Лизонька, 17.05.2014 года

Ответить
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 01.09.2025 12:53
Специализация:
Логопед, дефектолог

#491

Сообщение Иванова Марина М. » 15 окт 2018, 22:15


Добрый вечер, Марина!
Подскажите пожалуйста, что мне ставить в разделе по развитию речи в индивидуальной программе для Лизы в детском саду (скорее всего будут спрашивать у меня)?
Я думаю, что они сами пропишут цель и задачи. Но в там точно будут прописаны:
Цель программы: Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.
Задачи: Развитие понимания речи.
Развитие мелкой моторики.
Развитие речевого дыхания.
Формирование правильного звукопроизношения.
Развитие фонематических процессов.
Развитие артикуляционной моторики.
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам.
Коррекция слоговой структуры слова.
Совершенствование грамматического строя речи.
Развитие связной речи
Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти. Развитие мышления.
Будут указаны сроки реализации программы. А также возможно будет составлен календарный/перспективный план.
Вы советовали книгу Сутеева. Как работать с такими рассказами? Просто, пусть Лиза пересказывает то, что запомнила на память? Лиза просто запоминает текст и читает по памяти.
Обычно с детьми мы устраиваем театрализации. Рассказывать не по картинкам, а с игрушками. Тут две задачи: знать содержание и управлять героями.
Она мне по памяти рассказывала все простые сказки типа Колобка, Теремка, Репки весной еще по тем картинкам, что знает. Если эта же сказка будет в других картинках и у воспитателя, она ее не расскажет, скорее всего. Если долго не повторять, год например, Лиза весь текст забывает и уже и мне рассказать не может по знакомым книгам (или не хочет, я сама толком не могу понять).
А Лиза рассказывает сказки по картинкам? Т.е. смотрит на картинку и рассказывает. А без картинок как обстоят дела?
Вы усложняли сказки путем введения новых персонажей или сменой поля действия (например, изменять вид теремка - в театрализации или менять антураж - то теремок в поле, то он в лесу стоит)?
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#492

Сообщение mery » 16 окт 2018, 09:17


Здравствуйте, Марина!
Спасибо большое за направления развития речи в индивидуальной программе, проконтролирую. Я не уверена, что их напишут, потому что в саду нет логопеда, да и вообще никого из коррекционных педагогов нет (ни в штате, ни приходящего).
А Лиза рассказывает сказки по картинкам? Т.е. смотрит на картинку и рассказывает. А без картинок как обстоят дела?
Вы усложняли сказки путем введения новых персонажей или сменой поля действия (например, изменять вид теремка - в театрализации или менять антураж - то теремок в поле, то он в лесу стоит)?
Рассказать сказку без картинок не сможет. Она сама замечательно рассказывала теремок, используя в качестве теремка свой столик (под столом), под лестницей, у нее запрыгивали игрушки на диван, или на папин стол, играли вместе с ней с плоскими персонажами, вырезанными из картонки. Это было давно.
Лиза брала и другие персонажи, любую игрушку, что у нее есть и со словами: "Тук-тук, кто там? Я...., а я овечка. Прыг". Сейчас ей эти сказки надоели. Она их не может и по картинкам пересказать (честно говоря). Мне надо вначале ей рассказать по картинкам раза 3-4 (чтобы она сказку вспомнила...или наново выучила- я не знаю, Лиза очень быстро запоминает), тогда с моей помощью расскажет снова (если будет настроение). Сейчас у нее более углубленные сюжетные игры с куклами или зверятами. Она обсуждает в их диалоге свои пережитые, текущие переживания, впечатления. Вот, возможно сказки Сутеева с тремя котятами или нарисованной кошкой заинтересуют. Они более сложные и интересные по сюжету, чем Теремок, Курочка Ряба и Колобок, Репка.
Спасибо большое!


Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 01.09.2025 12:53
Специализация:
Логопед, дефектолог

#493

Сообщение Иванова Марина М. » 17 окт 2018, 00:06


Добрый вечер, Марина!
Я думаю в вашем случае можно подключать конструирование. Сначала построить дом, а затем добавлять героев. Строить можно из конструктора лего или деревянных кирпичиков. А то получается, что она пользуется готовыми конструкциями. Но тут можно и расширить игру: поставить стол, за которым все собираются, слепить угощение, в беседе можно уточнять менюImage. Получается именно поиграть в Теремок. Играть с образом. Я так поняла, что Лиза сама выбирает персонажей, правильно? Вы при этом можете участвовать, она разрешает Вам вносить изменения в игру? Потому что чувствительность к новизне, которую предлагаете Вы отразиться и на восприятии нового от других людей.
Да, конечно репертуар надо расширять и постепенно усложнять. Я бы рекомендовала устраивать тематические занятия. Например, на текущей недели играть и выполнять задания по одной сказке, через пару недель выполнять задания тематически связанные с другой сказкой. Как это выглядит? Например, возьмем сюжет про Айболита. В рамках заданий можно уточнять: какие инструменты нужны Айболиту (вот вам классификация, в которой в одной коробке инструменты, в другой - одежда, или рисование - закрасить/спрятать в мешок все инструменты Айболита); кого лечит Айболит (высаживаем на диван все игрушки и лечим); как лечит Айболит (измеряет температуру, смотрит горло, дает таблетки, дает теплый чай - и каждое такое действие важно совершить, т.е. каждому участнику дать чай и таблетки - использовать предметы заместители). Можно еще дальше усложнить сюжет и добавить цвета/формы (красные таблетки только котятам или медвежатам). Можно рисовать домики каждому "больному". Можно лепить большие и маленькие градусники. А дальше даем в игре можно ставить проблемную ситуацию: "Где же Айболит возьмет лекарства, микстуру и градусники?" - В аптеке. И дальше можно развернуть игру "как в магазин" - атрибуты: сумка, монеты, бумажка "с рецептом", прилавок, наборы геометрических фигур (счетный материал) - это разные виды лекарств и т.д. Тогда у Лизы будут формироваться образы, которые не привязаны к картинкам. Ведь в сюжетных играх/театрализациях очень важны аксесуары/атрибуты (которые можно создавать самим - вырезать, клеить, лепить), с которыми ребенок действует. В процессе действия формируется/закрепляется образ действий и предметов. Речь соотносится с действиями. И далее, ребенку доступно любое символическое изображение (любая картинка будет восприниматься). А у Лизы, в большинстве случаях, деятельность сводится только к управлению героем/персонажем (прыгнул, побежал, и т.д.) или говорению вместо действий, мало микродействий, если возможно так сказать. Вот пример:
Лиза брала и другие персонажи, любую игрушку, что у нее есть и со словами: "Тук-тук, кто там? Я...., а я овечка. Прыг".
Сейчас важно убрать картинки и начать работать с предметами и заместителями. Как Вам такая идея?


С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#494

Сообщение mery » 24 окт 2018, 18:42


Здравствуйте, Марина! Спасибо за идеи и рекомендации. Лиза сейчас болеет и поэтому ей сложно играть в длинные сюжетные игры. Попробовала поиграть в упрощенный вариант. Игрушки прячутся под одеяло. Лиза придумала название: в норку. Играли точно по ролям. Лиза приводила новых игрушек и говорила их речь. Я отвечала за тех, кто сидел в норке. Получился полноценный диалог (раньше, весной, Лиза не могла так разделить диалог. Она могла одним текстом сплошным говорить и речь одного героя и отвечать сразу за тех, кто в теремке). Лизе очень понравилась такая игра.
Поиграть в более сложные сюжетные игры, как Айболит, думаю Лизе понравится. Надо подготовится к ним и собраться мне :).
Еще хотелось бы спросить. У меня за лето получилось вызвать у Лизы звуки "ш" и "ж". Сейчас она пытается их произносить в некоторых словах в повседневной речи. Но, если звук в начале слова, то говорит нормально. А если в середине, перед звуком "ш" или "ж" добавляет "л". Например, слово "кошка" произносит как "коЛшка", слово "мишка" произносит как "миЛшка". По-видимому из-за сложной артикуляции. Когда занимаемся, я прошу эти слова произнести медленно, как бы растягивая, произносит правильно "кооошшшшкаа", но тут же пытается произнести быстро и говорит "коЛшка". Подскажите пожалуйста, такой дефект произношения уйдет со временем сам или наоборот, может закрепиться и нужно его стараться устранять сейчас. Думаю, просто нужно отработать обратные слоги "аш", "эш", "ош" в каких-то чистоговорках.
Спасибо большое!
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#495

