Лизавета 09.11.2013

Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 03.07.2020 15:39
Специализация:
Логопед, дефектолог

#11

Сообщение Иванова Марина М. » 27 май 2020, 23:50

Про куклу.
Трясет куклой. Это та деятельность, которую она сама придумала, инициировала. Очевидно, что у Лизы есть потребность в движении, она, как и все дети после того, как научились ходить, хочет трансформировать пространство. И Лиза это делает таким образом. Да - это устоявшийся шаблон. Да - деятельность надо расширять, но это делается не только через транслирующие действия. Лучше это делать через поддержку и развитие инициативных действий. С инициативой у Лизы трудности. Она выполняет в основном Ваши прямые инструкции. Забегу чуть вперед, прямая инструкция в общении - это директивное общение. Лиза не играет с детьми, потому что надо проявлять инициативу. Инициативу дети учатся проявлять в игровой деятельности. Это то пространство, в котором ребенок может устанавливать правила совершенно оправдано.  Взрослый устанавливает правила в повседневной жизни, в бытовой деятельности, дети - в свободной творческой игре. Если в игре устанавливает правила опять взрослый, то где пространство для реализации этой потребности у ребенка? Там где удастся настоять на своем в повседневной, бытовой жизни. Вот и идет путаница. 
Теперь вернемся к видео 4 (игра в город). Я посмотрела на ответные и инициативные действия Лизы. Это же не дидактическая игра была? Там допустим свободный формат. Почти на каждый Ваш вопрос "А кто еще..." Лиза давала ответ. НО! Почти каждый ее ответ или критиковался, или встречал дополнительный вопрос с транслирующими действиями, или был встречен непониманием . Я заметила, что как раз на многие критические действия с Вашей стороны Лиза или замолкала, или мычала, или переключала внимание на другой предмет. Но Вы старались ее вернуть к своему ответу. Она отвечала на те вопросы, где нужен был точный академический ответ, без придумывания и фантазии, например пересчет предметов. Замете, это уже Вы устанавливали правила. Но Лиза, как и любой ребенок хочет быть успешной, и она отодвигала свою потребность в сторону, и из любви к Вам отвечала.   А уже свою инициативу, она проявляет в бесконечном и уже автоматизированном подергивании куклы перед телевизором.   
Вот про елку. Ну пусть елка растет в доме. В игре может быть все, что угодно. Там проигрываются разные сюжеты. Это на прогулке, Вы потом расскажите ей, что елка растет в земле. Но в игре елки могут расти и в доме. Или медведь, который не живет в городе - опять блок на фантазию и воображение. 
Как связана инициатива с речью? Очень просто. Инициатива в деятельности дает развитие инициативной речи. Сначала все происходит во внешнем плане, затем сворачивается во внутренний план и ребенок об этом сам говорит.
Как можно развить инициативу? Через поддержку и только. Вот выросла в игре елка в доме, а взрослый подставляет горшок для елки и говорит: "Отлично, красивая елка! Вот тебе горшок с землей. Расти высокая, красива!" Т.е. взрослый поддерживает то, что делает ребенок и предлагает что-то еще. Если ребенок не принимает действия взрослого, значит соглашаемся и с этим. Но можно действовать еще хитрее. Можно одушевить какого-либо персонажа, и говорить и действовать от его лица. Изначальный отказ ребенка может быть связан с прямой инструкцией взрослого "Вот горшок" и негатив ребенок скидывает на взрослого. Но если горшок принесет мальчик или девочка, то может и примется такое действие. В любом случае, ответ ребенка будет направлен не на взрослого, а на игрушку. А Вы еще и поддакивать Лизе будете, если она не захочет, чтоб мальчик принес горшок. Сплошная поддержка будет и шаг вперед в плане речи.
Про речь вот почему. Во время озвучивания игрушки, взрослый дает образец фразы от первого лица! "Я принес", "Я не хочу" и т.д. А у Лизы ответы в основном однословные. И сейчас очень актуально сочетание местоимения и существительного или местоимения и глагола.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 03.07.2020 15:39
Специализация:
Логопед, дефектолог

#12

Сообщение Иванова Марина М. » 28 май 2020, 00:09

Когда ребенок выражает свое несогласие, отказ, протест в игре с игрушкой, он переживает этот опыт именно в игре, в своем пространстве. Он реализует свою потребность устанавливать правило. В игре он этим "насытился" и уже в повседневной жизни у него отпадает такая потребность. Своим протестом в игре ребенок сбрасывает возникающее напряжение. И тогда в повседневной жизни не происходит этого сброса. Очень важно дать понять ребенку, что Вы принимаете его протест. Напряжение не растет. Я иногда на занятиях по игре даже советую поиграть в слово "нет" и "не хочу". Это безопасное пространство для ребенка, в котором его протест трансформируется из реакции телом (уход, отворачивание) в речевой протест или жестом рукой. 

