"Я в круге"

Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#1 "Я в круге"

Сообщение Ir-ra » 12 авг 2017, 17:29


Здравствуйте, Вера!
Моя основная тема.
Однажды, Варя нарисовала рисунок мелом на асфальте, и назвала его: "Я в круге".
Всё замечательно.
Проходит немного времени, больше недели. Читаю 18 номер журнала "Синдром Дауна. XXI век", дохожу до статьи "Развитие личности подростков с синдромом Дауна на занятиях по арт-терапии", и прочитываю её. Статья нравится.
Вспоминаю про рисунок: "Я в круге".
Вечером начинаю читать книгу Грегга М. Ферса "Тайный мир рисунка".
Читаю на одном дыхании.
Если раньше, в тот момент, когда Варя рисовала на асфальте, мне было радостно и весело, то теперь я озадачена тем, что она нарисовала себя в круге.
Мысль о том, что существуют ограничения свободы действий, не оставляет меня.
У меня появляется сильное желание написать Вам.
Я "закрутилась", забылось, отложила на потом.
Пробуем рисовать ещё на асфальте, из четырёх попыток, Варя рисует два раза, но уже другой сюжет - домики. Записано несколько фрагментов:
1. Рисует домик и дорогу.
Я не так отрываю дверьImage, исправляюсь, открываю дверь за ручку, Варя заходит в домик.
Image
Все, что изображено белым мелом, нарисовала Варя.
2. В другой день, сначала рисует домик для Николь (я не внимательно её слушаю, потому что включаю камеру, обращаю внимание на прохожих, и не правильно комментирую то, что Варя нарисовала). Рядом с домиком Николь, Варя рисует дом для Нади, мамы Николь, отходит ещё дальше и начинает рисовать окружности (я прерываю запись).
Подхожу ближе, оказывается, Варя рисует наш дом: две окружности, слева пишет М, справа рисует треугольное окно, по середине телефон, внизу ещё прямоугольник, в конце рисует дорогу к дому, и приглашает меня в гости:

(Честно, во время съемки я не замечаю то, что дом в круге, только сейчас обратила на это внимание.)
Проходит ещё время, дней десять. Читаю про ПМПК, одно из заданий нарисовать человека (мужчину). Думаю: нужно будет попробовать. Утром даю Варе листы бумаги, карандаши и прошу нарисовать человека, мужчину.
Варя: "Не хочу рисовать мужчину".
Рисует меня: голову, большие уши, глаза, ресницы, брови, рот, длинное туловище, руки, брюки (сбоку большой чёрный прямоугольник), коротенькие ноги, обувает в телесные шлёпанцы, дорисовывает синие волосы и нос.
Image
Мама
На другом листе рисует папу: сначала на листе внизу рисует ноги, обувает на ноги салатовые кроксы, рисует большое туловище, руки, ладошки, пальцы, голову, уши, глаза, брови, нос, чубчик.
Image
Папа
(Хочу подчеркнуть: телесные шлёпанцы и салатовые кроксы - реальная обувь, я сижу в телесных шлёпанцах, а салатовые кроксы мужа, стоят в прихожей.)
Рисунки я прикрепляю на дверь.
Вечером списались с мужем, отправила ему два рисунка.
Ему нравятся рисунки, называет их: две кукарачиImage.
Глядя на дверь, обращаю внимание на то, что рисунки очень разные. (Да, рисунок "Папа" очень позитивный, разноцветный, к тому же динамичный, папа как бы шагает.)
Снова вспоминаю про рисунок "Я в круге". Всё-таки решаюсь Вам написать.
Прочти мне написаное тобой или покажи, что ты рисуешь и я скажу тебе, кто ты.
Эммануэль Ф. Хаммер

С уважением,
Ира
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.04.2024 13:51
Специализация:
Психолог

#2

Сообщение Psy » 15 авг 2017, 18:29


Здравствуйте, Ирина! У Вас получилось целое исследование детского рисунка на примере дочки! Мне оно очень интересно. Но на какие вопросы Вы бы хотели получить ответы? Или/и Вам интересны мои профессиональные комментарии?
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#3

Сообщение Ir-ra » 16 авг 2017, 17:14


Здравствуйте, Вера!
У Вас получилось целое исследование детского рисунка на примере дочки!
Так случилось, что за месяц собралась коллекция рисунков. Варя нарисовала: себя, свой дом, родителей.
Я попыталась описать как это было.
Но на какие вопросы Вы бы хотели получить ответы?
Почему Варя нарисовала себя в круге?
Почему наш дом круглый?
Предполагаю, что существуют ограничения.
Я хочу, чтобы Варя была не в круге, а на свободе.
У меня есть огромное желание разобраться, но не имею понятия что делать.
Ещё хотела бы получить советы, рекомендации: если рисует ребёнок, что делает взрослый (комментирует, уточняет, дорисовывает...)?
...и Вам интересны мои профессиональные комментарии?
Да, конечно.
Буду Вам очень признательна.

