Запуск/вызывание речи у детей раннего возраста. Система формирования общения и речи ребенка раннего возраста

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#1 Запуск/вызывание речи у детей раннего возраста. Система формирования общения и речи ребенка раннего возраста

Сообщение polina » 05 мар 2018, 17:11

Уважаемые посетители форума, мне часто задают вопросы о том, как развивать речь ребенка.
У нас много  материалов на эту тему, но чтобы познакомиться с системой работы, я предлагаю вам прочитать эту статью. Она поможет вам ориентироваться в обширном материале, которые есть в библиотеке и на форуме.
Поговорим о  системе формировании  общения и  речи ребенка  раннего возраста.
Как запустить речь неговорящего ребенка?
Нужно ли ждать, когда отставание речевого развития станет очевидным?
Какие направления работы являются основными?
Как выглядит логопедическая работа с младенцами и детьми раннего возраста?
Как связано развитие речи с другими сторонами развития ребенка?
Это непростые вопросы и ответом на них является системный подход к развитию речи и к развитию ребенка в целом.
Когда начинать?
Специалисты, занимающиеся запуском речи  говорят, что начинать нужно рано, в 6-7 месяцев, если к этому возрасту не появился лепет.
Мы  рекомендуем стимулировать появление и развитие речи еще раньше - с рождения.
Почему не нужно ждать отставания?
Из данных психофизического профиля развития мы знаем, что речь, особенно экспрессивная (собственная речь ребенка)  является слабой стороной развития. Это значит, что мы должны формировать общение и речь,  не дожидаясь задержки речевого развития.
С чего начинать?
С формирования общения: контакт глаз, обмен звуками, улыбка - все это представляет собой невербальный/неречевой диалог и становится основой речевого диалога.
Система развития речи
Какие стороны речи требуют нашего внимания?
Напомню, что развивая речь,  мы говорим о понимании речи и собственной речи ребенка.
Обе эти стороны присутствуют в диалоге ребенка со взрослым или другим ребенком: ребенок понимает о чем говорит собеседник и отвечает ему. Развитие речи ребенка происходит в общении и важно, чтобы это общение проходило в процессе совместной деятельности.
Понимание речи
Понимание речи возникает не сразу. Сначала малыш понимает интонацию и ституацию, потом он понимает речь в ситуации, например, если вы позвали его купаться и при этом он видит, что вы достали полотенце и слышит звук льющейся воды - ребенок понимает, что ему предстоит купание.
Конкретная ситуация, сопровождаемая понятной и лаконичной речью – необходимое условие развития понимания речи.
Следующие шаги в развитии понимания речи направлены на то, чтобы от понимания речи в ситуации перейти к пониманию речи вне ситуации.
Подробнее  о понимании речи можно прочитать здесь https://downsideup.org/ru/catalog/article/razvitie-ponimaniya-rechi
Этой же теме посвящено  приложение №3 в книге "Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна"
Формирование  собственной речи ребенка  включает несколько направлений.
  1. Вызывание первых слов в жизненно важной, понятной и эмоциональной ситуации. Напомним, что словами мы считаем любые звуки, слоги, звукоподражания, которые несут постоянную функцию. Все эти слова фиксируются родителями для дальнейшего использования. Так взрослый, разговаривая с ребенком, использует детское слово, взрослое слово и при необходимости жест. Подробнее о жестах вы можете прочитать здесь https://downsideup.org/ru/catalog/article/ispolzovanie-zhestov-v-praktike-daunsayd-ap
  2. Расширение  репертуара звуков и слогов, которые служат  базой для появления слов. С этой целью используются картинки, жесты и движения, которые помогают ребенку повторять звуки и слоги с опорой на зрительное восприятие и двигательную память. Помимо расширения количества  звуков и слогов, которые может произнести ребенок, он учится повторять за взрослым, а это очень важно для дальнейшего обучения ребенка. Подробнее можно прочитать здесь https://downsideup.org/ru/catalog/article/ispolzovanie-kartinok-i-kartochek-dlya-stimulyacii-rechi-v-rannem-vozraste
  3. Появлению новых звуков и слогов способствует массаж лица, губ и ротовой полости. Его можно делать дома. Описание есть в книге "Формирование навыков общения и речи" приложение 6.  Можно использовать и простые приемы  артикуляционной гимнастики.
