Лизонька, 17.05.2014 года

Ответить
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 01.09.2025 12:53
Специализация:
Логопед, дефектолог

#421

Сообщение Иванова Марина М. » 03 сен 2017, 20:09


Добрый вечер, Марина!
У меня есть все книги Нищевой (все тетради, конспекты, альбомы) в эл. виде уже давно. Я их периодически просматриваю, даже одну уже для младшей группы первые страницы распечатала и положила в папку - планировала заниматься....но как-то мне кажеться, что они не совсем подходят. На младшую группу какие-то совсем легкие. Лиза их за раз сделает, а для средней - тяжелые. Вот и не знаю. В моем случае почему-то больше подходят пособия для моторных алаликов (я не настаиваю на диагнозе, просто говорю, что они как-то лучше идут).
Ок.
Там много стихов, Лизе занятия по ней очень нравятся, просит меня чуть-ли не каждый день заниматся.
Марин, а Вы чередуете способы организации занятий (за столом, на полу...)?
Если внимательно прислушаться, что Лиза пытается сказать, но не получается (т.е. до чего она психологически в грамматике доросла) и сделать по этому материал-поиграть, позаниматься, практически через пару занятий употребляет в повседневной жизни и при обращениях ко мне.
Какая же она у вас умничка! Я вами восхищаюсьImage
Употребляет правильно и понятно. Но я стараюсь брать только слова первых 5-ти типов по Марковой (кроме четвертого) и только из звуков, которые Лиза произносит в словах.
Там получается достаточно большой словарь. Для девочки 3х лет этого вполне хватает, тем более она использует их в спонтанной речи. Теперь самое время закреплять их в повседневной жизни, чем собственно вы и занимаетесь.
Договаривастя удается и в знакомых и в новых и Лиза сама еще какие -то придумывает фразы на фоне тех, что мы отработали, добавляя "свои" слова.
Умничка!
Марина, обратите внимание на:
1. У детей с хорошей речью встречаются речевые штампы. Ребенок может использовать слово/фразу по ситуации, а иногда не попадать в ситуацию. Например, была у меня на занятиях девочка, которая любила с мамой смотреть сериалы. И однажды на занятии она подсаживается ко мне и говорит: "А давай мы будем друг друга любить" В другой ситуации малышка произносила: "Где же мой папочка?" Похныкивала и все время повторяла эту фразу. При этом могла взять то куклу, то зайца, то залесть под стол. Наблюдайте, чтоб речь соответствовала ситуации.
2. Опять же про штампы. Когда фраза есть, но нет соответствующего действия. Например, ребенок говорит: "Пойдем, будем играть" Я говорю: "Идем" и продолжаю стоять. Через время спрашиваю: "Что будем делать?" - ребенок опять говорит: "Идем, будем играть" и стоит. Т.е. речью он компенсирует собственные действия. Ну и соответственно использует общие фразы, которые взрослый интерпретирует по-своему, и обычно, начинает действовать сам вместо ребенка. В моей ситуации, ребенок, произнося фразу "Пойдем, будем играть" ожидал дальнейших моих действий, собственной деятельности в этом случае не было. Он не брал игрушку.
Я напишу, как знаю, а Вы меня исправте, если не так :)
Вначале нужно делать арт. гимнастику для определенного типа звуков. Потом постараться вызвать этот звук отдельно. Дальше, в постараться назвать простые слоги с этим звуком по типу "жа" "жу", а потом в простых словах и уже дальше употреблять в речь.
Все верно, только постарайтесь не использовать слоги/слова, в которых есть свистящие звуки. При произнесении шипящих звуков язык должен принимать форму чашечки. Этому положению можно научить играя с пипеткой и любимым напитком. Есть такое упражнение. Посмотриту тут: https://downsideup.org/ru/catalog/article/netradicionnye-uprazhneniya-dlya-razvitiya-artikulyacionnoy-motoriki
И повторяет за мной (если я скажу быстро, она просто его не повторит, повторит "по своему" что очень далеко от правильного произношения), и когда смотрит на картинку. Мне в таких случаях помогают жесты (для глухих) на каждый слог, плавно переходящие, очень быстро Лиза начинает так же плавно произносить слово, а потом ускоряет темп и в результате произносит правильно. Но тогда так сейчас нужно отрабатывать практически каждое новое слово.
Марина, Полина Львовна Вам говорила про использование ладони (хлопать по столу на каждый слог). Это не просто так. Во-первых, это отработка ритма, а во-вторых, это собственное сочетание речи и движения(!). Когда у Лизы не получается слово, она сама выполняет жест или Вы показываете его? (это принципиальная вещь). Одно дело когда ребенок смотрит на Ваш жест, обозначающий слог/звук, и совсем другое дело, когда она и хлопает, и произносит. Марина, Вы дактильную речь используете при обозначении звуков и слогов?
Хочу снова начать рассказывание простых сказок по типу Курочки рябы, Репки.
А вот это правильно. Можно брать рассказы Сутеева. Очень нравятся детям, особенно про карандаш и мышку Image. И желательно, чтоб это были не плоскостные фигурки, а именно игрушки. Еще я писала статью с рекомендациями по развитию игры и речи. Прочитайте рекомендации для детей и обратите внимание на этапы развития игровой деятельности (из рекомендаций для второй группы). Там четыре этапа. И обратите внимание на постановку проблемной ситуации. Об этом написала в рекомендациях для детей третьей группы. Статья находится тут: https://downsideup.org/ru/catalog/article/razvitie-rechi-detey-s-sindromom-dauna-v-igrovom-vzaimodeystvii-so-vzroslym
Фраза Лизы : "Мама, Пик-Пак-Пок, гра " (мама, в пик-пак-пок играть) - это стихотворение из книги Башинсокой. Перед этим занимались, решила выкрутиться, рассказала только это стихотворение. Лиза :"Мама, тё папа (черная папка)" - это чтобы я брала папку, в которой у меня хранится это занятие, и делала все занятие а не только один стих:)
Супер!
Лепим, рисуем, расскрашиваем, собираем с удовольствием квадраты Никитина (сама в шоке, первые 6 сама собирает, очень нравятся, просит еще и еще). Очень много разных детских альбомчиков на ранний возраст у нас есть. Строит из деревянного конструктора (в основном диван, стул и стол) - садит игрушек, кормит. Сейчас собираем простые элементы из малышовой мозаики :солнышко, тучку, жука (мотодом накладываения на основу) - очень нравится Лизе.
Вы обыгрываете постройки Лизы?
Посмотрела видео, которое Вы прикрепляли ранее (в беседе с Полиной Львовной). Лиза большая умничка.
Спасибо огромное :) Лиза действительно, такая старателька!
И все это благодаря ВАМ!
Мне кажеться, Лиза еще не доросла, чтобы употреблять в речи предлоги. Поимает, но строить фразу с предлогом очень сложно пока еще.
Именно это я и хотела написать Вам, но решила сначала уточнить у Вас, как Вы на это смотрите.Image
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 01.09.2025 12:53
Специализация:
Логопед, дефектолог