(Вчера Варя нарисовала, телесным мелом на асфальте, мне дом: очень похожий на карандаш, узкий и высокий, на крыше маленькая труба, дым из трубы направлен вниз, дорога к дому – длинная линия.)
С уважением,
Ира

Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.04.2024 13:51
Специализация:
Психолог

#4

Сообщение Psy » 16 авг 2017, 23:11


Здравствуйте, Ира!
Здравствуйте, Вера!
Так случилось, что за месяц собралась коллекция рисунков. Варя нарисовала: себя, свой дом, родителей.
Я попыталась описать как это было.
Видно, что Варя рисует с удовольствием, включает рисование в сюжетную игру (играет с нарисованным домиком), у нее развито воображение и моторные навыки рисования, она может рассказать, что нарисовала и "довоображать" еще что-то, развить игру.
Почему Варя нарисовала себя в круге?
На основании рисунков можно предположить многое о внутреннем мире ребенка, особенно, если так внимательно наблюдать. Круг - это базовая положительная фигура, которую можно наделить многими смыслами. Например, то, что для ребенка, рисующего круг, важно ощущение безопасности, физических границ, "круг" как материнский живот в котором тепло и уютно, - дети в дошкольном возрасте любят строить домики, залезать в маленькие пространства, сидеть под столом, закрываться одеялом, сворачиваясь в комочки...
Для Вас смысл такой:
Предполагаю, что существуют ограничения.
Я хочу, чтобы Варя была не в круге, а на свободе.
Как Вы считаете, с каким настроением рисовала Варя? Если Вы беспокоитесь о том, что девочка нарисовала, можно ее спросить "Тебе так нравится?", "Хочет ли нарисованная девочка выйти?" или общий вопрос "Что хочет нарисованная девочка?" Ответ Вари Вам подскажет, на сколько хорошо ребенку, как он себя чувствует и ощущает.
Почему наш дом круглый?
Варя, видимо, нарисовала себя "в круге", то бишь в домике)? А затем начала рисовать и другие круглые дома. Девочка экспериментирует с формами.
У меня есть огромное желание разобраться, но не имею понятия что делать.
Ещё хотела бы получить советы, рекомендации: если рисует ребёнок, что делает взрослый (комментирует, уточняет, дорисовывает...)?
Вы очень тактично ведете диалог с дочкой - наблюдаете, подбадриваете, хвалите, уточняете. Самое ценное, - Вы разделяете с Варей радость от процесса. Вы лучше всего чувствуете, что надо в данный момент в игре с дочкой. Пробуйте все способы, наблюдайте, подключайтесь, но давайте инициативу дочке - ведь это ее произведения. А также доверяйте Варе - она сама Вам нарисует, что будет дальше, куда ее будет вести ее воображение.
(Вчера Варя нарисовала, телесным мелом на асфальте, мне дом: очень похожий на карандаш, узкий и высокий, на крыше маленькая труба, дым из трубы направлен вниз, дорога к дому – длинная линия.)
Вот уже дом изменился - из круглого стал длинным, нарисована дорога, дым. Пришло время экспериментировать с длинными линиями.
Интересных Вам наблюдений и радости от рисунков дочки!
Можно еще почитать книгу К. Маховер "Проективный рисунок человека". Эта книга автора этой методики.
Также, маленькая ремарка по инструкции к тесту "Рисунок Человека". Наиболее корректная инструкция для ребенка-дошкольника: "Нарисуй, пожалуйта, человека", так как ребенок рисует человека своего пола из-за того, что процессы полоролевой идентификации являются ведущими в данном возрасте (ребенок начинает ощущать себя человеком определенного пола), то есть, мальчики рисуют мальчиков, а девочки- девочек. По-этому, инструкция "Нарисуй мужчину", не является корректной ни для девочек, ни для мальчиков, еще и по тому, что во взрослом возрасте человек рисует человека своего пола и своего возраста. Дети дошкольного возраста часто рисуют маму или папу, так как это связано также с идентификацией с родителями.



