Занятая мама. Чувство вины.

Ответить
Аватара пользователя
Mama_Alla
Последний визит: 16.03.2024 19:07
Дети:
Серафима
03.07.2014

#1 Занятая мама. Чувство вины.

Сообщение Mama_Alla » 16 ноя 2016, 00:00

Здравствуйте!
Я мама четырех девочек. Вдова, муж погиб 2,5 года назад, когда я еще была беременна младшей - Симкой. Серафима родилась с синдромом Дауна, пороком сердца, первый год не вылезали из больниц.
Кроме детей, у меня под временной опекой недееспособная сестра, деменция. 
До недавнего времени еще был и лежачий папа с парализованными ногами, который умер этим летом.
Вот такая загруженная история. Хотя у меня есть помощь - патронажная няня из благотворительной организации, ей 70 лет, она приезжает к нам 2-3 раза в неделю, чтобы отпустить меня "по инстанциям", может погулять, покормить, переодеть. 
Последнее время меня грызет чувство вины, что не занимаюсь каким-то специальным развитием Симки. Пришло оно как-то со смертью папы. До этого повседневных дел было настолько много, что думать еще и о занятиях с ребенком было чересчур. Сейчас внутренний голос пилит меня, что "надо, надо, надо, а ты ничего не делаешь, все откладываешь..."
Я понимаю, что все неплохо. Мы были на консультации в центре в августе, показали себя во всей красе. Нареканий к нам нет. А беспокойство растет. Видятся во всем проблемы: Серафимка не говорит слов, только лепечет. Горшком не пользуемся. Пошла в садик - проводит там время, лежа на ковре, задрав ноги. Кажется, что воспитатели все готовы списать на "особенности таких детишек", даже поедание снега или разбрасывание ботинок. 
Воспитанием Симки активно занимаются сестры. Особенно Саша 4 лет. Вернее, Сима сама зеркалит все, что они делают. И это мне удобно. Саша пошла мыть руки перед едой - и Сима с ней. Все ставят грязную посуду в раковину - и Сима дотягивается. Саша куклу заворачивает, и Сима свою накрывает тряпочкой. Получается, что моя основная роль - дать указание "возьми Симку с собой" или "кто-нибудь, дайте Симе руку, она сама не поднимется" или "пусть она рисует с вами, дайте ей тоже карандаш"
У меня создается внутреннее впечатление, что я ничего не делаю для ребенка. Что надо сделать усилие над собой... и хотя бы сажать на горшок после еды... или хотя бы карточки показывать каждый день... или ездить на занятия в ЦСР, ведь давным-давно зовут... да столько всего можно делать!!
Совершенно непонятно, где брать этот внутренний ресурс. Как избавиться от чувства обреченной замотанности. Или хотя бы как не терзать себя чувством вины, если никаких особых действий так и не начала. Как объяснить всем, кто зовет нас на занятия (а их минимум 3 организации у нас в Бутово), что "некогда" и "нет сил" - это не отговорки неправильной матери. 
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#2

