Sofia, 26.02.2016

Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#1 Sofia, 26.02.2016

Сообщение Olexiy » 29 дек 2019, 09:05

Здравствуйте, Вера.
Меня зовут Алексей, а мою дочку - София. Сейчас ей 3 года и 10 месяцев. Вот наша тема на форуме, а вот наша страница в фейсбуке.
С сентября этого года Соня пошла в детский сад. Сначала на несколько часов, потом больше, теперь часто остается и на весь день. Она с удовольствием идет в садик, часто даже бежит Image Адаптация прошла успешнее, чем мы себе представляли, без проблем, плача и протестов. Хорошие воспитатели и ассистент. Соню хвалят за самостоятельность, активность и готовность к занятиям. В группе обычно около 20 детей, есть еще один мальчик с синдромом Дауна.
Из-за графика занятий не получается, чтобы Соня была в садике ежедневно, обычно расписание такое:
понедельник - до обеда
вторник - весь день
среда - весь день
четверг - не в садике
пятница - весь день
Простуды, какие-то другие планы, конечно, влияют, поэтому график еще чуть менее плотный.
Но вот недавно обратили внимание на важный для нас момент. Несмотря на успешную адаптацию с сентября (3,5 месяца), оказалось, что Соня еще не привыкла к большому количеству детей, и ведет себя совсем не так, как наедине с несколькими людьми, пусть даже и не совсем ей знакомыми.
Примеры:
Так вышло, что несколько раз после сна Соня оставалась с 1-2 детьми в группе. Обе воспитательницы (как раз выпало на разных Image ) потом с удивлением нам рассказывали, что Соня активно начала с ними говорить, повторять слова, совсем иначе играть, например, повторять действия за воспитателем и предлагать воспитателю повторять за ней. Так мы поняли, что когда в группе детей много, не 2-3, то Соня почти не говорит и ведет себя более замкнуто.
Соню в группе дети любят, это отношение поддерживается воспитателями. Они любят делиться игрушками с ней, приглашать в игру. Воспитатели описали один из эпизодов. Соня сама начала игру с посудой и куклами. Дети присоединились к ним, и через некоторое время Соня перешла с игрой на отдельный стол. Дети снова переместились к ней, она опять ушла. Это не активный протест, в общем, ей нравится играть с детьми, хотя и сложной игры с несколькими детьми нет. Но ее в общем пока и нет и у остальных детей. Кстати, из-за такого отношения у Сони вообще отсутствуют любые вопросы с игрушками - никто у нее ничего не забирает, и у нее тоже нет необходимости ничего забирать.
Сезон праздников. Первый праздник был без родителей, но у нас есть видео. Второй праздник уже был с родителями. В общем, ей интересно. Но больше, наверное, страшно. Она не плачет, не убегает. Может идти в хороводе, если ее взять за руки. Но сама практически ничего не делает. Дома мы видим, что она повторяет какие-то движения танцев, что-то напевает. На празднике - почти ступор. Даже любимые ее занятия (например, ритм на деревянных палочках) на празднике не идут. Хотя, когда во время праздника воспитатель напомнила Соне о том, что палочками надо стучать, Соня услышала и робко стукнула два-три раза. Обычно расслаблена нижняя челюсть, но, если напомнить спрятать язык, то очень трогательно прячет, закусываю нижнюю губу.
“Большие” праздники. Тут еще сложнее. “На ручки”, “поехали домой”, “не хочу”, свежая придумка “в туалет”. Громкая музыка, большое количество людей, сценический свет - все вызывает ее типичные реакции страха - гримаса ртом (как будто говорит “о”), может почти судорожно стучать пальцем одной руки о другую, или напряженно выгнутыми ладонями как будто аплодировать. Может закрывать рот или уши (ну, это логично, когда громко).
После праздников дома или в группе весело возбуждена, много говорит, играет.
Что мы делаем, чтобы Соня могла проявлять свои умения публично.
С сентября 2017 года педагоги и родители нашего реабилитационного центра создали группу социальной адаптации. Результат очевидный - и в прогрессе детей, и в их поведении в садике. Занятия в группе продолжаются и сейчас, дважды в неделю. По отзывам родителей всех детей из группы, только Соня так остро реагирует на публичные выступления. Мало того, даже в центре, который Соня знает прекрасно, как и всех педагогов, во время праздников ей не весело, реакции подобны описанным, ну, может, чуть менее яркие.
Три месяца Соня ходит на развивающие занятия в группе из 5-6 детей с родителями. Разные виды деятельности - от песенок до выпечки печенья. В общем, ей нравится, но и тут уже появляются моменты протеста или “ступора”, описанного выше.
На публичные события ходим не очень часто. В общем, если это публичное место (кафе, прогулка, без специального мероприятия) Соня ведет себя нормально, часто даже очень активно.   
В общем, мы понимаем, что реакции типичны и ничего сверхъестественного в этом нет. Но хочется что-то последовательно делать, чтобы изменить ее поведение в таких ситуациях. Хотелось бы продумать какую-то стратегию поведения для нас, родителей, и для воспитателей в группе.
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#2

