Лизавета 09.11.2013

Аватара пользователя
Pisces
Последний визит: 13.07.2020 08:05
Дети:
Елизавета
09.11.2013

#1 Лизавета 09.11.2013

Сообщение Pisces » 12 май 2020, 15:15

     Состою в браке с отцом дочери. С рождением дочери Лизы зарегистрировались на форуме и получаем литературу. У меня двое детей, старший сын 20 лет проживает отдельно, в другом городе, так что сейчас мы остались втроем. С конца 2019г. мы живем в г. Лиски Воронежской обл.  Ярко выраженных проблем со здоровьем сейчас нет, но беспокоят запоры и периодически аллергия (причины пока не выяснили). Постоянно принимает Форлакс, больше года. До 6 лет была очень избирательна в еде, но на фоне переезда в другой город заставили перейти на общий стол (в саду все ела, по словам персонала). До года было овальное окно в сердечке потом затянулось. 
     Этапы развития. С 3 мес. держит голову, с 6 мес погремушку. В 7 мес. сидит с поддержкой, в 10 мес. сама. С 1 года ползает на животе, в 1г. 3мес. встала на четвереньки, в 1г. 11мес. пошла. До 1 года сосала грудь с докармливанием с 2 мес. Пустышку не сосала. В 2года пошла в обычный сад (ясли) на полный день. В 2,8 г. первые слова папа и мама и до 4 лет практически больше ничего. В 5-6 лет после усиленных поездок по реабилитациям началась речь, но многое и сейчас не разборчиво.
     С рождения активно посещали центры в г. Челябинск и ездили на реабилитации, логопед курсами, зондовый массаж курсами. С переездом в г.Лиски теперь нет такой возможности реабилитации. В д.саду на новом месте жительства адаптировалась лучше, чем в прежнем (сад смешанный, но с СД деток больше нет). 
     Знает счет до 10. Обратный счет до 5. Знает все буквы, сейчас показываем слоги, составляем слова. Знает фигуры, цвета, животных. В классификации на группы путается.
В режиме самоизоляции, в условиях замкнутости стали намного более выразительны следующие особенности поведения, которые сейчас нас, родителей беспокоят:
1. Повысилась коммуникация с незнакомыми людьми на улице. Всем встречным говорит "привет", машет рукой. Разговор поддерживает, но не долго в силу ограниченности речи. Отвечает на простые вопросы, но сама ничего не спрашивает. Готова с посторонним человеком (если позовет) уйти от родителей. Самостоятельно может идти куда-то долго, не контролируя, где родители в данный момент. 
2. Участились однообразные длительные движения рук, одну определенную игрушку двигает вверх-вниз за веревочку, при этом часто вокализируя однообразным звуком. Однообразные движения рук при просмотре мультфильмов.
3. Вокализация с одновременным теребением ресниц.
4. Очень длительное время проблема сосания большого пальца. Попытки отучить безуспешны. При засыпании продолжает и сейчас  сосать, попытка вытащить палец приводит к обиде или агрессии.
5. Не переносит громкие звуки (звон посуды, пылесос, любой строительный инструмент). Кричит "шумно" и по возможности убегает.
6. Периодически не хочет откликаться на свое имя. Периодически не реагирует на зов. Ощущение, что бывает не понимание нашей речи. О чем то просим, в ответ пустой взгляд.
7. Выбирает, кто из родителей будет помогать в том или ином вопросе. Если выбранный родитель не может, очень сердится, уходит в отказ
8. Неделями выбирает читать одну и ту же книгу, предложение сменить на другую отвергаются категорически.
9. Обниматься и играть в шумные контактные игры любит, но если в повседневной жизни неловко задевает предметы, реакция до слез с просьбой пожалеть (подуть, поцеловать).
10. С детьми в саду не играет, но любит бегать, качаться на качели. Любимые игры мяч, прятки, догонялки.
11. Не соглашается выполнить какую-то просьбу (например, идти гулять), но если разбить на этапы (что выберешь надеть, что возьмем с собой) с удовольствием выполняет.
12. Абсолютно не интересуют (и даже отказывается категорически)  такие занятия, как: рисование, лепка, работа с тестом. В играх на ковре готова наблюдать как занимаются родители, например конструктором, но активно не участвовать. Может построить дом из кирпичиков, но строго по образцу и тут же сломать. Выложить конструктор длинной цепочкой.
13. Очень любит играть с песком, но с сухим. Лепка ихз мокрого не интересует.  Насыпает и высыпает песок в ведро, внимательно наблюдая за сыпучестью.
14. Любит смотреть видео со своим участием, из мультфильмов предпочитает сериальные: Лунтик, Три кота. Стараемся склонить к советским мультфильмам. Мышкой управляет очень плохо, с планшетом справляется отлично.
    Является ли описанное поведение чертами аутистического спектра? Если да, то как устанавливается сопутствующий диагноз. Как корректировать поведение и нужно ли: вокализацию, однообразные движения рук с игрушкой. Как привлечь к занятиям мелкой моторикой: рисование, краски, лепка. На что обратить внимание?
Благодарю за ответ.