Сообщение Psy » 17 ноя 2016, 22:09

                               
Здравствуйте! Приветствуем Вас на нашем консультативном форуме! Как к Вам удобнее обращаться?
Здравствуйте!
Я мама четырех девочек. Вдова, муж погиб 2,5 года назад, когда я еще была беременна младшей - Симкой. 
Примите мои слова сочувствия!
Серафима родилась с синдромом Дауна, пороком сердца, первый год не вылезали из больниц.
Кроме детей, у меня под временной опекой недееспособная сестра, деменция. 
До недавнего времени еще был и лежачий папа с парализованными ногами, который умер этим летом.
За короткое время Вы перенесли такие серьезные потери близких людей. Несете ответственность за сестру, пережили горестное известие о диагнозе младшей дочки...
Вот такая загруженная история. Хотя у меня есть помощь - патронажная няня из благотворительной организации, ей 70 лет, она приезжает к нам 2-3 раза в неделю, чтобы отпустить меня "по инстанциям", может погулять, покормить, переодеть. 
Очень хорошо, что Вы воспользовались помощью няни.
Последнее время меня грызет чувство вины, что не занимаюсь каким-то специальным развитием Симки. Пришло оно как-то со смертью папы. До этого повседневных дел было настолько много, что думать еще и о занятиях с ребенком было чересчур. Сейчас внутренний голос пилит меня, что "надо, надо, надо, а ты ничего не делаешь, все откладываешь..."
Как-будто с ослаблением нагрузки, у Вас появилось пространство, и оно тут же заполнилось виной.. Откуда она взялась?
Я понимаю, что все неплохо. Мы были на консультации в центре в августе, показали себя во всей красе. Нареканий к нам нет. А беспокойство растет. Видятся во всем проблемы: Серафимка не говорит слов, только лепечет. Горшком не пользуемся. Пошла в садик - проводит там время, лежа на ковре, задрав ноги. Кажется, что воспитатели все готовы списать на "особенности таких детишек", даже поедание снега или разбрасывание ботинок.
 А как Вам видится ситуация? Вы говорили с воспитателями?
Воспитанием Симки активно занимаются сестры. Особенно Саша 4 лет. Вернее, Сима сама зеркалит все, что они делают. И это мне удобно. Саша пошла мыть руки перед едой - и Сима с ней. Все ставят грязную посуду в раковину - и Сима дотягивается. Саша куклу заворачивает, и Сима свою накрывает тряпочкой. Получается, что моя основная роль - дать указание "возьми Симку с собой" или "кто-нибудь, дайте Симе руку, она сама не поднимется" или "пусть она рисует с вами, дайте ей тоже карандаш"
Похоже, что у Вас сама организация жизни детей способствует естественному развитию - но организовали -то ее Вы - это изначально Ваша заслуга, и все идет уже "как по маслу".
У меня создается внутреннее впечатление, что я ничего не делаю для ребенка. Что надо сделать усилие над собой... и хотя бы сажать на горшок после еды... или хотя бы карточки показывать каждый день... или ездить на занятия в ЦСР, ведь давным-давно зовут... да столько всего можно делать!!
Если довериться Вашему впечатлению - можно расставить приоритеты, и начать с самого актуального на сегодняшний момент - что бы это могло быть?
Совершенно непонятно, где брать этот внутренний ресурс. Как избавиться от чувства обреченной замотанности. Или хотя бы как не терзать себя чувством вины, если никаких особых действий так и не начала. Как объяснить всем, кто зовет нас на занятия (а их минимум 3 организации у нас в Бутово), что "некогда" и "нет сил" - это не отговорки неправильной матери.
 Начнем с последнего- сейчас дополнительные занятия вам с Симой не нужны - сейчас задача привыкнуть к садику. Начните с самого для Вас реального и - не терзайтесь виной. Подумайте, что Вам приносит радость и смакуйте эти пусть маленькие, но приятные для Вас моменты. 
Как Вам такие "предложения"?
                           
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Mama_Alla
Последний визит: 16.03.2024 19:07
Дети:
Серафима
03.07.2014

#3

Сообщение Mama_Alla » 29 ноя 2016, 23:39

Здравствуйте!
Редко включаю компьютер.           
                   