Но точно надо разделять: дидактическую игру (по правилам, которые соблюдает и взрослый и ребенок; и она по расписанию) и свободную игру (правила устанавливает ребенок).

Pisces, откликнитесь на эту информацию. Жду. Как Вам такие мысли? Согласны не согласны? Еще говорим об этом или отвечаю на вопросы дальше и даю еще рекомендации? Поскольку есть еще поле для беседы.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Pisces
Последний визит: 14.06.2020 17:54
Дети:
Елизавета
09.11.2013

#13

Сообщение Pisces » 29 май 2020, 21:42

Марина, добрый вечер... Несколько раз уже перечитываю Ваши сообщения...пытаюсь разложить все по своим полкам, обязательно напишу ближайшие дни. 
Аватара пользователя
Pisces
Последний визит: 14.06.2020 17:54
Дети:
Елизавета
09.11.2013

#14

Сообщение Pisces » 01 июн 2020, 17:23

Каждый день пишу Вам ответ понемногу.
Я профессионал совсем в другой области... Всю жизнь я работала с серьезными финансами... а там всегда правила. С фантазией сложно, да…глубокий логик я. Поэтому и обращаюсь к Вам, специалисту, чтобы понять в каком направлении мне с дочерью двигаться. Играть мне с ребенком очень сложно и я часто не понимаю, как (ну это мои «тараканы»). Зато умею учить чему-то конкретному, идти к выполнению задачи. Поэтому в игру пытаюсь ввести практичные знания: счет и слова. Играть в такие игры стараюсь когда и Лиза на этой же волне и готова общаться,  а не по расписанию. Бывает она не допускает никого в комнату к своей игре и всем кричит: «Уйди, не мешай». Полностью свободная игра у нее ежедневно проходит с мужем.
Ваше замечание по инициативе учту и общению от имени игрушки. За конкретные примеры спасибо, так проще мне понять Вашу мысль.
  
Всё-таки про действия с сосанием пальца мне не очень понятно, что делать в этой ситуации нам, родителям. Ранее консультировалась с психологом Ильей, и он предположил, что это аутостимуляция и нужно от неё уходить. Мы стали в момент укладывания тихонечко но настойчиво вынимать палец изо рта. Теперь я заметила, что у Лизы погрызены ногти, я так понимаю, она это делает вместо сосания пальца.  И успевает дергать себя за ресницы (ну и ранее так было). Какой же способ нам ей предложить для замены этих привычек? От них ведь нужно уходить!
Куклу она и так всегда  укладывает рядом спать, днем может добавить к ней еще одну-две других, на ночь только с этой. Заводила я с ней разговор несколько раз, предлагая выбрать имя кукле, на что она сказала, как отрезала: «Синя!» (это  означает, что ее куклу Лялю зовут Синяя, она такого цвета) и по тону, которым это сказано, стало понятно что это не обсуждается. Принимается ли «Синяя» как имя куклы? Ну и когда кто-то ранее спрашивал у неё про то, как зовут куклу, ответ всегда был «Синя Ляля».
Про игры. Один-два раза в день она играет самостоятельно в комнате. Ей никто не руководит,  она проявляет фантазию и зовет нас уже на результат игры. Рассаживает кукол, накрывает стол, укладывает спать, лечит. Раскладывает лото, сортирует картинки…

Прикрепляю фото самостоятельной игры, запечатлела уже итог, когда дочь сама меня позвала.
Вложения
IMG_20200503_120141.jpg
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 03.07.2020 15:39
Специализация:
Логопед, дефектолог

#15

Сообщение Иванова Марина М. » 01 июн 2020, 19:31

Здравствуйте, Pisces! 
Pisces: писал(а): Поэтому и обращаюсь к Вам, специалисту, чтобы понять в каком направлении мне с дочерью двигаться.
Image Вот мы и начали определять направления.