Сообщение Psy » 03 янв 2020, 14:28

Здравствуйте, Алексей!
Здравствуйте, Вера.
Меня зовут Алексей, а мою дочку - София. Сейчас ей 3 года и 10 месяцев. Вот наша тема на форуме, а вот наша страница в фейсбуке.
Рада познакомится с Вами и Софией!
С сентября этого года Соня пошла в детский сад. Сначала на несколько часов, потом больше, теперь часто остается и на весь день. Она с удовольствием идет в садик, часто даже бежит Image Адаптация прошла успешнее, чем мы себе представляли, без проблем, плача и протестов. Хорошие воспитатели и ассистент. Соню хвалят за самостоятельность, активность и готовность к занятиям. В группе обычно около 20 детей, есть еще один мальчик с синдромом Дауна.
Из-за графика занятий не получается, чтобы Соня была в садике ежедневно, обычно расписание такое:
понедельник - до обеда
вторник - весь день
среда - весь день
четверг - не в садике
пятница - весь день
Простуды, какие-то другие планы, конечно, влияют, поэтому график еще чуть менее плотный.
Хороший график! Главное - регулярность, некий ритм, - ребенку тогда легче встраиваться.
Но вот недавно обратили внимание на важный для нас момент. Несмотря на успешную адаптацию с сентября (3,5 месяца), оказалось, что Соня еще не привыкла к большому количеству детей, и ведет себя совсем не так, как наедине с несколькими людьми, пусть даже и не совсем ей знакомыми.
Примеры:
Так вышло, что несколько раз после сна Соня оставалась с 1-2 детьми в группе. Обе воспитательницы (как раз выпало на разных Image ) потом с удивлением нам рассказывали, что Соня активно начала с ними говорить, повторять слова, совсем иначе играть, например, повторять действия за воспитателем и предлагать воспитателю повторять за ней. Так мы поняли, что когда в группе детей много, не 2-3, то Соня почти не говорит и ведет себя более замкнуто.
Соню в группе дети любят, это отношение поддерживается воспитателями. Они любят делиться игрушками с ней, приглашать в игру. Воспитатели описали один из эпизодов. Соня сама начала игру с посудой и куклами. Дети присоединились к ним, и через некоторое время Соня перешла с игрой на отдельный стол. Дети снова переместились к ней, она опять ушла. Это не активный протест, в общем, ей нравится играть с детьми, хотя и сложной игры с несколькими детьми нет. Но ее в общем пока и нет и у остальных детей. Кстати, из-за такого отношения у Сони вообще отсутствуют любые вопросы с игрушками - никто у нее ничего не забирает, и у нее тоже нет необходимости ничего забирать.
Сезон праздников. Первый праздник был без родителей, но у нас есть видео. Второй праздник уже был с родителями. В общем, ей интересно. Но больше, наверное, страшно. Она не плачет, не убегает. Может идти в хороводе, если ее взять за руки. Но сама практически ничего не делает. Дома мы видим, что она повторяет какие-то движения танцев, что-то напевает. На празднике - почти ступор. Даже любимые ее занятия (например, ритм на деревянных палочках) на празднике не идут. Хотя, когда во время праздника воспитатель напомнила Соне о том, что палочками надо стучать, Соня услышала и робко стукнула два-три раза. Обычно расслаблена нижняя челюсть, но, если напомнить спрятать язык, то очень трогательно прячет, закусываю нижнюю губу.
То, что Вы описываете, естественные реакции ребенка. 3,5 месяца - еще не срок для окончательной адаптации. Праздники - всегда напряжение для детей. Большая группа - тоже.
“Большие” праздники. Тут еще сложнее. “На ручки”, “поехали домой”, “не хочу”, свежая придумка “в туалет”. Громкая музыка, большое количество людей, сценический свет - все вызывает ее типичные реакции страха - гримаса ртом (как будто говорит “о”), может почти судорожно стучать пальцем одной руки о другую, или напряженно выгнутыми ладонями как будто аплодировать. Может закрывать рот или уши (ну, это логично, когда громко).
После праздников дома или в группе весело возбуждена, много говорит, играет.
Что мы делаем, чтобы Соня могла проявлять свои умения публично.
С сентября 2017 года педагоги и родители нашего реабилитационного центра создали группу социальной адаптации. Результат очевидный - и в прогрессе детей, и в их поведении в садике. Занятия в группе продолжаются и сейчас, дважды в неделю. По отзывам родителей всех детей из группы, только Соня так остро реагирует на публичные выступления. Мало того, даже в центре, который Соня знает прекрасно, как и всех педагогов, во время праздников ей не весело, реакции подобны описанным, ну, может, чуть менее яркие.
Три месяца Соня ходит на развивающие занятия в группе из 5-6 детей с родителями. Разные виды деятельности - от песенок до выпечки печенья. В общем, ей нравится, но и тут уже появляются моменты протеста или “ступора”, описанного выше.
На публичные события ходим не очень часто. В общем, если это публичное место (кафе, прогулка, без специального мероприятия) Соня ведет себя нормально, часто даже очень активно.   
В общем, мы понимаем, что реакции типичны и ничего сверхъестественного в этом нет. Но хочется что-то последовательно делать, чтобы изменить ее поведение в таких ситуациях. Хотелось бы продумать какую-то стратегию поведения для нас, родителей, и для воспитателей в группе.
Алексей, Вы очень подробно, с большим вниманием к дочке, описываете ее. Судя по Вашему описанию, девочка хорошо развивается, как я пониманию, ходит в обычный детский сад. Но, что интересно, что Ваши "ожидания" от девочки стремятся к некоему "идеалу" - Вы формулируете свой запрос "изменить поведение" девочки. При этом, Соне на данный момент явно не хорошо от пребывания в большом коллективе, на праздниках, где, кстати, нет предсказуемости...однако, она хорошо себя чувствует в стабильной, спокойной обстановке и ей всего 3,5 года.
Так же хочу заметить, что "активность" Сони, которую Вы описываете в новых местах, может говорить о ее тревоге, которая выливается в возбуждение. Когда тревога зашкаливает, то поведение может блокироваться - наступает ступор. Что характерно, что такие яркие изменения в поведении девочки в зависимости от ситуации, характерны для детей с хорошим потенциалом в развитии - по-этому, их реакции так очевидны.
Следовательно, встает вопрос - что именно Вы хотите на данный момент - всеми силами подстроить девочку к обстоятельствам или же немного скорректировать обстоятельства в пользу ребенка?
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#3