Не знаю, как цитировать сообщения.
По поводу чувства вины: оно появляется, т.к. с августа у меня освободилось от ухода за папой время. И я занимаю его решением материальных проблем и всяким обустройством: ремонт комнаты, перетаскивание всей квартиры из-за этого, долги, получение инвалидности Симе и сестре, пенсионный-собес-льготы-суд-мфц-... бумаги-врачи-магазины-переговоры. А никаких дополнительных шагов к детям я не сделала. даже наоборот.
Весь сентябрь-октябрь-полноября они болеют. И я болею. Гаймориты-отиты-пневмонию-бронхиты пережили. Я устала от постоянного лечения. 
И вообще хочется время для себя, одиночества. а дети все время какие-то заброшенные. Вот и чувство вины. В моем представлении хорошая мама должна из появившегося времени откусить кусочек детям. Особенно Симке - со старшими я гораздо больше занималась. Но даже более старшие дети уже говорят - когда ты уже будешь дома? Когда ты уже будешь с нами играть?
По поводу воспитателей: они новенькие, работают в этом саду первый год, как выяснилось. Хотя сам сад берет детишек с синдромом Дауна давно, именно наши воспитатели такого опыта не имеют. Кроме того, по организации сами ничего не знают, не освоились на новом месте, осторожничают. Симка ходит очень редко: 3-4 дня в саду, 2 недели дома. Только в сентябре побольше походили, почти 3 недели.
Поэтому на любое Симкино действие одна воспитательница всегда говорит: Я понимаю (вздох), у Них (пауза) такие особенности (тяжелый вздох).
Я уже меньше раздражаюсь на это. Просто у меня все остальные дети тоже снимали ботинки и штаны в определенном возрасте, когда научились это делать. Или ели снег. Или лезли в кашу руками. И т.д. Видимо, она старается посочувствовать мне там, где я не вижу ненормальности. Мне надо, чтобы за снег во рту ругали. А не объясняли это особенностями. 
Пытаюсь достучаться через логопеда. Логопед - наша знакомая, прихожанка нашего храма. Знает нашу семью, помогала ставить р и л одной моей дочке. Занималась раньше с даунятами в этом саду. 
Конечно, еще играет роль то, что садик, в который закончила вторая и посещает третья, мне нравится больше. Это складывается из мелочей: например, мы приходим с Симкой на 10 минут позже в сад. Она голодная. Мы вышли из дома час назад и отвели двух старших сестер в садик и школу. Расстояния большие, пешком. Воспитатель вроде знает наш сложный утренний путь, не первый раз объясняем, но покормить ребенка отказыватся. Говорит завтрак кончился 10 минут назад. В результате, оставлять голодного ребенка неприятно. 
Наше утро и так тяжелое, нытье, традиционная драка в ванной, подъем 6-30, выход 7-30. До сада доходим не раньше 8-30. А по снегу с коляской... Поднимать еще раньше для завтрака сложно. Даю пока питьевой йогурт. Но ! Я же сравниваю - в садике старших детей такого не было за 6 лет ни разу. Могли поругать, но голодного ребенка никогда не оставляли. 
По поводу старших детей. Не знаю, права я или нет, поставив им в обязанность "одень Симе ботиночки", "дай Симе ложку" и т.д. Катя, 8 лет, делает из-под палки, три раза напомнить. Шурка, почти 5 лет, почему-то делает все с удовольствием. Так что это не моя заслуга, а скорее милость Божия. Две маленьких очень любят вместе играть, бегать, прятаться. Иногда думаю,зачем нам сад сейчас? Пока Сашке так нравится возится с Симкой
По поводу приоритетов: и так все понятно. Например, Симка стала снимать мокрые штаны или мокрый памперс. Чувствует. И ей нравится подражать Саше, снимать штаны и садиться на детский унитаз. Правда, удержаться она там не может. Но все это говорит, что она созрела, надо сажать на горшок после еды, перед сном. надо этим заниматься... Очень стыдно, но я всегда занята чем-то другим. Няня старенькая. Даже если мы без памперса, она приходит и сразу одевает его. Ворчит, что без памперса застудим. Она особо даже не пытается выполнить мои просьбы. но она бесплатная. 
И по поводу последнего. На приятные моменты жалко тратить время. Знаю, что это не правильно. Теоретически. Я люблю вязать, вышивать. Но я не могу сесть и вязать, когда в квартире хаос, кухня уделана, вещи разбросаны, посуда грязная, и надо гладить два кубометра белья. И еще десяток завалов поменьше и еще пяток "вечных долгов", типо зашить колготки, так как целые уже кончаются. 
Я знаю, что быт еще долго не переведется, пока только Катя может убрать свои вещи. Днем беготня, поездки, покупки и т.д. Вечером - домашние дела. 
Я просто не знаю, как можно оторвать у себя время на себя. 
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#4

Сообщение Psy » 03 дек 2016, 00:15

Здравствуйте!

Здравствуйте!
Редко включаю компьютер.         
                 
Не знаю, как цитировать сообщения.
Посмотрите, пожалуйста, как использовать цитирование здесь пользование редактором сообщений

По поводу чувства вины: оно появляется, т.к. с августа у меня освободилось от ухода за папой время. И я занимаю его решением материальных проблем и всяким обустройством: ремонт комнаты, перетаскивание всей квартиры из-за этого, долги, получение инвалидности Симе и сестре, пенсионный-собес-льготы-суд-мфц-... бумаги-врачи-магазины-переговоры. А никаких дополнительных шагов к детям я не сделала. даже наоборот.
Время, которое Вы раньше тратили в связи с уходом за отцом, теперь занялось другими необходимыми делами, которые в итоге делают более налаженной Вашу жизнь, а значит и жизнь дочек тоже, - ведь "ремонт" - это хорошо, Вам он действительно необходим и оформление льгот тоже.