 Играть мне с ребенком очень сложно и я часто не понимаю, как (ну это мои «тараканы»). Зато умею учить чему-то конкретному, идти к выполнению задачи. Поэтому в игру пытаюсь ввести практичные знания: счет и слова.
Отлично! Одушевляйте куклу, пусть кукла будет требовательной. Вы садитесь ближе к кукле, напротив Лизы. Берете куклу в руки и говорите от ее лица, например в игре "Доктор": "Лиза, я болею! Мне нужно выпить микстуру из большой бутылки"/ "Лиза, мне горло болит. Дай мне 2 синие таблеточки" и т.д. Если Лиза не хочет давать таблетки, то тут Вы чуть теребите куклу и повторяете проблемную ситуацию: "Лиза, мне очень болит горло" - Вы можете похныкать, посадить куклу на коленки к Лизе, и дальше внимательно ждете и слушаете то решение, которое придумала Лиза. Роль взрослого пассивная, Image создавать проблемные ситуации, напоминать о них в игре. Причем напоминать не в 3-ем лице: "Лиза, кукла заболела, полечи ее", а напоминать от 1-го и 2-го лица:"Лиза, Я заболела"/"МНЕ болит горло". Т.е. не использовать прямые инструкции.

Играть в такие игры стараюсь когда и Лиза на этой же волне и готова общаться
Ребенок готов общаться, когда взрослый не диктует условия игры, а поддерживает правила ребенка. За счет каких приемов можно поддержать правила ребенка: повторять за ним слова (произносить в точности, как сказал ребенок); подавать ребенку игрушки (быть продолжением его рук); располагаться напротив ребенка, напротив игрушки.

Я посмотрела фотографию - она прекрасна, но сидит Лиза за спинами у кукол. Она копирует тот стиль, который принят в семье. Вспомните расположение на видео, Вы располагались сбоку, папа - напротив. Вы когда с кем-то разговариваете, то стараетесь располагаться напротив. В дидактических играх тоже располагайтесь напротив Лизы, можно через стол. Если Лизе надо складывать какие-либо фигурки, то пусть они будут у Вас и Вы их подавайте девочке, чтобы был диалог через предметную деятельность. Для наглядности обратимся к видео, в котором Лиза играет с папой. Во время складывания фигурок, Лиза почти не смотрит на папу. Что делаем? Папа изначально складывает все фигурки у себя и Лизе их подает: "Лиз, у меняя еще фигурки есть" - и дает их ей без каких-либо условий. Получится, что фигурка всегда будет находиться между папой и Лизой, желательно на уровне лица. Если папа будет держать фигурку напротив своего лица, то Лиза как раз и будет осуществлять перенос взгляда: то на фигурку, то на лицо папы. А еще можно запрашивать любимый ответ. Это делается в контексте деятельности ребенка. Вот складывает Лиза фигурки, замечательно, значит спрашиваем: "Еще будешь складывать?" - "Да".  "Вот, еще фигурка у меня есть".
Бывает она не допускает никого в комнату к своей игре и всем кричит: «Уйди, не мешай».
А Лиза знает, что такое мешать? Мешают, это когда вмешиваются в игру. Но Вы можете сказать: "Лизочка, люблю смотреть, как ты играешь! Я тихо-тихо посижу! Я хочу побыть с тобой". Но при этом, Вы действительно тихо сидите, улыбаетесь игровым действиям Лизы. 