С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#5

Сообщение Ir-ra » 19 авг 2017, 03:03


Здравствуйте, Вера!
Огромное спасибо за ответ!
Изучаю, размышляю.
Видно, что Варя рисует с удовольствием, включает рисование в сюжетную игру (играет с нарисованным домиком), у нее развито воображение и моторные навыки рисования, она может рассказать, что нарисовала и "довоображать" еще что-то, развить игру.
Вера, спасибо за комментарии, добрые слова.
Меня очень радует то, что Варя рисует. Мне нравится все её рисунки.
На основании рисунков можно предположить многое о внутреннем мире ребенка, особенно, если так внимательно наблюдать.
Вера, хочу Вас попросить: проанализируйте, пожалуйста, Варины рисунки — мама и папа.
Круг - это базовая положительная фигура, которую можно наделить многими смыслами. Например, то, что для ребенка, рисующего круг, важно ощущение безопасности, физических границ, "круг" как материнский живот в котором тепло и уютно, - дети в дошкольном возрасте любят строить домики, залезать в маленькие пространства, сидеть под столом, закрываться одеялом, сворачиваясь в комочки...
Я поняла про "круг".
Рада тому, что эта фигура – положительная.
В круге Варе точно уютно, например, сидит довольная в круглом домике свернувшись "комочком".
Как Вы считаете, с каким настроением рисовала Варя?
Она была довольная, веселая. (Видео тому подтверждение.)
Ей нравилось то, что она рисовала. Я стояла, наблюдала за ней, и тоже радовалась тому, что она на ходу придумывает, комментирует, и в конце называет рисунок — я в круге.
Если Вы беспокоитесь о том, что девочка нарисовала, можно ее спросить "Тебе так нравится?", "Хочет ли нарисованная девочка выйти?" или общий вопрос "Что хочет нарисованная девочка?" Ответ Вари Вам подскажет, на сколько хорошо ребенку, как он себя чувствует и ощущает.
Варя, видимо, нарисовала себя "в круге", то бишь в домике)?
Поздно вечером я включила телефон и читала Ваш ответ. Варя ко мне подошла и говорит: "Не читай, выключи телефон".
Я: "Хочешь прочитаю тебе, что нам Вера написала?" Варя: "Хочу".
Мы легли на кровать читать. Потом я включила видео "я в круге", после того, как посмотрели, у неё спросила: "Тебе так нравится?" Варя: "Нравится. Купаться в круге." Только через минуту до меня дошло: ей нравиться плавать в речке с надувным кругом.
Вера, ещё одна деталь, когда она себя нарисовала "в круге", потом ещё раз подошла и по контуру круга провела много линий, как бы вычеркнула круг. Чтобы это могло значить?
А затем начала рисовать и другие круглые дома.
С круглым домиком было так: рисует "нормальные" домики для Николь и Нади, затем отходит в сторону, садится, рисует вокруг себя два круга, в круг вписывает элементы домика, дорисовывает дорогу.
Девочка экспериментирует с формами.
Точно, похоже что она экспериментирует.
Пробуйте все способы, наблюдайте, подключайтесь, но давайте инициативу дочке - ведь это ее произведения. А также доверяйте Варе - она сама Вам нарисует, что будет дальше, куда ее будет вести ее воображение.
Вера, спасибо за рекомендации!
Можно еще почитать книгу К. Маховер "Проективный рисунок человека". Эта книга автора этой методики.
Прочитала книгу.
Я про эту методику раньше не знала. До сих пор не понимаю, как меня "угораздило" предложить Варе "нарисовать мужчину". На "выходе" два рисунка: мама, папа. Первым Варя рисует маму.
Рисунки асимметричные, разный нажим и направление штриховки, акцент сделан на обуви, "не видящие" глаза, сомкнутый рот и т.д.
Вера, у меня вопрос: а что дальше с этим делать, я не понимаю?
Также, маленькая ремарка по инструкции к тесту "Рисунок Человека". Наиболее корректная инструкция для ребенка-дошкольника: "Нарисуй, пожалуйта, человека", так как ребенок рисует человека своего пола из-за того, что процессы полоролевой идентификации являются ведущими в данном возрасте (ребенок начинает ощущать себя человеком определенного пола), то есть, мальчики рисуют мальчиков, а девочки- девочек. По-этому, инструкция "Нарисуй мужчину", не является корректной ни для девочек, ни для мальчиков, еще и по тому, что во взрослом возрасте человек рисует человека своего пола и своего возраста. Дети дошкольного возраста часто рисуют маму или папу, так как это связано также с идентификацией с родителями.
Вера, спасибо за ценные советы. Я как прочитала в методических материалах, так и повторила. Ошибку поняла.
С уважением,
Ира
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.04.2024 13:51
Специализация:
Психолог