Сообщение mery » 28 окт 2018, 19:16


Здравствуйте, Марина! У меня возник еще один вопрос к тем, что выше. Если можно, хотелось бы услышать вашу рекомендацию.
Лиза может рассказывать (монолог) очень много, прям целые рассказы. Но в них нет смысла. Т.е. то ли она забывает то, что рассказывала, то ли не понимает, что говорит. Может по 5, по 10 минут без умолку рассказывать. Но, когда прошу ее составить рассказ по принципу "причина-следствие", то "лавочка прикрывается" и ребенок замолкает. Даже самые простые предложения.
Пример: проводила сегодня занятие. Показываю взрослого зверя и 2 детеныша и задаю вопрос: "У медведя ежонок или медвежонок" при этом в двух разных руках 2 картинки соответствующие - ежонок и медвежонок. Лиза расстроенная: "Мама, не показывай так, я не понимаю!". Сама отвечаю: "Медвежонок, а не ежонок" и выкладываю возле медведя медвежонка. Для Лизы сказать такое сложно. Так же сложно выбрать из двух. Если покажу одну картинку, то она ее назовет. Например, буду держать в руке медвежонка и спрошу: "У медведя..." Лиза ответит: "медвежонок".
Еще игра в лото. По очереди вытягиваем из мешочка картинку и в зависимости от того, нужна она или нет, говорим: " (Я) хочу" или "(Я) не хочу". У Лизы та же реплика: "Я не понимаю!" именно на фразу. Т.е. молча она все выбирает, что ей нужно. А выбрать и при этом прокомментировать "Хочу" или "Не хочу" - сложно.
Для меня это загадка. При том, что она может монолог рассказывать очень долго, с глаголами, предложения, отрицательные предложения, по просьбе, подумав и ответив- получается, не может. При чем, если упростить немного задание, то отвечает. Т.е. это не просто нежелание говорить, а именно сложность.
Марина, подскажите пожалуйста, в чем сложность? Я не могу понять, в чем именно...Может быть в том, что нужно подумать вначале (т.е. когнитивная функция)?
Спасибо большое!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 01.09.2025 12:53
Специализация:
Логопед, дефектолог

#496

Сообщение Иванова Марина М. » 02 ноя 2018, 00:46


Добрый вечер, Марина!
Попробовала поиграть в упрощенный вариант. Игрушки прячутся под одеяло. Лиза придумала название: в норку. Играли точно по ролям. Лиза приводила новых игрушек и говорила их речь. Я отвечала за тех, кто сидел в норке. Получился полноценный диалог (раньше, весной, Лиза не могла так разделить диалог. Она могла одним текстом сплошным говорить и речь одного героя и отвечать сразу за тех, кто в теремке). Лизе очень понравилась такая игра.
Замечательно! Продолжайте так.
Поиграть в более сложные сюжетные игры, как Айболит, думаю Лизе понравится. Надо подготовится к ним и собраться мне :).
Можно использовать реальные предметы, игрушки, какие-нибудь бирюльки, которые можно складывать в косметичку или пенальчик. Дети очень любят такие атрибуты в игре.
Еще хотелось бы спросить. У меня за лето получилось вызвать у Лизы звуки "ш" и "ж". Сейчас она пытается их произносить в некоторых словах в повседневной речи. Но, если звук в начале слова, то говорит нормально. А если в середине, перед звуком "ш" или "ж" добавляет "л". Например, слово "кошка" произносит как "коЛшка", слово "мишка" произносит как "миЛшка". По-видимому из-за сложной артикуляции. Когда занимаемся, я прошу эти слова произнести медленно, как бы растягивая, произносит правильно "кооошшшшкаа", но тут же пытается произнести быстро и говорит "коЛшка". Подскажите пожалуйста, такой дефект произношения уйдет со временем сам или наоборот, может закрепиться и нужно его стараться устранять сейчас. Думаю, просто нужно отработать обратные слоги "аш", "эш", "ош" в каких-то чистоговорках
Да, Вы правы. Сначала звук автоматизируется в прямых и закрытых слогах, далее слоги усложняются и добавляются слоги со стечениями согласных (шта, шту....; тшу... тши.; ишт.... и т.д.). Могу подсказать прием: мы с детьми рисуем истории а альбомах. Рисуем фломастерами. И история рассказывается с постепенным дорисовыванием. Например, "Жила была в одном домике, в лесу маленькая И. (рисуем домик, лес, подписываем рядом с домиком И). И была у нее подруга .... Она жила в домике на окраине леса...... (и каждый раз кто-то ходит в гости попить чай или съесть супа с пирогами). О домика к домику рисуем дорогу, по которой все ходят и поют песенки (слоги, которые отрабатываем). И каждое задание мы с детьми начинаем с придумывания такой сказки, с рисования. Кстати, это методика комментированного рисования, как раз и над связной речью можно поработать.
Есть еще игра - когда нужные слоги проговариваются с различной интонацией. Мы готовим смайлики из картона с различными эмоциями. А дальше по очереди загадываем друг другу одного смайлика (загадываем и изображаем эмоцию) и проговариваем соответствующим способом слог. Второму игроку надо узнать эмоцию и показать нужный смайлик. Акцентируется внимание на мимике, и слоги гораздо охотней прорабатываются.

