Проблемы поведения

Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#11

Сообщение Psy » 13 окт 2017, 12:31


Здравствуйте, Анастасия!
Здравствуйте, Вера!
Может подскажете, как правильно себя вести:
1. Сын постоянно все сбрасывает (с дивана, со стола и т.д.). Когда я говорю: "надо аккуратно переложить" он исправляется. Но уже несколько лет все так и остается. Ждать - перерастет? Или есть какие-то способы?
Какова причина такого поведения Артемия?
Исходя из наших наблюдений за детьми, причиной, возможно, является то, что Артюша в какой-то момент "наигрался" и не знает, что еще можно сделать с предметом и импульсивно его отбрасывает (фактически таким действием "завершает" игру) Причем, когда Вы говорите ему "надо аккуратно переложить", - это срабатывает, то есть, Вы даете ему вариант, что еще можно сделать с предметом. Когда у Артемия возрастет саморегуляция, это прекратиться. А пока можно ему предлагать другие способы, как продолжить или завершить игру с этим пердметом, что Вы и делаете.
2. Когда злится - скидывает и опрокидывает вещи, то, что рядом (стул, стол, игрушки). Причем, ходит и ищет, на чем бы ему злость сорвать. Иногда бьет меня по лицу (дома он такого не видит, я не бью детей, не шлепаю, не кричу). Я так понимаю, это из разряда "ударился ногой об диван и пнул диван в ответ", только сынок злость на меня срывает на вещах.
Как себя вести?
Прочитала когда-то, что надо объяснять ему его чувства:" ты злишься, потому что я не разрешила тебе ....." Так и делаю. Правильно или нет? Что еще можно сделать?
Да, так и есть. Артемий злиться, но безопаснее ударить предмет, чем маму, ведь мама - любимая и потом может быть вина. Вы верно говорите, что понимаете, почему Артюша так делает, а следующий этап, сказать ему, какого поведения Вы ожидаете. Например, "Ты злишься, потому что я не разрешила тебе брать вазу с полки, ты можешь вместо этого поиграть в .... или заняться тем-то...или....." Таким образом, Вы удовлетворите потребность ребенка в деятельности, но не в деструктивной (опрокидывание), а конструктивной.
3. Сын не хочет говорить. Когда я пытаюсь позаниматься речью - даже рот руками закрывает в знак протеста. Хотя я не давлю, использую игрушки, сказки и т.д.
"Заниматься" речью лучше в обычной жизни. Тем более, если уже есть такая протестная реакция.
Вы можете проконсультироваться у нашего логопеда Марины в разделе "с 3 до 7 лет" - она ответит подробно, как это лучше делать.


С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Анастасия
Последний визит: 19.03.2024 13:31
Дети:
Артемий
04.08.2013

#12

Сообщение Анастасия » 13 окт 2017, 13:24


Добрый день, Вера!
Какова причина такого поведения Артемия?
Исходя из наших наблюдений за детьми, причиной, возможно, является то, что Артюша в какой-то момент "наигрался" и не знает, что еще можно сделать с предметом и импульсивно его отбрасывает (фактически таким действием "завершает" игру) Причем, когда Вы говорите ему "надо аккуратно переложить", - это срабатывает, то есть, Вы даете ему вариант, что еще можно сделать с предметом. Когда у Артемия возрастет саморегуляция, это прекратиться. А пока можно ему предлагать другие способы, как продолжить или завершить игру с этим пердметом, что Вы и делаете.
Нет, когда он наиграется, то либо оставляет предмет лежать , где была игра, либо аккуратно убирает на место.
А скидывает вещи , чтобы расчистить себе место/путь:
надо на диван сесть - с дивана все скидывает.
надо на стол накрыть (на столе, например, книжка)- бежит, скидывает на пол.
Причем, может и сам сразу исправиться, поднять и положить. А если есть стимул, то даже сразу аккуратно все переложит/уберет.
Получается, что , когда есть стимул он контролирует себя сразу. Т.е. знает о последствиях, что ему придется сначала убрать разбросанное, прежде чем получить желаемое.
Да, так и есть. Артемий злиться, но безопаснее ударить предмет, чем маму, ведь мама - любимая и потом может быть вина. Вы верно говорите, что понимаете, почему Артюша так делает, а следующий этап, сказать ему, какого поведения Вы ожидаете. Например, "Ты злишься, потому что я не разрешила тебе брать вазу с полки, ты можешь вместо этого поиграть в .... или заняться тем-то...или....." Таким образом, Вы удовлетворите потребность ребенка в деятельности, но не в деструктивной (опрокидывание), а конструктивной
Подскажите, пожалуйста, это со временем пройдет? Он научится контролировать свои чувства? Или это тоже какая-то особенность, которую нужно принять?
Вину (если ударил меня) чувствуют сразу. Ударил импульсивно и сразу замолкает, закрывает щеки руками, немножко отходит....потом подходит, обнимает и гладит.
"Заниматься" речью лучше в обычной жизни. Тем более, если уже есть такая протестная реакция.
Вы можете проконсультироваться у нашего логопеда Марины в разделе "с 3 до 7 лет" - она ответит подробно, как это лучше делать.
Да, в повседневной жизни тоже "занимаемся"
Пы.Сы. Вера, можно вас попросить изменить название моей темы? не "мычание", а "проблемы поведения".
Спасибо!

