Как реагировать на негативные замечания других родителей?

Ответить
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#170

Сообщение mery » 02 окт 2019, 21:29


Здравствуйте, Вера! Прошло всего чуть больше, чем полгода. А мне почему-то казалось, что года два прошло после нашего последнего общения :)
Вообще, у нас все как обычно. Просто возникло несколько вопросов просто для размышления. Возможно, Вы мне поможете и порекомендуете какую-то литературу для прочтения.
Ну, первое. Попалась случайно в супермаркете книга серии "Планета детства" "100 детских сказок". И не дорого и сказки коротенькие. Книга - супер. У нас такое редко сейчас можно найти. Купила для Лизы. Лиза ее читает. Ну, или просит меня ей почитать. Ну, читали. Толстая. Я до конца так и не дошла ни разу. Через месяц где-то Лиза очень просила меня прочитать ей сказку почти в конце. Прочитала. Лиза просила еще, чуть ли не через день вечером. Честно говоря, мне эта сказка очень тяжелая для восприятия. Пантелеев "Две лягушки". Она отражает мою реальность, наверное. И опять поднимает вопрос смерти. Ссылку дам ниже. Вопрос не могу сформулировать. Не знаю, как выразить. Как пережить в душе мне эту сказку - вот где-то такой вопрос.
Две лягушки
И второе. Тоже мое для размышления. Когда-то мы с Вами общались по поводу обструктивных бронхитов, которыми болела Лиза и психосоматики. После прошлой осени она не болела. Педиатр порекомендовала прививку от гриппа. Сделали тогда, в декабре. Я вспомнила, когда она начала заикаться. Она отказывалась произносить отрицательную фразу. Тогда, давно. "Я хочу книгу, кашу, морковку" - произносила нормально. "Я НЕ хочу книгу" - отказывалась, кивала отрицательно головой, отползала от материалов для занятий, отказываась от продолжения занятия. Для меня тогда был не понятным ее отказ. Сейчас она заикается.С прошлой осени, после болезни, после обструкции последней стала заикаться. Но, она при заикании повторяет во всех словах (ну или почти во всех) именно слог "не". Например, "это не-не-не-не красивое платье". Т.е. заикание только на слог "не" в словах. Так же часто бывает сложно произнести фразу, у которой первое слово на гласную. Идет как бы блокировка выдоха для произношения первой гласной. Т.е. та же причина, что и у обструктивных бронхитов, которыми она болела с рождения. Возможно, оно где-то глубоко свзязано. Я не знаю, я предполагаю. Возможно, у Вас есть какие-то идеи, чем можно помочь.
Спасибо, Вера!
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#171

Сообщение Psy » 07 окт 2019, 11:27


Здравствуйте, Марина!
Лиза и ранее просила читать повторно сказки? Какие именно?
Типично, что ребенок просит раз из раза читать понравившуюся сказку. Причины этому в том, что сказка может "цеплять" что-то важное в ребенке, а также приносить удовольствие, ребенок как раз с помощью сказки переживает какой-то свой внутренний опыт.
Я знала эту сказку в детстве. Когда я сейчас начала ее читать, я уловила те ощущения из прошлого.
Вы пишите, что Вам трудно "пережить в душе эту сказку", ведущую тему Вы выделяете - "смерть". Опишите, пожалуйста, по-подробнее Ваши ассоциации с этой темой в сказке...
Это была часть "про Вас"
Теперь "про Лизу":
Согласна с Вами, Ваши наблюдения и размышления необычайно тонки и точны. Когда мы спокойны, мы дышим легко и свободно. Когда взволнованы, происходит спазм внутри, в том числе и сбой в дыхании. Я бы попробовала рассмотреть "выдох" как свободное освобождение напряжения, которое есть внутри. Да и с точки зрения физиологии, в процессе выдоха мы освобождаемся от вредного углекислого газа, продукта переработки. Подробнее о физиологии дыхания тут
Если мы свяжем физиологический акт дыхания с психологическим, то, можно предположить, что Лизе не так просто освобождаться/выражать/справляться/ с "негативными"/"плохими" переживаниями, эмоциями и пр. Почему? Это вопрос для дальнейшего размышления. Какие есть у Вас предположения?
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#172

