Добрый день, Екатерина!
Катерина, сначала хотела подготовить для вас игры целым списком, но подумала, что работать с большим потоком информации сразу будет сложновато
. Поэтому напишу несколько игр для разминки.
Для того чтобы начать различать звуки в словах, и подвести Ваню к аналитической работе, попробуйте ряд игр на различение неречевых звуков. Думаю, что с различением звукоподражательных слов у Вани не возникнет сложностей, поэтому начните работу с различения громких и тихих звуков. Ваня быстро пройдет этот этап, но он необходим для дальнейшей работы.
Например:
Вы сажаете на стол двух игрушечных зайцев (большого и маленького) и барабан. Можно воспользоваться другими музыкальными инструментами, звучание которых можно варьировать от тихого к громкому звуку, но барабан ребенком воспринимается быстрее. Объясняете и показываете, большой заяц сильный играет громко (и играете сами на барабане громко), а маленький заяц - играет тихо и тоже проигрываете на барабане тихий ритм. Затем закрываете игрушки ширмой и за ней воспроизводите то громкие звуки, то тихие. Ваня должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл. Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, мишками, обезьянами и т. д. Обязательным условием является то, что игрушки должны быть одинаковыми, т.е. большой и маленький зайцы; большой и маленький мишки; большая и маленькая куклы. Когда Ваня освоит игру можно поменяться с ним ролями: Ваня играет на инструменте, а Вы - отгадываете.
Поработайте над этой игрой пару дней и расскажите мне о результатах. Это первая игра в нашем списке. Будем все пробовать поэтапно.
А вот игры с буквами напишу разные.
«Чудесный мешочек» Для игры нужны объемные буквы и любой непрозрачный мешочек. Положите в мешок две знакомые Ване объемные буквы. Ваня с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет. Можно использовать повязку на глаза. Можно играть с ним по очереди: то он достает букву и отгадывает, то - Вы. На первых порах можно брать в игру две буквы, далее можно добавлять по одной.
«Сложи букву» Работа с разрезнной буквой. Возьмите плотный картон и вырежете из него какую-нибудь знакомую Ване букву. Далее разрежте ее на 2 части (чтоб было именно два фрагмента). Сложе перед Ваней эту букву сами на столе и назовите ее. Потом разберите ее у него на глазах. Далее предложите Ване сложить целое изображение из частей и назвать букву самостоятельно. Постепенно можно усложнять игру путем увеличения количества фрагментов (разрезанных кусочков) буквы.
«Выложи букву» В этой игре Вы предлагаете Ване выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток.
«Смастери букву» Вы предлагаете Ване изготовить знакомую ему букву из пластилина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно).
«Волшебный карандаш» Предложите Ване обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить. Можно использовать готовые раскраски, а можно заготавливать такие буквы на бумаге формата А4. Для занятий я рисовала такие буквы в Word и затеп распечатывала на принтере. Тут можно придумывать различные вариации: и со шрифтами экспериментировать и с размером букв.
«Напиши букву» Предложите Ване написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу. Можно рисовать буквы на стекле (подуть на окно и нарисовать букву).
«Волшебник». Вы предлагаете Ване выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему букву,
г затем «превратить» ее в другую, графически сходную букву. Это своего рода перекомбинации. Например согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» ее в букву С; выложить из палочек букву Н, а потом «превратить» ее в букву П и т. д.