С уважением, Анастасия
Аватара пользователя
Анастасия
Последний визит: 19.03.2024 13:31
Дети:
Артемий
04.08.2013

#13

Сообщение Анастасия » 16 окт 2017, 20:39


Здравствуйте, Вера! У меня еще вопрос по поводу адаптации в детском саду.
В июле этого года мы попробовали отдать сынульку в детский садик. Частный. Монтессори. 3 воспитателя на 15 детей. Воспитатели очень хорошие. Уверена, к деткам они замечательно относятся, с уважением. Ходили смотреть старшую группу (4-5 лет, как Артюше), но в итоге его определили в младшую группу (где детям 1,5-2,8 года). Побоялась воспитательница его сразу в старшую.
Опишу несколько ситуаций, чтобы было понятно поведение сына.
1. Пришли смотреть садик. Вечер, поэтому в группе осталось 5 деток (4-5 лет). Трое играли с воспитателем в конструктор, двум другим вторая воспитатель читала за столом журнал про динозавров. Артюша осмотрелся, затем побежал, сел за стол (очень любит книги). Называл знакомые слова, когда видел на картинке (яйца динозавра, вылупились и т.д.).
Потом воспитатель попросила деток помочь ей отнести стульчики в соседний кабинет. Артюша с радостью носил стульчики вместе со всеми.
Я все время сидела в сторонке.
2. Начал ходить в сад (без меня). По вторникам и средам до обеда. Первые 2 недели все было замечательно.
Сначала кушал от всех в сторонке. Потом присоединился к общему столу.
Когда садился читать (сын читает книжки звуками и слогами по первым словам, которые может произнести + жесты, но со стороны это просто набор кхх рр ба бу кхх кххх у ), к нему подбегали другие детки слушать.
На прогулке предпочитал отсиживаться и читать (брал с собой книги). Рядом садились другие детки (один раз я подсмотрела за прогулкой).
Но это не типичное поведение для него. Обычно, на прогулке Артюша везде бегает, качается на качелях, каруселях, очень любит лазить по дуге-лесенке и спортивным сооружениям, висеть, спрыгивать и опять залезать , играет в футбол. С незнакомыми детками не играет. Со знакомыми любит играть в догонялки, совместные игры с животными или вместе проказничать.
Но, не любит, когда его трогают (обнимают), не любит водить хороводы / держаться за руки с детьми. Все это делает только с членами семьи, знакомыми детьми старшего возраста и взрослыми.
3. Потом начались истерики при расставании. Сначала просто расстраивался без слез. На следующий день уже слезы. Потом истерика. И в итоге, истерика уже даже при приближении к повороту на ту улицу, где садик. Причем, чем ближе, тем хуже истерика - с задыханием. Естественно, ни в какой садик в таком состоянии мы его не повели.
Я не могу понять, почему такая реакция. Уверена, что воспитатели хорошо относятся к сыну и другим деткам. Там не наказывают, все разрешают в пределах правил.
Моё предположение - первое время сыну было интересно в новой обстановке (новые игрушки и т.д.), поэтому он не задумывался о том, где я. Но когда первый восторг прошел, он понял, что я ухожу совсем. Не остаюсь в коридоре, не жду его. И, видимо, для него это пока еще очень большой стресс.
Еще, мне кажется, ему неуютно среди малышей. Я заметила - чем младше ребенок, тем более осторожен сын. С детьми старшими (от 8 лет) он вообще в своей тарелке.
Из всего этого у меня вопрос. Я уверена, что не существует какого-то одного возраста для начала социализации ребенка детским садом. Должны же быть какие-то критерии, по которым можно определить, готов ли ребенок действительно оторваться от садика или нет. Что это за критерии?
Мне кажется, что сын не готов разлучаться со мной. Т.е., он готов к тому, что я буду в соседнем помещении не в поле его зрения, но не к тому, что меня совсем не будет рядом. Думаю, это естественно для детей дошкольного возраста.
Написала всё это, и получилось, что и сын не готов, и я не считаю правильным 4-х летнего ребенка оставлять без мамы.....
С уважением, Анастасия
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#14