 
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 11.07.2020 09:40
Специализация:
Логопед, дефектолог

#2 Re: Лизавета 09.11.2013

Сообщение Иванова Марина М. » 13 май 2020, 22:56

Добрый вечер, Pisces!
Приветствуем Вас на нашем форуме!
Pisces: писал(а): Является ли описанное поведение чертами аутистического спектра?
Это некорректная формулировка, поскольку по цепочке (бессознательно) можно присвоить огромное количество ярлыков. Лучше сказать особенности коммуникации. Только врач имеет право ставить диагноз. 
Pisces: писал(а): Если да, то как устанавливается сопутствующий диагноз.
Есть первичный диагноз - синдром Дауна. Есть вторичные нарушения (в структуре синдрома). То, что Вы описали выше - это вторичные нарушения. И как я поняла, девочка бывает успешной, когда инструкции дробятся (становятся простыми). Есть более яркие "маркеры", по которым можно сказать, что РАС. Вы их не упомянули. Да, есть сложности с произвольным вниманием;  да, есть сложности с ощущениями и пониманием их; да, есть сложности с инициативной деятельностью. Со всем этим надо работать.
Pisces: писал(а): Как корректировать поведение и нужно ли: вокализацию, однообразные движения рук с игрушкой.
Обязательно нужно работать. Этот вопрос точно надо обсуждать с психологом. На форуме у нас консультирует Вера Степанова. Для этого надо создать в психологическом разделе свою тему, разместить там ссылку на это сообщение, чтоб не переписывать его, а можно новый текст там написать.
Но некоторые педагогические приемы влияют и на поведенческие реакции. В любом случае, сам ребенок не поменяет сложившуюся систему поведения. 
Как корректировать? Если кратко, то менять собственную систему реакций на действия девочки; менять мотивирующие ориентиры; синхронизировать системы общения ребенка и Вашу; обратить внимание на развитие двигательной сферы; обратить внимание на развитие игровой деятельности (поскольку именно в ней появляется возможность расширения опыта благоприятного разворачивающегося диалога, и есть пространство для выражения широкого спектра эмоций).
Pisces: писал(а): Как привлечь к занятиям мелкой моторикой: рисование, краски, лепка.
Необходима комплексная работа по развитию чувствительности; пониманию и принятию различных сигналов. Поэтапная работа в повседневных делах (режимные моменты), сенсорное насыщение. Четкий режим дня. Упорядочивание и ритмизирование деятельности начинается с четкого стабильного режима дня, в частности постоянство в организации процессов сна и бодрствования. Ведение четких правил и границ дозволенного.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Pisces
Последний визит: 13.07.2020 08:05
Дети:
Елизавета
09.11.2013