С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 01.09.2025 12:53
Специализация:
Логопед, дефектолог

#497

Сообщение Иванова Марина М. » 02 ноя 2018, 00:46


Второе Ваше сообщение еще обдумываю. Отвечу.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#498

Сообщение mery » 02 ноя 2018, 16:25


Здравствуйте, Марина! Спасибо за рекомендации. Будем играть в доктора, найду косметичку или какой-то кармашек.
С произношением все понятно. С домиком и дорожками- интересно. Я просто обводила свою ладошку и каждый палец, на кончике подписывала слоги, прикладывали по очереди ладошку, стучали каждым пальчиком и произносили тот слог, который написан. Надо попробовать еще домик с дорожками :)
По поводу смайликов. С эмоциями у Лизы все очень проблематично и сложно, вплоть до отказа. Вы год назад (примерно, точно не помню), посоветовали играть: предлагать игрушкам еду, кто-то соглашается, кому-то не понравилось. Даже сейчас Лиза толком не может в нее играть,тут же закрывает лицо руками и начинает плакать (если кто-то из игрушек остался недовольным едой) с последующим отказом от игры. Боюсь, со смайликами будет так же (кроме веселого и радостного смайла).
Хочу спросить, подскажите пожалуйста, а какие эмоции нужны на смайлах? По-моему Лиза только понимает радость и печаль. Возможно, злость еще (если не путает ее с печалью). Две последние "играть" скорее всего откажется.
Спасибо большое Вам еще раз!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 01.09.2025 12:53
Специализация:
Логопед, дефектолог

#499

Сообщение Иванова Марина М. » 05 ноя 2018, 23:25


Добрый вечер, Марина!
Пример: проводила сегодня занятие. Показываю взрослого зверя и 2 детеныша и задаю вопрос: "У медведя ежонок или медвежонок" при этом в двух разных руках 2 картинки соответствующие - ежонок и медвежонок. Лиза расстроенная: "Мама, не показывай так, я не понимаю!". Сама отвечаю: "Медвежонок, а не ежонок" и выкладываю возле медведя медвежонка. Для Лизы сказать такое сложно. Так же сложно выбрать из двух. Если покажу одну картинку, то она ее назовет. Например, буду держать в руке медвежонка и спрошу: "У медведя..." Лиза ответит: "медвежонок".
А в повседневной жизни бывает такой выбор? Например: "Ты будешь яблоко или грушу?"
Еще игра в лото. По очереди вытягиваем из мешочка картинку и в зависимости от того, нужна она или нет, говорим: " (Я) хочу" или "(Я) не хочу". У Лизы та же реплика: "Я не понимаю!" именно на фразу. Т.е. молча она все выбирает, что ей нужно. А выбрать и при этом прокомментировать "Хочу" или "Не хочу" - сложно.
Для меня это загадка.
Мы с такими случаями сталкиваемся. Так бывает, когда речь у ребенка развита лучше собственной деятельности, т.е. когда например, взрослый говорит: "Вытри стол" - а ребенок говорит: "Я устал" (и не ДЕЛАЕТ). В арсенале ребенка могут быть фразы, которые он активно использует ОБХОДЯ деятельность. Хотя объективно, причин для усталости, например, нет. Наблюдается дисгармоничное развитие. Когда речь заменяет деятельность. В последствии могут возникнуть сложности с мотивацией в школьном возрасте. Именно поэтому, мы рекомендуем приобщать ребенка к повседневной деятельности дома. Сочетаем речь и деятельность. Получается что Лиза либо говорит, либо делает. У Полины Львовны есть хороший журнал "Я все могу". Смотрели его? Лиза со всеми компетенциями Я все смогу
Еще игра в лото. По очереди вытягиваем из мешочка картинку и в зависимости от того, нужна она или нет, говорим: " (Я) хочу" или "(Я) не хочу". У Лизы та же реплика: "Я не понимаю!" именно на фразу. Т.е. молча она все выбирает, что ей нужно. А выбрать и при этом прокомментировать "Хочу" или "Не хочу" - сложно.
Это вписывается в сценарий "либо говорю, либо делаю".
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
mery
Последний визит: 15.07.2021 17:09
Дети:
Елизавета
17.05.2014