Сообщение Olexiy » 04 янв 2020, 01:05


Здравствуйте, Вера. Спасибо за ответ.
С одной стороны, мы с женой понимаем и про сложности большой группы, и, тем более, сложности садиковских праздников (это вообще травматичная, например, для меня ситуация :) и я бы тут думал про некое считывание моего эмоционального фона, но нет - старшей дочке праздники очень нравятся :) )
С другой же стороны, есть два нюанса, которые заставляют нас обратить внимание на такое поведение Сони.
Группа социальной адаптации прекрасно выполнила (и еще продолжает выполнять) свою роль. Соня хорошо относится к фронтальным занятиям в группе - сама может принести стул, выделив приглашение воспитателя к началу занятия, спокойно сидит и держит внимание, может отвечать на вопросы (чем весьма удивляет воспитателей :) ). Она уже знает распорядок дня в группе. Понемногу присоединяется к общим музыкальным и физкультурным занятиям. Соня все больше и больше говорит, развитие речи и словаря может происходить прямо очевидными скачками. То есть, мы видим и осознаем и реальные достижения Сони и ее личный прогресс. И это всё прекрасно :) Но есть но. Пробуя не сравнивать личные достижения каждого ребенка, мы смотрим на общую тенденцию. Если из 5 детей в нашей группе социальной адаптации (+рассказы и видео родителей других детей с СД) только у Сони есть такие нюансы в восприятии, то это именно ее личное затруднение, а не общее правило.
Второй нюанс - в нашем отношении к развитию и обучению ребенка, который, в общем-то, сформирован с помощью Даунсайд Апа :) Нет никакой пользы в полученных знаниях и умениях, если ребенок не может / не хочет / ему не дают использовать их в реальной жизни. В случае с Соней - пока так и получается. Она даже сегодня дома весело распевала песню, которую учила еще на осенний праздник, но молчала на самом празднике. Учитывая тенденцию к быстрому закреплению “выгодного” (ну ведь лучше ничего не делать, особенно, когда это нелегко) поведения в стереотип, хочется помочь ему НЕ сформироваться в раннем возрасте, предложив Соне другую стратегию.
Садик обычный, группа инклюзивная, то есть, воспитателей двое (посменно), есть помощник воспитателя (нянечка) и ассистент воспитателя для помощи 2 (или 3, так и не поняли окончательно) детям с особыми образовательными потребностями. Хоть и законодательством предусмотрено в такой группе не более 15 детей (и не зря), в списках таких групп их бывает и больше 30 (реальная посещаемость нашей группы около 20). Наши педагоги еще не имели опыта работы с детьми с ООП, но садик инклюзивный уже несколько лет. Педагоги понимают основные особенности детей с СД, но есть садиковские реалии. Как ни стараются они спросить на занятиях о чем-то Соню персонально, другие дети обычно успевают ответить (хором) раньше. Или, например, Соня умеет есть самостоятельно (чему тоже вначале удивлялись), но медленно и с напоминаниями. Конечно же, в графике садика, почти невозможно ее ждать (хотя ждут максимально возможно), поэтому в конце еды Соню докармливают. После этого она и не пробует есть сама. Похоже, что скоро она может просто ждать, когда ее начнуть кормить :( Примерно такая же история и с одеванием/раздеванием. Это, кстати, про быстрое закрепление “выгодных” паттернов поведения у Сони.
Нам кажется, что ее активность не тревожная, обычная. Иногда она несколько необузданная, но это тогда, когда, например, давно не выходили гулять. Хотя родители тревожные :)
В первую очередь, конечно же мы корректируем обстоятельства под Соню, насколько это возможно. Например, в клубе “развивашек”, был выбор - или дети возраста Сони, без родителей, или дети младше, но с родителями. Жена выбрала группу детей младше Сони, чтобы ей было комфортнее. Стараемся не пропускать садик без важных причин. Сейчас, например, в период новогодних “полуканикул”, детей в группе 3-4, Соне суперкомфортно, как и воспитателям с ней. Все эти дни Соня в садике.
Конечно, идеальный для нее вариант - садик с маленькой группой, но это частные заведения и они для нас недешевы. В глобальном смысле, есть и другие обстоятельства, которые не скорректируешь (школа, работа etc).
Про запрос “изменить поведение”. Да, не очень корректно сформулировал (и это повод задуматься - почему :) ). Уточняю. Мы видим и отмечаем развитие Сони глобально и в сравнении с ней самой. Мы не сравниваем ее с другими детьми (насколько это возможно, кажется, на 100% невозможно). В ее развитии мы сейчас видим наиболее важную цель - научиться быть “публично активной” насколько это возможно для ребенка с СД и для Сони конкретно. Наверное, этой цели есть очень конкретное ограничение, которое мы пока еще не осознаем (ну, видимо, не зря в школе ассистент учителя часто выполняет функцию ассистента ребенка для ученика с СД). Но видим, что Соня точно может больше, и мы хотим помочь ей раскрыться максимально. И если Сони сейчас нехорошо в большом коллективе или на мероприятиях, то хочется помочь ей научиться легче воспринимать это, или понять ее личные границы - насколько комфортно ей вообще может быть в подобных ситуациях.
(Кстати, любопытно, что я обычно завышаю возраст Сони, и думаю о ней, как о 4хлетней, а вы немного приуменьшили - на 3,5. Ей 3 года и 10 месяцев :)
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#4