  4. Развитие умения называть все знакомые слова, ориентируясь на картинки и символы. Не имеет значения качество произношения. Ребенок просто должен назвать каждую картинку доступным для него способом: кс –кошка,  бай, ааа или пи – спит. Мы рекомендуем сделать «говорильный альбом или говорильную коробочку, в которых находятся только те слова, которые ребенок может назвать. Это создает ситуацию успеха и желание самому называть картинки. Все имеющиеся слова использовать в игре и повседневной жизни
  5. Занятия по  улучшению качества речи. Речь идет не о постановке звуков, а о формировании  слоговой структуры слов. Начинать эти занятия можно, когда у ребенка начнут появляться взрослые слова. Например, ребенок называвший корову «му», начал говорить «ова» или «ко».  Наглядная демонстрация слова  с помощью глобального чтения и его структуры с помощью карт «ладошки»  помогают улучшить качество воспроизведения слова.  К работе над улучшением качества речи можно  отдельно массаж органов речи, организацию правильного кормления. Этому посвящены приложения №№ 4 и 6 в книге "Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна"
  6. Формирование фразы с помощью карт- схем предложения и глобального чтения.  Подробнее про вызывание слов и формирование фраз вы можете прочитать  в статье:    "Методические приемы формирования фразовой речи на этапе аморфных слов" https://downsideup.org/ru/catalog/article/metodicheskie-priemy-formirovaniya-frazovoy-rechi-na-etape-amorfnyh-slov
  7. Формирование связной речи представляет собой составление простых рассказов с опорой на зрительное восприятие. Кроме классических приемов составления рассказов по серии картин, пересказу адаптированных сказок мы рекомендуем метод комментированного рисования. методом комментированного рисования.
Работа над этими направлениями вначале ведется  раздельно, объединяясь только на определенном этапе развития речи.  Например,  занимаясь вызыванием/запуском речи и накоплением первоначального "нянюшкиного" словаря, мы  не занимаемся качеством речи. Позже, при появлении  в речи ребенка  взрослых слов, включается работа со слоговой структурой.  Параллельно с этим ведется работа над формированием простой фразы, но оба эти направления соединяются не сразу, а только после того, как правильная  структура  того или иного слова будет автоматизирована, то есть ребенок легко будет воспроизводить слово изолированно
У ребенка раннего возраста все стороны развития взаимосвязаны и потому система развития речи как деталь пазла входит в общую картину развития: двигательного, сенсорного,  эмоционального,  познавательного, игры и самообслуживания.
Об этом вы можете прочитать в статье, которая поможет вам  обследовать ребенка по ДНЕВНИКУ РАЗВИТИЯ, составить комплексную программу развития и реализовать ее с помощью наших рекомендаций и  таблиц "Я ВСЕ СМОГУ" https://downsideup.org/forum/viewtopic.php?f=31&t=19 
Речь ребенка развивается в общении, которое происходит в конкретной понятной ситуации: игре, повседневной жизни и на специально организованных занятиях. Если ребенок использует свои речевые навыки только на занятиях - он продолжает оставаться неговорящим ребенком. Его неумение попросить, согласиться, отказаться, договориться - приводят к серьезным эмоциональным и поведенческим проблемам.

                                                                              Первый словарь вашего малыша
Какие слова первыми должны войти в словарь ребенка?
У каждого ребенка есть свои предпочтения и интересы, которые влияют на  выбор первых слов, но, тем не менее есть основные показатели, которые помогут нам правильно отобрать слова для первоначального лексикона.