  
Всё-таки про действия с сосанием пальца мне не очень понятно, что делать в этой ситуации нам, родителям. Ранее консультировалась с психологом Ильей, и он предположил, что это аутостимуляция и нужно от неё уходить. Мы стали в момент укладывания тихонечко но настойчиво вынимать палец изо рта. Теперь я заметила, что у Лизы погрызены ногти, я так понимаю, она это делает вместо сосания пальца.  И успевает дергать себя за ресницы (ну и ранее так было). Какой же способ нам ей предложить для замены этих привычек? От них ведь нужно уходить!
Ребенок действительно не откажется от таких действий самостоятельно. Любые пресечения будут провоцировать его на поиск альтернативы. Я предложила Вам в сообщении выше поговорить с Верой.
У нас бывают подобные беседы на коллегиальных консультациях (мы с Верой в команде работаем на онлайн и очных консультациях). Обычно, Вера является ведущей в разговоре на эту тему. Я не могу ответить на этот вопрос. Из нас двоих Вера более компетентна.
Заводила я с ней разговор несколько раз, предлагая выбрать имя кукле, на что она сказала, как отрезала: «Синя!» (это  означает, что ее куклу Лялю зовут Синяя, она такого цвета)
Pisces, Лиза куклу назвала Синя, "Синяя" - это уже Ваша интерпретация. Посмотрите комментарий выше о том, как поддерживаем игру ребенка - в точности повторяем его слово. Вспомните персонажей - Незнайка, Знайка и т.д. У них имена по каким-либо чертам. Лиза придумала имя Синя. Не переиначивайте его, просто согласитесь: "Прекрасное имя! Синя, привет!"

Принимается ли «Синяя» как имя куклы?
Да.

Про игры. Один-два раза в день она играет самостоятельно в комнате. Ей никто не руководит,  она проявляет фантазию и зовет нас уже на результат игры. Рассаживает кукол, накрывает стол, укладывает спать, лечит. 
Отлично! Задайте проблемную ситуацию. Вот позвала Вас Лиза в комнату, где сидят куклы и пью чай. Посмотрите на Синю (к примеру) и задайте кукле вопрос: "Синя, а что это у тебя руки грязные? Ты торт руками ела? Оооой, надо же, вот тебе салфетка. Вытри руки. Лиза так старалась, скатерть положила, а ты, как хрюшенция ешь!" Дальше кладете влажную салфетку около куклы Синя и напоминаете ей: "Синя, салфетка для тебя! У тебя грязные руки!" И дальше ждите! Любая игрушка, в подобных ситуациях, ребенком воспринимается как живая. И у детей с синдромом тоже так! Я очень много моделировала подобных ситуаций на очных встречах с детьми. Дождитесь, когда Лиза сама возьмет салфетку, и вытрет кукле руки! Можно еще мотивировать так: "Фу-фу, Синя, руки грязные. Мы сейчас пойдем читать сказку. Не дам тебе книгу в грязные руки, фуууу-фуууу-фууу. Грязные руки. Сейчас еще испачкаешь красивое платье Лизы".    Вот таким образом создаем проблемную ситуацию в игре. Если кукла вдруг упала, так и озвучиваем: "Эй, Синя, возвращайся. Тут лежит твоя салфетка (+ указательный жест). 

Думаю, что такой поворот событий будет интересен и Лизе, и Вам.

  
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Pisces
Последний визит: 14.06.2020 17:54
Дети:
Елизавета
09.11.2013

#16

Сообщение Pisces » 02 июн 2020, 21:34

Иванова Марина М.:::: писал(а):А Лиза знает, что такое мешать? Мешают, это когда вмешиваются в игру. 

Доброго времени суток, Марина! 
Я эти ее слова понимаю, как: хочу побыть одна, поиграть одна. Через какое то время она сама обычно зовет поучаствовать дальше (присоединиться) к игре. Есть ли в этот момент необходимость настоять, чтобы быть рядом? 
Иванова Марина М.::::: писал(а):  За счет каких приемов можно поддержать правила ребенка: повторять за ним слова (произносить в точности, как сказал ребенок); 
      Вот тут хочу еще раз уточнить по произношению слов. Она многие слова говорит не четко: "не буБу" или "Бом" (дом), аао (молоко), ааа (очень сложно: собака) и мне так повторять? Я тебе налила аао? Если я верно поняла Вас, то как ребенок будет понимать как звучит верное произношение слов? Иногда я вообще не понимаю произнесенное ею слово и приходится предложить 2-4 варианта, пока Лиза подтвердит, что она сказала именно это...

Иванова Марина М.::::: писал(а):  Я предложила Вам в сообщении выше поговорить с Верой.
У нас бывают подобные беседы на коллегиальных консультациях (мы с Верой в команде работаем на онлайн и очных консультациях). Обычно, Вера является ведущей в разговоре на эту тему. Я не могу ответить на этот вопрос. Из нас двоих Вера более компетентна.

