Здравствуйте, Марина!
А сказки Сутеева рассказывали?
Сказки Сутеева я просматривала. Там всего несколько простеньких, из которых можно взять картинки и строить связный рассказ устно. Остальные (которые сложные) Лиза просто текст заучит наизусть и будет то же, что и с остальными сказками- будет их просто читать. Я еще беру рассказы по Ластика (это из журнала с крокодилом, ёжиком и еще другими зверятами) на 4 сюжетных картинки. Но Лизе их пересказать самой тоже сложно, но очень нравится.
У Лизы, я сейчас вот понимаю, такая проблема - она пытается заучить мой рассказ наизусть, но а слух плохо, поэтому заучивает, глядя на текст. Но в жизни сама играет с игрушками и что-то там очень много рассказывает (т.е. комментирует действия игрушек).
Прочитала нашу переписку, хотела найти обсуждение "комментированного рисования". Мы обсуждали это? Может помните. И еще можно пробовать создавать коллажи.
Про комментированное рисование Полина Львовна говорила не раз. До заикания Лиза много рисовала и рассказывала (комментировала, что рисует). После того, как появилось заикание- она перестала комментировать. Рисует молча и кряхтит при этом (от усердия). А сейчас уже и рисовать не очень просит, когда предлагаю- отказывается.
Написала Вам про комментированное рисование и вспомнила стих Чуковского:
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»
«Это Бяка-Закаляка Кусачая,
Я сама из головы её выдумала».
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?» «Я её боюсь!»
Вот с коллажем интересно! Надо попробовать, правда журналов нет, из которых делать коллажи
Марина, а можете один пример коллажа описать или фото показать (для представления, на каком уровне оно должно быть).
"Ромашку" с гимнастикой пришлось клеить, т.к. все свои экземпляры раздала детям. Пока загружаю фото.
Ромашка замечательная, и идея с домиком и с окошками понравилась. Очень интересно! Думаю, Лизе понравится. Спасибо!
Так Вы можете ей предложить другую концовку сказки - Колобок всех приглашает домой на чай с печеньем. Можно же менять концовки сказок.
Да Лиса из сказки про Колобка Лизу не пугает, и то. что она съела Колобка- тоже Лизу именно сами герои страшные пугают: Волк, Медведь. Но в саду во вторник на рисовании дети рисовали мишку. И я с Лизой рисовала. Лиза очень увлеклась рисованием. Возможно, после этого она и поиграла в Колобка и с Медведем и с Волком. А на видео уже не захотела играть и ними.
Марина, вот Вы описали ситуацию с мальчиком с синдромом Аспергера. У Лизы что-то похожее очень. Но синдром Аспергера ей не ставят, а вот социальное общение с незнакомыми пока нарушено. Но в реабцентр когда ходили она нормально общалась с педагогами на индивидуальном занятии. Т.е. отвечала на задания.
Ого! Марина, Лизе в социуме нужны зрительные опоры для речи.
А что это значит? Лиза не пользуется жестовой речью и не пользовалась раньше. Она как-то у нас не задержалась, немного вначале была вместе со звуками. Я просто жесты Лизы забывала и путала, поэтому, чтобы не запутать ребенка, не использовала в речи. Лиза быстро с жестом стала повторять звук из слова и я, когда называла это слово, просто выделяла этот звук.
Сейчас мы сделали с ним маленький фотоальбом, в котором есть фото различных предметов в разных местах. Каждый раз они с мамой обсуждают дела, которые надо сделать. Этот альбом ему помогает подготовиться к предстоящим событиям и как-то сориентироваться.
У меня такого альбома нет, но я на словах рассказываю Лизе (беседуем). Лиза слушает, понимает. Такой предварительный рассказ ей помогает потом ориентироваться в происходящем.
А медсестра в курсе особенностей Лизы? Когда она с ней говорила, медсестра не использовала для Лизы зрительные подсказки?
Там все в курсе, потому что я как тьютор еще в саду. Не всегда с Лизой нахожусь, а только если меняется обстановка от привычного уклада. Диалог был простой, направлен на то, чтобы выяснить уровень развития речи ребенка. Подсказки не использовала, потому что диалог получился спонтанный. Мне надо было зайти в медкабинет и я взяла с собой Лизу.Примерный (не дословный диалог) я напишу.
Медсестра: Привет!
Лиза: Привет!
М: Как дела?
Л: Хорошо.
М: тебе нравится в саду?
Л: Да.
М: С Вовой дружишь?
Л: Да.
М: Тебе нравится Вова?
Л: Да.
М: Еще придешь в детский сад?
Л: Да.
М: А ты сейчас домой идешь спать или идешь куда -то фестивалисть еще?
Л: Куда-то фестивалить.
М: Еще придешь в детский сад?
Л: Да.
М: Так ты спать идешь домой?
Л: Да.
Ну потом я объяснила медсестре, как Лиза строит обычно диалог
Про занятия с фонематическим слухом я все поняла.
Вообще, я сейчас заметила, что Лиза заикается только на отрицании (когда слово с приставкой "не") и когда говорит о своем личном желании (или не желании), типа: я не хочу, я пойду..., не будем мыть руки (вот это примерно так "н-н-н-н-н-н-н-не будем мыть руки). Боюсь, как бы оно не осталось. Думаю, это связанно с ее эмоциональной сферой и реагированием.
Спасибо большое еще раз, Марина!