Вера, 07.05.2017

Аватара пользователя
Наталья Нагайник
Последний визит: 18.07.2023 12:59
Дети:
Вера
07.05.2017

#31

Сообщение Наталья Нагайник » 15 ноя 2021, 08:11

Здравствуйте, не знаю, можно ли тут писать или надо создать новую тему, если Вере уже 4 года.

Спасибо за ваши консультации. Уже 2 раза приезжали к вам в Центр, очень здорово, что можно приехать на диагностику из региона.

Есть ряд вопросов, которые я хотела бы обсудить, направьте меня, пожалуйста, по правильному пути.

1. Поведение Веры: если Вере не нравится кто-то, он начинает громко кричать "Иди гулять", что означает уходи. Так может случиться на детской площадке (посторонний ребенок просто бегает рядом), на улице, когда рядом проходит прохожий, в лифте, в магазине, если на неё кто-то посмотрел. Весной, когда мы приезжали на диагностику, это носило разовый характер. Но за лето и осень к сожалению укрепилось как устойчивое поведение. Видимо мы не знаем, как правильно вести себя. Мы пытаемся объяснять ей, что так не надо себя вести, но я понимаю, что тут надо как-то по другому. 

2. У Веры новая няня и когда я рассказывала, во что Вера играет, то поняла, что пора осваивать новые игры, но вот какие?
Сейчас Вера очень любит играть с куклами - кормит, готовит, купает и т.д. Нравится сюжетная игра Кухня, Доктор, Ветеринар.
Хорошо освоено всё, что связано с простыми механическими действиями (разложить по коробочкам, засунуть монетки, собрать, убрать и т.д.)
Нравятся крупные пазлы типа Мама-животное и ребенок
Настольные игры Кто где живет, домино с рисунками, магнитные мозаики
Есть кукольный театр Репка
Икеевская железная дорога
Конструктор
Говорящая Азбука и мягкое пианино, дудочки, бубен

Это всё уже освоено, и я не понимаю, куда двигать дальше? Могу и хочу покупать игрушки, но не понимаю, какие? Есть ли смысл например покупать новый пазл не с животными, а с фруктами например? Или этот навык уже считаем освоенным и надо двигаться дальше?
Аватара пользователя
Наталья Нагайник
Последний визит: 18.07.2023 12:59
Дети:
Вера
07.05.2017

#32

Сообщение Наталья Нагайник » 24 ноя 2021, 06:08

polina: писал(а): Добрый день, Наталья.

Вы знаете, я пока не вижу другого пути, как дать обратную отрицательную реакцию. Желательно отреагировать нужно еще когда  Вера голодна, чтобы ей были ясны последствия поступка.
Можно не вынимать из стульчика, но нужно строго сказать: нельзя бросать!  Отвернуть стульчик от стола и перестать кормить на короткое время. 
Ну и постепенно приучайте есть самой.

Когда я ходила на домашние визиты, у меня была сумка с таким набором.
Когда я приходила, то ставила сумку, предлагая ребенку выбрать самому.
Такой выбор помогал мне избежать протеста со стороны ребенка.
Когда видела, что ребенок стал меньше интересоваться,  спрашивала: Всё? Пока-пока. По реакции ребенка или по жесту "пока" или все убирала игрушку себе за спину, чтобы у  него была возможность взять, если захочет, а ему опять предлагала порыться в сумке.
После занятия оставляла все игрушки и садилась обсуждать с мамой нашу игру.
А ребенок в это время играл  этими игрушками сам и часто делал то, что не мог или не хотел сделать со мной.

Это очень хорошие новости! Рада вашим успехам.
Полина Львовна, здравствуйте. Посмотрите, пожалуйста, мое предыдущее сообщение в этой ветке - я написала вопросы. Спасибо
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#33

Сообщение Иванова Марина М. » 30 ноя 2021, 00:01

Наталья, здравствуйте!
Поскольку Вере уже исполнилось 4 года, то Вашу тему перевели в старший раздел - для детей от 3х лет.
Вижу, что Вы адресовали вопросы Полине Львовне. Могу ли я подключиться к диалогу, как основной консультант текущего раздела, и сориентировать Вас - ответить на вопросы? Возможно, появятся еще вопросы, я готова помочь в сопровождении и дальше.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Наталья Нагайник
Последний визит: 18.07.2023 12:59
Дети:
Вера
07.05.2017