Написала в тему психолога. Я пока еще с трудом ориентируюсь на форуме...

Марина, благодарю за такой развернутый и конкретный ответ. С примерами стало намного понятней.
Фух, наконец освоила ответы с цитатами Image 

С уважением, Pisces
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 03.07.2020 15:39
Специализация:
Логопед, дефектолог

#17

Сообщение Иванова Марина М. » 05 июн 2020, 21:25

Здравствуйте!

Pisces: писал(а): Через какое то время она сама обычно зовет поучаствовать дальше (присоединиться) к игре. Есть ли в этот момент необходимость настоять, чтобы быть рядом?
Может и не надо настаивать. Смотрите по настроению. 

Pisces: писал(а): Вот тут хочу еще раз уточнить по произношению слов. Она многие слова говорит не четко: "не буБу" или "Бом" (дом), аао (молоко), ааа (очень сложно: собака) и мне так повторять?
Поправлять можно на занятиях. В жизни - лучше не критикуйте ее. Представьте на минутку ситуацию:  рядом с вами бывает человек, который часто делает замечания - котлеты пересолила, пыль не вытерла, тряпка очень мокрая, кастрюлю не помыла и т.д. Вас на долго хватит?   Это просто для наглядности ситуации. Всю критику и оценку оставьте для занятий.

Pisces: писал(а): мне так повторять? Я тебе налила аао? Если я верно поняла Вас, то как ребенок будет понимать как звучит верное произношение слов?
"ААО? Да. Я тебе налила молоко." - Вы интонацией переспрашиваете, соглашаетесь и просто называете полную форму слова. Часто использовать такой прием тоже не надо, чтоб не вызвать негатива. Нужно смотреть по настроению Лизы. Вы можете записать все слова, которые Лиза может произносить, и в которых есть трудности. И поработать именно со списком слов.  Вариант 1 возможных действий: Вы систематизируете по тематике непроизносимые слова Лизы, и включаете эту лексическую тему в ближайшие логопедические занятия. Вариант 2: создаете больше ситуаций, в которых Лиза вынуждена использовать эти слова чаще, и с опытом закрепляете произношение. Вариант 3: Вы дозированно поправляете, как описала выше. Например, первые две - три недели поправляете только слова "молоко"  и "собака" + чаще используете эти слова на занятиях и в сюжетных играх. 

Прислать Вам дневник "Начальный детский лексикон", чтоб отмечать слова, которые Лиза может и не может произносить?
Pisces: писал(а): Марина, благодарю за такой развернутый и конкретный ответ. С примерами стало намного понятней.
И Вам спасибо! Все благодаря Вашим комментариям, наблюдениям и вопросам. Продолжаем?

Pisces: писал(а): Фух, наконец освоила ответы с цитатами
Да, с цитированием легче вести беседуImage


Разобрались с игрой. 
Я отправлю Вам один чек-лист. Заполните его пожалуйста. Если будут вопросы по нему, задавайте. Мне надо определиться с последовательностью дальнейших шагов. 
Вложения
Документ Microsoft Word.docx
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Pisces
Последний визит: 14.06.2020 17:54
Дети:
Елизавета
09.11.2013

#18

Сообщение Pisces » 14 июн 2020, 17:54

Здравствуйте Марина!
Иванова Марина М.: писал(а): Прислать Вам дневник "Начальный детский лексикон", чтоб отмечать слова, которые Лиза может и не может произносить?

Да, не откажусь. Конечно я могу начать записывать ее слова, но по образцу будет понятней как это лучше сделать
Иванова Марина М.: писал(а): И Вам спасибо! Все благодаря Вашим комментариям, наблюдениям и вопросам. Продолжаем?
Да, конечно продолжаем. В июне (сейчас) мы отъехали в "отпуск", на старое место жительства, поэтому отвечать буду чуть реже... У Лизы уже много положительных впечатлений которые она уже активно пытается именно рассказать....
Иванова Марина М.: писал(а): Я отправлю Вам один чек-лист. Заполните его пожалуйста. Если будут вопросы по нему, задавайте. Мне надо определиться с последовательностью дальнейших шагов.
А есть пример заполнения чек листа? Слова  активной речи прямо все зафиксировать и перечислить? Сколько смогу...
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 03.07.2020 15:39
Специализация:
Логопед, дефектолог

#19

Сообщение Иванова Марина М. » 15 июн 2020, 18:55

Здравствуйте, Pisces!
Отправляю анкету "Начальный детский лексикон" с пояснениями. 