Сообщение mery » 09 окт 2019, 12:32


Здравствуйте, Вера! Спасибо за ответы.
Лиза и ранее просила читать повторно сказки? Какие именно?
Лиза очень много всего повторно читает. Но из этой толстой книги на 150 стр, где сказки по 2-4 стр с картинками, ее больше всего "зацепили" вот эта про лягушек, потом сказка "Петушок и бобовое зернышко" и три сказки по мультикам про котенка Гав. Первая - это где знакомство с котенком и вторая- про котлету, третья- про сосиску со щенком напополам. В котенка Гав она играет. Говорит, что она - котенок Гав, ходит на прогулки искать неприятности (я сказала, что будем ходить искать приятности - это что-то хорошее). Согласилась, и мы ходим на прогулки за приятностями.
Вы пишите, что Вам трудно "пережить в душе эту сказку", ведущую тему Вы выделяете - "смерть". Опишите, пожалуйста, по-подробнее Ваши ассоциации с этой темой в сказке...
Даже не смерть. Мне кажется, что я - эта лягушка, которая карабкается-карабкается...вот, уже пять с половиной лет....и не видно конца...Страшно остановится, как та лягушка, которая перестала карабкаться.
Если мы свяжем физиологический акт дыхания с психологическим, то, можно предположить, что Лизе не так просто освобождаться/выражать/справляться/ с "негативными"/"плохими" переживаниями, эмоциями и пр. Почему? Это вопрос для дальнейшего размышления. Какие есть у Вас предположения?
Вера, я не знаю. Я еще заметила, что когда она что-то рассказывает и начинает немного заикаться (на эмоциях обычно рассказывает все) и стоит при этои напротив меня (т.е. лицом к лицу)...если я ее в этот момент обниму и поверну боком, чтобы мы примерно могли в одну сторону смотреть, она в таком состоянии никогда не заикается, даже в тех случаях, когда я уверена, что стоя напротив меня - она заикалась бы.
Есть еще один момент, я думаю, что это тоже связано. Как-то слушала песни детские Лиза и потом вечером перед сном спрашивает меня:"Как "уходим далеко от мамы"? - это слова из песни какой-то, сама песня не грустная - в быстром темпе детским голосом. Там слова типа "мы скучаем, когда уходи далеко от мамы". Я тога (это было около месяца назад) объяснила, что иногда детки убегают от мамы далеко, а потом скучают. Объяснила, что когда вырастают и становятся взрослыми, уходят далеко от мамы и живут отдельно, как папа. У папы тоже есть мама - бабушка (назвала имя). Она далеко живет. лиза внимательно тогда слушала. Сегодня утром слушала эти же песни (она просит их включать, сборку эту) и на песню "уходим далеко от мамы" прямо рассплакась, пришлось успокаивать. Она заболела сейчас. В легко форме, без температуры, но состояние с заложенным носом,голосом немного севшим и все такое.
Так вот, я думаю, может когда она стоит напротив и что-то мне объясняет, она как бы "на другом берегу реки" и из-за этого идет заикание....не знаю....а как исправить- не знаю. А будет ли она заикаться, если в школе что-то доказывать будет учителю к примеру...или будет молчать, потому что учителям доказать невозможно, ведь учитель прав....Ой, Вера...это все очень долго писать и обговаривать...мне кажется....бесконечно....
Спасибо большое! :)
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#173