Сообщение Psy » 22 окт 2017, 00:54


Здравствуйте, Анастасия!
когда Артемий наиграется, то либо оставляет предмет лежать , где была игра, либо аккуратно убирает на место.
А скидывает вещи , чтобы расчистить себе место/путь:
надо на диван сесть - с дивана все скидывает.
надо на стол накрыть (на столе, например, книжка)- бежит, скидывает на пол.
Причем, может и сам сразу исправиться, поднять и положить. А если есть стимул, то даже сразу аккуратно все переложит/уберет.
Получается, что , когда есть стимул он контролирует себя сразу. Т.е. знает о последствиях, что ему придется сначала убрать разбросанное, прежде чем получить желаемое.
Согласна с Вашими предположениями. Вы отлично понимаете сына, и думается, что находите оптимальные способы воздействия. Могу прокомментировать, что то, что Вы описываете, тоже относится к саморегуляции, а нашим детям нужно больше времени на ее формирование и на перенесение способов действия на различные ситуации. Подбирайте способы для сына, в том числе такие, которые помогут ему делать паузы. Например, Вы приводите пример "Надо накрыть на стол, сын бежит и скидывает" Подумайте, как сделать паузу между "побежал" и "скинул". Может быть, просить более дробно, то есть общую просьбу "Накрывать на стол", и сразу мелкую "Положи книжку со стола на полку".
Подскажите, пожалуйста, это со временем пройдет? Он научится контролировать свои чувства? Или это тоже какая-то особенность, которую нужно принять?
Вину (если ударил меня) чувствуют сразу. Ударил импульсивно и сразу замолкает, закрывает щеки руками, немножко отходит....потом подходит, обнимает и гладит.
Конечно, ребенок учиться себя контролировать. При этом, важно, чтобы взрослый принимал эти чувства, в том числе и агрессию. Это касается всех детей без исключения. Тогда ребенок будет чувствовать, что его агрессия не может по-настоящему разрушить ни его самого, ни его близких, и будет не подавлять ее, опасаясь, что она опасна, а потом неконтролируемо выплескивать, а тоже "принимать", и по-этому, иметь возможность ее направлять в "мирное русло". Я понятно обьяснила или слишком обще? Уточняйте, пожалуйста, если есть недопонимание.
Под словом "принятие" Вы имели в виду немного другое, чем я?
Да, в повседневной жизни тоже "занимаемся"
Как именно?
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#15

Сообщение Psy » 22 окт 2017, 01:29


Продолжим:
Здравствуйте, Вера! У меня еще вопрос по поводу адаптации в детском саду.
В июле этого года мы попробовали отдать сынульку в детский садик. Частный. Монтессори. 3 воспитателя на 15 детей. Воспитатели очень хорошие. Уверена, к деткам они замечательно относятся, с уважением. Ходили смотреть старшую группу (4-5 лет, как Артюше), но в итоге его определили в младшую группу (где детям 1,5-2,8 года). Побоялась воспитательница его сразу в старшую.
Опишу несколько ситуаций, чтобы было понятно поведение сына.
1. Пришли смотреть садик. Вечер, поэтому в группе осталось 5 деток (4-5 лет). Трое играли с воспитателем в конструктор, двум другим вторая воспитатель читала за столом журнал про динозавров. Артюша осмотрелся, затем побежал, сел за стол (очень любит книги). Называл знакомые слова, когда видел на картинке (яйца динозавра, вылупились и т.д.).
Потом воспитатель попросила деток помочь ей отнести стульчики в соседний кабинет. Артюша с радостью носил стульчики вместе со всеми.
Я все время сидела в сторонке.
2. Начал ходить в сад (без меня). По вторникам и средам до обеда. Первые 2 недели все было замечательно.
Сначала кушал от всех в сторонке. Потом присоединился к общему столу.
Когда садился читать (сын читает книжки звуками и слогами по первым словам, которые может произнести + жесты, но со стороны это просто набор кхх рр ба бу кхх кххх у ), к нему подбегали другие детки слушать.
На прогулке предпочитал отсиживаться и читать (брал с собой книги). Рядом садились другие детки (один раз я подсмотрела за прогулкой).
Но это не типичное поведение для него. Обычно, на прогулке Артюша везде бегает, качается на качелях, каруселях, очень любит лазить по дуге-лесенке и спортивным сооружениям, висеть, спрыгивать и опять залезать , играет в футбол. С незнакомыми детками не играет. Со знакомыми любит играть в догонялки, совместные игры с животными или вместе проказничать.
Но, не любит, когда его трогают (обнимают), не любит водить хороводы / держаться за руки с детьми. Все это делает только с членами семьи, знакомыми детьми старшего возраста и взрослыми.
Кто водил в сад Артюшу все это время?
Вы наблюдали "нетипичное" поведение сына, потому что он испытывал напряжение, находясь в новой обстановке, хотя адаптация началась (начал кушать со всеми - это хороший знак)
3. Потом начались истерики при расставании. Сначала просто расстраивался без слез. На следующий день уже слезы. Потом истерика. И в итоге, истерика уже даже при приближении к повороту на ту улицу, где садик. Причем, чем ближе, тем хуже истерика - с задыханием. Естественно, ни в какой садик в таком состоянии мы его не повели.
Сколько дней были истерики? Кто именно водил в сад Артемия в это время?
Я не могу понять, почему такая реакция. Уверена, что воспитатели хорошо относятся к сыну и другим деткам. Там не наказывают, все разрешают в пределах правил.
Обстановка в саду вызвала у Вас доверие.
Моё предположение - первое время сыну было интересно в новой обстановке (новые игрушки и т.д.), поэтому он не задумывался о том, где я. Но когда первый восторг прошел, он понял, что я ухожу совсем. Не остаюсь в коридоре, не жду его. И, видимо, для него это пока еще очень большой стресс.
Совершенно верно, Сын увлекался новым, но потом, наступил следующий этап - горевание по расставанию с мамой.
Еще, мне кажется, ему неуютно среди малышей. Я заметила - чем младше ребенок, тем более осторожен сын. С детьми старшими (от 8 лет) он вообще в своей тарелке.
Это несущественный фактор.
Из всего этого у меня вопрос. Я уверена, что не существует какого-то одного возраста для начала социализации ребенка детским садом. Должны же быть какие-то критерии, по которым можно определить, готов ли ребенок действительно оторваться от садика или нет.
Вы бессознательно сделали описку. Вместо "оторваться от МАМЫ", написали "оторваться от САДИКА"
Что это за критерии?
Самый главный критерий - то, как ребенок может выдерживать расставание с матерью.
Всем детям это нелегко. Одним легче, другим труднее. Некоторые детки в первое время плачут, потом привыкают, некоторые начинают болеть много. Это тоже признак, что ребенку трудно привыкнуть к саду.
Но есть и еще один критерий, возможно, главнее первого. Как сама мама справляется со своими чувствами (например, с тревогой) и как она сама "отпускает" ребенка.
Мне кажется, что сын не готов разлучаться со мной. Т.е., он готов к тому, что я буду в соседнем помещении не в поле его зрения, но не к тому, что меня совсем не будет рядом. Думаю, это естественно для детей дошкольного возраста.
Каков у Вас самой опыт детского сада? Вы ходили в садик, когда были маленькой? Как Вы это переносили?
Написала всё это, и получилось, что и сын не готов, и я не считаю правильным 4-х летнего ребенка оставлять без мамы.....
Артюша не теряет маму навсегда. Мама лишь "перепоручает" сына другим на время. Но сейчас и для Вас и для него это потеря, как будто, "навсегда"?