#6

Сообщение Psy » 21 авг 2017, 20:06


Здравствуйте, Ира!
Здравствуйте, Вера!
Огромное спасибо за ответ!
Изучаю, размышляю.
Вера, спасибо за комментарии, добрые слова.
Меня очень радует то, что Варя рисует. Мне нравится все её рисунки.
Вера, хочу Вас попросить: проанализируйте, пожалуйста, Варины рисунки — мама и папа.
Во-первых, можно сказать, что Вы с мужем очень разные. Обьединяет вас хорошая представленность образов в психике вашей дочки (фигуры большие, прорисованные). Для Вас и для Вари уши являются важной частью получения информации из внешнего мира. Вы довольно "мужествены" в представлении Вари (туловище-прямоугольник и брюки), а папа более "гнездовой" (тело-овал) и более активный (шагает) и по настроению, кажется, более беспечным) Можно предполагать, что это так представляет вас Варя.
Для меня остается вопрос со штриховкой. Обычно штриховка - это "выброс" напряжения, связанного с той или иной частью тела. Возможно, что Варя, заштриховывая все тело фигуры, старается "усилить мышечный каркас" (учитывая, что у наших детей сложности с мышечным тонусом)
Я поняла про "круг".
Рада тому, что эта фигура – положительная.
В круге Варе точно уютно, например, сидит довольная в круглом домике свернувшись "комочком".
Она была довольная, веселая. (Видео тому подтверждение.)
Ей нравилось то, что она рисовала. Я стояла, наблюдала за ней, и тоже радовалась тому, что она на ходу придумывает, комментирует, и в конце называет рисунок — я в круге.
Всегда, после любого тестирования, важно спросить самого тестируемого, что он сам думает по поводу результатов и уже опираться на его мнение.
Поздно вечером я включила телефон и читала Ваш ответ. Варя ко мне подошла и говорит: "Не читай, выключи телефон".
Варя хочет общаться с Вами и Вы откликаетесь, и получается очень хорошо:
Я: "Хочешь прочитаю тебе, что нам Вера написала?" Варя: "Хочу".
Мы легли на кровать читать. Потом я включила видео "я в круге", после того, как посмотрели, у неё спросила: "Тебе так нравится?" Варя: "Нравится. Купаться в круге." Только через минуту до меня дошло: ей нравиться плавать в речке с надувным кругом.
Вера, ещё одна деталь, когда она себя нарисовала "в круге", потом ещё раз подошла и по контуру круга провела много линий, как бы вычеркнула круг. Чтобы это могло значить?
Вот уж не знаю) Спросите девочку!
С круглым домиком было так: рисует "нормальные" домики для Николь и Нади, затем отходит в сторону, садится, рисует вокруг себя два круга, в круг вписывает элементы домика, дорисовывает дорогу.
Точно, похоже что она экспериментирует.
Варя проявляет творчество. Это замечательно!
Я про эту методику раньше не знала. До сих пор не понимаю, как меня "угораздило" предложить Варе "нарисовать мужчину". На "выходе" два рисунка: мама, папа. Первым Варя рисует маму.
Все правильно. Варя первой нарисовала женскую фигуру, как и должно быть в соответствие с ее женской идентификацией. А папу вторым, как тоже очень значимого для нее взрослого.
Рисунки асимметричные, разный нажим и направление штриховки, акцент сделан на обуви, "не видящие" глаза, сомкнутый рот и т.д.
Обувь - это дополнительная "опора". Глаза, мне видится, со зрачками. Я бы не сказала, что они "не видящие"... Рот закрыт - отсутствует вербальная агрессия.
Вера, у меня вопрос: а что дальше с этим делать, я не понимаю?
Это все помогает вам лучше понимать дочку, радоваться ей, делать внутренние открытия...
Вера, спасибо за ценные советы. Я как прочитала в методических материалах, так и повторила. Ошибку поняла.
Спрашивайте, рада Вам быть полезной.
С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#7