#422

Сообщение Иванова Марина М. » 03 сен 2017, 20:27


Марина, добрый вечер!
Очередность моих ответов смешалась. Странно. Но пусть остается так, не разобралась как поменять местами мои ответные сообщения.
Потом, вечером решила объяснить Лизе, что нужно говорить :бери НА Руки. Она за мной повторила несколько раз (все устно, без картинок и написанных слов). Сегодня просит меня: бери ри. Я говорю, а если правильно сказать, то как нужно. Лиза, подумав немного и медленно очень: бери НА РУКИ (делая при этом паузы между словами). А потом добавляет: "сиди". Я спрашиваю, что "сиди"? Лиза сама, медленно: "сиди на нооога ("ноо" - растянула, думала про окончание, возможно, и "на ногаХ", последнюю букву она в очень редких случаях говорит, только в хорошо знакомых паре слов).
Пусть это пока и останется на уровне уточнений в повседневной жизни. Напомню два важных момента, про которые родители забывают.
1. При активном развитии речи у ребенка могут возникнуть запинки. Чаще на первых слогах. Это при очень интенсивных занятиях. Дозируйте подачу обучающего материала.
2. Безконтрольная эксплуатация лобных долей (энергетический блок) может привести к истощению на этапе перехода в школу. У ребенка в этом случае пропадает мотивация и он перестает обращать внимание на обращенные фразы.
Лиза полгода назад стала активно пользоваться речью, а Вы все же настаиваете на правильном проговаривании окончаний и предлогов. Аккуратней, время вспять не повернуть.
Я очень рада, но толком не могу найти метод, как мне заниматься. Разве, что вот так - наблюдать и "подхватывать" умения Лизы.
По описанным выше речевым вопросам - да, именно отвечать/"подхватывать", когда спрашивает.
Марина, у меня не открылась ссылка "Рисунки". Выкидывает меня в гугл (страница почты). У меня нет почты в гугле.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#423