#34

Сообщение Наталья Нагайник » 30 ноя 2021, 18:43

Иванова Марина М.: писал(а): Наталья, здравствуйте!
Поскольку Вере уже исполнилось 4 года, то Вашу тему перевели в старший раздел - для детей от 3х лет.
Вижу, что Вы адресовали вопросы Полине Львовне. Могу ли я подключиться к диалогу, как основной консультант текущего раздела, и сориентировать Вас - ответить на вопросы? Возможно, появятся еще вопросы, я готова помочь в сопровождении и дальше.
Марина, здравствуйте. Буду рада начать работу с вами. Пожалуйста, расскажите, куда мне двигаться дальше.
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#35

Сообщение Иванова Марина М. » 05 дек 2021, 20:46

Добрый вечер, Наталья!
Наталья Нагайник:: писал(а): Поведение Веры: если Вере не нравится кто-то, он начинает громко кричать "Иди гулять", что означает уходи. Так может случиться на детской площадке (посторонний ребенок просто бегает рядом), на улице, когда рядом проходит прохожий, в лифте, в магазине, если на неё кто-то посмотрел. Весной, когда мы приезжали на диагностику, это носило разовый характер. Но за лето и осень к сожалению укрепилось как устойчивое поведение. Видимо мы не знаем, как правильно вести себя. Мы пытаемся объяснять ей, что так не надо себя вести, но я понимаю, что тут надо как-то по другому.
Наталья, как именно Вы уже работали с этим? Как объясняли? Какие еще речевые обороты Вера использует в случае несогласия/отказа/протеста? Какими способами она выражает вообще согласие или отказ? 

 
Наталья Нагайник:: писал(а): Сейчас Вера очень любит играть с куклами - кормит, готовит, купает и т.д. Нравится сюжетная игра Кухня, Доктор, Ветеринар....Это всё уже освоено, и я не понимаю, куда двигать дальше?
Сюжетная игра ценна для ребенка не только игровыми действиями (покатать кого-то в машинке или вылечить горло у жирафа, например), она ценна социальными отношениями и возможностью проявления широкого спектра эмоций, в том числе и отрицательных. Приведу для примера интересный случай. У меня на занятиях была семья. Девочка в семье научилась говорить слово "не хочу", и ей так нравилось это слово, что она его произносила везде. Её понять можно, просто магическое сочетание звуков (звучание, плавность смены артикуляционных поз) - просто супер! Но! Когда это слово используется везде в повседневном общении - это уже напряжение для все участников. И каждый раз, когда девочка произносила это слово, взрослые реагировали ярко, шумно, с широкой амплитудой движений рук и тела. Одно слово вызывало яркий отклик у родителей.   И вот, мы на занятиях решили поиграть с этим словом. Играли в Нехочуху. Основная канва игры была про врача, но у этого врача все пациенты (игрушки) были нехочухами. Сначала девочка (была врачом) пыталась лечить игрушки и они все отворачивались и говорили не хочу (когда ставили градусник, давали пилюли и т.д.) - все игрушки озвучивала я. А потом мы поменялись ролями - я озвучивала куклу-врача, а девочка озвучивала и управляла движениями всех нехочух. Надо сказать, что девчушка была в восторге от игры, она так много раз произнесла это слово и насладилась его звучанием, что когда пришла пора заканчивать игру, прощаться и идти на перекус, то лидировало слово "Да". 
У любого человека есть накопление какого-то напряжения (да любых эмоций) и вот важно пространство, в котором можно его сбросить. Вот игра для ребенка в этом плане идеальное пространство. Можно играть и в радостные, позитивные моменты, можно поиграть в капризы - в любом случае идет выплеск эмоциональный, за которым наступает умиротворение. Но важно, чтоб ребенок "насытился" и игровыми действиями и эмоциональным проявлением. Напомню идею - социальные отношения в игровом пространстве. 
Иногда в играх мы специально моделируем такие ситуации, чтоб ребенок научился реагировать и проявлять эмоции. Например, было так, что ребенок пугался крика. Тогда мы играли в "шумную/громкую Катю" - и учили малыша различным ответным действиям и тоже закрепляли это умение с большим количеством персонажей. 
Наталья Нагайник:: писал(а): Могу и хочу покупать игрушки, но не понимаю, какие?
Те, которые понравятся Вере. А еще те, которые можно как-то изменять, дополнять. 
Наталья Нагайник:: писал(а): Есть ли смысл например покупать новый пазл не с животными, а с фруктами например?
Если Вере интересны эти пазлы, то можно и купить. Да, она может с ними поиграть по назначению (складывать в ячейки), но эти простые действия могут ей надоесть. Поэтому, есть одна важность в сюжетной игре - это трансформация и перекомбинации. Это когда предмет сначала используется по назначению, а потом можно наделить его другими функциями - можно его немного изменить и добавить функций. Для наглядности: построили стульчик и телевизор из кирпичиков для жирафа, но для бегемота стульчика нет. И вот мы перестраиваем телевизор с стульчик, и теперь бегемот будет сидеть на стульчике.
В сюжетной игре решаются какие-то проблемные ситуации.  Например кукла Катя пила чай и тут ей вдруг захотелось в туалет. Причем не взрослый говорит "Неси куклу на горшок", а взрослый задает эту ситуацию. Мы так играли уже с детьми. Я озвучивала куклу. Ребенок угощал ее то чаем, то соком, то печеньем и вдруг, я говорю (за куклу, держа ее в руках): "Писать, писать хочу". Ох, у ребенка началась паника. Я попросила взрослых не комментировать ничего и не предлагать пути решения. Я просто повторяла ту фразу. И что Вы думаете, через пару минут, ребенок ПРИДУМАЛ(!). Он взял пиалу со стола (за которым играли в чаепитие), поставил ее на пол и посадил куклу. ЭВРИКА! Вот она перекомбинация! Это наше воображение и фантазия!
Пазлы, которые вы использовали для игры с ячейками могут потом быть "грузом для машинок - игра в зоопарк"; "фрукты и овощи - игра в магазин" и т.д. 
И чем больше атрибутов в игре, тем лучше. Игра будет насыщенней. 
Смотрите на фото. Это "холодильник" из коробок, потом эти коробки были остановками в городе - в рамках одной игры. Кукла приготовила салат, поела, а потом поехала на автобусе гулять. И в автобусе были билетики (бумажки) и страховочный ремень у водителя (шелковый шарфик привязали) и т.д. 
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#36