Сообщение Psy » 05 янв 2020, 14:53


Здравствуйте, Алексей!
Здравствуйте, Вера. Спасибо за ответ.
С одной стороны, мы с женой понимаем и про сложности большой группы, и, тем более, сложности садиковских праздников (это вообще травматичная, например, для меня ситуация :) и я бы тут думал про некое считывание моего эмоционального фона, но нет - старшей дочке праздники очень нравятся :) )
Конечно, тут нет никакого Сониного "считывания", тут другой механизм - Вы понимаете дочку, так как сами чувствуете, что это может быть стрессом. И тут, как раз, я бы обратила внимание именно на Вашу "эмпатию" к этой ситуации - возможно, что опираясь на собственные ощущения, Вам будет легче найти способ, как помочь Соне.
С другой же стороны, есть два нюанса, которые заставляют нас обратить внимание на такое поведение Сони.
Группа социальной адаптации прекрасно выполнила (и еще продолжает выполнять) свою роль. Соня хорошо относится к фронтальным занятиям в группе - сама может принести стул, выделив приглашение воспитателя к началу занятия, спокойно сидит и держит внимание, может отвечать на вопросы (чем весьма удивляет воспитателей :) ). Она уже знает распорядок дня в группе. Понемногу присоединяется к общим музыкальным и физкультурным занятиям. Соня все больше и больше говорит, развитие речи и словаря может происходить прямо очевидными скачками. То есть, мы видим и осознаем и реальные достижения Сони и ее личный прогресс. И это всё прекрасно :) Но есть но. Пробуя не сравнивать личные достижения каждого ребенка, мы смотрим на общую тенденцию. Если из 5 детей в нашей группе социальной адаптации (+рассказы и видео родителей других детей с СД) только у Сони есть такие нюансы в восприятии, то это именно ее личное затруднение, а не общее правило.
Согласна! И тут всплывает, но уже на другом уровне, вопрос принятия индивидуальных различий, которые в данном случае "не положительные". Очень легко говорить о том, что дети разные, если ребенок в чем-то лучше других. Гораздо труднее, принять, что дети разные, когда ребенок в чем-то отстает. Это ранит....
Второй нюанс - в нашем отношении к развитию и обучению ребенка, который, в общем-то, сформирован с помощью Даунсайд Апа :) Нет никакой пользы в полученных знаниях и умениях, если ребенок не может / не хочет / ему не дают использовать их в реальной жизни. В случае с Соней - пока так и получается. Она даже сегодня дома весело распевала песню, которую учила еще на осенний праздник, но молчала на самом празднике. Учитывая тенденцию к быстрому закреплению “выгодного” (ну ведь лучше ничего не делать, особенно, когда это нелегко) поведения в стереотип, хочется помочь ему НЕ сформироваться в раннем возрасте, предложив Соне другую стратегию.
Вы размышляете о поведение девочки, как будто она его делает сознательно. Однако, даже поведение взрослых не всегда регулируется сознательными механизмами. В данном примере песни, это очень распространенная вещь - на самом празднике спонтанная активность ребенка блокируется, в непринужденной атмосфере все то, что девочка запомнила и ей понравилось на празднике - она повторяет дома (но не для взрослых, а для себя, что как раз и хорошо, значит это ее собственное удовольствие)
Садик обычный, группа инклюзивная, то есть, воспитателей двое (посменно), есть помощник воспитателя (нянечка) и ассистент воспитателя для помощи 2 (или 3, так и не поняли окончательно) детям с особыми образовательными потребностями. Хоть и законодательством предусмотрено в такой группе не более 15 детей (и не зря), в списках таких групп их бывает и больше 30 (реальная посещаемость нашей группы около 20). Наши педагоги еще не имели опыта работы с детьми с ООП, но садик инклюзивный уже несколько лет. Педагоги понимают основные особенности детей с СД, но есть садиковские реалии. Как ни стараются они спросить на занятиях о чем-то Соню персонально, другие дети обычно успевают ответить (хором) раньше. Или, например, Соня умеет есть самостоятельно (чему тоже вначале удивлялись), но медленно и с напоминаниями. Конечно же, в графике садика, почти невозможно ее ждать (хотя ждут максимально возможно), поэтому в конце еды Соню докармливают. После этого она и не пробует есть сама. Похоже, что скоро она может просто ждать, когда ее начнуть кормить :( Примерно такая же история и с одеванием/раздеванием. Это, кстати, про быстрое закрепление “выгодных” паттернов поведения у Сони.
Разумеется, Соня подстраивается под среду детского сада. "Умеет есть" и "ест" самостоятельно - разные вещи. Дома дочка ест сама?
Нам кажется, что ее активность не тревожная, обычная. Иногда она несколько необузданная, но это тогда, когда, например, давно не выходили гулять. Хотя родители тревожные :)
Может быть, я не совсем точно описала возможные причины излишней активности ребенка, возможно, что это не относиться к Соне - тогда имейте в виду, что так бывает. Смысл в том, что иногда повышенная активность ребенка в новых местах говорит о внутреннем возбуждении, с которым ребенку трудно справиться и она выливается в двигательную активность. Это может быть и тревога, и страх и что-то еще, с чем ребенку трудно в данный момент. И тут нужна поддержка родителей, чтобы взрослый был рядом, не торопился, обьяснил ребенку, что происходит, какое поведение ожидается от малыша.
В первую очередь, конечно же мы корректируем обстоятельства под Соню, насколько это возможно. Например, в клубе “развивашек”, был выбор - или дети возраста Сони, без родителей, или дети младше, но с родителями. Жена выбрала группу детей младше Сони, чтобы ей было комфортнее. Стараемся не пропускать садик без важных причин. Сейчас, например, в период новогодних “полуканикул”, детей в группе 3-4, Соне суперкомфортно, как и воспитателям с ней. Все эти дни Соня в садике.
Конечно, идеальный для нее вариант - садик с маленькой группой, но это частные заведения и они для нас недешевы. В глобальном смысле, есть и другие обстоятельства, которые не скорректируешь (школа, работа etc).
Очень хорошо, что вы используете благоприятные моменты для Сони. На перспективу, адаптивные способности ребенка формируются в течение всего детства, на разных возрастных этапах, требования среды к человеку разные. Странно было бы ожидать от малыша, чтобы он адаптировался к школе или работе. Однако, мы справедливо ожидаем, что малыш хорошо адаптируется к садику))
Про запрос “изменить поведение”. Да, не очень корректно сформулировал (и это повод задуматься - почему :) ). Уточняю. Мы видим и отмечаем развитие Сони глобально и в сравнении с ней самой. Мы не сравниваем ее с другими детьми (насколько это возможно, кажется, на 100% невозможно). В ее развитии мы сейчас видим наиболее важную цель - научиться быть “публично активной” насколько это возможно для ребенка с СД и для Сони конкретно. Наверное, этой цели есть очень конкретное ограничение, которое мы пока еще не осознаем (ну, видимо, не зря в школе ассистент учителя часто выполняет функцию ассистента ребенка для ученика с СД). Но видим, что Соня точно может больше, и мы хотим помочь ей раскрыться максимально. И если Сони сейчас нехорошо в большом коллективе или на мероприятиях, то хочется помочь ей научиться легче воспринимать это, или понять ее личные границы - насколько комфортно ей вообще может быть в подобных ситуациях.
Эта задача "на перспективу", а перспектива - 5 лет посещения сада. Первый год - младшая группа - это только первый год адаптации. Вы уже видите сейчас "риски". Приведу пример из нашей практики. У нас есть группа детско-родительского взаимодействия "Песочница" - фактически первый опыт посещения ребенком и мамой социальной среды, отличной от домашней. И там сразу видны все риски будущей адаптации к саду или групповым занятиям. Риски какие, например, тревога отделения ребенка от мамы. И мы настоятельно рекомендует посещать занятия регулярно, 1 раз в неделю, чтобы ребенок прошел некий "треннинг" выдерживать напряжение от присутствия в незнакомой обстановке среди других детей и взрослых, но при поддержке родителя.
На занятия пришла одна мама с мальчиком - на первых занятиях мальчик плакал, жался к маме, стремился выйти из группы. Мальчику было 1,5 года. Но мама не прекратила посещение, приходила каждую неделю - она поддерживала малыша, держала его за руку, показывала интересные игрушки, шла за ним в уголок группы, но все время возвращалась к другим детям и родителям. И потом мальчик привык! Он перестал плакать, стал играть с игрушками, улыбаться, стал чувствовать себя хорошо! Но это было не быстро - несколько месяцев пришлось маме преодолевать сопротивление ребенка, справляться со своей материнской тревогой, поддерживать малыша.
В Вашей ситуаций есть отличия. Рекомендовать во чтобы то ни стало тренировать ребенка на "публичные выступления", - невозможно, придумать "алгоритм действия", как Вы ожидаете - невозможно. Однако, возможно, сформировать Ваш внутренний алгоритм, на который Вы будете опираться, действуя все равно гибко в каждой конкретной ситуации, так эти ситуации будут разными - это не стабильная обстановка адаптационной группы, а "праздники"
(Кстати, любопытно, что я обычно завышаю возраст Сони, и думаю о ней, как о 4хлетней, а вы немного приуменьшили - на 3,5. Ей 3 года и 10 месяцев :)
Да, все верно! Какие у Вас есть предположения, почему Вы думаете о Соне чуть старше?
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#5