Сообщение Psy » 14 окт 2019, 22:45


Здравствуйте, Марина!
Здравствуйте, Вера! Спасибо за ответы.
Лиза очень много всего повторно читает. Но из этой толстой книги на 150 стр, где сказки по 2-4 стр с картинками, ее больше всего "зацепили" вот эта про лягушек, потом сказка "Петушок и бобовое зернышко" и три сказки по мультикам про котенка Гав. Первая - это где знакомство с котенком и вторая- про котлету, третья- про сосиску со щенком напополам. В котенка Гав она играет. Говорит, что она - котенок Гав, ходит на прогулки искать неприятности (я сказала, что будем ходить искать приятности - это что-то хорошее). Согласилась, и мы ходим на прогулки за приятностями.
))) замечательно!
Даже не смерть. Мне кажется, что я - эта лягушка, которая карабкается-карабкается...вот, уже пять с половиной лет....и не видно конца...Страшно остановится, как та лягушка, которая перестала карабкаться.
То есть у Вас еще нет ощущения, что Вы нашли опору?
Вера, я не знаю. Я еще заметила, что когда она что-то рассказывает и начинает немного заикаться (на эмоциях обычно рассказывает все) и стоит при этом напротив меня (т.е. лицом к лицу)...если я ее в этот момент обниму и поверну боком, чтобы мы примерно могли в одну сторону смотреть, она в таком состоянии никогда не заикается, даже в тех случаях, когда я уверена, что стоя напротив меня - она заикалась бы.
Как интересно! А помните, был ли у Лизы страх незнакомых людей в 7-8 месяцев?
И когда она начала говорить "нет"?
Есть еще один момент, я думаю, что это тоже связано. Как-то слушала песни детские Лиза и потом вечером перед сном спрашивает меня:"Как "уходим далеко от мамы"? - это слова из песни какой-то, сама песня не грустная - в быстром темпе детским голосом. Там слова типа "мы скучаем, когда уходи далеко от мамы". Я тогда (это было около месяца назад) объяснила, что иногда детки убегают от мамы далеко, а потом скучают. Объяснила, что когда вырастают и становятся взрослыми, уходят далеко от мамы и живут отдельно, как папа. У папы тоже есть мама - бабушка (назвала имя). Она далеко живет. Лиза внимательно тогда слушала. Сегодня утром слушала эти же песни (она просит их включать, сборку эту) и на песню "уходим далеко от мамы" прямо расплакалась, пришлось успокаивать. Она заболела сейчас. В легко форме, без температуры, но состояние с заложенным носом,голосом немного севшим и все такое.
Интересно Вы привели пример про папу. Но "не докрутили ситуацию", так как папа на самом деле чувствует себя хорошо, и не очень скучает (надеюсь), благодаря тому, что он не просто ушел от своей мамы, а нашел себе пару, то есть Вас. Значит, есть разница между взрослыми и детьми, детки-то без мамы может и скучают, а вот взрослые скучают, но не сильно).
Так вот, я думаю, может когда она стоит напротив и что-то мне объясняет, она как бы "на другом берегу реки" и из-за этого идет заикание....не знаю....а как исправить- не знаю. А будет ли она заикаться, если в школе что-то доказывать будет учителю к примеру...или будет молчать, потому что учителям доказать невозможно, ведь учитель прав....Ой, Вера...это все очень долго писать и обговаривать...мне кажется....бесконечно....
Конечно, когда начинаешь снимать слой за своем пласты психики, их оказывается много... Не будем спешить, но и не будем останавливаться)
Вспомнилось, если Вы смотрели в наших соцсетях проект о восхождении на Килиманджаро. Так вот, оказывается, главный принцип успешного восхождения "pole-pole", т.е. "тихо-тихо", чтобы организм постепенно адаптировался к изменяющимся сильно условиям. Надо идти, но очень медленно. Так вот, чтобы и нам добраться до нужной точки в нашем психологическом путешествии, будем адаптироваться к обнаруживающимся новым моментам.
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#174

