Здравствуйте!
В этом разделе два консультанта - я - педагог и Марина - логопед. Если будет необходимость, мы подключим к консультированию психолога, впрочем, к психологу и к медицинскому консультанту Вы, Светлана, можете обратиться самостоятельно)))
Пока мы обсуждаем с Вами вопросы, связанные с формированием навыков самообслуживания ( гигиенических навыков) и ситуации, в которых Егор делает то, что ему запрещается.
Про приучение к горшку. уверена, что ругать мальчика за то, что он не ходит на горшок точно не следует. Показать, что Вы расстроены - да, можно, а вто отчитывать его за это не надо! Насколько я могу судить, пока не стоит ждать, что Егор сам будет вовремя сообщать, что ему нужно в туалет. Думаю, Вам стоит еще задержаться на том варианте, когда Вы сама напоминаете или ведете мальчишечку на горшок. Это нармальная стадия формирования данного навыка. Стоит внимательно понаблюдать за мальчиком и определить, сколько раз в день и в какие именно моменты его необходимо проводить до горшка. Как правило, это бывает необходимо после сна, после еды, перед и после прогулки. Егор уже не такой уж маленький, и слишком часто отводить его писать не стоит. Что касается опорожнения кишечника, то все-таки попробуйте определить, в какое время наиболее вероятно, что ему нужно сделать "большие дела" и попробуйте "предвосхитить это. Кстати, возможно, стоит попробовать приучить Егора к тому, чтобы он писал в унитаз "как большой". Светлана, я не знаю устройства жизни Вашей семьи, судя по адресу, который Вы указали при регистрации, Вы живете в частном доме. Возможно, удобства находятся во дворе, и тогда, конечно, мой совет про унитаз не подходит. Но если таковой имеется в доме, то стоит подумать, как приспособить пространство для того, чтобы мальчик смог им пользоваться. Как правило в таком случае достаточно бывает подходящей устойчивой скамеечки и небольшого "курса обучения")) Бывает очень эффективно воспользоваться помощью папы, чтобы мальчик наглядно увидел, как это делает взрослый мужчина)) Также бывает полезно, определив тактику приучения к горшку, просто заменить старый горшок на новый и "начать жизнь сначала"
Пробуйте! И пожалуйста, наберитесь терпения - процесс приучения к горшку может занять довольно много времени! Старайтесь не раздражаться, проявлять терпение и дружелюбие. Не забывайте о бурных похвалах в адрес Егора, когда он будет действовать так, как требуется! Все постепенно получится!
Про нежелательное поведение Светлана, надо обязательно принимать в расчет некоторые важные моменты.
Во-первых запретов должно быть не слишком много. Проанализируйте, что реально необходимо запретить, а что можно и разрешить, но. скажем, при определенных условиях. Понимаете? Совать пальцы в розетку - нельзя, и точка, поскольку это опасно для жизни. Бить маму - нельзя категорически, если это происходит, необходимо бросить все , всем своим видом выразить возмущение, перехватив руку Егора и самым строгим голосом поставить однозначный запрет: НЕЛЬЗЯ! Не стоит объяснять при этом, что, например, "маме больно", "она плакать будет" и так далее, просто, не-до-пу-сти-мо!
Во-вторых нужно обязательно учить Егора и учиться самой договариваться и соблюдать договоренность. Согласитесь, это очень важно! Перед тем, как смотреть мультики необходимо договориться, что это будет, скажем, два мультика, а потом будем делать то-то и то-то. Ну а дальше надо будет соблюсти эту договоренность, даже если Егор будет протестовать. В противном случае мальчишечка Вашу будет манипулировать Вами. И если не научить его соблюдать договоренности, вот тут-то и есть большой риск того, что он будет просто злиться. Да, часто это называют агрессией, но ведь и мы с Вами скорее всего разозлились бы, если бы кто-то не давал нам делать то, что очень интересно и нравится, верно?
Садится в грязь? я бы сделала так: один раз удержала бы его от этого и сказала, что если сядет и измажется, придется пойти домой. Но перед прогулкой стоит обсудить, что вы будете делать. Например: "Сначала пойдем в песочницу, ты поиграешь, а потом зайдем в магазин за молоком, посмотрим машины и пойдем обедать" Ну или в каком-то другом порядке. При этом хорошо будет, если Вы не будете спешить, присядете с Егором рядом, заглянете ему в глаза, возьмете за руки и дружелюбно и мягко обсудите с ним все, что будет происходить на прогулке. Очень простыми и понятными ему фразами. Не забыв спросить, например, "ты сначала хочешь в магазин зайти или в песок поиграть?" Ну и, конечно, увидеть или услышать его пожелания и согласиться с ними. Если на прогулке предусматривается два-три момента, то он вполне может выбрать, что за чем будет происходить, верно? В этом случае ему будет понятно, что предвидится, а у Вас будет удачный вариант "отвлечения" от усаживания в грязь: ой, Егор, а давай уже пойдем машины смотреть, мы договорились!
И еще дело в том, что дети часто прощупывают границы дозволенного, причем делают это очень открыто и незамысловато. Стоит начать бурно реагировать на такие нежелательные моменты, как они будут использовать их опять и опять, чтобы привлечь внимание и управлять мамой или кем-то еще из близких. Подумайте, как лучше учить мальчика таким вот простым договорам, которые дают ему возможность сделать простой выбор и будьте терпеливы!