Здравствуйте, Наталья!
Прочитала ответы, спасибо! Получается так, что Артему пока не интересно со взрослым. Он вполне самодостаточен, и привык к некоторой системе общения дома.
У нас была операция по удалению аденоидов и гландов, вот до этой операции Артём у нас говорил своё имя и повторял когда просили сказать мама, папа , дай , Артём, эти 4 слова мы говорили и повторяли, но после операции все изменилось, перестал повторять говорить то что просим
После операции он был слаб, и на фоне такого состояния закрепилась определенная модель взаимодействия. Самостоятельно он ее не поменяет, но и если взрослый будет что-то менять, то это будет восприниматься с протестом. Ему же будет дискомфортно.
На улице ещё сложнее договорится, он бежит туда куда хочет не идёт сам если он не хочет туда куда хотим мы... Упирается, кричит, плачет..,
Навыкам другого общения лучше будет обучаться дома, в пространстве Ваших рук. Почему так? Дело в том, что любой предмет для Артема имеет побудительную силу что-то с ним сделать. Поэтому, если пространство большое, то Артем будет отвлекаться. Если мы хотим, чтоб он обратил внимание на лицо, руки взрослого, то лучше всего начать с эмоциональных игр без предметов. Когда Артем располагается у Вас на коленках лицом к лицу. Вы можете располагаться или сидя на полу, или сидя на диване. Это могут быть игры под одеялом (можно строить домики под стулом или под столом). Это могут быть игры за креслом/за диваном, без разницы. Суть в том, что одеялом/коробкой/креслом/диваном мы ОГРАНИЧИВАЕМ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ Артема. Ему тогда будет легче сосредоточиться на Вашем лице. Какого рода игры? Знаете такие простые двустишия: "Баран, баран, бум"; "По кочкам, по кочкам - бух". Вот такие игры нужны. Причем дистанция между лицами минимальная, см 10 - 15. Это могут быть просто Ваши поглаживания по спине Артема в сочетании с поцелуями в щеку (3 раза погладили, 1 раз поцеловали + мурлыканье какого-то простого мотивчика). Такие игры не должны быть принудительными. Надо понаблюдать, к каким прикосновениям Артем более менее спокойно относится. Вот эти действия и выбрать для игры. Такие действия в рамках одной игры должны быть многократными, чтоб Артем смог подстроиться к ритму.
Для чего такие игры нужны? Сейчас нужно показать Артему, что со взрослым интересно и безопасно.
Артёмочка у нас любит играть в машинки, он их выстраивает в ряд, одну за другой.... это его самое любимое занятие
Думаю, что в момент игры он все же смотрит на машинки, а не на взрослого.
Не любит общество других детей, любит быть один...
Потому что, когда он один, к нему никто не пристает и сама ситуация очень простая, она не усложняется, не надо напрягаться. Он быстро пресек это.
И еще важный комментарий. Когда Вы будете играть с Артемом в описанные выше игры, не вводите дидактические задачи в общении. Что подразумевается: не спрашивайте какого цвета платок, не спрашивайте названия геометрических форм/фигур. Вообще забудьте на время про вопросы "Кто это?" и "Что это?" Это вопросы относятся к деловому стилю общения. Задавая их Артему сейчас, мы только вызовем негатив. Мы можем только кратко комментировать "Спрятались"; "Нос привет" и т.д. + различные междометия.
Сегодня на занятиях у меня был мальчик, тоже несмотрящий в глаза. Правда игра у нас была с предметами уже. Мы приклеивали кусочки малярного скотча к маленьким игрушкам и проговаривали: "Фу-фу-фу". Чтоб привлечь его внимание, слова "ФУ-ФУ-ФУ" я проговаривала то тонким голосом, то басом, и т.д. чередовала модуляцию. Активно использовала мимику. Действия медленные, неторопливые. У нас было 20 маленьких игрушек и 15 минут ОЧЕНЬ внимательной игры. Так что пробуйте изменять модуляцию голоса и играть мимикой. Вот если в день получится поиграть так минут 30 - это будет прекрасно!
указательным пальцем не показывает просто тянет ручку в ту сторону если что то хочет
Это тоже есть указательный жест. Но парень очень хорошо устроился - чуть пикнет и все построились. Надо будет чуть перестроить общение, чтоб он захотел что-то сделать сам. И начнем завоевывать его доверие и провоцировать на действия с описанных выше игр.
И еще важный комментарий. Те игры, что Вы описали, они демонстрировали НЕРАЗВОРАЧИВАЮЩИЙСЯ ДИАЛОГ. т.е. краткие действия с разными предметами/карточками (Артем махнул рукой - Вы подали; Артем махнул еще рукой - Вы опять подали). Так вот игры, описанные мною, помогут расширить благоприятный опыт разворачивающегося диалога.
Что ожидаем?
1. Устойчивый зрительный контакт.
2. Инициативные действия Артема, говорящие о том, что он хочет играть.
3. Ответные звуки (через некоторое время, подражание звукам взрослого).
4. Продолжительность игры 5-10 минут.