Сообщение mery » 17 окт 2019, 09:32


Здравствуйте, Вера! Очень интересно отвечаете. Мне нравится, чувствую в себе спокойствие после прочтения Ваших ответов.
То есть у Вас еще нет ощущения, что Вы нашли опору?
Нет ощущения. Я просто не думаю о завтра. Живу сегодняшним днем. Ну планирую на пару месяцев вперед и все. Так "спасаюсь". Вообще я думала об этой сказке. Странная она. По-моему неправильная сказка. Такой вывод, что нужно постоянно барахтаться, чтобы выжить. А сесть, додумать и принять разумное решение - это не выход. Это сказка про конкретных этих двух лягушек и их конкретную ситуацию, но не про людей :).
Как интересно! А помните, был ли у Лизы страх незнакомых людей в 7-8 месяцев?
И когда она начала говорить "нет"?
Не помню такого страха. По-моему, не было. Или, возможно, Лиза его внешне никак не проявляла.
Лиза не говорит "нет"! Иногда, неосознанно, когда вылетает у нее автоматически на эмоциях. А так, придумывает другой способ ответа. Например наш обычных диалог. Я: "Лиза, ты будешь суп?" Тишина. Я еще раз повторяю: "Лиза ты будешь суп?" Лиза:"Лиза молчит, она не хочет отвечать!!!" Это значит, что не будет. Еще уточню. Лиза не говорит "нет" в тех вопросах, когда есть выбор, сказать "да" или сказать "нет", как в варианте супа. В то же время, когда я говорю ей что-то сделать (вариант "нет" в данном случае мной не принимается) она отвечает только одно : "нееееее?" (такой ответ в основном, например, когда она на средине прочтения книги. а я предлагаю прерваться, чтобы пойти на улицу на прогулку, на которую она сама до этого просилась. А я попросила подождать немного, пока я закончу какое-то дело). Но, это больше просто как отрицание, чтобы поспорить, хотя возможно, она и хочет. Построить нормальное отрицательное предложение из нескольких слов теоретически в способностях Лизы, она много чего говорит фразами из нескольких слов. (4-5 слов запросто).
И еще хочу добавить, что Лиза на все наши занятия, когда ей нужно отвечать, берет с собой игрушку, как защиту. Когда легко, отвечает от своего имени, когда, по-видимому, сложно или по другим обстоятельствам отвечает: "Зайка (пупс, собака, кошка) ответит". Я должна согласиться и тогда "отвечает кошка" или другая игрушка, которая в руках. Так всегда уже много лет.
Интересно Вы привели пример про папу. Но "не докрутили ситуацию", так как папа на самом деле чувствует себя хорошо, и не очень скучает (надеюсь), благодаря тому, что он не просто ушел от своей мамы, а нашел себе пару, то есть Вас. Значит, есть разница между взрослыми и детьми, детки-то без мамы может и скучают, а вот взрослые скучают, но не сильно).
Дааа! Но Лиза не поймет такое длинное объяснение. Слишком тяжело еще для нее. Но она же видит папу каждый день и настроение его видит. Я даж думаю, что она до конца не поняла того, что я рассказала. Но надо было как-то слова песни объяснить.
Конечно, когда начинаешь снимать слой за своем пласты психики, их оказывается много... Не будем спешить, но и не будем останавливаться)
Вспомнилось, если Вы смотрели в наших соцсетях проект о восхождении на Килиманджаро. Так вот, оказывается, главный принцип успешного восхождения "pole-pole", т.е. "тихо-тихо", чтобы организм постепенно адаптировался к изменяющимся сильно условиям. Надо идти, но очень медленно. Так вот, чтобы и нам добраться до нужной точки в нашем психологическом путешествии, будем адаптироваться к обнаруживающимся новым моментам.
Точно!!! Но, иногда остановка кажется, что это яма и из нее не выбраться.
Еще раз, спасибо Вера! :)
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#175