#3

Сообщение Pisces » 16 май 2020, 16:59

Доброго времени суток, Марина!
За  прошедшие дни дополнительно проконсультировалась по ВатсАпп с психологом Ильей и мы подробно поговорили про аутостимуляцию. Сегодня прочитала статью в журнале на эту тему, очень вовремя.
Режим дня у дочери очень стабильный, включая обязательный дневной сон, питание практически по часам, прогулка обязательна один или два раза в день в зависимости от погоды (рядом в лесополосе).
Благодарю за ответ, будем настойчиво привлекать внимание ребенка к происходящему.
И еще по речи можно вопросы? Речь есть, но много звуков не произносится или произносится некорректно. Например: не бубу (не буду), молоко (иппо), бом (дом), а (да). Четко говорит: "О да!", но в словах "д" не проговаривает. Вообще не произносит "к" "г" в словах. Длинные слова только последние слоги: он (телефон), из слова собака что-то невнятное, избегает слова "машина", хотя может его говорить. Машину обозначает би-би. Имя Ната говорит аа. 
Что можно применить для развития и стимуляции речи в сегодняшних условиях? Ежедневно ей делаю массаж рук  (пальцы, запястье и ладошка) с помощью су-джок. Если есть у нее настроение, соглашается на небольшие упражнения с язычком.
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 11.07.2020 09:40
Специализация:
Логопед, дефектолог

#4

Сообщение Иванова Марина М. » 18 май 2020, 21:28

Добрый вечер, Pisces!

Pisces: писал(а): За  прошедшие дни дополнительно проконсультировалась по ВатсАпп с психологом Ильей и мы подробно поговорили про аутостимуляцию. Сегодня прочитала статью в журнале на эту тему, очень вовремя.
Отлично! 

Pisces: писал(а): Что можно применить для развития и стимуляции речи в сегодняшних условиях?
Вот прям с организации календаря и можно начать. Потому как при работе с календарем вы будете расширять активный словарь: глаголы, существительные, предлоги, союзы + возможность использовать жесты (для лучшего понимания речевой инструкции и развития функции подражания).
Сейчас можно обратить внимание на слоговую структуру речи, постановкой звуков пока не надо заниматься. Развитие фразовой речи. Можно попробовать начать работать с набором "Начинаем говорить", и развитие сюжетной игры. Необходимо включить в работу стихи и песенки с движениями.
За столом: работа по книге "Развитие познавательной деятельности" - Блок 1. Работа с карточками.
Вне стола: игра; стихи; песенки. 
Можно составить график на неделю, и придерживаться его. 
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 11.07.2020 09:40
Специализация:
Логопед, дефектолог

#5

Сообщение Иванова Марина М. » 18 май 2020, 22:19

Продуктивную деятельность подключить чуть позже. Если смотреть по этапам развития символизма, то сначала у ребенка появляется игра (начальный уровень символов), потом идет рисование (как следующий, более сложный этап). 
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Pisces
Последний визит: 13.07.2020 08:05
Дети:
Елизавета
09.11.2013

#6

Сообщение Pisces » 20 май 2020, 14:11

Марина, доброго времени суток!
Подробнее опишу, что умеет Лизавета, сейчас ей 6,5 лет. Если опираться на рекомендованную вами  книгу "Развитие познавательной деятельности", то блоки 1 и 2 освоены ей полностью, задания блока 3 и 4 освоены частично там и там. Выписала себе проблемные моменты из этих блоков, благодарю. (т.к. у нас вся литература еще на старом месте жительства, скоро привезем)
Считает с 1 до 10, четко и с 5 до 1, сейчас учу счет с 11 до 20 пока без привязки к количеству предметов, только на визуальном запоминании цифр. Алфавит знает весь. Показываем как читать слоги и складывать слова на магнитной азбуке.
Играет самостоятельно: 
1. В доктора (все действия по осмотру и лечению пациента с применением приспособ из набора), 
2. Рассадит кукол и накроет на стол, кормит, приговаривая "На, ешь"
3. Уложит кукол спать, укроет и кого то запеленает.   
С моей помощью играем в магазин и в реальности повторяем. Есть у нас в одном магазине детские тележки, воспроизводим полный цикл покупки, до расчета за покупки на кассе. С недавнего времени понимает слово "купили" и часто использует в речи. Теперь все новое, что видит в доме комментирует "мама купила" или "папа купил", соотносит кто выходил из дома. Если видит вещь которую хочет, стала просить "купить"
С помощью магнитных фигурок, изготовленных по популярным сказкам воспроизводит самостоятельно на доске все действия сказки в ускоренном виде и сопровождает все это неразборчивой речью. Если я рассказываю сказку, повторяет действия фигурами. (репка, 3 поросенка, 3 медведя, маша и медведь). Всех персонажей сказок постоянно соотносит с нами, назначает роли. Например, папа - медведь, мама - лиса. Она - заяц, папа - волк.
Из того, что вы советуете.