Сообщение mery » 04 сен 2017, 22:17


Здравствуйте, Марина! Прочитала Ваши 2 сообщения и хочется сказать огромное-огромное спасибо. Вы очень полно и понятно ответили на все вопросы, на которые я не знала ответа.
Марин, а Вы чередуете способы организации занятий (за столом, на полу...)?
Чередую, но больше на полу и на диване. За детский столиком- если отработка мелкой моторики- какие-то штрихи, обвести что-то. Иногда, когди занимаемся ИЗО и на полу неудобно. Так нормально или нужно как-то по другому?
Там получается достаточно большой словарь. Для девочки 3х лет этого вполне хватает, тем более она использует их в спонтанной речи. Теперь самое время закреплять их в повседневной жизни, чем собственно вы и занимаетесь.
Я все поняла, спасибо! Будем продожать. Я стараюсь не спешить. Как-то с опытом пришла к выводу, что спешка ничего не решает, а просто больше запутывает ребенка, а потом "распутать" в речи намного сложнее, чем просто "не запутывать" :)
Марина, обратите внимание на:
1. У детей с хорошей речью встречаются речевые штампы. Ребенок может использовать слово/фразу по ситуации, а иногда не попадать в ситуацию. Например, была у меня на занятиях девочка, которая любила с мамой смотреть сериалы. И однажды на занятии она подсаживается ко мне и говорит: "А давай мы будем друг друга любить" В другой ситуации малышка произносила: "Где же мой папочка?" Похныкивала и все время повторяла эту фразу. При этом могла взять то куклу, то зайца, то залесть под стол. Наблюдайте, чтоб речь соответствовала ситуации.
Да, я вот уже столкнулась с такой ситуацией, когда мы гуляли на улице и Лиза подошла к соседской девочке попросить коляску с куклой. Вначале Лиза вообще хотела взять молча, я ей сказала, что нужно попросить. И Лиза тоном приказа выдает :" Дай мне куклу". Это было сказано так, будто кукла Лизы и у Лизы ее отобрали (просто при этом другая девочка подбежала и пыталась куклу увезти от нас). Я поняла, что "Дай мне" в данном случае не очень подходит. Слово "Пожалуйста" пробовали пару раз повторить потом дома - слишком сложно. Но Лиза еще маленькая (в плане развития речи) и я не знаю, как ее учить. Спасибо и Будь здоров - Лиза говорит (правда пока в кругу семьи).
2. Опять же про штампы. Когда фраза есть, но нет соответствующего действия. Например, ребенок говорит: "Пойдем, будем играть" Я говорю: "Идем" и продолжаю стоять. Через время спрашиваю: "Что будем делать?" - ребенок опять говорит: "Идем, будем играть" и стоит. Т.е. речью он компенсирует собственные действия. Ну и соответственно использует общие фразы, которые взрослый интерпретирует по-своему, и обычно, начинает действовать сам вместо ребенка. В моей ситуации, ребенок, произнося фразу "Пойдем, будем играть" ожидал дальнейших моих действий, собственной деятельности в этом случае не было. Он не брал игрушку.
Такое тоже есть. Я тогда говорю: Ну иди, бери игрушку, какую хочешь. Лиза :"Мама?" - это чтобы я брала игрушку. А как она говорит, попробую сейчас вспомнить примерно. Сложно, не могу вспомнить, может, когда что-то подобное будет- буду спрашивать. Марина, подскажите пожалуйста, а что делать в таких случаях (в первом и во втором)?
Марина, Полина Львовна Вам говорила про использование ладони (хлопать по столу на каждый слог). Это не просто так. Во-первых, это отработка ритма, а во-вторых, это собственное сочетание речи и движения(!). Когда у Лизы не получается слово, она сама выполняет жест или Вы показываете его? (это принципиальная вещь). Одно дело когда ребенок смотрит на Ваш жест, обозначающий слог/звук, и совсем другое дело, когда она и хлопает, и произносит. Марина, Вы дактильную речь используете при обозначении звуков и слогов?
У меня есть все 3 вида ладошек. Я раньше их использовала. Но Лиза их не очень любит. Она один-два раза похлопает и отказывается, а слово еще не произносит хорошо. Ладошки хорошо шли в словах с открытыми слогами (2 и 3 слога). Когда появились слова из одного слога или со стечением согласных - все согласные благополучно опускались, что в конце что в середине. Даже те согласные, которые Лиза может произносить.
Мне кажеться, что причина того, что Лиза быстро не может повторить слово- другая. Скорее всего, что-то по типу дизартрии- невозможность быстро поменять положение органов артикуляции, либо невозможность спланировать как быстро поменять положение огранов артикуляции для произнесения. Часто просто как говорится "язык заплетается" и Лиза сама понимает, что говорит что-то не то. Я точно не знаю причины, я не специалист. Я только могу сказать, что для Лизы это сделать не так просто, даже с учетом ладошек и глобального чтения. Слух у Лизы сохранен на данный момент.