Сообщение Psy » 22 окт 2019, 22:07


Здравствуйте, Марина!
Здравствуйте, Вера! Очень интересно отвечаете. Мне нравится, чувствую в себе спокойствие после прочтения Ваших ответов.
Спасибо! Ведь мы с Вами уже давно в переписке...
Нет ощущения. Я просто не думаю о завтра. Живу сегодняшним днем. Ну планирую на пару месяцев вперед и все. Так "спасаюсь". Вообще я думала об этой сказке. Странная она. По-моему неправильная сказка. Такой вывод, что нужно постоянно барахтаться, чтобы выжить. А сесть, додумать и принять разумное решение - это не выход. Это сказка про конкретных этих двух лягушек и их конкретную ситуацию, но не про людей :).
Сказка не однозначная, согласна. Ну, во-первых, она не народная, а авторская. То есть надо учитывать авторскую, личную позицию. Также, год написания 1937. А мы знаем, что это были за времена. И вывод там не однозначный - автор говорит, что утонувшая лягушка сама виновата. Как-будто сам не может "справиться" с таким трагическим концом, обвиняя "жертву", мол сама виновата... Что касается второй лягушки, то ее одолевали и сомнение и отчаяние, но она продолжала барахтаться, так как автор уже в самом начале задал условия - одна лягушка была храбрая, а другая - нет.
Не помню такого страха. По-моему, не было. Или, возможно, Лиза его внешне никак не проявляла.
Это важный этап в развитии ребенка - страх незнакомца в 7-8 месяцев. То есть, ребенок начинает отличать лицо матери от лица незнакомых людей, незнакомец вызывает страх. Потом этот страх уходит. Эта предпосылка к формированию способов справляться в "негативной" частью окружающего мира. А по-скольку у младенца сначала весь мир - это мать, то обнаружив, что в мире есть и "не мать", младенец пытается с этим справиться, восстанавливая эту пугающую часть в своем восприятии, на снова хорошую. Затем к 1,5 - 2 годам ребенок начинает говорить "нет". Свое несогласие младенец показывает и раньше - всем своим телом, криком и плачем. Но, когда появляется "нет", причем это может быть и мотание головой, то это уже новый этап в развитии - тело и крик уже не задействовано в этом "нет", вместо них есть жест и слово.
Лиза не говорит "нет"! Иногда, неосознанно, когда вылетает у нее автоматически на эмоциях. А так, придумывает другой способ ответа. Например наш обычных диалог. Я: "Лиза, ты будешь суп?" Тишина. Я еще раз повторяю: "Лиза ты будешь суп?" Лиза:"Лиза молчит, она не хочет отвечать!!!" Это значит, что не будет. Еще уточню. Лиза не говорит "нет" в тех вопросах, когда есть выбор, сказать "да" или сказать "нет", как в варианте супа. В то же время, когда я говорю ей что-то сделать (вариант "нет" в данном случае мной не принимается) она отвечает только одно : "нееееее?" (такой ответ в основном, например, когда она на средине прочтения книги. а я предлагаю прерваться, чтобы пойти на улицу на прогулку, на которую она сама до этого просилась. А я попросила подождать немного, пока я закончу какое-то дело). Но, это больше просто как отрицание, чтобы поспорить, хотя возможно, она и хочет. Построить нормальное отрицательное предложение из нескольких слов теоретически в способностях Лизы, она много чего говорит фразами из нескольких слов. (4-5 слов запросто).
Почему Лиза свободно не говорит "нет"?
И еще хочу добавить, что Лиза на все наши занятия, когда ей нужно отвечать, берет с собой игрушку, как защиту. Когда легко, отвечает от своего имени, когда, по-видимому, сложно или по другим обстоятельствам отвечает: "Зайка (пупс, собака, кошка) ответит". Я должна согласиться и тогда "отвечает кошка" или другая игрушка, которая в руках. Так всегда уже много лет.
От чего Лиза защищается?
Дааа! Но Лиза не поймет такое длинное объяснение. Слишком тяжело еще для нее. Но она же видит папу каждый день и настроение его видит. Я даже думаю, что она до конца не поняла того, что я рассказала. Но надо было как-то слова песни объяснить.
У Вас хорошо получилось! С ребенком надо разговаривать на "его/ее языке", а язык дочки Вы знаете лучше всех.
Точно!!! Но, иногда остановка кажется, что это яма и из нее не выбраться.
Попасть в яму можно, если бежать "сломя голову" (кстати, те лягушки и скакали и прыгали, потому и свалились))), а если двигаться не спеша, вероятность, что Вы остановитесь у края, заметив яму, не упав туда, становится значительно выше)
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#176