Весь сентябрь-октябрь-полноября они болеют. И я болею. Гаймориты-отиты-пневмонию-бронхиты пережили. Я устала от постоянного лечения.
Вам и детям  надо поправиться от тех потрясений, что произошли за это время. Так бывает, когда психика человека не справляется - на "помощь" приходит тело, берет на себя часть страдания, напряжения, и человек болеет соматически. Болезни говорят о том, что идет психическая перегрузка.
И вообще хочется время для себя, одиночества. а дети все время какие-то заброшенные. Вот и чувство вины.
Вина от того, что Вы хотите отдохнуть? Хорошая мама должна учить детей на своем примере, как можно и нужно отдыхать.
В моем представлении хорошая мама должна из появившегося времени откусить кусочек детям. Особенно Симке - со старшими я гораздо больше занималась. Но даже более старшие дети уже говорят - когда ты уже будешь дома? Когда ты уже будешь с нами играть?
И Ваши дети Вам предлагают отдохнуть вместе с ними - ведь игра для детей удовольствие и отдых.
По поводу воспитателей: они новенькие, работают в этом саду первый год, как выяснилось. Хотя сам сад берет детишек с синдромом Дауна давно, именно наши воспитатели такого опыта не имеют. Кроме того, по организации сами ничего не знают, не освоились на новом месте, осторожничают. Симка ходит очень редко: 3-4 дня в саду, 2 недели дома. Только в сентябре побольше походили, почти 3 недели.
Поэтому на любое Симкино действие одна воспитательница всегда говорит: Я понимаю (вздох), у Них (пауза) такие особенности (тяжелый вздох).
Я уже меньше раздражаюсь на это. Просто у меня все остальные дети тоже снимали ботинки и штаны в определенном возрасте, когда научились это делать. Или ели снег. Или лезли в кашу руками. И т.д. Видимо, она старается посочувствовать мне там, где я не вижу ненормальности. Мне надо, чтобы за снег во рту ругали. А не объясняли это особенностями.
Пытаюсь достучаться через логопеда. Логопед - наша знакомая, прихожанка нашего храма. Знает нашу семью, помогала ставить р и л одной моей дочке. Занималась раньше с даунятами в этом саду.
Правильно ли я поняла, что Вы не говорили  с воспитателями об этом, а пытаетесь донести Ваши пожелания через логопеда?

Конечно, еще играет роль то, что садик, в который закончила вторая и посещает третья, мне нравится больше. Это складывается из мелочей: например, мы приходим с Симкой на 10 минут позже в сад. Она голодная. Мы вышли из дома час назад и отвели двух старших сестер в садик и школу. Расстояния большие, пешком. Воспитатель вроде знает наш сложный утренний путь, не первый раз объясняем, но покормить ребенка отказывается. Говорит завтрак кончился 10 минут назад. В результате, оставлять голодного ребенка неприятно.
Наше утро и так тяжелое, нытье, традиционная драка в ванной, подъем 6-30, выход 7-30. До сада доходим не раньше 8-30. А по снегу с коляской... Поднимать еще раньше для завтрака сложно. Даю пока питьевой йогурт. Но ! Я же сравниваю - в садике старших детей такого не было за 6 лет ни разу. Могли поругать, но голодного ребенка никогда не оставляли.
Это жестокая ситуация по отношению к ребенку, учитывая Ваши обстоятельства. Вы разговаривали с заведующей?
Почему Вы не устроили и Симу в детский сад к старшим сестрам?

По поводу старших детей. Не знаю, права я или нет, поставив им в обязанность "одень Симе ботиночки", "дай Симе ложку" и т.д. Катя, 8 лет, делает из-под палки, три раза напомнить. Шурка, почти 5 лет, почему-то делает все с удовольствием. Так что это не моя заслуга, а скорее милость Божия. Две маленьких очень любят вместе играть, бегать, прятаться. Иногда думаю,зачем нам сад сейчас? Пока Сашке так нравится возится с Симкой
На Катю ложиться нагрузка быть "старшей". Видимо, ей не столь радостно еще и следить за маленькой. Шурка воспринимает по-другому помощь Симе, как "игру в старшую". Но, конечно, когда дети помогают младшим - это очень хорошо. При этом обо всем лучше разговаривать с детьми, спрашивать их мнение, чтобы это было "не из под палки", а "по соглашению сторон"


По поводу приоритетов: и так все понятно. Например, Симка стала снимать мокрые штаны или мокрый памперс. Чувствует. И ей нравится подражать Саше, снимать штаны и садиться на детский унитаз. Правда, удержаться она там не может. Но все это говорит, что она созрела, надо сажать на горшок после еды, перед сном. надо этим заниматься... Очень стыдно, но я всегда занята чем-то другим.
Не менее важным?