Сообщение Olexiy » 07 янв 2020, 01:45


Здравствуйте, Вера.
Поздравляем вас с Рождеством!
Спасибо за ответ.
Конечно, тут нет никакого Сониного "считывания", тут другой механизм - Вы понимаете дочку, так как сами чувствуете, что это может быть стрессом. И тут, как раз, я бы обратила внимание именно на Вашу "эмпатию" к этой ситуации - возможно, что опираясь на собственные ощущения, Вам будет легче найти способ, как помочь Соне.
Мой метод в подобных, празднично-стрессовых, ситуациях прост - я избегаю таких мероприятий :) И вот в Сонином случае это решение нам не нравится. Если речь обо мне, или, например, о каких-либо предпочтениях старшей дочки, некоторая асоциальность не будет восприниматься нами и окружающими излишне серьезно. В случае же ребенка (а потом и взрослого) с ментальной инвалидностью, эта асоциальность может восприниматься не так просто. Поэтому мы и обращаем внимание сейчас на эту особенность.
Алла (жена) показала мне видео с “развивашек”, где в маленькой группе Соня ведет себя намного раскованней. Да, не каждый раз, это зависит от ее настроения, но в сравнении с “большими” праздниками это абсолютно другое поведение - она намного раскованней, повторяет движения танца, ориентируется и на подсказки педагога вместе со всеми детьми.
Итак, резюмирую, на чем сейчас я остановился после нашего разговора.
У Сони есть одна из ее особенностей - ей тяжело быть в большом и шумном коллективе, на массовых мероприятиях, праздниках и подобных действах. Мы видим в этом определенные трудности и риски, которые, на наш взгляд, могут помешать в будущем показать и реализовать позитивные качества и умения Сони. Но, в общем-то, эта особенность в рамках нормы (возраста, синдрома, психотипа ребенка).
К сожалению, эта особенность такова, что мы не можем придумать некую дорожную карту для ее преодоления. Мы можем ждать Сониной адаптации в садике и других коллективах, но не форсировать события, понимая, что адаптация эта будет небыстрой. И уже сейчас мы видим позитивные изменения, хоть и не всегда и в маленьких группах, но они однозначно есть.
Мы можем поддерживать Соню, рассказывая ей перед событием детально что ожидать от него, а во время события - ободрять Соню. Наверное, нечто подобное можно посоветовать и педагогам в садике?
Правильно ли я понял ситуацию и что еще можно добавить, чтобы сформировать тот внутренний алгоритм?
=========================================================
И есть несколько вопросов.
И тут нужна поддержка родителей, чтобы взрослый был рядом, не торопился, обьяснил ребенку, что происходит, какое поведение ожидается от малыша.
Не совсем понятно, что делать после проговаривания эмоции ребенка. “Соня, ты боишься, мы понимаем тебя” - с этим этапом понятно, а дальше что говорить? :)
Пока, все же, наши внутренние установки берут верх над рекомендациями современных психологов, и Соня очень трогательно и нежно проговаривает свои страхи куклам, укачивая их: “Не бойся, не плачь, все хорошо, я тут” :)
"Умеет есть" и "ест" самостоятельно - разные вещи. Дома дочка ест сама?
С едой - это следующий вопрос. Соня дома ест сама, но очень медленно, с паузами, зависаниями и отвлеканиями. Похоже, что она ждет, что ее докормят. Иногда, редко, нам приходится это делать.
Тут есть и объективные причины - иногда еда, которая нравится ей меньше, иногда затруднения с самостоятельным зачерпыванием ложкой остатков еды в тарелке. Но, как мне кажется, некий стереотип поведения за столом уже сформировался.
Реагируем мы на него по разному. Если есть время, Соня сидит за столом, пока не доест. Периодически мы ей напоминаем о том, чтобы она ела. Если времени нет (или мы вспомнили о проблеме медленной еды), мы напоминаем ей настойчиво, после каждой ложки (иногда, правда, это выходит раздраженно). Так у Сони получается есть быстрее.
Иногда, очень редко, я ее спрашиваю: “Будешь есть?” “Да” - отвечает Соня. “Если не будешь, то выйдешь из-за стола”. Тогда сажаю за стол, если она не ест сразу (в разумных пределах), снимаю со стула. Некоторое время жду, спрашиваю снова. Это очень редкий вариант, может, 3-4 раза за все время я его применял, но, как мне показалось, он действенный. Правда, мне он не очень приятен, я не могу это все делать спокойно и хладнокровно.
Что можно еще попробовать сделать, как организовать еду, чтобы научить Соню есть с нормальной скоростью дома и в садике?
Какие у Вас есть предположения, почему Вы думаете о Соне чуть старше?
Мне кажется, что я несколько завышаю сонин возраст, как будто немного торопя ее развитие. Как будто говорю “ты уже большая и можешь (должна) это делать”. С другой стороны, если я завышаю ее возраст, то я ведь понимаю, что в 4 года нормотипичный ребенок умеет и знает значительно больше, а об этом мне думать грустно. А, может, это как будто я говорю “ей уже 4 года, а она не умеет этого”, такой несколько катастрофично-тревожный стиль мышления :)
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#6