Сообщение Иванова Марина М. » 05 дек 2021, 22:01

С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Наталья Нагайник
Последний визит: 18.07.2023 12:59
Дети:
Вера
07.05.2017

#37

Сообщение Наталья Нагайник » 07 дек 2021, 08:11

Иванова Марина М.: писал(а): Добрый вечер, Наталья!


Наталья, как именно Вы уже работали с этим? Как объясняли? Какие еще речевые обороты Вера использует в случае несогласия/отказа/протеста? Какими способами она выражает вообще согласие или отказ? 
Мы надеялись, что это пройдет само) Говорим, что нельзя себя так вести. Не знаем, что еще можно сделать.
У Веры есть четкое слово НЕТ, но в этих случаях она его не использует. Может закрыться руками, лечь/сесть, принять закрытую позу, если с чем-то не согласна. Если рядом предметы, которые ей не нравятся - скинет или отшвырнет.
Сразу поясню, что мы делаем в таких случаях: если кидает предмет, говорим, что нельзя так делать, мягко заставляем поднять и положить на место (физически вместе с ней это делаем)
Если Вера не согласна с какой-то ситуацией (мы воспринимаем это как кризис 3-х лет), например бастует утром идти в садик (в садике ей нравится, протест выражается именно в слове НЕТ. отказе одеваться, истерик и слез нет), то мы "заговариваем ей зубы" разными вопросами и положительными моментами про садик и продолжаем одевать и собирать. Это помогает и сборы все равно идут.
Есть протест против горшка, хотя что это и для чего она знает. Может даже сама иногда пользоваться. Игриво хватаем на ручки и несем, усаживаем. Она бастует, кричит нет, но потом спокойно писает и все ок. иногда спокойно идет за ручку и садится.
Аватара пользователя
Наталья Нагайник
Последний визит: 18.07.2023 12:59
Дети:
Вера
07.05.2017

#38

Сообщение Наталья Нагайник » 07 дек 2021, 08:17

Иванова Марина М.: писал(а): Те, которые понравятся Вере. А еще те, которые можно как-то изменять, дополнять. 
Мы пробовали зайти в детский магазин с Верой, она бегала по всему магазину и хаотично хватала игрушки, скидывала с полок. Стало понятно, что эксперимент надо прекратить. Мы ушли. Все игрушки - это то, что осталось от старшей сестры или то. что дарят бабушки.
Как можно  с Верой начать выбирать игры? Мне кажется она возьмет какую-нибудь куклу или мишку в магазине. но ведь спектр игр в принципе гораздо больше. Может еще рано? или наоборот я ее недооцениваю?