Няня старенькая. Даже если мы без памперса, она приходит и сразу одевает его. Ворчит, что без памперса застудим. Она особо даже не пытается выполнить мои просьбы. но она бесплатная.
Няня не может взять на себя приучение Симы к горшку. Получается, что и воспитатели в детском саду и няня похожим образом реагируют на Ваши просьбы относительно Симы - игнорируют их?
И по поводу последнего. На приятные моменты жалко тратить время. Знаю, что это не правильно. Теоретически. Я люблю вязать, вышивать. Но я не могу сесть и вязать, когда в квартире хаос, кухня уделана, вещи разбросаны, посуда грязная, и надо гладить два кубометра белья. И еще десяток завалов поменьше и еще пяток "вечных долгов", типо зашить колготки, так как целые уже кончаются.
Я знаю, что быт еще долго не переведется, пока только Катя может убрать свои вещи. Днем беготня, поездки, покупки и т.д. Вечером - домашние дела.
Я просто не знаю, как можно оторвать у себя время на себя.   
"Оторвать у себя время"действительно нельзя, ведь все, что Вы делаете важно, дети маленькие, очень много хлопот и забот, а Вы фактически одна воспитываете четырех детей и заботитесь о сестре. При этом,  Вы, похоже и не привыкли отдыхать, пишите, что "жалко  тратить время на приятные моменты"?                               
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Mama_Alla
Последний визит: 16.03.2024 19:07
Дети:
Серафима
03.07.2014

