дальше сидит. Я ей говорю:"Лиза, кушай кашу, у меня нет времени пол дня сидеть с тобой за компанию пока ты кушаешь". Она дальше продолжает сидеть без движений. Я встала со словами:"Лиза, ты не ешь кашу - я не буду с тобой сидеть. Не хочу тратить свое время, у меня есть чем заняться". И вышла из кухни. Слышу, она стала есть и доела очень быстро оставшиеся пол тарелки. Зачем я ей там в кухне, когда она кушает? Даже я не могу ответить на этот вопрос, не говоря уже о Лизе. Действительно, наверное попытка управления поведением взрослого! Другого объяснения у меня нет.
При этом, Лиза - девочка себе на уме. Говорит одно, а мотив у нее совершенно противоположный. Т.е. слова не отвечают чувствам. Пример опять таки из вчерашнего поведения. Прогулялись с папой. Пришла из прогулки в 16-15. В 17-00 английский он-лайн. Она еще не обедала. Говорю: "Лиза переодевайся, мой руки, надо быстро покушать, потому что через 40 минут английский". Уточнила, хочет ли она на английский? Лиза ответила, что хочет. Потом Лиза сидела минут 10 не переодевалась. Потом переоделась, но не надела носки (босые ноги). Говорю, чтобы надела носки и шла обедать, осталось 20 минут, потом будет английский. Если не успеет пообедать, то английский не буду включать. Сидела она без носков ровно до 16-50, пока я не сказала, что можно не спешить, английский я ей включать уже не буду, потому что она не пообедала и не успеет. После этих слов Лиза еще переспросила, когда начнется английский, я ответила, что уже 5 часов( посмотри на часы - недавно повесили часы, потому что Лиза стала интересоваться временем) и он уже начался. А Лиза сегодня не пойдет, потому что не пообедала. После этого она надела носки, помыла руки ...потом подумала и сказала, что хочет в туалет (я так понимаю, на всякий случай, чтобы потянуть время) и потом очень быстро все съела (я ее кормила из ложки). Ответить прямо, что она не хочет английского сегодня - Лиза не может. Для нее отрицание или отказ очень сложно дается. А может она понять не может, что не хочет. Вроде и интересно, и поговорить можно. Я не знаю.
С игрушками она носится в руках всегда, часто использует их как психологическую защиту, барьер. Часто это что-нибудь для нее а не игрушка. Вот сейчас, сидит читает свою любимую книгу для себя, в одной руке пупс, которым она в такт чтения стучит по столу.
Спасибо, Вера!