С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Анастасия
Последний визит: 19.03.2024 13:31
Дети:
Артемий
04.08.2013

#16

Сообщение Анастасия » 22 окт 2017, 11:26


Здравствуйте, Вера!
Могу прокомментировать, что то, что Вы описываете, тоже относится к саморегуляции, а нашим детям нужно больше времени на ее формирование и на перенесение способов действия на различные ситуации. Подбирайте способы для сына, в том числе такие, которые помогут ему делать паузы. Например, Вы приводите пример "Надо накрыть на стол, сын бежит и скидывает" Подумайте, как сделать паузу между "побежал" и "скинул". Может быть, просить более дробно, то есть общую просьбу "Накрывать на стол", и сразу мелкую "Положи книжку со стола на полку"
Спасибо! Действительно, иногда я делала такую "паузу" и в большинстве случаев она помогала.
Конечно, ребенок учиться себя контролировать. При этом, важно, чтобы взрослый принимал эти чувства, в том числе и агрессию. Это касается всех детей без исключения. Тогда ребенок будет чувствовать, что его агрессия не может по-настоящему разрушить ни его самого, ни его близких, и будет не подавлять ее, опасаясь, что она опасна, а потом неконтролируемо выплескивать, а тоже "принимать", и по-этому, иметь возможность ее направлять в "мирное русло". Я понятно обьяснила или слишком обще? Уточняйте, пожалуйста, если есть недопонимание.
Под словом "принятие" Вы имели в виду немного другое, чем я?
Да, я имела ввиду другое, но вы ответили на мой вопрос))
Только не поняла, как можно направить агрессию в мирное русло? Мы взрослые либо подавляем в себе агрессию (раздражение, обиду, злость), либо выплескиваем ее на других (ссоры, упреки). Может быть есть и третий вариант, который щадит и нас, и окружающих....интернет и спорт зал?))) А как быть ребенку?
С уважением, Анастасия
Аватара пользователя
Анастасия
Последний визит: 19.03.2024 13:31
Дети:
Артемий
04.08.2013