Сообщение mery » 27 окт 2019, 20:44


Здравствуйте, Вера!
Сказка не однозначная, согласна. Ну, во-первых, она не народная, а авторская. То есть надо учитывать авторскую, личную позицию. Также, год написания 1937. А мы знаем, что это были за времена. И вывод там не однозначный - автор говорит, что утонувшая лягушка сама виновата. Как-будто сам не может "справиться" с таким трагическим концом, обвиняя "жертву", мол сама виновата... Что касается второй лягушки, то ее одолевали и сомнение и отчаяние, но она продолжала барахтаться, так как автор уже в самом начале задал условия - одна лягушка была храбрая, а другая - нет.
На храбрость мало похоже. Больше на способ самосохранения.
Это важный этап в развитии ребенка - страх незнакомца в 7-8 месяцев. То есть, ребенок начинает отличать лицо матери от лица незнакомых людей, незнакомец вызывает страх. Потом этот страх уходит. Эта предпосылка к формированию способов справляться в "негативной" частью окружающего мира. А по-скольку у младенца сначала весь мир - это мать, то обнаружив, что в мире есть и "не мать", младенец пытается с этим справиться, восстанавливая эту пугающую часть в своем восприятии, на снова хорошую. Затем к 1,5 - 2 годам ребенок начинает говорить "нет". Свое несогласие младенец показывает и раньше - всем своим телом, криком и плачем. Но, когда появляется "нет", причем это может быть и мотание головой, то это уже новый этап в развитии - тело и крик уже не задействовано в этом "нет", вместо них есть жест и слово.
Я вспомнила. В 7-8 месяцев врядли был страх чужого. Первый раз, когда Лиза плакала, это в 1,8 года где-то, когда было групповое занятие в реабцентре и пришел другой педагог (студентка на втором высшем защищала диплом и на практике была перед защитой). Я случайно зашла в кабинет и увидела, как Лиза вся в слезах плачет. Мне толком причину плача ее не смогли объяснить. Я и сама тогда не понимала. Сейчас, после Вашего рассказа, я поняла, что это был страх при виде незнакомого человека. Дальше вспомнила, когда Лиза где-то в 3,5 лет ходила на групповые в детский сад на пару часов, в котором были детки с аутизмом. Там дети, по-видимому, кричали или плакали. Лиза отказывалась там оставаться в группе, рыдала, когда я ее приводила туда. Хотя сам садик хороший, педагоги хорошие. Это частный платный, детей не много, человек 8 было. И 2 педагога. Может от туда она и вынесла, что нужно просто уходить, когда не хочешь, а не объяснять.
Еще, сегодня с ней занимались немного. Пришлив гости зайка, белка и мишка. И были морковка, капуста, слива, груша, шишка и желудь. Надо было угостить зверей, при этом комментируя: зайке дам морковку и капусту, белочке - шишку и желудь и т.д. Лиза с начала осени стала понимать вопрос "почему?" и отвечать на него. Не всегда при этом выбирает ту причину, которую нужно. Так вот. Я спросила у нее: "Почему ты зайке не дала шишку?". Лиза вначале отказывалась отвечать. Я показала пример: "Я не дала белке морковку, потому что белка не любит морковку". Лиза упорно отказывалась мне так объяснить про зайца. Молчала. Я еще раз спросила: "почему ты зайке не дала желудь?" Лиза: "потому что он убежал и спрятался за кустик" (Лиза при отказе вместо слова "нет" часто себя ведет так же). Я спросила еще раз: "Так почему же ты не дала зайке желудь? Почему зайка убежал?" Лиза : "Потому что он балуется и ведет себя плохо". И мне стало понятно, что Лиза не говорит нет, потому что думает, что "это плохо так говорить". Я в какой-то мере с ней согласна, когда она отказывается от обеда (обычно кушает плохо, я подозреваю, что у нее нет чувства голода), приходится ее уговаривать попробовать еду, когда не хочет утром пить тироксин (приходится ее уговаривать, если не пьет - строго заставить).
От чего Лиза защищается?
Я думаю, от критики. Я объективно ее оцениваю, если она говорит не правильно, говорю, что это не правильно, чтобы подумала и сделала еще раз. Естественно, что подбираю задания по ее уровню. Если сложно что-то я помогаю. Но при совместной деятельности не хвалю. А говорю, что вот так нужно делать такие задания. И то, я ее хвалю больше, чем воспитатель детей в детском саду. А Лиза ходит в детский сад.
Попасть в яму можно, если бежать "сломя голову" (кстати, те лягушки и скакали и прыгали, потому и свалились))), а если двигаться не спеша, вероятность, что Вы остановитесь у края, заметив яму, не упав туда, становится значительно выше)
А еще если бы лягушки, попав в сметану, подумали, объединили бы свои усилия, то масло взбили бы вдвоем намного быстрее.
Спасибо, Вера!
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.03.2024 22:15
Специализация:
Психолог