Я показываю не жест, а подряд несколько жестов. Нашла книгу О.Новиковой "Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет". Очень неплохие упражнения. Занимаюсь по ним с конца мая. Для Лизы они очень сложными оказались. Даже самые первые. Начала работать только с разделами по слитности произнесения, темп, отделение слога и долгота. Пока все лето работали только со слогом "па". Только вот сейчас у Лизы стало хорошо получаться эти упражнения. Я не все беру, а выборочно разделы. По вызыванию звуков пропустила, но иногда от туда беру жесты на слоги как в случае, что описала ниже. И вот в этой книге автор предлагает показываеть определенный жест на определенный слог (в конце книги). Когда мы учили с Лизой слово "по-мо-ги", через пару занятий она его спутала с выученым ранее словом "сапоги" и стала говорить" ма-по-ги" вместо "помоги". Я показала ей на каждый слог простые жестны (по типу на первый -ПА - руки вперед, МА- руки в стороны, ГИ- руки вниз). Лиза быстро выучила и несколько дней произносила это слово помогая себе жестами, потом жесты ушли и сейчас говорит очень быстро и хорошо. Подобное было со словом "неси", она спутала 2 слога и начала в речи употреблять "сени" я снова ей показала на каждый слог простенькие жесты - и снова за 2 дня Лиза все очень хорошо запомнила, вначале произносила с жестами, сейчас уже без них. Я не пользуюсь вообще жестами. Только вот несколько раз в таких кретических случаях, но заментила, что так Лиза сразу плавно слово начинает произносить (тянет гласную на движением рук), а в случае ладошек- когда руку поднимает- гласный отрывает и получается произнесение по слогам: па-ма-ги (паузы), которые очень сложно потом убрать.
А вот это правильно. Можно брать рассказы Сутеева. Очень нравятся детям, особенно про карандаш и мышку Image. И желательно, чтоб это были не плоскостные фигурки, а именно игрушки. Еще я писала статью с рекомендациями по развитию игры и речи. Прочитайте рекомендации для детей и обратите внимание на этапы развития игровой деятельности (из рекомендаций для второй группы). Там четыре этапа. И обратите внимание на постановку проблемной ситуации. Об этом написала в рекомендациях для детей третьей группы.
спасибо большое :) До Сутеева я еще как-то не доходила и наверное, не дошла бы. Попробую, статью прочту.
Вы обыгрываете постройки Лизы?
Когда учила строить- обыгрывала. Сейчас Лиза сама говорит: Мама тро (строить), чтобы я ей помогла, но при этом сразу до постройки берет куклу или зверушку, чтобы ее кормить. Я уже знаю, что она будет строить.
Пусть это пока и останется на уровне уточнений в повседневной жизни. Напомню два важных момента, про которые родители забывают.
1. При активном развитии речи у ребенка могут возникнуть запинки. Чаще на первых слогах. Это при очень интенсивных занятиях. Дозируйте подачу обучающего материала.
Да, действительно, сейчас Лиза уже мне бывает говорит так : "БЕ на руки" , т е пропускает один слог. Я поправляю, "Бери на руки" и прошу Лизу не спешить, когда говорит. Пока с руками и ногами на предлогах остановились :)
2. Безконтрольная эксплуатация лобных долей (энергетический блок) может привести к истощению на этапе перехода в школу. У ребенка в этом случае пропадает мотивация и он перестает обращать внимание на обращенные фразы.
Лиза полгода назад стала активно пользоваться речью, а Вы все же настаиваете на правильном проговаривании окончаний и предлогов. Аккуратней, время вспять не повернуть
Марина, можете немного объяснить эту фразу? Впринципе, я только взяла Зайца и Куклу - то, что Лиза сама стала спрашивать и часто употребляет эти слова. На остальных не настаиваю и не исрпавляю. Кстати, Лиза сама говорит Дай мне зайКУ и Дай мне кукЛУ. Я ее не исправляю. Просто иногда повторяю за ней правильно, если она скажет "зайКА" или "кукЛА". Нарпимер, Лиза: "Дай мне куклА", я:"Тебе дать кукЛУ", Лиза "Да". На этом все. Но Лиза уже и в других случаях сама без моей подсказки меняет окончание. А еще у нее появилась эхолалия, договаривает окончания слов (ка, та, ку, во и т д) во всех стихах, сказках, рассказах, когда я читаю.
По описанным выше речевым вопросам - да, именно отвечать/"подхватывать", когда спрашивает.
Спасибо большое. Так и буду делать.
Рисунок вставила. Не знаю, может слишком большой? Никогда раньше не вставляла так на форум. И скопирую описание к нему из предыдущего своего сообщения.
Лиза подсолнух делала практически сама. Я только немного параллельно делала - показывала, ну и совместная деятельность. 80% Лиза сама сделала. И внизу рисунок с красным и голубым - заинтересовалась рисованием красками- училась, знакомилась. Тоже сама. Я только кисточку вместе с ней смачивала водой и периодически говорила, что краску нужно набрать (тоже вместе набирали). Травку у цыплят сама рисовала (это давно было, наверное в мае где-то), собаке мордочку вклеивала тоже сама, я немного помогаю клей-карандаш использовать - очень твердый, нужно надавить, чтобы клеем намазать). Девочку с шаром сама расскрашивала. Я просто оставила пачку с карандашами и рисунок и ушла. Нашла уже готовую работу на столе. Ну, и перед тем, как расскрашивать девочку- все вопросы проработали, и фразу построили, все как там написано :)
Image
И еще хотела подвести итог, что мне сейчас делать.
1. Закрепляем то, что умеет Лиза в плане предложения.
2. Работаем над сказками - связная речь.
3. Делаем артикуляционную гимнастику.
Правильно? Или еще то-то нужно?
Хотелось бы еще уточнить, на какой это период работы задания? Ну, может по другому поставлю вопрос: даже не знаю как спросить, чтобы понятно было. Когда нужно добавлять что-то другое-новое?
Спасибо Вам огромное, Марина! :)


Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 01.09.2025 12:53
Специализация:
Логопед, дефектолог

#424

Сообщение Иванова Марина М. » 05 сен 2017, 14:25


Добрый день, Марина!
Прочитала Ваши 2 сообщения и хочется сказать огромное-огромное спасибо. Вы очень полно и понятно ответили на все вопросы, на которые я не знала ответа.
Спасибо! А мне очень нравятся Ваши вопросыImage
Чередую, но больше на полу и на диване. За детский столиком- если отработка мелкой моторики- какие-то штрихи, обвести что-то. Иногда, когди занимаемся ИЗО и на полу неудобно. Так нормально или нужно как-то по другому?
Все отлично.
Я все поняла, спасибо! Будем продолжать. Я стараюсь не спешить. Как-то с опытом пришла к выводу, что спешка ничего не решает, а просто больше запутывает ребенка,
Ок.
И Лиза тоном приказа выдает :" Дай мне куклу". Я поняла, что "Дай мне" в данном случае не очень подходит. Слово "Пожалуйста" пробовали пару раз повторить потом дома - слишком сложно. Но Лиза еще маленькая (в плане развития речи) и я не знаю, как ее учить.
Фраза хорошая и уместная. А дома она тоже все в приказном тоне просит?
В следующем сообщение продолжу отвечатьImage
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 01.09.2025 12:53
Специализация:
Логопед, дефектолог

#425

Сообщение Иванова Марина М. » 05 сен 2017, 17:01

Такое тоже есть. Я тогда говорю: Ну иди, бери игрушку, какую хочешь. Лиза :"Мама?" - это чтобы я брала игрушку. А как она говорит, попробую сейчас вспомнить примерно. Сложно, не могу вспомнить, может, когда что-то подобное будет- буду спрашивать. Марина, подскажите пожалуйста, а что делать в таких случаях (в первом и во втором)?
Спрашивать: "Будем строить или лепить?" + возможный имитирующий жест (например), т.е. направлять ребенка к конкретным действиям. Фраза: "Будем играть" для некоторых детей - фраза ни о чем, абстрактна. А когда спрашиваем о конкретных действиях, тогда ребенок лучше ориентируся. Еще лучше ребенок сориентируется, если указать на предметы при вопросе. Взрослый может держать в руке кубик или пластилин, а ребенку остается выбрать и взять предмет и действовать с ним. Так получилось с девочкой в моем первом случае, когда она стала говорить: "Где же мой папочка" - я показала ей фотоальбом. Там нашли фотографию папы.
Мне кажеться, что причина того, что Лиза быстро не может повторить слово- другая. Скорее всего, что-то по типу дизартрии- невозможность быстро поменять положение органов артикуляции, либо невозможность спланировать как быстро поменять положение огранов артикуляции для произнесения.
И Вы совершенно правы. А для того, чтобы ребенок учился быстро изменять положение губ, языка, ему сначала надо научиться быстро переключаться в крупной моторике (быстро поворачиваться, повернуться и потянуться за игрушкой, ходить на дальние расстояния без коляски и т.д.). Как раз для этого мы и "вводим пространство" в игровой деятельности. Если Вы посмотрели статью, о которой я Вам написала, то наверное заметили, что четвертый этап - игра с игрушками, которые расположены по периметру комнаты или просто на разных поверхностях и далеко друг от друга. Это делается специально, чтобы ребенок учился переключать внимание между игрушками и контролировал свои собственные, но разнообразные действия.
Прием с жестами (ритмика с малышами) вполне допустим. Даже есть занятия с детьми, так и называются "фонетическая ритмика". А вот чтобы Лиза не путалась в дальнейшем в звуках (сапоги - помоги) необходимы упражнения по развитию фонематического слуха. Знаете о таких упражнениях?
Когда учила строить- обыгрывала. Сейчас Лиза сама говорит: Мама тро (строить), чтобы я ей помогла, но при этом сразу до постройки берет куклу или зверушку, чтобы ее кормить. Я уже знаю, что она будет строить.
Какие постройки из кирпичиков Лиза может выполнить сама или по образцу?
Марина, можете немного объяснить эту фразу? Впринципе, я только взяла Зайца и Куклу - то, что Лиза сама стала спрашивать и часто употребляет эти слова. На остальных не настаиваю и не исрпавляю. Кстати, Лиза сама говорит Дай мне зайКУ и Дай мне кукЛУ. Я ее не исправляю. Просто иногда повторяю за ней правильно, если она скажет "зайКА" или "кукЛА". Нарпимер, Лиза: "Дай мне куклА", я:"Тебе дать кукЛУ", Лиза "Да". На этом все. Но Лиза уже и в других случаях сама без моей подсказки меняет окончание. А еще у нее появилась эхолалия, договаривает окончания слов (ка, та, ку, во и т д) во всех стихах, сказках, рассказах, когда я читаю.
Эта фраза о том, чтобы не перегружать ребенка специально организованными занятиями (дидактическими играми), сюжетные игры вне стола - пожалуйста. Спросила Лиза - Вы ответили, все замечательно. Как выглядит ее "эхолалия"? Приведите пример.
Про рисунки: Лизонька умничка. А задание с собачкой хорошо тем, что это "конструирование, работа со схемой". Это поможет ей при обучении письму. Ворона классная Image (красная с синим глазом). Это же ворона или нет?
Про итоги: добавьте задания на развитие фонематического слуха (пункт 4) и ОБЯЗАТЕЛЬНО включите в работу стихи с движениями (для ритмизирования речи, если по-простому).
Остается открытый вопрос про эхолалию. Жду описания, там есть тонкости работы и несколько направлений. А и про интонацию во фразах, жду ответ.