  • Интерес  ребенка. Прежде всего,  в словарь войдут те слова, которые отражают интересы ребенка, понятны ему и используются в повседневной жизни. Все эти слова ребенок должен понимать,  они должны ежедневно использоваться в быту и игре, они должны помогать ребенку общаться с окружающими. Первые слова могут относиться к разным частям речи. У кого-то это будет слово «бах»- упал, у кого-то «и____» - мышка, у кого-то ОООО – большой.  Очень важно, чтобы у ребенка были слова и жесты, которые помогут ему выразить свои желания, переживания и просьбы, например, дай, на, не хочу, иди сюда.  Обращайте внимание на то, что интересно ребенку. Если его любимая игрушка мишка панда – значит, оно и войдет в словарь. Если малыш любит катать машинку, значит  слова би-би, дррр  будут в его репертуаре.
  • Окружение ребенка. Здесь остановимся намного подробнее. Темы, по которым формируется словарь, отличаются от тех, с которыми мы привыкли встречаться в более старшем возрасте. Чаще всего, эти темы связаны с повседневной жизнью, а значит  в одну группу попадут слова, обозначающие еду и посуду. Сюда же войдут существительные салфетка, глаголы вытри, возьми итд. Слов в каждой  такой группе должно быть мало, они должны быть постоянными.
  • Общение ребенка. Слова и жесты, имеющиеся у малыша должны помогать ему общаться с окружающими.
  • Речевые возможности ребенка. Слова должны соответствовать речевым возможностям ребенка: допустимо длительное использование детских слов. Но по мере взросления и появления в речи ребенка полных слов рекомендуется использовать классификацию А.К. Марковой, к которой я подобрала отдельные слова, чтобы было понятно, о чем идет речь.  Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):
Последовательность усложнения слоговой структуры
  1. Двухсложные слова из открытых слогов. Мама,  муха, иду, мою
  2. Трехсложные слова из открытых слогов. Собака, машина, кубики, билеты, помоги, гуляю
  3. Односложные слова. Мак, дом, мыть, пить
  4. Двухсложные слова с закрытым слогом. Домик, котик, бубен, утюг
  5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова. Лента, туфли, капли, банка, утка
  6. Двухсложные слова из закрытых слогов. Доктор, зонтов (нет зонтов), мыльный, , низкий, уснуть
  7. Трехсложные слова с закрытым слогом. Носочек, утенок, пять бананов, наливать, соленый, заболел, пылесос
  8. Трехсложные слова со стечением согласных. Буханка, бумажка, цыплята, яблоко
  9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Автобус, виноград
  10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. Матрешка, морковка
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова. Хлеб, стол, бант, волк
  12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных. Спички, скалка
  13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова. Скакалка, хлебница.
  14. Многосложные слова из открытых слогов. Черепаха, пуговицы
Слова каждого типа ребенок сначала учится произносить изолированно, потом в словосочетании  из двух слов, потом в более сложных речевых конструкциях.                 
Мы рекомендуем вам ознакомиться с темами, которые специально посвящены развитию общения и речи.
Эти темы проиллюстрированы  большим количеством видео и фотоматериалов, что поможет вам активно участвовать в развитии речи малыша.
"Развиваем общение и речь с рождения" https://downsideup.org/forum/viewtopic.php?f=31&t=21
"Занятия по развитию общения и речи "Начинаем говорить" https://downsideup.org/forum/viewtopic.php?f=31&t=20 
Вы уже наверное столкнулись с тем, как  трудно найти логопеда,  который умеет заниматься с детьми раннего возраста.  Не каждый специалист знает,  как формировать речь  с рождения, но вы, родители,  вполне можете помочь вашему малышу, сформировав  речь такого уровня, когда  найти логопеда будет гораздо проще.
На любые вопросы, которые возникают у вас,  мы готовы ответить индивидуально в ваших личных темах.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «ЧАВО»