#17

Сообщение Анастасия » 22 окт 2017, 13:09


Про детский сад
Кто водил в сад Артюшу все это время?
Вы наблюдали "нетипичное" поведение сына, потому что он испытывал напряжение, находясь в новой обстановке, хотя адаптация началась (начал кушать со всеми - это хороший знак)
На смотр детского сада и самый первый день посещения водила я. Затем папа. С папой Артюше проще расстаться. Забирала из сада все время я с дочкой. Сын радовался. После садика шли в кафе пить чай с детским пряником и на детскую площадку гулять. Затем папа нас забирал домой спать.
Сколько дней были истерики? Кто именно водил в сад Артемия в это время?
2 недели первых истерик не было (посещение сада было вт+чт до обеда). Затем начались истерики по нарастающей. Водил папа. Когда уже начались сильные истерики, мы решили, что стоит попробовать мне отвести сына. Но ничего не изменилось.
Забыла написать, что последнее время, когда я приходила забирать Артюшу, он не улыбался и махал как раньше, а шел ко мне с несчастным лицом, дергающейся губой и когда я его обнимала - немножко рыдал. Немножко, потому что пытался сдержаться (около 6 мес назад он научился сдерживать плач).
Да, я очень сильно начала переживать, что сын не может мне сказать, в чем проблема, что его так беспокоит. Воспитатели говорили, что все хорошо в группе.
Это несущественный фактор.
Почему?
Самый главный критерий - то, как ребенок может выдерживать расставание с матерью.
Всем детям это нелегко. Одним легче, другим труднее. Некоторые детки в первое время плачут, потом привыкают, некоторые начинают болеть много. Это тоже признак, что ребенку трудно привыкнуть к саду.
Если посмотреть на ситуацию не с точки зрения принятых в обществе правил (надо отдать ребенка в детский сад, чтобы выйти на работу, адаптировать, так надо, так все делают и т.д.), не лучше ли подождать, пока ребенок действительно будет готов выйти в жизнь? Ведь детский сад создавался для того, чтобы женщина могла работать. Получается, что более естественно, если ребенок будет воспитываться мамой, если у неё есть возможность не выходить на работу после 3 лет. У меня эта возможность есть.
Но есть и еще один критерий, возможно, главнее первого. Как сама мама справляется со своими чувствами (например, с тревогой) и как она сама "отпускает" ребенка.
Не знаю, как правильно это назвать...не могу сказать, что я бесчувственная (иначе бы я не писала Вам), но все эмоции я держу в себе. Особенно, если это поможет сыну.
Как пример: пока сын был в реанимации, я как робот сцеживалась каждые 3 часа по будильнику, относила, во время посещений пела песенки. И не плакала. Вообще.
Когда нужно взять кровь из вены (даже в больнице), я сразу предупреждаю, что сама буду держать сына (даже когда он был новорожденным). Т.е. сын истошно кричит, но я спокойно стою и держу его руку. Так надо.
Я умею "запирать" жалость. Хотя, мне, как и любой маме, больно смотреть на слезы своего малышочка. Но считаю, что если я буду в такие минуты причитать, то это принесет облегчение только мне, а ради ребенка нужно быть спокойной и уверенной. И пожалеть потом, когда неприятное позади.
И если в итоге нашего разговора я приду к выводу, что сад ребенку необходим, несмотря на его истерики - без колебания отведу снова.
Каков у Вас самой опыт детского сада? Вы ходили в садик, когда были маленькой? Как Вы это переносили?
Я младшая дочка. Мне кажется, что дети, у которых есть старший брат или сестра с разницей около 2-3 лет, намного раньше готовы оторваться от мамы. Потому что с рождения привыкли к шуму, не быть центром внимания мамы, играть с кем-то, драться и т.д. Вижу это и по дочери.
А теперь про садик:
Я была маленькая и практически ничего не помню. С маминых слов - в садик ходила с радостью, без слез, когда входила в группу - сразу забывала про родителей.
В целом, негативных эмоций нет. Я была очень общительная, "заводила". Проще говоря - я была полная противоположность сына. Сынок по характеру похож на мою старшую сестру. И у нее от садика негативные эмоции, и от школы тоже.
Предполагаю, что дело не в "правильной" или "неправильной" адаптации к детскому саду. Просто детки разные и нужен индивидуальный подход. Если бы сынок продолжал с радостью ходить в детский сад - этого разговора с Вами сейчас бы не было. Я бы не переживала. Но т.к. вижу, что он похож на мою сестру, не хочу, чтобы в итоге детский сад наложил на него такой же отпечаток, как и на нее. И готова подождать, пока сын "созреет" для группы.
Артюша не теряет маму навсегда. Мама лишь "перепоручает" сына другим на время. Но сейчас и для Вас и для него это потеря, как будто, "навсегда"?
Я бы так не сказала. У меня вообще очень противоречивые чувства) Пока сын с радостью ходил в садик, я дома с дочкой играла. Потом мы собирались и ехали за братиком. И я не переживала за сына, была совершенно спокойна, т.к. была уверена, что ему там хорошо и он не думает обо мне.

Я попробовала представить себя ребенком. Мне плохо, хочу к маме, а мамы рядом нет. Пошел бы мне на пользу такой опыт? В этом возрасте - нет. Да, в итоге бы я справилась, перестала бы плакать, начала бы играть, но осадок бы остался. Вот этот осадок того, что когда мама была нужна - ее не было рядом.
Много раз наболюдала, что если я даю сыну максимум поддержки, не "заставляю" его отрываться "иди поиграй с другими, чего ты боишься?", то через какое-то время Артюша и сам "дозревает". Конечно, это намного больше времени требует и терпения. Но этот путь более безболезненный и естественный. Нет?


