Опять же, нужно внести смысл в деятельность. Поиграйте с ним в игру "День рожденья зайки/мишки". Можно и пирог испечь и потанцевать в хороводе.любит танцевать (жестом просит включить музыку)
Видео 2: При такой игре иногда можно просто комментировать действия Артемия, например: "Ой, упал робот/башня", "Он высокооо полетел". Вот таким рычанием (эгоцентрическая речь) он сам пытается сопровождать действия. Дайте ему образцы как описала. И обязательно нужна цель в игре. Робот может строить дорогу для машин или башни, на которые потом залезум собачка, киса, зайка; а может робот строит теремок.
Видео 3: Тут надо было Вам лечь на пол, чтоб сократить расстояние между игрушками и Вашим лицом. Видно, что Артемий смотрит очень часто только вниз, не на Ваше лицо. А ему надо видеть артикуляцию звуков, чоб повторить эти тонкие движения. Ориентироваться только на слух ему пока сложно. Фразы замечательные, но они быстро сменялись. Когда кабан (я так думаю это он) запрыгнул в дупло, он сказал: "Прыг, я запрыгнул к тебе в домик, белка", а дальше уже про еду. Вот надо было "покрутиться чуть около "домика". Например: "Теперь буду жить тут" или "Белка, дай обниму тебя" или "Привет, белка" и чмокнуть ее в щеку. Про еду это уже другой сюжет. А не хватает процесса предыдущего сюжета.
В этом же видео, когда кабана кормят желудем. Тоже видно, что после одной кормешки Артемий заскучал. Тут можно организовать многократность процесса: "Ням/Ам - Ням/Ам. Еще хочу желудь", "Ой, как вкусно. Еще хочу", "Дай еще!", "Ой, все" "Фу, не хочу больше, наелся". Каждый раз, когда вы произносили простые словечки, Артемий поднимал на Вас взгляд. А если этих словечек будет больше, а если кабан еще орехами белку угостит: "На, а это тебе", "Ешь, белка". Во сюжет отличный. А уже потом вводить ежика.
Когда еж угощает грибом, тоже чуть свернули его. Когда Артемий взял кабана, можно озвучить: "Я хочу!" - вот вам и отработка местоимений. "Дай мне гриб", "Еще гриб хочу", "Ой вкуснооо". Потом белочке дать гриб, потом мишке. А вообще сюжер милый, наши реалии - стоять в очереди. Правдо здорово. Иногда некоторые дети строят линейные конструкции (очень простые, в линию игрушки ставят) из машинок, родители поясняют: "Он в пробку играет"
Видео 4: когда медведь ловит игрушки, можно обозначить его словом "цап" - простое и короткое. Можно подключить в подобной игре чередование: еж догоняет, белка догоняет. И сопровождать процесс ловли словом "цап". Потом поменяться, чтоб Артюша ловил и пробовал слово "цап". Анастасия, Вы очень чудесная и чуткая мама! Очень милая игра!
Ничего страшного в том, что новые слова сразу не повторяет нет, даже если и на следующий день. Он пробует звуки, слова еще неустойчивые. Речь - она пока ситуативна, просто проигрывайте одинаковые игры и проговаривайте сами эти слова. Игры у вас очень насышенные, простые, добрые! Речь у Вас замечательная! Постепенно слова будут носить устойчивый характер. Не переживайте.Что получилось снять. Говорит мало на этих видео. Трудно уловить, в какой именно момент он будет много говорить. Вчера перед сном удивил меня - сказал ЛИСА и ЛЕС с буквой Л. Поболтал языком лалалала и из этого положения сказал эти слова. Но сегодня уже опять просто СА и ЭС. Еще вчера пить попросил несколько раз ПЫ, вместо обычного чмокания. Сегодня повторить опять не захотел.
Видео 5. С бельем это вы отлично придумали. Но меня смушает то, как он прочитывает. Очень тихий голос, сами слова очень не четкие, на видео с лампой (ссылка) и на видео с бельем. Нет четкого разделения слогов. Мне кажется вам надо подключить к проговариванию слов еще и отхлопывание ладошкой по столу. С хлопками возможно будет более четко.
Видео 7. Очень живописно говорит по телефону, мимика, жесты чудо. Анастасия, подключайте в ваши игры еще игрушки и часть действий перекладывайте на них: мишка звонит белке, тетя звонит зайке. В таких играх можно взрослому участвовать и озвучивать, а это образцы слов.
Видео 8. Фраза: "Медсестра, сложный случай" - сложна для копирования. Более простые слова "больно", "помоги", "ай-ай". Еще я замети две вещи. Первое - на Ваши речевые инструкции в игре Артемий чаще отвечает отрицанием. Второе - он играет всегда сидя на стульчике. В первом случае я бы рекомендовала ставить перед Артемием проблемные ситуации в игре и настаивать на них играючи. Например: у ежика болит голова. Озвучиваем ежика: "Ой больт голова. Спать хочется" или "Ой больт голова, а вот у меня платочек есть" - и смотрит, что Артемий придумает на Ваши добавочные комментарии. Или когда Артемий дал ежику таблетку (синюю например), можно поставить проблему так: "Ой фу-фу, нет, мне только красные таблетки помогают". Во втором случае (про игры на стульчике). Было бы замечатьльно, если бы Артимий двигался всем телом: подошел к столику, нагнулся за упавшим пинцетом, подошел к другой кукле - ее бы вылечил, подошел бы к какой-нибудь корзинке, достал бы от туда платок для головы ежику. Вот Вы пишите, что он скрепит, сосет язык - так а нагрузка где? Давайте сейчас чуть пересмотрите игры, и не создаем условия где Артемий сидит на одном месте. Включайте в игру пространство. Тут нагнулся, там присел, там повернулся, потянулся и достал .
Видео 9. Да, видно, что сужет понятный, но слов не хватает для выражения. Он очень эмоциональный мальчик, забавные и хорошие игры. Если есть возможность просто комментируйте, то что видите. Помогите ему со смыслом в игре. Можно спросить: "А ежик угостил зайку яблоком?" Артемий уже сооброзит, что можно кормить зайца.
Да, соглашусь с Вами. Заметно, что ему сложно дается все координировать. Я бы рекомендовала сейчас сделать акцент на стихах с движениями, желательно не сидя на стульчике. Нужна логоритмика! Он отлично работает руками (чистит мандарин), передвигает игрушки в игре. Но делает это все СИДЯ! Тело расслаблено, а работают руки - вот что получается. В играх "Доктор" и т.д. убираем стул: игрушки сидят на полу, инструменты на диване - вот и организовываем ему действия и чтобы он получал ощущения от ВСЕГО тела.И сейчас я вижу, что он иногда хочет сказать, но не может увязать с движениями рта/языка.
Думается мне, что с как только уберете сидячую работу и будете провоцировать Артемия к движениям всем телом, такие явления как скрип зубами и сосание языка могут уменьшится по частоте.
Попыталась собрать все свои стикеры с заметками. Все ли моменты понятны? А за улучшения в речи очень рада. Они и дальше будут, парень у вас отличный, хозяйственный! Только пусть чаще двигается и помогает Вам по хозяйству: почистить не один мандарин, а всем членам семьи; поставить всем тарелки с ложками и т.д.