Сообщение Ir-ra » 24 авг 2017, 13:46


Добрый день, Вера!
Спасибо большое за ответ, интерпретацию рисунков!
Это все помогает вам лучше понимать дочку, радоваться ей, делать внутренние открытия...
У меня много вопросовImage. Хочу подробнее рассмотреть: глаза, уши, рот, туловище, руки, последовательность рисования и т.д.
Спрашивайте, рада Вам быть полезной.
Вера, спасибо Вам за помощь!
Начну с глаз.
Варя обозначает (рисует) глаза кружочками, зрачок пропускает. Я раньше не придавала этому значение, обозначает глаза и хорошо.Только прочитав книгу, заметила в рисунках "пустые" глаза.
Вот как Карен Маховер пишет:
"Невидящий" глаз можно считать симптоматичным при эмоциональной незрелости и эгоцентризме. В отдельных случаях изображение "пустых глаз" доводится до крайности: в виде одинаковых кружочков... Такие рисунки встречаются у ...., а также иногда у маленьких детей, что вероятно является отражением зависимости, не глубокой эмоциональности, недостаточной способности к размышлению.
Конечно, я покажу Варе как рисовать зрачок. Но она проецирует так, как чувствует. Что-то должно изменится внутри.
Поэтому набрала в гугле "эмоциональная незрелость" и прочитала:
Эмоционально-незрелые люди, это неуверенные в себе люди, которым для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужны «подпорки». Они не способны переживать трудности и проблемы, в критических жизненных ситуациях у них есть необходимость «спрятаться в домик», «убежать» от болезненного для них мира.
Прочитала "спрятаться в домик", и подумала, может поэтому Варя рисует домик и прячется в него.
Вера, я хочу узнать про эмоциональную незрелость, как это "лечится":).
Как формируется эмоциональная зрелость?

С уважением,
Ира
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.04.2024 13:51
Специализация:
Психолог

#8

Сообщение Psy » 24 авг 2017, 19:37


Здравствуйте, Ира!
Добрый день, Вера!
Спасибо большое за ответ, интерпретацию рисунков!
У меня много вопросовImage. Хочу подробнее рассмотреть: глаза, уши, рот, туловище, руки, последовательность рисования и т.д.
Начну с глаз.
Варя обозначает (рисует) глаза кружочками, зрачок пропускает. Я раньше не придавала этому значение, обозначает глаза и хорошо.Только прочитав книгу, заметила в рисунках "пустые" глаза.
Вот как Карен Маховер пишет:
Сразу оговорюсь, что интерпретации Маховер можно брать за основу, но только за основу - рисунок каждого конкретного ребенка мы рассматриваем с имеющимися знаниями об этом ребенке и с учетом этого корректируем "интерпретации специалистов"
Конечно, я покажу Варе как рисовать зрачок. Но она проецирует так, как чувствует. Что-то должно изменится внутри.
Вы совершенно правы - мы можем учить рисовать человека, но тогда мы упустим спонтанность и ценные для нас сведения.
Поэтому набрала в гугле "эмоциональная незрелость" и прочитала:
Прочитала "спрятаться в домик", и подумала, может поэтому Варя рисует домик и прячется в него.
Вера, я хочу узнать про эмоциональную незрелость, как это "лечится":).
Как формируется эмоциональная зрелость?
Для каждого возраста существует своя эмоциональная зрелость. Фактически, это понятие отражает комплекс качеств, который есть у каждого человека в определенные периоды его жизни. Приведу примеры в обратном порядке, с взрослых. Если в 35-40 лет у человека нет семьи и детей и он не считает, что это проблема- он эмоционально незрел среди популяции индивидов его возраста. Подросток, не стремящийся к общению со сверстниками - эмоционально незрел для своего возраста. Ребенок-дошкольник, не играющий в сюжетные игры, эмоционально незрел для своего возраста. Если же на этих возрастных этапах, перечисленные мною "достижения" присутствуют, значит человек этого возраста зрелый.
В цитате из гугла речь идет о взрослом человеке.
Маховер, также описывает взрослых, а потом и детей. Маховер подчеркивает "у МАЛЕНЬКИХ детей", то есть, естественным образом ,дети зависимы от взрослых, эмоциональность у них еще не такая глубокая как у взрослых, а так же мыслительные способности еще недостаточно развиты.
Рисунок человека можно использовать в качестве диагностики интеллекта к 7-8 годам - то есть в рисунке должны присутствовать все части тела, прорисовано лицо и "человек" должен быть одет. Тогда мы делаем вывод о том, что ребенок знает и осознает из чего состоит человек, в достаточных подробностях.
Если в 3-4 года ребенок нарисовал "головонога", мы говорим о его зрелости. Если в 5 лет ребенок не прорисовал зрачки, но нарисовал все остальное, мы говорим о его зрелости. Если к 7 годам ребенок не прорисовал зрачки, есть повод поразмышлять, понаблюдать, и возможно, выявиться что-то над чем можно подумать, как помочь ребенку "видеть".
Я не слишком отвлеченно ответила Вам?