С уважением, Анастасия
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#18

Сообщение Psy » 24 окт 2017, 13:01


Здравствуйте, Анастасия!
Только не поняла, как можно направить агрессию в мирное русло? Мы взрослые либо подавляем в себе агрессию (раздражение, обиду, злость), либо выплескиваем ее на других (ссоры, упреки). Может быть есть и третий вариант, который щадит и нас, и окружающих....интернет и спорт зал?))) А как быть ребенку?
С агрессией все не так просто. В принципе, агрессия, с точки зрения естественного проявления человека, нормальное, необходимое для выживания явление. Нам всем свойственно испытывать агрессивные импульсы. Они способствуют, например, выживанию (защитная агрессия). По мере развития человека, агрессия сублимируется (перенаправляется, видиоизменяется) в социальную активность, например, спорт, и даже любовь невозможна без известной доли агрессивности. Типичный пример сублимации агрессии - профессия зубного врача. То есть все люди учатся управлять своей агрессией (чаще всего бессознательно), а воспитание и общество в этом нам помогает - предлагает различные виды активностей, а именно, приемлемые способы переработки врожденных агрессивных импульсов.
Подавление агрессии и ее выплескивание - не совсем "экологичные" способы справляться с агрессией. На подавление тратиться слишком много психической энергии, а потом плотина прорывается и выплескивание агрессии влечет за собой разрушающий и неконструктивный момент и чувство вины. По-хорошему, психологи говорят о том, что надо быть "в контакте" со своей агрессией. То есть, почувствовав воздействие из вне (что именно вызывает агрессию), лучше уловить сразу свое недовольство, отследив свое чувство, и выбрав стратегию поведения. То есть не подавление, а сдерживание, не выплескивание, а переформулирование для себя и своего окружения своего желания, которое было проигнорировано, выражение его в приемлемой форме и т.д. и т.п.
Но это только теория. На практике, требуется большая внутренняя работа, чтобы понимать себя, изменять свое поведение и понимать поведение других людей и детей, в частности.
Применительно к ребенку логика такая же. Учить ребенка справляться с агрессивными импульсами (воспитание) и перенаправлять его активность в приемлемую деятельность, то есть в "мирное русло"
Предлагаю вернуться к Вам и Артюше.)
Про детский сад
На смотр детского сада и самый первый день посещения водила я. Затем папа. С папой Артюше проще расстаться. Забирала из сада все время я с дочкой. Сын радовался. После садика шли в кафе пить чай с детским пряником и на детскую площадку гулять. Затем папа нас забирал домой спать.
2 недели первых истерик не было (посещение сада было вт+чт до обеда). Затем начались истерики по нарастающей. Водил папа. Когда уже начались сильные истерики, мы решили, что стоит попробовать мне отвести сына. Но ничего не изменилось.
Вы правильно поступали, перепоручая водить папе Артемия в садик, чтобы избегать возможной реакции сына на вас.
Забыла написать, что последнее время, когда я приходила забирать Артюшу, он не улыбался и махал как раньше, а шел ко мне с несчастным лицом, дергающейся губой и когда я его обнимала - немножко рыдал. Немножко, потому что пытался сдержаться (около 6 мес назад он научился сдерживать плач).
Что это было? Обида на вас, что вы его оставили?
Да, я очень сильно начала переживать, что сын не может мне сказать, в чем проблема, что его так беспокоит. Воспитатели говорили, что все хорошо в группе.
То есть воспитатели говорили, что ребенок быстро успокаивался, когда его приводили?
Дети, в большинстве своем не осознают свое состояние в тот момент, аффект слишком силен и ребенку его невозможно облечь в слова. Потому что этот аффект (целый комплекс чувств) связан с вами.
Наличие детей в группе, интересные игрушки, уже не являются отвлекающим фактром от проблемы расставания с мамой.
Можно подумать о контакте ребенка с воспитателями, но я не уверена, можно ли наладить контакт в течение двух недель два раза в неделю. То есть Артюша ходил в сад всего 4 раза, а потом, как я понимаю, еще несколько раз и уже расстраивался.
Если посмотреть на ситуацию не с точки зрения принятых в обществе правил (надо отдать ребенка в детский сад, чтобы выйти на работу, адаптировать, так надо, так все делают и т.д.), не лучше ли подождать, пока ребенок действительно будет готов выйти в жизнь? Ведь детский сад создавался для того, чтобы женщина могла работать. Получается, что более естественно, если ребенок будет воспитываться мамой, если у неё есть возможность не выходить на работу после 3 лет. У меня эта возможность есть.
Детский сад - одна из форм воспитания детей. Есть много других вариантов, когда ребенок дома, но для общения с детьми и развития, мама его водит в другие группы.
Не знаю, как правильно это назвать...не могу сказать, что я бесчувственная (иначе бы я не писала Вам), но все эмоции я держу в себе. Особенно, если это поможет сыну.
Как пример: пока сын был в реанимации, я как робот сцеживалась каждые 3 часа по будильнику, относила, во время посещений пела песенки. И не плакала. Вообще.
В стрессовой ситуации, когда жизнь сына была под угрозой, Вы сконцентрировали свои силы на выживании ребенка.
Когда нужно взять кровь из вены (даже в больнице), я сразу предупреждаю, что сама буду держать сына (даже когда он был новорожденным). Т.е. сын истошно кричит, но я спокойно стою и держу его руку. Так надо.
Я умею "запирать" жалость. Хотя, мне, как и любой маме, больно смотреть на слезы своего малышочка. Но считаю, что если я буду в такие минуты причитать, то это принесет облегчение только мне, а ради ребенка нужно быть спокойной и уверенной. И пожалеть потом, когда неприятное позади.
Мне подумалось, что Артюша, попадая в садик, тоже сдерживался, потому что "так надо", а потом выплескивал вам свои чувства и вы его тоже жалели.
И если в итоге нашего разговора я приду к выводу, что сад ребенку необходим, несмотря на его истерики - без колебания отведу снова.
Выбор такого режима садика два раза в неделю до обеда был не случаен?
Я младшая дочка. Мне кажется, что дети, у которых есть старший брат или сестра с разницей около 2-3 лет, намного раньше готовы оторваться от мамы. Потому что с рождения привыкли к шуму, не быть центром внимания мамы, играть с кем-то, драться и т.д. Вижу это и по дочери.
А теперь про садик:
Я была маленькая и практически ничего не помню. С маминых слов - в садик ходила с радостью, без слез, когда входила в группу - сразу забывала про родителей.
В целом, негативных эмоций нет. Я была очень общительная, "заводила". Проще говоря - я была полная противоположность сына. Сынок по характеру похож на мою старшую сестру. И у нее от садика негативные эмоции, и от школы тоже.