#177

Сообщение Psy » 01 ноя 2019, 22:42


Здравствуйте, Марина!
Здравствуйте, Вера!
Я вспомнила. В 7-8 месяцев вряд ли был страх чужого. Первый раз, когда Лиза плакала, это в 1,8 года где-то, когда было групповое занятие в реабцентре и пришел другой педагог (студентка на втором высшем защищала диплом и на практике была перед защитой). Я случайно зашла в кабинет и увидела, как Лиза вся в слезах плачет. Мне толком причину плача ее не смогли объяснить. Я и сама тогда не понимала. Сейчас, после Вашего рассказа, я поняла, что это был страх при виде незнакомого человека.
Вполне вероятно, что Лиза так отреагировала на незнакомого. Это характерно для этого возраста. Лиза успокоилась, когда увидела Вас?
Дальше вспомнила, когда Лиза где-то в 3,5 лет ходила на групповые в детский сад на пару часов, в котором были детки с аутизмом. Там дети, по-видимому, кричали или плакали. Лиза отказывалась там оставаться в группе, рыдала, когда я ее приводила туда. Хотя сам садик хороший, педагоги хорошие. Это частный платный, детей не много, человек 8 было. И 2 педагога. Может от туда она и вынесла, что нужно просто уходить, когда не хочешь, а не объяснять.
Это другой этап. Тогда Лиза уже не хотела оставаться в неприятной ей обстановке без Вас.
Что касается ее реагирования на неприятное. Когда у ребенка нет еще речи, то свое состояние малыш показывает или плачем или движениями тела (например, выгибается, убегает). Когда появляется слово, то ребенок через слово сообщает о своем дискомфорте. Но, чтобы слово появилось, надо, чтобы взрослый "правильно" реагировал и на неречевые сигналы ребенка, то есть прислушивался к его/ее "нет" тогда, когда это "нет" выражается плачем или всем телом.
Еще, сегодня с ней занимались немного. Пришли в гости зайка, белка и мишка. И были морковка, капуста, слива, груша, шишка и желудь. Надо было угостить зверей, при этом комментируя: зайке дам морковку и капусту, белочке - шишку и желудь и т.д. Лиза с начала осени стала понимать вопрос "почему?" и отвечать на него. Не всегда при этом выбирает ту причину, которую нужно. Так вот. Я спросила у нее: "Почему ты зайке не дала шишку?". Лиза вначале отказывалась отвечать. Я показала пример: "Я не дала белке морковку, потому что белка не любит морковку". Лиза упорно отказывалась мне так объяснить про зайца. Молчала. Я еще раз спросила: "почему ты зайке не дала желудь?" Лиза: "потому что он убежал и спрятался за кустик" (Лиза при отказе вместо слова "нет" часто себя ведет так же). Я спросила еще раз: "Так почему же ты не дала зайке желудь? Почему зайка убежал?" Лиза : "Потому что он балуется и ведет себя плохо". И мне стало понятно, что Лиза не говорит нет, потому что думает, что "это плохо так говорить". Я в какой-то мере с ней согласна, когда она отказывается от обеда (обычно кушает плохо, я подозреваю, что у нее нет чувства голода), приходится ее уговаривать попробовать еду, когда не хочет утром пить тироксин (приходится ее уговаривать, если не пьет - строго заставить).
Получается, что когда девочка отказывается от еды, она знает, из своей жизни, что это "плохо". Следовательно, если заяц отказывается от еды, то он ведет себя плохо. То есть не хотеть есть - это плохо. Таким образом, есть риск, что любое свое нежелание, Лиза будет рассматривать как "плохое", а стратегия ее поведения уже понятна - она замыкается, не может ничего ответить или отвечает "окольными путями".
Я думаю, от критики. Я объективно ее оцениваю, если она говорит не правильно, говорю, что это не правильно, чтобы подумала и сделала еще раз. Естественно, что подбираю задания по ее уровню. Если сложно что-то я помогаю. Но при совместной деятельности не хвалю. А говорю, что вот так нужно делать такие задания. И то, я ее хвалю больше, чем воспитатель детей в детском саду. А Лиза ходит в детский сад.
Я вспомнила, что Вы писали ранее, что Вас беспокоит, сможет ли дочка быть успешной в школе, ведь учитель всегда прав. Сейчас для Лизы Вы тот самый "учитель", и, понимая, как она общается с Вами, мы можем предположить, как она будет общаться с учителем в школе.
А еще если бы лягушки, попав в сметану, подумали, объединили бы свои усилия, то масло взбили бы вдвоем намного быстрее.
Похоже, что Вам сложно принять исходные данные этой истории)
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#178