С уважением, Степанова Вера, психолог
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#9

Сообщение Ir-ra » 25 авг 2017, 09:52


Здравствуйте, Вера!
Спасибо огромное за ответ.
Я не слишком отвлеченно ответила Вам?
Нет не отвлечённо:). В самый раз!
Я продолжу на эту тему.
Пример. Вечером 19 августа, мы пошли с Варей гулять: сначала в магазин купить мороженое, потом на детскую площадку. По дороге в магазин мы встретили наших знакомых (Зоряну с папой), которые направлялись на площадку. Я поздоровалась с ними, и сказала: "Мы купим мороженое и придём на площадку."
Вышли с магазина, переходим дорогу, поравнялись с мужчиной (ему на вид лет 70, хорошо выпивший). Он протягивает Варе руку, она с такой радостью даёт ему руку, и мы уже втроём очень медленно идем.
Потом Варя говорит: папа. Я наклоняюсь к Варе и спрашиваю: посмотри, это твой папа? Варя: папа. Я: нет это не папа, это дядя. Варя: это папа. Мужчина: я не твой папа. Я: как зовут папу? Варя смотрит на меня и отвечает: я не знаю как зовут папу. (Варя меня очень удивила: на незнакомого говорит папа, и имя папы не знает. И говорила она очень убедительно, не зная её я бы ей поверила.) Чтобы как-то оторваться от этого мужчины, я хитрю, предлагаю Варе: давай быстро-быстро пойдём, а то мороженое растает, превратится в молоко. Она соглашается, Варя отпускает руку, и мы начинаем идти быстро на площадку. По дороге я переспрашиваю как зовут папу, она сразу громко отвечает: Денис. Приходим на площадку садимся на лавочку достаём мороженое, к нам подходит Зоряна (ей 3 года), улыбается, садится на лавочку с мороженым. Мы кушаем мороженое. Зоряна начинает по чуть-чуть придвигаться к Варе, а Варя в свою очередь придвигается ко мне. Зоряна снова придвигается к Варе, а Варе двигаться не куда, она уже прижимается ко мне. Я достаю с рюкзака соломку, Варя угощает Зоряну. Потом Зоряна спрашивает: когда съедим мороженое, что мы будем делать? Я: пойдём играть в песочницу. Зоряна: А у вас есть игрушки? Я: Да есть. Девочки съели мороженое, я вынула из рюкзака кулёк с ведерком, лопаткой, лейкой, пасочками и дала Зоряне. Девочки пошли в песочницу.
Вера смотрите, вот если бы было наооборот: мужчине руку не протянула и прижалась ко мне, а от Зоряны не отодвигалась, а протянула руку. Почему то есть тяга к взрослым незнакомцам, а к детям её возраста такой тяги нет. Мало того, это не безопасно, брать незнакомого взрослого за руку.
Если к 7 годам ребенок не прорисовал зрачки, есть повод поразмышлять, понаблюдать, и возможно, выявиться что-то над чем можно подумать, как помочь ребенку "видеть".
Варе не семь, но я бы хотела помочь Варе уже сейчас "видеть". (Маховер в своей книге пишет: Такие рисунки встречаются...ИНОГДА у маленьких детей...)
Чтобы к семи годам она не пропускала зрачок. Посоветуйте, пожалуйста, как это можно сделать. Ведь просто механически учить рисовать зрачок это не выход.
Я готова ответить на дополнительные вопросы.
С уважением,
Ира
Аватара пользователя
Psy
Последний визит: 21.04.2024 13:51
Специализация:
Психолог