Сообщение Psy » 09 янв 2020, 21:38


Здравствуйте, Алексей!
Здравствуйте, Вера. Поздравляем вас с Рождеством! Спасибо за ответ.
Мой метод в подобных, празднично-стрессовых, ситуациях прост - я избегаю таких мероприятий :) И вот в Сонином случае это решение нам не нравится. Если речь обо мне, или, например, о каких-либо предпочтениях старшей дочки, некоторая асоциальность не будет восприниматься нами и окружающими излишне серьезно. В случае же ребенка (а потом и взрослого) с ментальной инвалидностью, эта асоциальность может восприниматься не так просто. Поэтому мы и обращаем внимание сейчас на эту особенность.
Обращу Ваше внимание лишь на один ньюанс - поведение ребенка в социальной ситуации должно быть и не слишком активным, и не слишком пассивным, но адекватным. И адекватным, прежде всего самому ребенку, относительно его самого, а не его "диагноза"
Алла (жена) показала мне видео с “развивашек”, где в маленькой группе Соня ведет себя намного раскованней. Да, не каждый раз, это зависит от ее настроения, но в сравнении с “большими” праздниками это абсолютно другое поведение - она намного раскованней, повторяет движения танца, ориентируется и на подсказки педагога вместе со всеми детьми.
Замечательно! Вот эту Сонину активность и надо поддерживать.
Итак, резюмирую, на чем сейчас я остановился после нашего разговора. У Сони есть одна из ее особенностей - ей тяжело быть в большом и шумном коллективе, на массовых мероприятиях, праздниках и подобных действах. Мы видим в этом определенные трудности и риски, которые, на наш взгляд, могут помешать в будущем показать и реализовать позитивные качества и умения Сони. Но, в общем-то, эта особенность в рамках нормы (возраста, синдрома, психотипа ребенка).
К сожалению, эта особенность такова, что мы не можем придумать некую дорожную карту для ее преодоления. Мы можем ждать Сониной адаптации в садике и других коллективах, но не форсировать события, понимая, что адаптация эта будет небыстрой. И уже сейчас мы видим позитивные изменения, хоть и не всегда и в маленьких группах, но они однозначно есть.
Мы можем поддерживать Соню, рассказывая ей перед событием детально что ожидать от него, а во время события - ободрять Соню. Наверное, нечто подобное можно посоветовать и педагогам в садике?
Я бы с осторожностью относилась к "советам" педагогам. Они профессионалы. Или эта беседа должна быть в формате диалога, скорее обсуждение с педагогом характера Сони, Ваших пожеланий, а уж педагоги сообразят, как это реализовать.
Правильно ли я понял ситуацию и что еще можно добавить, чтобы сформировать тот внутренний алгоритм?
=========================================================
Да, правильно! И, уже понятно из нашей переписки, что Ваш внутренний алгоритм вполне ДОСТАТОЧЕН для дочки. То есть, он не слишком мал и не слишком велик, но вполне подходит для Ваших отношений с Соней.
И есть несколько вопросов.
Не совсем понятно, что делать после проговаривания эмоции ребенка. “Соня, ты боишься, мы понимаем тебя” - с этим этапом понятно, а дальше что говорить? :)
Кратко: дальше описывать девочке ситуацию и проговаривать Соне дальнейшие свои действия "Сейчас будет то-то и то-то, ты/мы будем делать то-то и то-то, я буду рядом/ сидеть на скамейке и смотреть....(что-то еще)". То есть формировать у Сони внутренний "план", - так всегда легче.
Подробнее можно посмотреть здесь Я - высказывания
Пока, все же, наши внутренние установки берут верх над рекомендациями современных психологов, и Соня очень трогательно и нежно проговаривает свои страхи куклам, укачивая их: “Не бойся, не плачь, все хорошо, я тут” :)
Соня подтверждает, что с поддержкой у ее родителей все хорошо!))
С едой - это следующий вопрос. Соня дома ест сама, но очень медленно, с паузами, зависаниями и отвлеканиями. Похоже, что она ждет, что ее докормят. Иногда, редко, нам приходится это делать.
Тут есть и объективные причины - иногда еда, которая нравится ей меньше, иногда затруднения с самостоятельным зачерпыванием ложкой остатков еды в тарелке. Но, как мне кажется, некий стереотип поведения за столом уже сформировался.
Реагируем мы на него по разному. Если есть время, Соня сидит за столом, пока не доест. Периодически мы ей напоминаем о том, чтобы она ела. Если времени нет (или мы вспомнили о проблеме медленной еды), мы напоминаем ей настойчиво, после каждой ложки (иногда, правда, это выходит раздраженно). Так у Сони получается есть быстрее.
Иногда, очень редко, я ее спрашиваю: “Будешь есть?” “Да” - отвечает Соня. “Если не будешь, то выйдешь из-за стола”. Тогда сажаю за стол, если она не ест сразу (в разумных пределах), снимаю со стула. Некоторое время жду, спрашиваю снова. Это очень редкий вариант, может, 3-4 раза за все время я его применял, но, как мне показалось, он действенный. Правда, мне он не очень приятен, я не могу это все делать спокойно и хладнокровно.
Что можно еще попробовать сделать, как организовать еду, чтобы научить Соню есть с нормальной скоростью дома и в садике?
Опять приходится Вас разочаровывать) - "нормальной скорости" еды не существует. Но навык самостоятельной еды, если он уже сформировался дома, никуда не денется. Ребенок, в любом случае, сталкивается с разницей - что происходит в саду, а что дома и подстраивается под эту разницу. Собственно, это и называется адаптацией. Так же как и мы, взрослые, знаем разницу - как мы ведем себя дома, когда едим и как в кафе, например. Так что, Ваша задача сохранять и укреплять самостоятельную еду дома, а в саду все подчинено садовскому режиму, там уж как воспитатели будут решать (совместно с вами - докармливать/недокармливать и прочее). Важно, чтобы у ребенка не сформировать невроз, если на нее будут сильно давить и торопить в саду.
Мне кажется, что я несколько завышаю сонин возраст, как будто немного торопя ее развитие. Как будто говорю “ты уже большая и можешь (должна) это делать”. С другой стороны, если я завышаю ее возраст, то я ведь понимаю, что в 4 года нормотипичный ребенок умеет и знает значительно больше, а об этом мне думать грустно. А, может, это как будто я говорю “ей уже 4 года, а она не умеет этого”, такой несколько катастрофично-тревожный стиль мышления :)
То есть, испытываете очень сильную (катастрофическую) тревогу по поводу будущего развития девочки, даете себе некий "задел"...?
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#7