#5

Сообщение Mama_Alla » 23 дек 2018, 21:24


Здравствуйте!
Серафиме 4.5 года, ходит в садик третий год (первый очень мало ходили), много умеет делать сама, но по настроению: раздеться, одеться/обуться кроме застежек, есть, умыться, пока нестабильно (но всё чаще) пользоваться горшком днём, бегать, прыгать со ступеньки, лазать по спортивному комплексу, рисовать каля-маля, резать ножницами.
Речи почти нет. Начала недавно повторять за мной несколь слогов ("ба", "бу", "аа","уу","ма","и"). В остальном просто "аааа", тянет, показывает пальцем, жестикулирует.
В общем, активная девочка. Грех вроде жаловаться.
Проблема основная оказалась в том, что воюет со мной. Убегает (на улице может убежать далеко). Либо садится/ложится и не поднимешь никакими словами. Только взять и переложить (например, лежит в лифте, на проезжей части, в дверях подъезда - там, где ждать ее "созревания" невозможно). Отпихивает меня руками и ногами. Плюется. Кусается. Прячется за угол, в шкаф, под кровать в садике. Кричит при этом, явно ругается на своем языке. Раздевается в машине сразу как только садится. Из-за холода приходится либо ругать, чтобы оделась (обувь, носки, шапку), либо одевать самой (если нет времени). Хотя она знает, что нельзя: когда открываешь дверь, закрывает лицо ручками. Уже три раза по снегу в колготках с валенками в руках шла. Я вижу, что это бунт против машины (не любит ездить, надо сидеть пристегнутой, а у нее шило)
В саду тоже снимает обувь и бросает , в том числе в воспитателей. И валяется, и прячется. Весь свой арсенал борьбы показывает. Варежки на улице не носит. Игрушки швыряет, если что не по ней. Ну и остальное. Даже руку вырывает. За руку не ходит. И со мной тоже.
Чистка зубов начинается с 3-4 выбрасываний щетки на пол, в унитаз и т.д. Мытьё рук с "полежать перед раковиной", попытаться уползти в комнату. Знает, что такое "мыть руки", перед едой не капризничает, идёт мыть. Или немного поломавшись, быстро соображает, что надо. Иначе не получишь поесть. Т.е. не от непонимания эти показательные выступления.
Надо носить очки. Но ни я, не воспитатели не можем справиться. Снимает, выдавливает стекла, прячет. Были случаи, новые очки через 3 дня/2 недели уже просто не могли найти. С концами.
Длится это все уже давно. Примерно с 3 года. И по нарастающей.
Самое удивительное в этом всем, что довольно часто и без капризов слушает свою сестру 7 лет. А вот сестру 10.5 лет уже тоже игнорит, отталкивает.
Сначала я списывала такое поведение на "кризис трёх лет", ведь началось все как раз в этот момент. Но становится хуже, не утихает.
Теперь ещё бунт перед сном добавился. Нельзя отойти из комнаты: вылезает из кровати, раздевается. Если сидишь рядом - старается и какает в штаны/памперс (на сон пользуемся). Причем старается!! Это ж видно, как тужится. Если удается, бежит в ванну, чтобы мыли. Страшно довольная. И снова начинает стараться ...
Чаще всего укладывание стало занимать 2-3 часа. С 21 до 23-30. Мы обе не высыпаемся. Встаём в 6-45. Обследование даже сделала, все в порядке. Диагноз невролога - "вредность". Рекомендации - травки на ночь, типо капель "баю-бай". Даю. Надеюсь. При этом в этой же комнате две старших сестры засыпают за 5-30 минут. Самое позднее к 22 остальные спят.
Ещё беда с ножницами. Добывает у сестер из ящиков, с полок, из портфеля и т.д. (умеет выдвигать, залезать на стул). Девчонок прошу прятать как можно тщательнее. Но регулярно изрезаны книги, карточки, настольные игры, клеёнки на столе, тетради.... Тоже знает, что можно резать только бумагу.( Когда заходишь в комнату, или выбрасывает ножницы, или бросает книгу, хватает листок)
О рисовании везде и о пластилине везде и не говорю.
Простите за такой длинный крик души. Теперь собственно вопросы.
1. Это противодействие - продолжающийся кризис 3 лет? Или уже перешло в неприятную привычку?
2. Что можно сделать хотя бы по основным вопросам: как упорядочить укладывание, перестать раздеваться на холоде, швырять твердые предметы в людей (в меня, сестер, воспитателей, детей), кусаться и щипаться, есть снег?
А активе: любит играть в карточки с картинками (любые), поэтому заниматься удается 10-20 минут. Чертить карандашами, резать ножницами, лазать, играть в прятки, укладывать/кормить/умывать куклу. Любит "сама". Любит целоваться и обниматься. Копирует действия сестры. (Этим чаще всего и спасаемся). Отсюда ещё вопрос:
3. Хорошо ли, что я часто зову "Саша, иди почисти зубы с Симой! Иди помоги ей одеться! Приведи ее, пожалуйста, она не идёт со мной. Можешь её поднять, а то мы до дома ещё час будем идти?" и т.д. Хорошо ли это для Симы, Саши и меня? Ведь получается, Сима не привыкает слушаться меня, а отвлекается на своего кумира - Сашу.
Уже начала "считать до трёх". И потом шлепок. Это работает. На три хватает зубную щётку, начинает обратно обуваться, вылезает из-под стола и т.д. В общем резко начинает делать, что просили.
Но не могу ж я постоянно действовать угрозами? (Счёт до трёх на мой взгляд - это уже открытое давление)
Пожалуйста, посоветуйте мне что-нибудь. Других взрослых в семье нет (я вдова, поколения бабушек тоже уже нет), взгляда со стороны поэтому тоже нет. Только воспитатели. Но они действуют проще. По принципу : "Мы не одеваемся очки, она всё равно не носит, только ломает". "Сима целый день показывает характер. Лежит под кроватью." "Ела снег. Когда я ругала, пряталась в домике и ела. Знает, что я не могу туда пролезть и достать ее" (Воспитательница очень полная, и Симка нахально ест снег на ее глазах, нашла недоступное место)
Да ещё. На занятиях в ЦСР с психологом и дефектологом выполняет задания. Ее очень хвалят. Т.е. на ЦСР ее характер не распространяется. Или они ее не особо ограничивают возможно. Не знаю
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#6