#10

Сообщение Psy » 28 авг 2017, 20:36


Вечер добрый, Ира!
Я продолжу на эту тему.
Пример. Вечером 19 августа, мы пошли с Варей гулять: сначала в магазин купить мороженое, потом на детскую площадку. По дороге в магазин мы встретили наших знакомых (Зоряну с папой), которые направлялись на площадку. Я поздоровалась с ними, и сказала: "Мы купим мороженое и придём на площадку."
Вышли с магазина, переходим дорогу, поравнялись с мужчиной (ему на вид лет 70, хорошо выпивший). Он протягивает Варе руку, она с такой радостью даёт ему руку, и мы уже втроём очень медленно идем.
Потом Варя говорит: папа. Я наклоняюсь к Варе и спрашиваю: посмотри, это твой папа? Варя: папа. Я: нет это не папа, это дядя. Варя: это папа. Мужчина: я не твой папа. Я: как зовут папу? Варя смотрит на меня и отвечает: я не знаю как зовут папу. (Варя меня очень удивила: на незнакомого говорит папа, и имя папы не знает. И говорила она очень убедительно, не зная её я бы ей поверила.) Чтобы как-то оторваться от этого мужчины, я хитрю, предлагаю Варе: давай быстро-быстро пойдём, а то мороженое растает, превратится в молоко. Она соглашается, Варя отпускает руку, и мы начинаем идти быстро на площадку. По дороге я переспрашиваю как зовут папу, она сразу громко отвечает: Денис.

Варя сейчас уже в такой возрасте, что пора ее учить, как себя вести с чужими людьми, что не надо брать за руку чужого человека.
Мне думается, что Варя имела в виду "КАК папа", то есть, тогда ее действия вполне логичны - она идет за руку с незнакомцем, КАК БУДТО с папой, и имени, незнакомца, естественно, не знает. Следовательно, объяснять Варе надо именно эту разницу - Имени дяди ты не знаешь, а папино - знаешь, с папой ты ходишь за руку, а с чужими дядями (хоть они и могут выступать в роли "как папа") - нет.
Приходим на площадку садимся на лавочку достаём мороженое, к нам подходит Зоряна (ей 3 года), улыбается, садится на лавочку с мороженым. Мы кушаем мороженое. Зоряна начинает по чуть-чуть придвигаться к Варе, а Варя в свою очередь придвигается ко мне. Зоряна снова придвигается к Варе, а Варе двигаться не куда, она уже прижимается ко мне. Я достаю с рюкзака соломку, Варя угощает Зоряну. Потом Зоряна спрашивает: когда съедим мороженое, что мы будем делать? Я: пойдём играть в песочницу. Зоряна: А у вас есть игрушки? Я: Да есть. Девочки съели мороженое, я вынула из рюкзака кулёк с ведерком, лопаткой, лейкой, пасочками и дала Зоряне. Девочки пошли в песочницу.
Вера смотрите, вот если бы было наооборот: мужчине руку не протянула и прижалась ко мне, а от Зоряны не отодвигалась, а протянула руку. Почему то есть тяга к взрослым незнакомцам, а к детям её возраста такой тяги нет. Мало того, это не безопасно, брать незнакомого взрослого за руку.
Потому что у Вари есть опыт положительного общения со взрослым, она пока доверяет всем. Именно по-этому, пора учить Варю разнице между "своим" и "чужим" взрослым, и правилами поведения с "чужими".
С Зоряной, как с ребенком, у Вари другие отношения, - другой ребенок с одной стороны, конкурент, с другой стороны, не ведет себя как взрослый/родитель, с Зоряной Варя выстраивает другие отношения, совсем не похожие на отношения взрослый-ребенок, а ребенок-ребенок.
Варе не семь, но я бы хотела помочь Варе уже сейчас "видеть". (Маховер в своей книге пишет: Такие рисунки встречаются...ИНОГДА у маленьких детей...)
Чтобы к семи годам она не пропускала зрачок. Посоветуйте, пожалуйста, как это можно сделать. Ведь просто механически учить рисовать зрачок это не выход.
Я готова ответить на дополнительные вопросы.
Да, именно, следовать развитию ребенка, и направлять это развитие.
Что бы Вы еще хотели добавить?

С уважением, Степанова Вера, психолог
Ответить

Вернуться в «Я И МОЙ РЕБЕНОК. БЕСЕДЫ С ПСИХОЛОГОМ»