#500

Сообщение mery » 06 ноя 2018, 00:02


Здравствуйте, Марина! Очень хорошее объяснение. Может в каких-то моментах это так и есть. Но...
А в повседневной жизни бывает такой выбор? Например: "Ты будешь яблоко или грушу?"
Отвечает примерно так: "Сейчас посмотрим (берет яблоко). Это яблоко, а это груша" (кладет яблоко и берет грушу). Потом отодвигает яблоко и говорит: "Я буду грушу, а яблоко спрячем. На, мама, спрячь в шкаф". Вернее, так про разный сок говорит :) В принциппе, повторяет когда-то сказанные мною фразы в этой ситуации. Про новые вещи отвечает попроще, типа: "Буду банан".
Мы с такими случаями сталкиваемся. Так бывает, когда речь у ребенка развита лучше собственной деятельности, т.е. когда например, взрослый говорит: "Вытри стол" - а ребенок говорит: "Я устал" (и не ДЕЛАЕТ). В арсенале ребенка могут быть фразы, которые он активно использует ОБХОДЯ деятельность. Хотя объективно, причин для усталости, например, нет. Наблюдается дисгармоничное развитие. Когда речь заменяет деятельность. В последствии могут возникнуть сложности с мотивацией в школьном возрасте. Именно поэтому, мы рекомендуем приобщать ребенка к повседневной деятельности дома. Сочетаем речь и деятельность.
Вот про какую-то деятельность, которую она не любит- примерно так и есть. Но отвечает проще: "Нет" и продолжает заниматься тем, чем занимается (это даже касается еды: завтрак, обед, ужин...даже с тем, что кормлю ее я).
Книгу Полины Львовны читала давно, распечатала (еще старый вариант, до издания). Там в основном, про навыки ребенка, такие как самообслуживание. Сейчас пытаюсь ее научить собирать вечером игрушки и разбросанные книги. Делает через раз, а то и реже. И то, с моей помощью. Иногда просто сидит и смотри, как я складываю все по местам и отказывается помогать.
А разве бывает так, что речь ребенка развита лучше деятельности? Мне всегда казалось, что речь возникает в процессе деятельности и следует после развития деятельности или совместно с деятельностью.
Хотя в чем-то согласна, Лиза сейчас очень часто отказывается от активной деятельности и сидит "читает" книги.
Это вписывается в сценарий "либо говорю, либо делаю".
Лиза почему-то не хочет показывать, говорить или еще что-то делать такое, что носит отрицательный характер. Она замечательно может говорить"Я хочу" и делать при этом. Но сказать "Я НЕ хочу" почему-то не может. Но несколько раз слышала от нее "Я НЕ хочу" в процессе деятельности (не часто, в основном отвечает просто "Нет"). Точно так же она не повторяет потешки, где есть такие герои как медведь, волк, просто отказывается (стоит молча). Хотя тут же повторяет потешки про зайца, про котят и еще любимых зверят.
Спасибо большое, Марина!


Ответить

Вернуться в «КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7)»