Здравствуйте, Марина!
Видео замечательное! Артемий прекрасно справляется с заданиями по чтению, и он очень старается. Это видно. Он прочитывал отдельные слова, а целиком предложение из 3х слов он может повторить? (то, что прочитал)
Да
Если про содержательную часть, то можно подключать работу над грамматическим строем, а звуковку сделать пока фоном
Грамматике я тоже уделяю внимание. Ориентируюсь по пособию "Логопедическая грамматика для детей 2-4 лет". О.А.Новиковская.
Марина, посмотрите, пожалуйста, чего не хватает из перечисленного?
Использует в собственной речи:
Повелительное наклонение глагола (мама,спи! Кидай! Пей!)
Падежи (бубушка, бабушке, бабушки)
Единственное и множественное число
Глаголы настоящего времени (Ника спит, папа работает)
Инфинитив и спряжение глаголов (хочу спать, Ника спит, я сплю, спим. И, например, не Я ГЛАЖУ, а Я ГЛАДЮ)
Приставочные глаголы (лей/налей/вылей/облился, застегни/расстегни, открой/закрой и т.д.)
Обобщающие понятия (дай животных!)
Наречия (туда, сюда, вот так, здесь)
Прилагательные (горячий/горячо, холодный/холодно, больно, большой/маленький и др.)
Не использует в собственной речи:
Предлоги почти все
Местоимения МОЙ, МОЯ, МОЁ (использует, только когда делит с сестрой игрушки или маму)
Однородные определения
Однородные сказуемые
Уменьшительно-ласкательные
Глаголы прошедшего и будущего времени
Речь нужна нам для диалога. Я бы хотела посмотреть, как он говорит во время игры, когда есть и деятельность и речь. Очень интересна творческая игра, в которой он будет ведущим. Сейчас видео про чтение, но не про свободный речевой диалог.
Марина, сейчас проанализировала. Получилось, что как раз с диалогом (без игры) проблем нет. С Артюшей можно поговорить, он сам может рассказать или сообщить о чем-то. При этом, всегда сейчас говорит понятно с сохранением слоговой: "Мам, хочу какать/писать", все просьбы, которые касаются еды и питья, "Мама, идём гулять!", "Мама, иди сюда! Положи туда! Нет, не так, вот так!"(это одна ситуация), "Мама, почитай книжку! Нет, не эту, эту!".
Проблема как раз с речью во время собственной игры - в основном это звукоподражания, звуки и наречия (сюда, вот так, здесь, туда, там, тут). Примерно это выглядит так в игре с лошадкой и человеком. Сюжет такой:человек содержит лошадку, кормит ее, расчесывает, потом куда-то едет на ней, но падает и так далее. Игры всегда разные. В эту играл всего один раз: "ам ам....еще, на....ам ам...вот так...вот так....ииигого....бах! бах! ......туда".
Не может осуществить перенос.....Я так понимаю, что здесь только время поможет? Хотя сами ситуации из жизни в игру включает. Активно использует предметы заменители (с этим никогда проблем не было). Сын быстро придумывает, на что можно заменить отсутсвующий предмет. Например, недавно он захотел поиграть в доктора, но не нашел стетоскоп. Тогда он побегал по комнате, нашел скакалку и повесил себе на шею. Слушал ручками, которые выглядят как слуховые трубки. Сам собирает "чемоданчик врача" - ходит по квартире и берет все, что ему пригодится. Когда была Вероникина очередь быть врачом, Артюша придумал, что она должна уйти в другую комнату, а сам взял кассу (она с пикалкой на шнуре) и использовал ее как стационарный телефон для вызова доктора. Иногда я поражаюсь, как он это все придумывает.....Но где же речь в игре? Есть, кстати, видео этой игры в доктора. Играли они долго, поэтому я успела снять. Но речи там нет. все молча.
Во время совместной игры со мной или сестрой его тоже приходится провоцировать на речь. Сестра является для него очень хорошим образцом. У нее хорошая развернутая речь во время игры. Она обыгрывает различные бытовые ситуации с куклами и животными в диалогах и активно привлекает к своей игре брата. Но пока что сдвигов нет.
В общественных местах это неговорящий ребенок. Максимум, может сказать: "привет" и ответить на вопросы людей. Сам инициирует общение только с друзьями.
Вы можете сделать такое видео (с игрой, возможно с театрализацией)? Есть у меня мысли, почему его речь бывает мало понятной, но мне надо в этом удостовериться. Сделайте видео примерно 5-7 минут.
Пока что не получается) Занятие снять легко - заранее знаешь, когда оно будет. А импровизацию трудно словить, пока за телефоном бежишь - уже всё закончилось))) Как только получится - пришлю.
Добавлю, что немного некорректно написала. Конечно, при быстрой речи Артюша проглатывает гласные и слоговая страдает.
Но когда говорит в обычном темпе - всё соблюдает и остаются непонятны слова только с отсутствующими/заменяемыми звуками.
Марина, хочется понять, что должны включать в себя занятия на данный момент.