С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#426

Сообщение mery » 06 сен 2017, 16:28


Здравствуйте, Марина! Отвечаю на вопросы.
Фраза хорошая и уместная. А дома она тоже все в приказном тоне просит?
Нет, дома она просит с другой интонацией, звучит как просьба.
Спрашивать: "Будем строить или лепить?" + возможный имитирующий жест (например), т.е. направлять ребенка к конкретным действиям. Фраза: "Будем играть" для некоторых детей - фраза ни о чем, абстрактна. А когда спрашиваем о конкретных действиях, тогда ребенок лучше ориентируся. Еще лучше ребенок сориентируется, если указать на предметы при вопросе. Взрослый может держать в руке кубик или пластилин, а ребенку остается выбрать и взять предмет и действовать с ним. Так получилось с девочкой в моем первом случае, когда она стала говорить: "Где же мой папочка" - я показала ей фотоальбом. Там нашли фотографию папы.
Спасибо, все поняла.
Если Вы посмотрели статью, о которой я Вам написала, то наверное заметили, что четвертый этап - игра с игрушками, которые расположены по периметру комнаты или просто на разных поверхностях и далеко друг от друга. Это делается специально, чтобы ребенок учился переключать внимание между игрушками и контролировал свои собственные, но разнообразные действия.
Я поняла. А сколько нужно так играть (до какого момента)? А игра - спрятать игрушки в разных уголках комнаты (так. чтобы торчали ушки, голова хвостик) подходит как продолжение игры, что описана в Вашей статье?
Прием с жестами (ритмика с малышами) вполне допустим. Даже есть занятия с детьми, так и называются "фонетическая ритмика". А вот чтобы Лиза не путалась в дальнейшем в звуках (сапоги - помоги) необходимы упражнения по развитию фонематического слуха. Знаете о таких упражнениях?
Примерно представляю, что это, но, честно говоря, методику проведения не знаю. Мне кажеться, что у Лизы еще не достаточный словарных запас, чтобы работать в этом направлении или уже можно? А статьи на сайте нет, чтобы почитать, как это делать? Было бы интеерсно. Спасибо!
Какие постройки из кирпичиков Лиза может выполнить сама или по образцу?
Дорогу широкую, узкую, заборы разной высоты (но нужно немного коректировать, немного помогать), простые домики (кубик+призма), стул, диван, стол (но стол почему-то делает партой- из двух кирпичиков или кирпичика и бруса - у нас дома только такие столы, может по-этому). Кровать сложно спранировать, помогаю. И еще хорошо повторяет складывать буквы из брусочков. Мы весной были на курсе в нашем реабцентре, и мне дефектолог сказала, что Лиза не может повторить по образцу простые постройки. Я пришла домой и попробовала. Сделала букву "Т" и говорю: Лиза, вот буква "Т" - повтори. Лиза влет повторила за мной. Еще собирает другие простые буквы "П", "Х", "Г" может еще и другие, я особо не тестировала, собирает да и собирает :) Мне буквы собирать не очень интересно- постройки интересней. Еще Лиза делает разные башни, высокие, из всяких фигур и потом разрушает со смехом.
Эта фраза о том, чтобы не перегружать ребенка специально организованными занятиями (дидактическими играми), сюжетные игры вне стола - пожалуйста. Спросила Лиза - Вы ответили, все замечательно. Как выглядит ее "эхолалия"? Приведите пример.
Сама недолюбливаю дидактику. Для меня очень сложно пройти курс в 10 занятий в реабцентре с Лизой. Там 80% дидактики - для Лизы очень сложно.
Эхолалия.Диалог (рассматирваем артинки в книге):
Я: Что тут ты видишь?
Лиза: Ква-ква сиди.
Я: Жабка сидит.
Лиза: Ка (окончание слова "жабКА"). Ками.
Я: на камне.
Лиза : не (окончание слова "камНЕ"). Зайка вода.
Я: Зайка набирает водичку.
Лиза :ку (окончание слова "водичКУ")
Вот в таком режиме все фразы, все стихи, подпевает песни.
Про рисунки: Лизонька умничка. А задание с собачкой хорошо тем, что это "конструирование, работа со схемой". Это поможет ей при обучении письму. Ворона классная Image (красная с синим глазом). Это же ворона или нет?
Это должен быть петух, если пальцы шире расставить, но получилась больше ворона :))
Про итоги: добавьте задания на развитие фонематического слуха (пункт 4) и ОБЯЗАТЕЛЬНО включите в работу стихи с движениями (для ритмизирования речи, если по-простому).
А стихи по типу "топ-топ, хлоп-хлоп" как у младшей групы Нищевой или что-то посложнее? А язык имеет значение? У меня есть несколько книг для занятий в детском саду на ранний возраст и младшую группу (игры, прогулки, ИЗО, физкультура). Они на украинском языке, на ранний возраст все в стихах. Например, физкультурные занятия, одна из них. Там очень интересно под стихи разработаны физупражнения - потопать, помахать руками, поднять вверх руки-опустить, кланятся. Например, под стих "Два веселых гуся" сделано, под стих про зайку ну и т.п. У нас все детсады на укр. языке :( И школы наверное тоже будут скоро - рассматривают изменения к законодательству. Все очень печально обстоит для детей с особенностями в плане речи, к сожалению.
И у меня еще один вопрос- про период, на какой период все эти занятия?
Спасибо, Марина Вам огромное. Мне очень нравятся Ваши методы работы, по душе :)


Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 01.09.2025 12:53
Специализация:
Логопед, дефектолог

#427

Сообщение Иванова Марина М. » 06 сен 2017, 19:15


Здравствуйте, Марина!
Про фразу "Дай мне": тогда я предлагаю Вам обыграть с куклами эту фразу в различных интонациях. Как это сделать? Поиграйте в чаепитие. Рассадите перед маленьким столиком разных кукол и зверей. А дальше как в театре. Пусть Лиза будет на раздаче угощений, а Вы озвучивайте разные игрушки, которые сидят за столом. Например, Вы чуть теребите одну куклу в такт словам: "Дай мне чаю!" (ласково) - ждете, когда Лиза нальет ей чаю. Кукла обязательно должна попить и поблагодагить Лизу. Дальше теребите другую куклу в такт словам и озвучиваете: "И мне, и мне дай. Тоже хочу чай!" (повелительно) - ждете, когда Лиза нальет ей чай. Потом эта же кукла говорит (вы все озвучиваете повелительным тоном): "ФУ-ФУ-ФУ - не хочу, там мало. Еще налей" и т. д. Image Открою секрет. На занятиях, когда мы играем и я озвучиваю игрушки разным тоном (и повелительным, и ласковым) некоторые дети замирают. Они просто дома привыкают к одной тональности, но когда на занятиях мы играем, вот тут бываю разные реакции, кто-то из детей долго смотрит то на куклу, то на меня, то на чай и такая реакция может длится минутами. Приходится помогать им ориентироваться, используя и указательные жесты и имитирующие, иногда повторяю фразу с определенной тональностью, а кто-то из детей включается в процесс игры быстре, и им начинает нравиться играть и поить куклу, которая все время или пачкается, или чихает, или злится на холодный суп. И вот так постепенно ребенок знакомится с интонацией, учится сам проговаривать фразы согласно эмоциональному спектру.
Я поняла. А сколько нужно так играть (до какого момента)?
Пока у Вас есть времяImage или Лиза не устанет и захочет переключиться на другую игру. Обычно у нас игры длятся минут 20. Потом или другой сюжет с какой-то одной игрушкой, или вообще другая игра/задание. Чтоб было переключение внимания и ребенок не устал.
А игра - спрятать игрушки в разных уголках комнаты (так. чтобы торчали ушки, голова хвостик) подходит как продолжение игры, что описана в Вашей статье?
Конечно
Примерно представляю, что это, но, честно говоря, методику проведения не знаю. Мне кажеться, что у Лизы еще не достаточный словарных запас, чтобы работать в этом направлении или уже можно? А статьи на сайте нет, чтобы почитать, как это делать?
Статья есть. https://downsideup.org/ru/catalog/article/razvitie-fonematicheskogo-sluha
Вся работа строится по принципу от невербальных звуков к анализу звуков. Начать работу надо с простых игр. Посмотрите две первые игры. Самостоятельно можно подумать над вариациями.
Про конструирование: В книге Медведевой Т.П. есть примеры построек. Они соответствуют определенному блоку в книге. Есть у вас эта книга? Кирпичики желательно иметь и вот такие: https://downsideup.org/ru/forum/topic/27399
Посмотрите 18 сообщение. там две корзинки: в одной мочалки, в другой - кирпичики. Такие продаются иногда цветные, а иногда просто деревянные без покрытия. Кровать сложно делать, т.к. она строится из 3х фигурок и они разнонаправлены, т.е. необходимо поворачивать фигурку в пространстве. Это сложно деткам. Посмотрите постройки и задания в книге "Развитие познавательной деятельности". https://downsideup.org/ru/catalog/doc/razvitie-poznavatelnoy-deyatelnosti-detey-s-sindromom-dauna-posobie-dlya-roditeley
Дальше отвечаю в следующем сообщенииImage
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 01.09.2025 12:53
Специализация:
Логопед, дефектолог