Заполнение чек-листа.
Там не надо писать количество слов или перечислять их. Надо напротив каждого пунктика ставить "+" или "-". 
У Лизы надо ставить + и в строке "Общее количество слов - 10", и в строке "Общее количество слов - 50"

Pisces: писал(а): В июне (сейчас) мы отъехали в "отпуск", на старое место жительства, поэтому отвечать буду чуть реже... У Лизы уже много положительных впечатлений которые она уже активно пытается именно рассказать....
Сейчас лето, период отпусков. Все логично. Отдыхать и наслаждаться теплыми днями - надо. В следующем сообщении я опишу дальнейшие действия с учетом отпуска и направления логопедической работы. Вопрос с игрой пока закрыли, но в следующем сообщении напишу более точные рекомендации.
Вложения
Анкета. Начальный лексикон. С пояснением .doc
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 03.07.2020 15:39
Специализация:
Логопед, дефектолог

#20

Сообщение Иванова Марина М. » 20 июн 2020, 16:54

Здравствуйте, Pisces!

Записываю/резюмирую ваши с Лизой действия и занятия на лето. Кратко записываю пояснения/уточнения.

1. Использовать игрушку-друга. Обходите прямые инструкции к Лизе (для минимизации директивного общения, и протестного поведения) и меняете ритуал подготовки к ночному сну. Игрушку одушевляете и даете ей поручения. 

2. Использовать схемы для развития фразовой речи. Можно начать с простой фразы. Смотрите прикрепленный файл. На место круга можно ставить любую игрушку или картинку. Лучше начать с игрушки. Как работаем? Сначала проигрываем ситуацию, в которой Лиза кормит игрушки, а потом играем со схемой. Все игрушки, которые, например, ели по очереди ставим в круг и проговариваем: "Киса ест", "Ава (в значении собака) ест", "Тоша ест", и т.д. Можно всем игрушкам дать имена/клички и проговорить фразу несколько раз. Вы можете перед каждой новой игрушкой спрашивать Лизу: "Кто еще ест?" Пусть Лиза сама выбирает игрушки и ставит их в круг. Можно и без схемы работать. Можно просто положить табличку со словом на пол/на стол и подставлять к ней игрушки, затем проговаривать фразу. Не надо делать замечания про четкость. Все приходит с опытом. Речь, она развивается в контексте. Важно создавать ситуацию, в которой речь пригодится, как инструмент. Далее вместо слова ЕСТ можно подставлять любые другие глаголы. 

3. Развитие слоговой структуры. Сложные слова - можно отхлопывать ритм в ладоши/по столу. Можно использовать  пособие "Начинаем говорить". Там есть поля "Ладошки". Поработать сначала со словами из одного слога (одна ладошка на листе), потом с двумя слогами - открытыми (две ладошки на листе). На стол выкладываете лист/поле с ладошкой и потом по очереди предъявляете соответствующие картинки. Кладете картинку рядом с полем картинку, проговариваете его по слогам отхлопывая рукой каждый слог по изображенной на листе ладошке. Дальше предлагаете Лизе сделать то же самое. Можно на альбомном листе нарисовать один/два/три круга и использовать его вместо полей с готовыми ладошками. Можно просто использовать бытовые крышки от банок. Разложите необходимое количество крышек (одна/две/три) в ряд на столе и подберите несколько картинок с названиями/словами одной слоговой структуры. Работайте с каждой картинкой по очереди. Можно использовать не только картинки, но игрушки. Для сюрпризного момента их можно сложить в мешочек и предлагать Лизе выбрать любую. 

4. Используйте картинки с изображением различных эмоций в работе с календарем. Можно проговаривать эмоции/чувства во время той или иной деятельности.

5. Предлагаю заняться комментированным рисованием. Смотрите вложенный документ. 

6. Поддержка инициативных действий в игре. Помните про расположение - напротив игрушек. Этап прямых инструкций в игре уже позади, теперь важно моделировать проблемные ситуации (в сообщениях выше описывала). В игде нужны диалоги от первого лица (одушевляем игрушки). Можно запрашивать любимый ответ. Например, нравится какое-то слово Лизе, значит формулируете вопросы так, чтоб это слово она использовала чаще. 