Сообщение Psy » 23 дек 2018, 23:49


Здравствуйте! Мы с Вами начали общение почти ровно два года назад, но Вы не продолжили его. Что-то Вас смутило?
Формат психологического консультирования пока у нас прежний - чтобы решать трудную проблему, необходимо время, чтобы углубиться в вопрос, Так устроена любая психологическая работа - "простых советов" Вам, наверняка, в течение жизни уже давали многие, психолог же настроен на поиск ответа вместе с обратившимся к проблеме, внутри самого обратившегося и внутри его/ее ситуации, чтобы изменения были наиболее естественны и устойчивы во времени.
Здравствуйте!
Серафиме 4.5 года, ходит в садик третий год (первый очень мало ходили), много умеет делать сама, но по настроению: раздеться, одеться/обуться кроме застежек, есть, умыться, пока нестабильно (но всё чаще) пользоваться горшком днём, бегать, прыгать со ступеньки, лазать по спортивному комплексу, рисовать каля-маля, резать ножницами.
Прошло два года, Серафима подросла, активно осваивает окружающий мир.
Речи почти нет. Начала недавно повторять за мной несколько слогов ("ба", "бу", "аа","уу","ма","и"). В остальном просто "аааа", тянет, показывает пальцем, жестикулирует.
В общем, активная девочка. Грех вроде жаловаться.
Вы адаптировались в Вашей семейной ситуации?
Проблема основная оказалась в том, что воюет со мной. Убегает (на улице может убежать далеко). Либо садится/ложится и не поднимешь никакими словами. Только взять и переложить (например, лежит в лифте, на проезжей части, в дверях подъезда - там, где ждать ее "созревания" невозможно). Отпихивает меня руками и ногами. Плюется. Кусается. Прячется за угол, в шкаф, под кровать в садике. Кричит при этом, явно ругается на своем языке. Раздевается в машине сразу как только садится. Из-за холода приходится либо ругать, чтобы оделась (обувь, носки, шапку), либо одевать самой (если нет времени). Хотя она знает, что нельзя: когда открываешь дверь, закрывает лицо ручками. Уже три раза по снегу в колготках с валенками в руках шла. Я вижу, что это бунт против машины (не любит ездить, надо сидеть пристегнутой, а у нее шило)
Не граничит ли активность девочки с перевозбуждением? Как она спит ночью? Спит ли днем?
В саду тоже снимает обувь и бросает , в том числе в воспитателей. И валяется, и прячется. Весь свой арсенал борьбы показывает. Варежки на улице не носит. Игрушки швыряет, если что не по ней. Ну и остальное. Даже руку вырывает. За руку не ходит. И со мной тоже.
С чем борется Серафима по большому счету?
Чистка зубов начинается с 3-4 выбрасываний щетки на пол, в унитаз и т.д. Мытьё рук с "полежать перед раковиной", попытаться уползти в комнату. Знает, что такое "мыть руки", перед едой не капризничает, идёт мыть. Или немного поломавшись, быстро соображает, что надо. Иначе не получишь поесть. Т.е. не от непонимания эти показательные выступления.
В данном случае, Серафима понимает последствия - она лишится еды
Надо носить очки. Но ни я, не воспитатели не можем справиться. Снимает, выдавливает стекла, прячет. Были случаи, новые очки через 3 дня/2 недели уже просто не могли найти. С концами.
Здесь последствия ее поведения не очевидны.
Длится это все уже давно. Примерно с 3 года. И по нарастающей.
Самое удивительное в этом всем, что довольно часто и без капризов слушает свою сестру 7 лет. А вот сестру 10.5 лет уже тоже игнорит, отталкивает.
Значит восприятие сестры у Серафимы иное, чем она воспринимает Вас, например. То есть, если Ваши просьбы вызывают в ней протест, то просьбы сестры - нет. Как Вы думаете, с чем это связано? Какие у них с сестрой отношения?
Сначала я списывала такое поведение на "кризис трёх лет", ведь началось все как раз в этот момент. Но становится хуже, не утихает.
Теперь ещё бунт перед сном добавился. Нельзя отойти из комнаты: вылезает из кровати, раздевается. Если сидишь рядом - старается и какает в штаны/памперс (на сон пользуемся). Причем старается!! Это ж видно, как тужится. Если удается, бежит в ванну, чтобы мыли. Страшно довольная. И снова начинает стараться ...
А здесь Серафима даже довольна, что накакала. Но, при этом, у Вас ведь есть реакция на ее такое поведение? Она для девочки не очевидна, или ей удается эту Вашу реакцию игнорировать и принимать "черное" за "белое"?
