Добрый день, Елена.
Вы затронули очень важный вопрос - взаимодействие с детьми. Сразу скажу, что у наших детей и понимание ситуации и понимание речи (если она соответствует их возможностям и возрасту) является сильной стороной. Хорошо, что вы обращаете на это внимание, потому что, как показала практика, именно умение уходить от правил, мешает впоследствии детям социализироваться. То, что разрешают маленькому ребенку становится привычкой, но уже неприемлимо у более старшего. А переучивать всегда сложнее. Сейчас у вас очень удачный возраст для начала знакомства со словом нельзя.
Сразу скажу, что запреты должны быть минимальны. Например, если пространство в доме не обеспечивает безопасности ребенку и он все время слышит нельзя (нельзя открыть ящик в нем лекарства или иголки, нельзя совать палец в розетку, нельзя бросать мяч, нельзя ходить в ванную - там моющие жидкости итд) то это слово становится для ребенка пустым звуком, либо делает его пассивным.
Это отдельный вопрос и по мере взросления мы это будем обсуждать.
Пока для ребенка есть два вида "нельзя"
ОПАСНО - все физические опасности взрослые должны свести к минимуму: шкафы, где есть опасные предметы закрыты, часть предметов помещена высоко, розетки закрыты, на окнах ограничители итд
Но есть все-таки случаи, когда вы не можете что-то сделать, например, плита на кухне. Трогать ее нельзя. И это нужно говорить всегда и строго.
НЕПРИЕМЛЕМО сюда входит нельзя бить, кусать, щипать взрослого.
Остальные НЕЛЬЗЯ - условны: мяч нельзя бросать в окно, мы сейчас поставим кегли (бутылки из-под воды) и будем их сбивать мячом. Или будем бросать мяч в коробку. Или возьмем мяч и пойдем на улицу.
ребенок не рождается со знанием что можно делать и чего делать нельзя, поэтому только наша реакция дает ему понимание этого.
Мы учим ребенка просить и отказываться доступным ему способом, чтобы ему не пришлось бросать то, чего он не хочет.
Но ваш Славик еще маленький и потому ваша реакция должна быть простой и понятной, что собственно говоря вы и сделали.
Очень нужен Ваш совет. Сегодня во время кормления Святослав бросал ложку еда разлеталась. Я строго сказала, что так нельзя, сначала он стал улыбаться хитренькой улыбкой, видя что я не улыбаюсь а продолжаю серьезно говорить начал выставлять губу и обижаться немного слез. Душа конечно обрывалась но я не поддалась. И продолжала быть серьезной. Обида и слезы но не плачь и не истерика. Когда он показывает обиду после хитрой улыбки это тоже "маленькая уловка", чтобы не выполнять то что просят?
Да, это тоже уловка. Я понимаю ваши переживания, но вам ведь не нравится, что мальчик бросает еду? А как он это может узнать, если вы все будете принимать?
И как дать понять, без этих слез что что то можно а что то нет? Как вообще ребенок учится понимать чего нельзя и можно? Или это всегда через обиды? Очень жалко когда он так реагирует. А как тогда его научить? Я не знаю. И самое главное - особому ребенку в такой ситуации нормально находиться? Восприятие ведь другое, нежели у обычных детей.
Такое же восприятие, а умение манипулировать иногда и лучше.
И еще вопрос - нужно ли делать акцент на обучении жевания? Кусочек еды за щеку оборачивается тем, что либо малыш выталкивает его, либо давиться, перед этим немного поворочав языком кусочек во рту. Иногда даю целый сушеный банан и сама держу другой край и он его прикусывает деснами. Вопрос такой - у него не будет навыка жевания если не пытаться его ему обучать?
Скорее всего, такой навык появится и без таких упражнений, но все-таки давать пробовать иногда нужно. Ему может понравиться твердая пища раньше. чем возникнет навык. а дать ее будет опасно. Кроме того, жевание укрепляет мышцы рта, а это помогает держать рот закрытым.
И язычок. - он у него большой в месяца 3-4 делала лого массаж и после 6 месяцев тоже продолжала. Сейчас не делаю. Рот закрывать у него получается и язык помещается в рот. Но зачастую язык он выставляет. Как научить закрывать ротик, убирая язычок?
Массаж+ правильное кормление.