Сообщение Olexiy » 12 янв 2020, 03:44


Здравствуйте, Вера!
Спасибо за ответы.
Обращу Ваше внимание лишь на один ньюанс - поведение ребенка в социальной ситуации должно быть и не слишком активным, и не слишком пассивным, но адекватным. И адекватным, прежде всего самому ребенку, относительно его самого, а не его "диагноза"
Да! Именно адекватным, и Сонино поведение на публике на наш взгляд именно неадекватное.
В переписке мы поняли, что простого решения для этой ситуации нет, нужно время и благоприятные для Сони условия.
Я бы с осторожностью относилась к "советам" педагогам. Они профессионалы. Или эта беседа должна быть в формате диалога, скорее обсуждение с педагогом характера Сони, Ваших пожеланий, а уж педагоги сообразят, как это реализовать.
Спасибо за профессиональную солидарность. У нас сейчас инклюзия только начинается, и есть педагоги, которые могут прислушаться к наблюдениям родителей относительно своего ребенка. Так сказать, совместно нарабатываем опыт.
Соня подтверждает, что с поддержкой у ее родителей все хорошо!))
Спасибо, выходит мы достаточно хорошие для Сони родители :)
Мы используем я-высказывания в общении со старшей дочкой и иногда между собой :) И заметили такую тонкую грань. Я-высказывание типа “Сейчас меня очень расстроило твое поведение [потому что], и я хочу чтобы в следующий раз [вариант поведения]” классическое и “оно работает”. Но оно очень близко к эмоциональному шантажу и похоже на перекладывание ответственности за мои эмоции на ребенка. Для эмоционально чувствительной старшей дочки это бывает непросто. Конечно же, это намного лучше других вариантов, но мы из-за этого не всегда используем я-сообщения.
Опять приходится Вас разочаровывать) - "нормальной скорости" еды не существует.
Вопрос не в скорости еды. Не в разнице “съесть порцию за 5 или 10 минут”. Соня сиди за тарелкой очень долго - полчаса, до часа. При этом она не ест постоянно. Она хочет есть, не дает убрать тарелку, из-за стола не идет. И только иногда, в основном если ей напомнить, собственно зачерпывает еду и ест. Это почти постоянное поведение, то есть, оно закрепилось. Оно не адекватное и неудобное как окружающим, так и Соне. Поэтому хотелось бы его поменять или, хотя бы улучшить с “сидит за столом час” до “медленно ест”. Невроз точно не нужен, но кроме “давить и торопить”, других идей для изменений у нас сейчас нет.
То есть, испытываете очень сильную (катастрофическую) тревогу по поводу будущего развития девочки, даете себе некий "задел"...?
Да, я испытываю сильную тревогу относительно развития Сони и ее будущего. Чем старше она стает, тем больше - в геометрической прогрессии - вещей, с которыми ее надо познакомить, научить, развивать и так далее. А уж про взрослую жизнь и думать не очень-то хочется.
Хотя я понимаю, что всю жизнь буду скакать от шока и неопределенности до активности и солидарности :)
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#8

Сообщение Psy » 13 янв 2020, 14:38


Здравствуйте, Алексей!
Здравствуйте, Вера! Спасибо за ответы.
Да! Именно адекватным, и Сонино поведение на публике на наш взгляд именно неадекватное.
Адекватное ее возможностям на данный момент, но не адекватное требованиям среды)
В переписке мы поняли, что простого решения для этой ситуации нет, нужно время и благоприятные для Сони условия.
Вы ведете переписку совместно с супругой?
Спасибо за профессиональную солидарность. У нас сейчас инклюзия только начинается, и есть педагоги, которые могут прислушаться к наблюдениям родителей относительно своего ребенка. Так сказать, совместно нарабатываем опыт.
Хорошие педагоги всегда прислушиваются к родителям. К психологу часто обращаются родители всяких детей, когда идет адаптация к саду или школе. Рекомендации наши в общении с педагогами, в общем-то стандартные - налаживание контакта с педагогами, рассказ об особенностях своего ребенка, совместная выработка решений в трудных ситуациях.
Спасибо, выходит мы достаточно хорошие для Сони родители :)
У Сони идут процессы идентификации с родителями, это мы видим в игре ребенка. Замечательно наблюдать, как ребенок в игре прямо-таки в буквальном смысле слова, берет на себя ту или иную роль.
Мы используем я-высказывания в общении со старшей дочкой и иногда между собой :) И заметили такую тонкую грань. Я-высказывание типа “Сейчас меня очень расстроило твое поведение [потому что], и я хочу чтобы в следующий раз [вариант поведения]” классическое и “оно работает”. Но оно очень близко к эмоциональному шантажу и похоже на перекладывание ответственности за мои эмоции на ребенка. Для эмоционально чувствительной старшей дочки это бывает непросто. Конечно же, это намного лучше других вариантов, но мы из-за этого не всегда используем я-сообщения.
Такое ощущение, действительно, может возникнуть. В принципе, все воспитательные воздействия родителей - это передача ответственности ребенку. Вы не можете заставить дочку есть быстрее, Вы можете лишь создать условия, замотивировать и ...передать ответственность за еду ей самой. Но передать ответственность за свои чувства - ребенку, не очень честно. Кого-то поведение ребенка не расстроит, кого-то расстроит. Дело не в ребенке, а в том, кто с ним/с ней взаимодействует.
Ценно то, что вы поступаете гибко и отслеживаете свои ощущения, меняя поведение. Проговаривание ребенку СВОИХ чувств, - это одна стратегия, проговаривание ребенку ЕГО чувств, - это другая стратегия. Но, конечно, лучше понимать, с какой целью Вы это делаете. Когда мы проговариваем ребенку ЕГО/ЕЕ чувства, мы "учим" ребенка быть ближе к его собственным ощущениям. Когда мы говорим о СВОИХ чувствах, мы учим ребенка распознавать поведение людей. И тут важно быть искренними.
Вопрос не в скорости еды. Не в разнице “съесть порцию за 5 или 10 минут”. Соня сиди за тарелкой очень долго - полчаса, до часа. При этом она не ест постоянно. Она хочет есть, не дает убрать тарелку, из-за стола не идет. И только иногда, в основном если ей напомнить, собственно зачерпывает еду и ест. Это почти постоянное поведение, то есть, оно закрепилось. Оно не адекватное и неудобное как окружающим, так и Соне. Поэтому хотелось бы его поменять или, хотя бы улучшить с “сидит за столом час” до “медленно ест”. Невроз точно не нужен, но кроме “давить и торопить”, других идей для изменений у нас сейчас нет.
Лучше понять Соню, может быть, поможет анализ ее раннего кормления... Получала ли девочка грудное вскармливание? До скольки лет? Хорошо ли сосала? Как перешла на твердую пищу? Все ли она ест? Как Вы чувствуете, получает ли Соня удовольствие от еды?
Да, я испытываю сильную тревогу относительно развития Сони и ее будущего. Чем старше она становится, тем больше - в геометрической прогрессии - вещей, с которыми ее надо познакомить, научить, развивать и так далее. А уж про взрослую жизнь и думать не очень-то хочется.
Хотя я понимаю, что всю жизнь буду скакать от шока и неопределенности до активности и солидарности :)
И у вас происходит адаптация к ситуации. Наверное, шок и неопределенность были при рождении девочки? Сейчас прошло время и ощущения изменились?
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#9