Сообщение mery » 05 ноя 2019, 15:30


Здравствуйте, Вера!
Вполне вероятно, что Лиза так отреагировала на незнакомого. Это характерно для этого возраста. Лиза успокоилась, когда увидела Вас?
Я не помню. По-моему, когда я зашла, Лиза не плакала, но глаза были заплаканные и вид очень расстроенный. Что было, когда зашла я, по-моему она снова стала плакать, когда увидела меня. Но я не могу гарантировать, что это так. Может, я это придумываю. Это было очень давно. я тогда ее забрала, потому что начиналось другое занятие - музыка. Но помню, что я спрашивала, что, Лиза плакала? Почему? Что ответили- не помню. По-моему пожали плечами, ответа не знали.
Я вспомнила, что Вы писали ранее, что Вас беспокоит, сможет ли дочка быть успешной в школе, ведь учитель всегда прав. Сейчас для Лизы Вы тот самый "учитель", и, понимая, как она общается с Вами, мы можем предположить, как она будет общаться с учителем в школе.
Да, сейчас такая ситуация в детском саду. Лиза очень хорошо разговаривает, дома как минимум. Разговаривала немного с продавцами в магазине, спрашивала у продавца, как зовут? Называла свое имя: А я Лиза. Подходила к другому продавцу, повторяла то же самое. Потом спрашивала, как дела, отвечала на вопросы. В детском саду с воспитателем не разговаривает, молчит, даже не прощается. Как партизан.
Получается, что когда девочка отказывается от еды, она знает, из своей жизни, что это "плохо". Следовательно, если заяц отказывается от еды, то он ведет себя плохо. То есть не хотеть есть - это плохо. Таким образом, есть риск, что любое свое нежелание, Лиза будет рассматривать как "плохое", а стратегия ее поведения уже понятна - она замыкается, не может ничего ответить или отвечает "окольными путями".
А что мне делать?
Я ее сейчас уже несколько раз пробовала не кормить в обед, если отказывается. Говорила, не хочешь есть, ложись спать. Один раз она легла в обед спать голодной. На второй раз разделась, а потом говорит: Мама я буду кушать. Пришлось ей сказать, что уже разделась, значит спать голодной. Третий раз она разревелась. Потом, несколько дней соглашалась обедать. Но вот сейчас, например, та же история. Уже полтретьего, отказывается от обеда. Она голодная, это точно. Потому что если начинаешь кормить насильно приказав сесть за стол, съедает все! Взрослую тарелку супа и второго не меньше. Сама не ест. Глобально. Только утром несколько ложек каши. В обед только то, что можно наколоть вилкой. И то, не все, пока не утолит немного голод, а дальше мне приходится докармливать. Пьет из чашки сама и сама есть печенье (если это полдник, например). Сама ест только вкусняшки: кусок торта запросто съест сама, например, мороженое из стаканчика ложкой съедает всю порцию запросто. А обычной едой :мама, тебя кормить (в смысле ее кормить).
Сейчас снова утром отворачивается, чтобы не выпить эутирокс. Полтора года назад я плюнула на эти ее плачи при принятии тироксина и перестала давать. Не помню, сколько не давала, месяц что ли. Ей стало тяжело. Она почти ничего не делала целый день, только сосала язык. Но принимать и дальше отказывалась. Пришлось заменить на эутирокс, потому что я попробовала тироксин и он показался мне очень терпким. Но сейчас с эутироксом тот самый отказ начинается.
Похоже, что Вам сложно принять исходные данные этой истории)
А зачем мне их принимать? Жабы как жабы. Я ж не жаба :))) (ну разве что, может, для кого-то конкретного в переносном смысле, а не в этом, из сказки). И не прыгала в чашку со сметаной :)))
Спасибо, Вера!
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#179

Сообщение mery » 11 ноя 2019, 18:00


Вера, еще добавлю очень интересные изменения по поводу еды. Лиза сейчас вторую неделю болеет - сидит дома. Так вот. Я-то с ней разговаривала по поводу еды тогда еще, когда мне стало понятно, почему она молча уходит, но не говорит ничего. Объяснила, что если ей что-то не нравится из еды, что мама приготовила, то от этого можно отказаться, сказать, что "не буду" или "не хочу". И в этом нет ничего плохого. Это не значит, что Лиза плохо себя ведет, это значит что Лизе еда не нравится и все. Я дословно не помню, но смысл был такой. Прошло какое-то время, может неделя. И вот уже третий день примерно Лиза вначале якобы отказывается от обеда (ну молча, как обычно, просто не выходит на кухню на мое приглашение пообедать), а потом выглядывает, что там из еды ей приготовлено. Говорит, что будет обедать, но, например вчера от супа отказалась, сказала что только второе съест. Сегодня от супа выпила только юшечку и съела второе. Т.е. она поняла, что можно выбирать! если что-то не хочется из предложенного. Возможно, еще увидела в детском саду, как дети часто не все съедают, если что-то не любят. Может поэтому Лиза и не отказывалась "не хочу", а молчала, потому что хотела, но не все. Посмотрю как будет дальше.
Ответить

Вернуться в «Я И МОЙ РЕБЕНОК. БЕСЕДЫ С ПСИХОЛОГОМ»