Сегодня я набралась мужества и терпения. Завтракать Арина отказалась. Попросила печеньку, но я не стала давать, объяснив, что Арина не покушала и печеньку не получит. В обед снава отказалсь кушать. Попросила бутылочку (это еще одна наша проблема, которую предстоит решить). Ее мы обычно пьем перед сном. Я сказала нет. Арина начала рыдать, даже отказалась от предложенной печеньки, швырнув ее в меня. Плакали долго и горько, успокоились кое-как и пошли спать. После сна кушать снова отказалась. Получила несколько печенек на полдник и пошли гулять. К ужину я уже готова была отказаться от затеи, лишь бы накормить ее. Мы сели за стол, Арина сама потянулась к ложке и начала пытаться кушать сама (ну конечно, я ей немного помогала). Ура! Маленькая победаЗначит не голодная. Правильно, выходите из-за стола.
Еще хочется Вам написать по результатам предоставления выбора.
С обувью на улицу выбора у нас пока не получается, погода не позволяет: одеваем сапоги и идем. А вот дома! Я предлагаю Арине выбрать, какие она плавочки оденет, носочки или колготки, платьеце, будет ли она сама умываться или я буду умывать ее. Знаете, за эти два-три дня были небольшие протесты, но в основном у нас эти дни прошли гладко, тихо и мирно. Я читала про предоставление детям выбора у Кэтрин Кволс, но почему-то для себя автоматичекски отмела этот вариант, решив, что еще рано и Арина не поймет. Может она в полной мере пока и не понимает этого выбора, но это работает! И, конечно, я пересмотрела свое поведение. Все-таки мой настрой во многом определяет поведение Ариши. Буду исправляться!
Полина Львовна, давайте теперь остановимся еще на одной проблеме - речь. Я продублирую, что писала выше.
Хорошо понимает бытовую речь. И не только мою, как было сначала. Если она что-то не понимает, то это видно по ее недоуменному взгляду, тогда я ей объясняю другими словами.
В активном словаре у нас следующее: ба-бах, барабан, баба (может на бабу сказать и полность баба); ай-я-яй - горшок, сам процесс хождения в туалет; я-я (ля-ля) - красивая; йа-йа-йа (ла-ла-ла) - музыка, мультфильм; ай - горячо, муха (муха у нас получилась таким образом из стишка); эээ - рычит медведь; бе+интонация - овечка, коза; я+интонация - уточка кря-кря; бо-бо - колобок; мама и папа - ну очень редко; мя - киса; у (но губы при этом не вытянуты трубочкой, а сжаты) - волк, самолет, параход; ай/ач - кач-кач; ам - кушать; амамам - все вкусное и съедобное; ги-ги - гуси; ань+кивает головй - да; энь+мотает головой - нет; п - включить компьютер, нажать кнопочку; пых - поезд.
Жесты - животные (кошка, собака, корова/коза - показывает рога, петух, курица/цыплята, лошадь, крокодил, заяц, свинья, обезяна, ежик) - эти жесты конечно, далеки от идеала, и посторонний человек не всегда поймет, что Арина показывает; да, нет, дай, дом, кубики, много, большой, маленький; как летают птички/бабочки, спасибо.
Сама Арина словами и жестами особо не пользуется, за исключением, если уж сильно хочется. Например, подходит к компьютеру и говорит йа-йа-йа. Я у нее спрашиваю, мультик/песенки включить. Она кивает да. Я спрашиваю, какой мультик, и она отвечает либо жестом (теремок, курочка ряба), либо имеющимся словом (бобо-колобок, ай-муха цокотуха и т.д.). Или может подойти к месту, где лежат печеньки и гворит амама и просит "дай". Во всех остальных случаях она своими словами и жестами отвечает на мои вопросы. Если ей что-то нужно, она показывает пальцем или просто смотрит на желаемое и требовательно говорит "э". Ее "э" я сопровождаю словом и жестом, чтобы она могла повторить. Но пока не особо успешно. Может "не понимать" ее э, пока она не найдет способ сообщить о желаемом по другому? Полина Львовна, а для появления обычных слов, пусть не в полном его звуковом составе, а не только лепетных еще рано?
Активный словарь пополняется очень-очень медленно. Часто он пополняется за счет того, что имеющееся слово преобретает еще на одно значение больше. Это нормально? Из-за многозначности слова о том, что Арина пытается сказать, можно понять только в конкретной ситуации.
С уважением, Ирина.