Предполагаю, что дело не в "правильной" или "неправильной" адаптации к детскому саду. Просто детки разные и нужен индивидуальный подход. Если бы сынок продолжал с радостью ходить в детский сад - этого разговора с Вами сейчас бы не было. Я бы не переживала. Но т.к. вижу, что он похож на мою сестру, не хочу, чтобы в итоге детский сад наложил на него такой же отпечаток, как и на нее. И готова подождать, пока сын "созреет" для группы.
А в чем была проблема у сестры, почему ей не нравился садик?
Я бы так не сказала. У меня вообще очень противоречивые чувства) Пока сын с радостью ходил в садик, я дома с дочкой играла. Потом мы собирались и ехали за братиком. И я не переживала за сына, была совершенно спокойна, т.к. была уверена, что ему там хорошо и он не думает обо мне.
Всегда, когда мама уходит от ребенка, внутри ребенок должен сохранять образ матери, чтобы чувствовать себя спокойно. Был ли раньше у Артемия опыт оставаться без Вас?
Я так понимаю, что у Артюши был период сразу после рождения, когда он был в больнице? Как долго он там находился? Были ли еще госпитализации без Вас? или с Вами?
Я попробовала представить себя ребенком. Мне плохо, хочу к маме, а мамы рядом нет. Пошел бы мне на пользу такой опыт? В этом возрасте - нет. Да, в итоге бы я справилась, перестала бы плакать, начала бы играть, но осадок бы остался. Вот этот осадок того, что когда мама была нужна - ее не было рядом.
Да, Вы чувствуете, что сыну может быть нелегко без Вашей поддержки.
Много раз наблюдала, что если я даю сыну максимум поддержки, не "заставляю" его отрываться "иди поиграй с другими, чего ты боишься?", то через какое-то время Артюша и сам "дозревает". Конечно, это намного больше времени требует и терпения. Но этот путь более безболезненный и естественный. Нет?
Вы даете Артюше пространство самому почувствовать свои возможности, опираясь на Ваше понимание его состояния. В таких случаях можно проговаривать чувства ребенка, чтобы ему было понятнее, что он испытывает, и, чтобы он слышал Вашу поддержку.
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Анастасия
Последний визит: 19.03.2024 13:31
Дети:
Артемий
04.08.2013

#19

Сообщение Анастасия » 24 окт 2017, 19:44


Добрый день, Вера!
Про агрессию поняла, спасибо.
Что это было? Обида на вас, что вы его оставили?
Мне подумалось, что Артюша, попадая в садик, тоже сдерживался, потому что "так надо", а потом выплескивал вам свои чувства и вы его тоже жалели.
Могу только предположить. Например, домашний случай: Артюша ударился (или споткнулся и т.д.), ему больно. Я в другой комнате. Идет ко мне, губенка дрожит, дугой вниз выгнута. Подходит, показывает на ушибленное место, обнимает и только тогда дает волю чувствам.
Если перенести такие домашние случаи на садиковское поведение, то получается, что ему больно (психологически) и он держит это в себе, пока я его не обниму. Получается, он находится в садике в постоянном стрессе?
Выбор такого режима садика два раза в неделю до обеда был не случаен?
Да, так решила педагог (монтессори педагог-терапевт). Я хотела для начала водить 3 р/нед (пн,ср,пт). Но она настояла на сдвоенных двух днях с постепенным увеличением дней (т.е., следующей добавили бы среду).
Всегда, когда мама уходит от ребенка, внутри ребенок должен сохранять образ матери, чтобы чувствовать себя спокойно. Был ли раньше у Артемия опыт оставаться без Вас?
Я так понимаю, что у Артюши был период сразу после рождения, когда он был в больнице? Как долго он там находился? Были ли еще госпитализации без Вас? или с Вами?
ДаСразу после рождения он находился в реанимации новорожденных. Я была в соседней палате. Т.к. палаты индивидуальные и оборудованы всем необходимым для нахождения ребенка с мамой, мне его отдали на 11 день и кислород, аппарат и т.д. были подключены непосредственно в палате. С 11 дней потихоньку начали переходить на грудное вскармливание. Кормила до 2,5 лет (до самоотлучения).
Было несколько госпитализаций со мной (около 3-х) на непродолжительное время. Без капельниц и уколов.
Кроме этого, когда я рожала дочку. Сын оставался с папой на 5 суток. По ночам было тяжело - звал меня. По телефону услышал мой голос - заплакал:"мама, мама". Но в целом, перенес достаточно хорошо, т.к. папа активно играет с детьми все свободное от работы время. Часто, сын предпочитает папу (пожалеть, почитать, полежать рядом).
Пару раз оставался на 2 часа с бабушкой (пару раз, т.к. мои родители живут очень далеко и прилетают 1 раз в год на 1 месяц только летом. Если получается с отпуском). Бабушку любит и помнит. Более менее на 2 часа оставался. Под конец плакал и звал меня.
В целом, если я рядом, сын не боится чужих. Любит ходить в гости. Любит, когда к нам гости приходят.
А в чем была проблема у сестры, почему ей не нравился садик?
Мама говорит, что сестра плакала, жалась к ногам. В группе была тихоней (только в группе, как и мой сынок). Сама группа была хорошая и воспитатели. Сестра говорит, что дело было именно в ее характере и отношении к другим детям. Плакала до 5 лет. Т.е. 2 года. Потом меня тоже отдали в садик и сестра начала ходить нормально.
Детский сад - одна из форм воспитания детей. Есть много других вариантов, когда ребенок дома, но для общения с детьми и развития, мама его водит в другие группы.
Если я не буду отдавать Артюшу в детский сад. Но он будет посещать группы с какими-либо занятиями с постоянным коллективом, это будет считаться социализацией ребенка?