#428

Сообщение Иванова Марина М. » 06 сен 2017, 19:36


Тот диалог, который Вы привели в пример. Он не характерен для патологической эхолалии. Сейчас она просто хочет поддерживать с Вами диалог, это не автоматическое повторение. Сложности начинаются, когда ребенок автоматически повторяет за взрослым каждое последнее слово. Бывает так, что ребенок не проговаривая слов, полностью копирует интонацию взрослого. В вашем случае получается, что речь у Лизы социальна, а повторы - это функциональное "нарушение". Это типичное явление для ребенка, который только в апреле начал четко говорить и быстро перешел к фразам. На начальном этапе развития речи это допустимо.
А стихи по типу "топ-топ, хлоп-хлоп" как у младшей групы Нищевой или что-то посложнее?
Да, эти стихи подойдут. Сложнее пока не надо брать. Пусть будут стихи легче, но в арсенале их будет много.
А язык имеет значение?
Дома вы на каком языке говорите? Если все детские сады на украинском языке, то в большенстве случаев стихи должны быть на украинском языке. Украинский язык, он же очень мелодичный. Мне очень нравилось слушать моих подруг на Украине, они будто пели.Image
Про период: на полгода точно. И потом, мы все время на связи, задавайте вопросы, если есть сложности - все обсудим.
Спасибо, Марина Вам огромное. Мне очень нравятся Ваши методы работы, по душе :)
Спасибо! Мне тоже очень приятно с Вами работать!Image
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#429

Сообщение mery » 06 сен 2017, 23:08


Огромное спасибо, Марина!
Я все поняла, книга Медведевой Т.П. есть в эл. виде. Историю про чай для кукол Вы так эмоционально описали, что даже я посмеялась, читая :)
Тот диалог, который Вы привели в пример. Он не характерен для патологической эхолалии. Сейчас она просто хочет поддерживать с Вами диалог, это не автоматическое повторение. Сложности начинаются, когда ребенок автоматически повторяет за взрослым каждое последнее слово. Бывает так, что ребенок не проговаривая слов, полностью копирует интонацию взрослого. В вашем случае получается, что речь у Лизы социальна, а повторы - это функциональное "нарушение". Это типичное явление для ребенка, который только в апреле начал четко говорить и быстро перешел к фразам. На начальном этапе развития речи это допустимо.
Спасибо, все понятно :)
Дома вы на каком языке говорите? Если все детские сады на украинском языке, то в большенстве случаев стихи должны быть на украинском языке. Украинский язык, он же очень мелодичный. Мне очень нравилось слушать моих подруг на Украине, они будто пели.Image
Дома на русском разговариваем, но некоторые стихи Лизе на украинском нравятся, пытается их выучить наизусть, просит очень много раз перечитывать.
Кирпичики есть неокрашенные, будем дальше строить.
По фонематическому слуху, два первых упражнения- это слишком просто для Лизы, сделает на раз. Начнем с третьего упражнения, а первые два будем периодически повторять-играть. Подобного плана Лиза очень любит :)
Про период: на полгода точно. И потом, мы все время на связи, задавайте вопросы, если есть сложности - все обсудим.
Спасибо большое!


Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#430

Сообщение mery » 07 сен 2017, 17:57


Марина, здравствуйте!
Еще появился один вопрос по речи такого плана. Лиза на днях мне показывала картинку, где есть БУТОН и ЦВЕТОК. Я ей объяснила, что сначало бутон появляется, потом расцветает цветок и показала пальчиковую гимнастику, где расскрывается бутон.
Сегодня Лиза мне в книге, когда я читала, повторяет "бутон" и показывает руками. Я не поняла, что она хочет сказать, потом увидела в тексте слово "будто". Зайка мечтал, БУДТО он уже взрослый. Я попыталась объяснить, что означает "будто": "Лиза машет крылышками и говорит: ух-ух, будто сова"...
А еще на слово "котлетка с кОрочкой! отвечает:ко-ко-ко, думает, что котлетка с кУрочкой.
Про корочку я просто объяснила, что не курочка, а корочка и показала корочку. Но Лиза все-равно говорит:ко-ко-ко. А еще на одну собаку, когда ее видит на улице, говорит:собака, а потом: муууу. Но та собака действительно немного на корову похожа. Я объясняю, да, это собака, но похожа на корову.
Вот хотела спросить, подскажите пожалуйста, как мне отвечать на подобные вопросы, которые связаны с грамматикой? Как я отвечаю, так нормально?
Спасибо Вам огромное зарание!
Ответить

Вернуться в «КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7)»