Доброе утро, Полина Львовна.
Спасибо большое за ответ.
Это и есть основа вашей программы. Попробуйте составить, прибавляя к каждому пункту виды занятий, игр или упражнений.
Начну с первых трех пунктов.
Пункт 1. Если взрослый, рассказывая стихотворение, значительно изменит текст, замечает это (10).
Занятие:
• Выбрать три стиха, которые нравятся Варе.
Читать их неделю, через неделю значительно изменить текст.
• (в другие дни) изменить текст сказки:
"Колобок", лису заменить петушком, колобка съел петушок.
"Курочка Ряба", лиса хвостиком махнула, яйцо разбилось
"Колосок", мышонок нашел колосок.
Пункт 2. Понимает и выполняет указания с использованием предлогов "в" и "на" (10).
2.1 Упражнения:
Давать поручения:
• отнеси мусор в ведро, сложи карточки в коробку, положи мелки в коробку, отнеси веник в коридор
• положить книгу на полку, поставить тарелку на стол (чашку, бутылочку с кефиром), положить на стульчик штанишки, садись на стульчик
2.2 Задавать вопросы:
Куда ты положила мелки?
На чем ты поедешь?
Где сидят птички?
Где лежат мелки (карандаши, фломастеры)?
2.3 Игра
Сначала покормить зверей, потом посудку сложить в коробку, а зверей покатать на машине.
Пункт 3. Произносит слова или использует жесты, чтобы задать вопрос или узнать о чем-то (10, экспрессивный язык).
Задает простые вопросы, используя слова/жесты, при этом смотрит вопросительно (9).
Задает вопросы с соответствующей интонацией (10, экспрессивная речь)
Полина Львовна, хочу сократить название этого пункта, как сделать не очень понимаю.
Мой вариант: умеет задавать вопросы с соответствующей интонацией.
Сначала опишу что уже получается, затем напишу упражнения.
Сейчас Варя может задать два вопроса с вопросительной интонацией:
• Где мама (папа, баба)?
Если руками закрывает свою ногу или руку, спрашивает: Где нога (рука)?
• Куда пошла мама (баба)?
Еще, моя мама учит Варю спрашивать у меня: Можно ...?(например, можно печенье?) Варя может повторить за бабушкой, сама не использует.
Муж перед тем, как включить мультфильм спрашивает: Какой включить? Варя сначала всегда отвечала — другой, недавно появились новые варианты — по кооля/ про короля, колобок, колосок.
Может подойти и сказать: Мультик. Какой включить?, по видимому, она связала: если так сказать, то можно посмотреть мультфильм.
Полина Львовна, как это направить в правильное русло, посоветуйте, пожалуйста?
Хочу научить Варю задавать два вопроса:
кто?
что?
Упражнения:
3.1 ЧТО?
Упражнения:
1. Я: у меня есть для тебя что-то интересное! Скажи "что?"
Варя: Что?
Я: новая игра.
Показывая игру, начинаем играть.
2. (Юла или шарманка лежит в прозрачном пакете)
Я: (указывая на пакет) Скажи "что это?"
Варя: Что это?
Я: это твоя юла! Пойдем играть!
3. Пришла в гости бабушка, Варя тянется за сумкой, в которой лежат покупки.
Бабушка: Скажи "что в сумке?"
Варя: что в сумке?
Бабушка: банан! Пойдем кушать!
4. (Коробочка с крышкой, в ней игрушки: машинка, кошка, собака, мальчик, девочка)
Я: (стучу по крышке) тук-тук, что там? Скажи: что там?
Варя: что там?
(открываем вместе крышку)
Я: ой, смотри: киса, машинка, собака, мальчик, девочка.
3.2 КТО?
1. (Бабушка пришла)
Я: кто-то пришел. Скажи "кто?"
Варя: Кто?
Я: (открываю дверь) бабушка!
2. (Я по очереди прячу зверят под одеялом)
Я: смотри! Кто-то под одеялом. Скажи "кто?"
Варя: кто?
(волк появляется из-под одеяла)
Я: Волк!
3. Я: Кто-то хочет тебя поцеловать. Скажи "кто?".
Варя: Кто?
Я: я! (целую Варю в щечку)
4. (договорится, чтобы Денис или бабушка позвонили по телефону)
Я: кто-то хочет поговорить с тобой по телефону. Скажи "Кто это?"
Варя: кто это?
Я: это папа! Папа хочет поговорить с тобой!
(даю Варе телефон)
4. (Рассматриваем альбом)
Я: кто это?
Варя: папа.
Я: (продолжаю показывать на фотографии, а затем на кого-то, кого Варя не знает) Скажи "кто это?"
Варя: кто это?
Я: Даша.
Про рассказы для связной речи.
Про зайку мне очень нравится.
Осталось только нарисовать.
Про папу.
Это папа.
Папа надел шапку, пальто, ботинки.
Папа сел в машину.
Папа поехал на работу.
Все что, Вы предлагали раньше про мальчика, передела про папу.
Это тоже еще в проекте.
Про Варин день.
Очень хорошая идея, спасибо большое.
Давайте я попробую составить, только чуть позже, после того, как разберем развитие речи.
Новости:
1. Авава делает порядок (на полу складывает карточки),
Авава делает бошую/большую стопку.
2. Папа скажет молодец (в ванной чистит зубы)
3. Колосок смотреть идем.
4. (Сама сидит на полу играет) бошие/большие ноги идут по дооге/ дороге, топ-топ.
5. Мыть волосики.
6. (В ванной, купаем Варю, муж указательным и большим пальцами "идет" по спине, Варе щекотно.) Варя: папа не надо бежать.
С уважением,
Ираи