С уважением, Анастасия
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#20

Сообщение Psy » 31 окт 2017, 23:58


Здравствуйте, Анастасия!
Добрый день, Вера!
Про агрессию поняла, спасибо.
Давайте не будем забывать, что Артюша, когда ему что-то не нравится, может это выражать довольно сильно..
Могу только предположить. Например, домашний случай: Артюша ударился (или споткнулся и т.д.), ему больно. Я в другой комнате. Идет ко мне, губенка дрожит, дугой вниз выгнута. Подходит, показывает на ушибленное место, обнимает и только тогда дает волю чувствам.
Если перенести такие домашние случаи на садиковское поведение, то получается, что ему больно (психологически) и он держит это в себе, пока я его не обниму. Получается, он находится в садике в постоянном стрессе?
В детском саду от Артемия требуется приспособиться ко многим новым моментам, это не просто. Очевидно, что мальчик там сдерживается, не ведет себя так раскованно, как дома. Но это и нормально. Обычно, в детском саду детям приходится сдерживать свои порывы, слушаться воспитателей, считаться с желаниями других детей, придерживаться общего порядка. А дома ребенок сбрасывает напряжение, может похулиганить или покапризничать вволю, иногда "для мамы". Как и мы, в обществе ведем себя по-другому, чем дома, с людьми, которым доверяем свои "накопившиеся" чувства.
Да, так решила педагог (монтессори педагог-терапевт). Я хотела для начала водить 3 р/нед (пн,ср,пт). Но она настояла на сдвоенных двух днях с постепенным увеличением дней (т.е., следующей добавили бы среду).
То есть, вы с педагогом предполагали, что могут быть трудности?
Да. Сразу после рождения он находился в реанимации новорожденных. Я была в соседней палате. Т.к. палаты индивидуальные и оборудованы всем необходимым для нахождения ребенка с мамой, мне его отдали на 11 день и кислород, аппарат и т.д. были подключены непосредственно в палате. С 11 дней потихоньку начали переходить на грудное вскармливание. Кормила до 2,5 лет (до самоотлучения).
Вы были рядом - это хорошо.
Чем было вызвано прекращение грудного вскармливания методом "самоотлучения"?
Было несколько госпитализаций со мной (около 3-х) на непродолжительное время. Без капельниц и уколов.
Кроме этого, когда я рожала дочку. Сын оставался с папой на 5 суток. По ночам было тяжело - звал меня. По телефону услышал мой голос - заплакал:"мама, мама". Но в целом, перенес достаточно хорошо, т.к. папа активно играет с детьми все свободное от работы время. Часто, сын предпочитает папу (пожалеть, почитать, полежать рядом).
Пару раз оставался на 2 часа с бабушкой (пару раз, т.к. мои родители живут очень далеко и прилетают 1 раз в год на 1 месяц только летом. Если получается с отпуском). Бабушку любит и помнит. Более менее на 2 часа оставался. Под конец плакал и звал меня.
Правильно ли я понимаю, что Артюша никогда не остается без Вас более 2 часов?
В целом, если я рядом, сын не боится чужих. Любит ходить в гости. Любит, когда к нам гости приходят.
Свое присутсвие рядом Вы связываете с тем, что даете ребенку ощущение безопасности?
Мама говорит, что сестра плакала, жалась к ногам. В группе была тихоней (только в группе, как и мой сынок). Сама группа была хорошая и воспитатели. Сестра говорит, что дело было именно в ее характере и отношении к другим детям. Плакала до 5 лет. Т.е. 2 года. Потом меня тоже отдали в садик и сестра начала ходить нормально.
Исходя из Вашего описания, дело было не в характере сестры и в других детях, а в том, что ее младшая сестренка оставалась с мамой дома?
Если я не буду отдавать Артюшу в детский сад. Но он будет посещать группы с какими-либо занятиями с постоянным коллективом, это будет считаться социализацией ребенка?
Конечно, это будет считаться социализацией ребенка. Но подготовить Артюшу к любой группе требует еще времени и размышлений, как ему помочь.
С уважением, Степанова Вера, психолог
Ответить

Вернуться в «Я И МОЙ РЕБЕНОК. БЕСЕДЫ С ПСИХОЛОГОМ»