Здравствуйте, Полина Львовна.
Хороший вопрос. Слова мама, папа, деда, баба, няня, тетя - с одной стороны, детские, но уже перешли во взрослую речь.
Так что подписывать их можно.
Не подписываем то, что Слава называет звукоподражанием.
Приведу пример: Слово "КОРОВА"
Если Славик называет картинку "МУ" - не подписываем и в альбом, который он будет читать - не вставляем.
Если Славик называет картинку "КО" или "ОВА" подписываем и вставляем в альбом для чтения.
Давайте назовем его "первая книга.
Там будет фотография Славы и написано "Я"
Потом фотографии близких, которые он может назвать,
Потом все взрослые слова, независимо от качества произнесения.
Вот эта первая книга уже поможет вам.
Отслеживайте словарь мальчика, записывайте его, выделяйте взрослые слова.
А дальше можно будет улучшать их структуру, например, отхлопывать по ладошкам.
Поняла, спасибо! Кстати, у вас на сайте есть серия видео по теме "жестовая речь", как считаете, нужно ли нам со Славой учить жесты? Я все хотела взяться за этот блок, но муж считает, что у Славы вполне хорошо развивается речь и ему не надо учить жесты, боится что если Слава научиться жестам и мы будем его понимать, то и говорить у него не будет необходимости. А мне кажется хорошо, если Слава больше сможет выразить своих чувств, желаний. Например, он не может пока сказать "груша" или "яблоко", а жестом смог бы показать.
Подобные пособия можно сделать самому
1.
Вместо доски со штырьками:
Взять плотную картонную коробку, проделать в крышке отверстия и вставлять в них карандаши, прищепки.
2.Доску с выемками для подбора фигурок делать немного дольше, но тоже не сложно.
Можно взять два квадрата или прямоугольника и толстого гофрированного картона.
Подобрать круглые предметы разного диаметра, например, это могут быть пластмассовые флакончики из-под лекарств.
В одном квадрате вырежете круглые отверстия разного диаметра.
Потом эти два листа картона склейте.
Так вы получите доску с углублениями.
Флакончики можно использовать вот такого типа. А можно брать только крышечки от них.
Позже вы сможете сделать доску с выемками разной формы.
Впоследствии, вы сможете сделать доску с выемками разной формы: В вырезать отверстия, в которые встанут: кубик, кирпичик, цилиндр.
Вот здорово! Интересный хэндмейд
А вот тут еще такой пункт: кладет крупные круглые формочки в специальную коробку с отверстиями разных форм.
Я правильно понимаю, что речь идет про обычный сортер, только малышу пока надо выдать одни круглые формочки? Это должны быть именно круглые формочки или шарики подойдут? Вместо формочек опять же можно использовать крышечки, если делать такой сортер своими руками.
Еще интересный пункт: любит игры и игрушки, предполагающие предвкушение действия.
Приведите пожалуйста пример таких.
И, у нас много пробелов по самообслуживанию:
1. Пьет из чашки-непроливайки без посторонней помощи.
Купила кружку фирмы munchkin, но не знаю как объяснить Славе, как из нее пить. Он вообще у нас очень плохо и мало пьет. Нет такого питья которое он бы сильно любил, хотел и мог прям пол кружки выпить. Обычно я хожу за Славой со стаканом и уговариваю сделать пару глоточков.
2. Чистит зубы с помощью взрослого
Поскольку у Славы есть проблемы с зубами (плохая, слабая эмаль), то чищу зубы я ему сама, что бы сделать это как следует. А сам он так, для вида щеткой во рту повозит. Поэтому делаем мы это обычно на кровати, Слава ложиться головой ко мне на бедро, открывает рот, а я чищу ему зубы, окуная зубную щетку в стаканчик с водой. А поскольку паста детская и сидим мы на кровати, то и рот не полощем, я просто протираю ему зубки ватным диском.
3. Снимает носки
Слава стаскивает себя носки, берется за кончик носка, где пальцы и просто тянет. Поэтому если носок сидит плотно, если он длинный, то Слава уже не может его снять.
Еще он часто пытается сам одеть носочек, но ему удается его только на большой палец ноги натянуть, руками сил не хватает достаточно растянуть носок.
4. Держит чашку двумя руками и пьет, немного проливая при этом.
Слава мог бы сам пить, например, кефирчик. Мы даже сделали ему специальны кружечку с вырезом. Но, я никак не могу приодолеть в себе этот страх разлитой жидкости по столу, по полу, по ребенку. Как вспомню сколько времени мы мучились с летающей ложкой. Если столько же времени будет летать и кружка...в общем, никак не решусь и держу пока кружку сама.
5. Пьет через соломинку
Еще и не пробовала
6. Участвует в мытье рук
Слава неплохо справляется с мытьем рук, но после того как их намылит - всегда облизывает (ест мыло), ничего уже не облизывает, а вот мыло с рук слизывает. Оно даже без каких либо ароматизаторов! Думала попробует пару раз - не понравится, но, похоже ему нравится. Пену для бритья тоже ест. Как-то решили сенсорную игру устроить, повозиться с пеной, а он ее есть стал. В детском центре играли с искусственным снегом (крахмал чем-то разведенный), дети лепили снеговиков, снежки, горку, а Слава пытался его съесть. Думали попробует один раз - не понравится, но, ему похоже понравилось.
7. Надевает шапку на голову
Слава надевает сам шапку, но не плотно, накидывает себе на макушку, а я уже вниз ее до конца подтягиваю.
8. Дает понять, когда он сходил в штаны
Нет. Пока мы дошли только до того, что Слава ходит на горшочек тогда, когда его посадишь. Но, если вовремя не посадить, сходит в штаны и молчит, будет продолжать играть.
9. Хочет и стремится самостоятельно совершать разные действия: есть с помощью приборов, раздеваться и т.д.
да, иногда Слава стремиться сам есть суп, но я ему не даю, потому что весь суп будет на футболке. Однажды Слава даже расплакался, потому что я не дала ему ложку, а он хотел сам суп есть.
еще Слава часто любит играть со штанами, надевает и снимает их, но только на правую ногу. Иногда целая проблема куда-то собраться. Заберет у меня штаны, хочет сам надеть, но надевает только на правую ногу. Пытаюсь подхватить и помочь следом и на левую ногу одеть, но он тогда злится, не дает помогать. Сижу жду по пол часа пока наиграется.
Бывает кофту заберет, одну руку просунет в рукав, другую, пытаюсь подхватить и помочь дальше на голову одеть, злится, кричит, не дает помогать. И сам дальше не пытается надеть. Так снимает-надевает, снимает-надевает, а я сижу жду, когда ему надоест. Что делать? Как помочь ему дальше продвинуться? Он уже вполне мог бы сам штаны надевать, у него уже очень хорошо получается, даже колготки натягивает до конца на одну ногу, а на вторую даже не пытается.
С уважением, Анастасия Горбунова.