По поводу фантазии в играх, да, мы видим, что она уже проявляется: камушек становится мылом, любая чашка пригодна для кормления кукол и т.д.
Если у вас есть пособия, повышающие фантазию родителей, во что играть - я бы почитала)))))))
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#39

Сообщение Иванова Марина М. » 07 дек 2021, 17:21

Здравствуйте, Наталья!
Наталья Нагайник: писал(а): Мы надеялись, что это пройдет само)
Само точно не пройдет. Систему знаков, сигналов формирует взрослый - показывает и сам использует регулярно. Если взрослый не задает их, то ребенок их придумывает. 
Наталья Нагайник: писал(а): Говорим, что нельзя себя так вести.
Думаю, что это происходит, когда наступила сама ситуация. А это дополнительное замечание, и видимо, Веру это расстраивает. 
Вообще, знакомство с чем-то новым, обучение чему-то, вот даже с нормами поведения, лучше и легче делать, когда ребенок в хорошем настроении. Когда он настроен на принятие новой информации. И закреплять ее тоже легче в спокойной обстановке. С педагогической точки зрения, можно использовать игрушку-друга. 
Слово "нельзя" - оно несет некоторый запрет, но если его использовать часто, то смысл теряется. Тут надо разделить "нельзя", когда это действительно опасно, и "нельзя", во всех остальных случаях. Когда ребенок совершает что-то опасное (например, сам бежит к дороге), это действительно "нельзя" - есть некоторая угроза для здоровья. Когда ребенок бросает игрушку (в значении не согласия), то слово "нельзя" воспринимается им, как критика, некоторое ограничение. И в этом случае лучше точно расставлять границы - "бросать игрушки можно, но в рамках определенной игры, сюжета", во всех остальных случаях - игрушки аккуратно ставим или складываем в ящик. Т.е. направлять внимание ребенка не на запрет, а на возможный вариант действия. 

В вашем случае Вера знает фразу "иди гулять" и "нет" - в значении отрицания. Эти слова бывают неуместны по ситуации, а другие слова и обозначения еще не автоматизированы. Чаще она дает сигналы движением тела - закрывается, отворачивается, уходит, убегает. Такой способ общения у детей на раннем этапе взросления, когда непонятен контекст ситуации, когда есть общее отношение без частностей. 
Поясню на примере. 
Маленькому ребенку дают игрушку,  она ему с виду не понравилась и он ее выкидывает (без распределения внимания - просто рефлекторно действует). Он ее не ощупал, не изучил возможные варианты действия с ней. Но, если взрослый показывает возможные действия (помогает распределить внимание на фактуру, рассмотреть части игрушки, действие), поиграет с ребенком в дразнилки - вызовет положительную реакцию у ребенка на действия с этой игрушкой, и у ребенка сформируется представление/отношение к игрушке "мне с ней весело, она мягкая, теплая", то он ее уже не выбросит, а поставит. Внимание ребенка обращено не на "вижу-делаю", а распределяется, фокусируется на частностях, на содержательности. Когда мы фокусируемся, планируем, изучаем - проявляется сознательность, то мы уже не действуем на автоматизмах. У нас появляется адаптивность и вариативность.
Таким образом, когда Вера реагирует на что-то привычными способами "иди гулять" или закрывается, то хорошо бы понять на что конкретно она так реагирует. Не просто "понравилось" и "не понравилось", а важны частности. 
Если рядом предметы, которые ей не нравятся - скинет или отшвырнет.
А если это не ее игрушка, а хрупкая Ваша вещь? Это тоже важная регуляция "мое"/"чужое". Вера может это регулировать? Может не брать чужие вещи?