Сообщение Olexiy » 18 янв 2020, 01:44


Здравствуйте, Вера.
Спасибо за ответ.
Адекватное ее возможностям на данный момент, но не адекватное требованиям среды)
Значит будем развивать ее возможности по нашему плану настолько, насколько Соня сможет.
Вы ведете переписку совместно с супругой?
Да, совместно. Вопросы о Сонином поведении мы обсуждаем вместе, чтобы ничего не пропустить. Наш запрос - это именно Сонино поведение.
Хорошие педагоги всегда прислушиваются к родителям. К психологу часто обращаются родители всяких детей, когда идет адаптация к саду или школе. Рекомендации наши в общении с педагогами, в общем-то стандартные - налаживание контакта с педагогами, рассказ об особенностях своего ребенка, совместная выработка решений в трудных ситуациях.
Как раз на днях у нас планируется обсуждение и, возможно, изменение индивидуального учебного плана.
Когда мы проговариваем ребенку ЕГО/ЕЕ чувства, мы "учим" ребенка быть ближе к его собственным ощущениям. Когда мы говорим о СВОИХ чувствах, мы учим ребенка распознавать поведение людей. И тут важно быть искренними.
Спасибо, так хорошо сформулировали. Как будто две стороны эмоционального интеллекта.
Лучше понять Соню, может быть, поможет анализ ее раннего кормления... Получала ли девочка грудное вскармливание? До скольки лет? Хорошо ли сосала? Как перешла на твердую пищу? Все ли она ест? Как Вы чувствуете, получает ли Соня удовольствие от еды?
Соня получала грудное вскармливание до года. Сосала не очень хорошо, поэтому частично докармливали с рождения. Прикорм ввели с 8 месяцев. Не очень охотно ела.
Избирательность в еде обычная, без перекосов.
Получает, естественно от того что очень нравится - конфеты, торт, что-то сладкое :)
На прошлой неделе пролечили гельминтоз (симптомы были уж очень выражены) и картина с едой поменялась к лучшему, а, значит, причина была не только в поведении.
Специально засекали - ест около 20-25 минут, с небольшими напоминаниями, на которые она реагирует. Правда, это были блюда, которые ей нравятся больше, чем другие :) Хотя, конечно же, хотелось бы, чтобы Соня села - и поела, без значительных пауз :)
И у вас происходит адаптация к ситуации. Наверное, шок и неопределенность были при рождении девочки? Сейчас прошло время и ощущения изменились?
Нам очень нравится спиральная теория Эрики Шухардт и мы видим, что что-то похожее происходит и в нашем восприятии ситуации.
Прошло время, и, конечно, тот первый шок уже не вернется. Но, мы думаем, что в нашей жизни, с взрослением Сони будут еще ситуации, когда мы будем шокированы - разными вещами. Например, нас могут задеть чьи то грубые слова, реакция сверстников на Соню, сложность ее взрослой жизни - будут непростые моменты, конечно. Но Соню мы приняли, очень любим ее, и все меньше ставим на первое место синдром, а не Сонечку :)
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#10

Сообщение Psy » 20 янв 2020, 14:07


Здравствуйте, Алексей!
Здравствуйте, Вера. Спасибо за ответ.
Значит будем развивать ее возможности по нашему плану настолько, насколько Соня сможет.
Да, совместно. Вопросы о Сонином поведении мы обсуждаем вместе, чтобы ничего не пропустить. Наш запрос - это именно Сонино поведение.
Интересно, почему Вы еще раз уточнили про "наш запрос - поведение"? Есть ощущение, что мы можем выйти на какие-то темы "вне запроса"?
Соня получала грудное вскармливание до года. Сосала не очень хорошо, поэтому частично докармливали с рождения. Прикорм ввели с 8 месяцев. Не очень охотно ела.
Избирательность в еде обычная, без перекосов. Получает, естественно от того что очень нравится - конфеты, торт, что-то сладкое :)
На прошлой неделе пролечили гельминтоз (симптомы были уж очень выражены) и картина с едой поменялась к лучшему, а, значит, причина была не только в поведении.
Специально засекали - ест около 20-25 минут, с небольшими напоминаниями, на которые она реагирует. Правда, это были блюда, которые ей нравятся больше, чем другие :) Хотя, конечно же, хотелось бы, чтобы Соня села - и поела, без значительных пауз :)
Получается, что темп принятия еды у Сони такой с рождения, - как она неспешно сосала грудь, так и сейчас ест не торопясь..25 минут - нормальное время для еды дома. Интересно, в саду по режиму сколько отводится минут для завтрака и обеда?
Нам очень нравится спиральная теория Эрики Шухардт и мы видим, что что-то похожее происходит и в нашем восприятии ситуации.
Посмотрела, - интересное преломление феномена того, как человек справляется с неожиданной утратой своей функции, с общими теориями развития всего по спирали (это преподается в рамках философии в институте), и с теориями потери и проживания травмы. У меня есть статья, опубликованная в нашем журнале "Синдром Дауна 21 век", где описываются стадии принятия ситуации рождения ребенка с СД, на примере переживаний одной мамы, здесь, во время работы с психологом, Работа горя
Но никакая жизнь ни одного человека не может вписаться ни к какую теорию. Теория - лишь общая схемка, помогающая нам в какой-то момент обрести "костыль", некое общее представление о неких событиях в нашей жизни. Получается, что даже одно событие в жизни гораздо полнее одной теории.
Прошло время, и, конечно, тот первый шок уже не вернется. Но, мы думаем, что в нашей жизни, с взрослением Сони будут еще ситуации, когда мы будем шокированы - разными вещами. Например, нас могут задеть чьи то грубые слова, реакция сверстников на Соню, сложность ее взрослой жизни - будут непростые моменты, конечно. Но Соню мы приняли, очень любим ее, и все меньше ставим на первое место синдром, а не Сонечку :)
Да, все так и есть!

С уважением, Степанова Вера, психолог
Ответить

Вернуться в «Я И МОЙ РЕБЕНОК. БЕСЕДЫ С ПСИХОЛОГОМ»