Чаще всего укладывание стало занимать 2-3 часа. С 21 до 23-30. Мы обе не высыпаемся. Встаём в 6-45. Обследование даже сделала, все в порядке. Диагноз невролога - "вредность". Рекомендации - травки на ночь, типо капель "баю-бай". Даю. Надеюсь. При этом в этой же комнате две старших сестры засыпают за 5-30 минут. Самое позднее к 22 остальные спят.
Каков у вас ритуал отхода ко сну?
Ещё беда с ножницами. Добывает у сестер из ящиков, с полок, из портфеля и т.д. (умеет выдвигать, залезать на стул). Девчонок прошу прятать как можно тщательнее. Но регулярно изрезаны книги, карточки, настольные игры, клеёнки на столе, тетради.... Тоже знает, что можно резать только бумагу.( Когда заходишь в комнату, или выбрасывает ножницы, или бросает книгу, хватает листок)О рисовании везде и о пластилине везде и не говорю
Занимаетесь ли Вы вместе с Серафимой всем этим, есть ли у нее возможность стричь ножницами, рисовать, лепить "под надзором"?
Простите за такой длинный крик души. Теперь собственно вопросы.
1. Это противодействие - продолжающийся кризис 3 лет? Или уже перешло в неприятную привычку?
Это затянувшийся кризис.
2. Что можно сделать хотя бы по основным вопросам: как упорядочить укладывание, перестать раздеваться на холоде, швырять твердые предметы в людей (в меня, сестер, воспитателей, детей), кусаться и щипаться, есть снег?
Опишите свой ритуал отхода ко сну. Также важно давать ясно понять дочке, как именно Вы относитесь к ее поведению. Почему она Вас не слушается?
В чем разница Вашей ситуации сейчас с Симой и воспитанием старших девочек?
А активе: любит играть в карточки с картинками (любые), поэтому заниматься удается 10-20 минут. Чертить карандашами, резать ножницами, лазать, играть в прятки, укладывать/кормить/умывать куклу. Любит "сама". Любит целоваться и обниматься. Копирует действия сестры. (Этим чаще всего и спасаемся). Отсюда ещё вопрос:3. Хорошо ли, что я часто зову "Саша, иди почисти зубы с Симой! Иди помоги ей одеться! Приведи ее, пожалуйста, она не идёт со мной. Можешь её поднять, а то мы до дома ещё час будем идти?" и т.д. Хорошо ли это для Симы, Саши и меня? Ведь получается, Сима не привыкает слушаться меня, а отвлекается на своего кумира - Сашу.
Как сама Саша относиться к таким Вашим просьбам?
Уже начала "считать до трёх". И потом шлепок. Это работает. На три хватает зубную щётку, начинает обратно обуваться, вылезает из-под стола и т.д. В общем резко начинает делать, что просили.
Но не могу ж я постоянно действовать угрозами? (Счёт до трёх на мой взгляд - это уже открытое давление)
Возможно, что "счет до 3" помогает Симе понять, что Вы действительно настаиваете на приемлемом поведении. Воспитание ребенка можно сравнить с давлением, но оно в формировании адекватного поведения необходимо. Правила и законы с одной стороны, принимаются по-идее большинством голосов, однако, всегда не так просты в исполнении.
Пожалуйста, посоветуйте мне что-нибудь. Других взрослых в семье нет (я вдова, поколения бабушек тоже уже нет), взгляда со стороны поэтому тоже нет. Только воспитатели. Но они действуют проще. По принципу : "Мы не одеваемся очки, она всё равно не носит, только ломает". "Сима целый день показывает характер. Лежит под кроватью." "Ела снег. Когда я ругала, пряталась в домике и ела. Знает, что я не могу туда пролезть и достать ее" (Воспитательница очень полная, и Симка нахально ест снег на ее глазах, нашла недоступное место)
Интересно, что Вы написали "ест на ее глазах". Один из способов коррекции нежелательного поведения - его игнорирование. Возможно, что какое-то поведение стоит и не замечать, и оно уйдет само собой.
Да ещё. На занятиях в ЦСР с психологом и дефектологом выполняет задания. Ее очень хвалят. Т.е. на ЦСР ее характер не распространяется. Или они ее не особо ограничивают возможно. Не знаю
Скорее всего на занятиях Симе интересно и ей некогда баловаться. При этом именно на занятии существуют четкие границы, структура, в которой ребенку спокойнее, там все предсказуемо, есть свой ритм занятия, начало и конец, предьявление сначала одного материала, потом другого и так из раза в раз.
С уважением, Степанова Вера, психолог
Ответить

Вернуться в «Я И МОЙ РЕБЕНОК. БЕСЕДЫ С ПСИХОЛОГОМ»