 Для таких прояснений нужно поддержать диалог. Но у меня возникло ощущение, есть вероятность, что у Веры малая выносливости в диалоге. Поскольку ее средства очень категоричны. Возможно монолог взрослого она воспринимает, поскольку там нет ее активности (ответных коммуникативных действий), а вот диалог, в котором будет три-четыре акта "инициатива-ответная реакция/инициатива" воспринимается с трудом. Это так? Верна ли моя догадка или я ошибаюсь?
Наталья Нагайник: писал(а): Если Вера не согласна с какой-то ситуацией (мы воспринимаем это как кризис 3-х лет), например бастует утром идти в садик (в садике ей нравится, протест выражается именно в слове НЕТ. отказе одеваться, истерик и слез нет), то мы "заговариваем ей зубы" разными вопросами и положительными моментами про садик и продолжаем одевать и собирать. Это помогает и сборы все равно идут.
Вот например эта ситуация. Когда "заговариваете зубы" - это диалог или монолог?
И еще интересно. Она говорит "нет", но происходит некоторое игнорирование и действие с вашей стороны продолжается. Вот и получается. Что раз взрослый не меняет тактику при слове "нет" (речевая коммуникация), то она переходит к реакции действуя телом.
Вы пишите, что слово "нет" отказ одеваться. Но это очень общая реакция. Это то, о чем я написала выше. Что подразумевается под "нет"? Трудно стоять? Тяжело натягивать штаны? Плохое настроение? Хочет еще вкусняшки, а потом оденется? Кажется, что это уже один устоявшийся шаблон общения утром. Тогда надо подумать над тем, как изменить его. Но! Изменять надо точно не в пиковый момент. Надо подумать над расширением опыта, в котором бы Вера соглашалась. Сейчас ее внимание фокусируется на том, чтобы ответить отказом на большинство ваших инициатив в диалоге. Либо такая картина, либо получается монолог с "заговариванием зубов". 
Наталья, сейчас надо подумать над созданием ситуаций, чтоб Вера чаще соглашалась. Чтоб форма согласия с ее стороны, была чаще. Тогда получится изменить систему взаимодействия в целом.  Сама идея укладывается или проясним  еще механизм? 
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#40

Сообщение Иванова Марина М. » 07 дек 2021, 21:16

Про магазин.
Наталья Нагайник: писал(а): Мы пробовали зайти в детский магазин с Верой, она бегала по всему магазину и хаотично хватала игрушки, скидывала с полок. Стало понятно, что эксперимент надо прекратить. Мы ушли.
Представила на несколько минут эту ситуацию. Довольно трудная. А как вообще обстоит дело с "выбором"? Вера выбирает носочки, которые наденет? Может у нее есть любимые? Она выбирает резиночку  для прически? Например, красную или зеленую; с ягодкой или с бабочкой? 

А в продуктовый магазин вместе ходите или такая же ситуация?
Наталья Нагайник: писал(а): Мне кажется она возьмет какую-нибудь куклу или мишку в магазине. но ведь спектр игр в принципе гораздо больше.
Очень важно довериться и ее выбору. Иногда игры с понравившимся мишкой лучше, чем несколько коробочек с готовыми играми. Какие игрушки ей больше всего нравятся? 


Знаете, когда мой руководитель сказала, что играть можно хоть с крышками, я задумалась. Стала проверять ее фразу. Тогда появились  "Игры с коробками", "Игры со стикерами", бумагой, фольгой  и т.д. Мы все пробовали с детьми на занятиях. А они, на некотором этапе (зависит от целей), действительно интересней оказываются, чем готовый игровой модуль для кухонного уголка. Важен смысл, который вкладывает взрослый во время игры с ребенком. 
Наталья Нагайник: писал(а): Может еще рано? или наоборот я ее недооцениваю?
Надо пробовать.

Наталья Нагайник: писал(а): По поводу фантазии в играх, да, мы видим, что она уже проявляется: камушек становится мылом, любая чашка пригодна для кормления кукол и т.д.
Если у вас есть пособия, повышающие фантазию родителей, во что играть - я бы почитала)))))))
Пособие с играми еще не писала, но задумалась на эту тему. Отлично, что уже появились предметы-заместители. Это надо поддержать. 

Про фантазию в играх, я бы предложила следующие. 
Наталья, Вы можете написать список ситуаций, в которых Вера протестует? Я придумаю для вас игровые сюжеты, но хочу опираться на ее жизненный опыт.
Вот еще информация для заметки.
В любой деятельности, и игровой в том числе, ребенок сначала реализует свои базовые потребности(!), а потом все остальное и желания взрослого туда же. 
Вот список потребностей:
Признание
Общение
Двигательная активность
Новизна впечатлений

Есть ли игры у вас с Верой, в которых Вы соглашаетесь с ней? Это значит, что Вы не даете прямых инструкций ("дай тарелочку/ налей попить/ покорми куклу"), а именно сидите рядышком, и делаете так, как просит Вера. 
Много информации получилось в этих двух сообщениях, но многое для размышления. Нам актуально: информация по ситуациям с протестами, для игровых сюжетов; информация про "выбор";  информация про выносливость в диалоге. 
И знаете, мне кажется, что Вера реализует свою потребность в движении путем двигательной активности в протестах. Надо попутно подумать про ее движения (вариации действий) в сюжетных играх, чтоб она в них реализовалась, а не через движения в протестах. 
С уважением, Иванова Марина!
Ответить

Вернуться в «КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7)»