7. Можно выполнять визуальные ритмичные ряды. Помните, мы обсуждали проблему сосания пальца? Так вот это частично связано с "добиранием" ритмов из вне. Объясню. Мы чувствуем свой пульс (внутренний ритм), мы чувствует стук сердца, когда пробежимся (тоже внутренний ритм), мы чувствуем как переваривается пища и т.д. А детям с особенностями в развитии сложно ощутить эти внутренние ритмы, они чувствуют некий дискомфорт, и сами стараются ритмизировать свою деятельность - Лиза сосет палец. Поэтому задания на воспроизведение ритмов (любых простых) воспринимаются на ура. 
Можно объединить работу над ритмом и развитие силы голоса, например. Как это делать? Для примера. Можно использовать баранки большого и маленького диаметра. Посмотрите сообщение №35 тут https://downsideup.org/forum/viewtopic.php?f=31&t=14&start=30
 Сложите все баранки в один мешок. Большая баранка - это А; маленькая баранка - это О. И далее достаете по одной баранке (АОАОАО) и выстраиваете простой ритм. Потом подождите, может Лиза сама захочет подключиться, а можно долго копаться в мешке и громко спросить: "Да где же А" (Спрашиваете при Лизе, она рядышком), а далее ждите и перебирайте баранки в мешке. Можно потом сказать: "Нашла. Вот А" и даете большую баранку Лизе. "Вот. она должна быть тут". И постепенно делегируете действие Лизе.
Играть можно с баранками, крышками, чередовать абсолютно любые предметы: ватный диск и карандаш; шишку и ложку; смятую бумажку и бумажный стаканчик. Речевой материал может тоже быть различным: отдельные звуки (как А и О и т.д.); могут быть слоги (БИ и БА и т.д.);  могут быть одинаковые слоги, но отличаться могут громкостью и предметом (Например: ЛО - большая ложка; ло-маленькая ложка) - ЛО -громко;  ло - тихо. Вариаций много. Для работы со слогами нужно брать звуки, при произнесении которых Лиза успешна. 

А поскольку Илья сказал увеличивать физическую нагрузку для Лизы, то ритмичные ряды могут быть не только на столе с картинками и предметами. Это могут быть подвижные игры с чередованием. По принципу игры "День - ночь". Есть у нас с детьми любимая игра в бубен: бубен звенит - мы с ребенком бегаем по кабинету и кричим (по желанию, "бегу - бегу" и т.д., 2-3 круга в большой игровой), но как только бубен опускается на пол - мы с ребенком тоже падаем на пол, и лежим пока бубен не заиграет опять. Бубен обычно у меня Image. Потом опять - играет бубен - мы бегаем, бубен опускается на пол - мы ложимся на пол, "спим". Знаете, я в общем спортивный  человек, но 15 минут такой игры выматывают и меня и ребенкаImage. Вот он простой ритм с чередованием + развитие произвольного внимания + развитие слухового внимания, потому что бубен я обычно прячу за спину и ребенок ориентируется только на слух. В начале, когда знакомлю с игрой, бубен держу на виду у ребенка. 
Можно похожие игры проводить с другими сигналами: красный мяч в руке - прыгаем на двух ногах; синий мяч в руке - ползаем по полу на коленках. Или еще вариант: карточка с буквой Д в руки - прыгаем; карточка с буквой А в руке - бегаем по кругу. Это постоянно включенное внимание. Но играть надо вместе с ребенком, и двигаться тоже. Никаких фитнесов не надо с такими играми Image, но зато ребенок счастлив и не уходит в стимуляции. Вот и увеличение физической нагрузки. 

8. Работать над лексической стороной речи. Выбрать тематику: лето, ягоды, цветы и т.д. и проговаривать существительные и соответствующие глаголы. Подбираем картинки (предметные, сюжетные), проговариваем их дома, закрепляем слова в ситуациях (на площадке, в лесу, на экскурсиях, при работе с книгой). Прислать примерный словарь для летних тем?     
Вложения
Схема, фраза.docx
Комментированное рисование.docx
С уважением, Иванова Марина!
Ответить

Вернуться в «КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7)»