Календарь думаю уже ей поздно, потому что очень хорошо понимает что идет за чем, распорядок дня. Только на словах на прямую просьбу все время отрицание: все предложенные действия повторяет с приставкой "не буду": идем есть - не буду есть. Но если спросить, какую игрушку она возьмет с собой в кухню, тут же все исполняется с удовольствием. Берет игрушку и идет кушать. То же с прогулкой. То есть не вижу смысла напоминать распорядок дня, т.к. четко помнит, какие развлечения будут после каких действий. Например, игра после завтрака или мультфильмы после сончаса.
Стихи и песенки с движениями включаем почти ежедневно во время прогулок (гуляем по лесополосе).
В наличии большой набор карточек Домана  размера А5, в котором она знает большинство слов но бОльшую часть произносит, но очень неразборчиво.
Еще есть маленькие карточки по типу Домановских, по ним вот начну с ней сортировать предметы и вещи.
И еще есть карточки без подписей, изображающие эмоции и действия детей (названия эмоций и действий написаны на оборотной стороне и я их отдельно озвучиваю). Она их уже тоже знает все и даже стала применять по отношению к себе слова "грустно" и "скучно" (дома сейчас часто бывает такое).  Может, к ним сделать карточки со словами? Есть, идет и прочее и учить ее синхронизировать слово и картинку?
Рисование, как желание если как то и проявится, то потом неделями не подходит к карандашам (я-то сама для себя раскрашиваю периодически что нибудь-фрактальный, нейрографику, картины по номерам, но она категорически не присоединяется). То есть рисование как более сложный этап пока сложно ей осваивать? Но если рисует, раскрашивать стала довольно аккуратно, за контуры почти не выходит.
Посоветуйте еще в каком направлении нам еще поработать и на что обратить внимание, исходя из ее сегодняшних умений. Судя по ситуации в нашем регионе (только что открыли дежурные группы)  в сад Лиза попадет только ближе к августу (т.к. на июнь-июль надо уехать на предыдущее место жительства).
И как вы правильно написали, страдает слоговая структура речи. Например, несколько раз в день просит молоко, но озвучивает как (О-о) или конфета (е-а), в этом слове я добилась произношения Анъета, по слогам, но только после просьбы повторно произнести. Я уж не знаю как показать еще, что слово состоим из нескольких слогов. Почему четко говорит ма-ма но не говорит слог мо-(локо)? И хлопаю, и стучу слово по слогам. И на карточках показываю.  И на магнитной азбуке. Причем название любимой игры дома, которую мы назвали "муравей" произносит четко и понятно, в три слога. Даже на улице понимают посторонние, если она говорит это слово при виде муравья. А вот с молоком и компотом никак. Слова из двух слогов даются намного легче, конечно.
Фигуры всей семьи рисовала сама но с пошаговой инструкцией: нарисуй голову, руки, ноги и т.д. Свои рисунки редко раскрашивает. 
Вложения
Фигуры рисовала сама, подписи сделаны рука в руке
Фигуры рисовала сама, подписи сделаны рука в руке
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 11.07.2020 09:40
Специализация:
Логопед, дефектолог

#7

Сообщение Иванова Марина М. » 21 май 2020, 12:51

Добрый день, Pisces!

У меня складывается определенная картина, я про внутрисемейное взаимодействие. Есть ключевые моменты: появились стереотипные движения, появился отказ на прямые инструкции, есть желание отстаивать свои границы. Могли бы Вы прислать мне видео с вашей игрой? Мне необходимо убедиться в своих предположениях.  Я поясню все, но мне нужно видео.

Календарь думаю уже ей поздно, потому что очень хорошо понимает что идет за чем, распорядок дня. 
У меня есть мастер-класс "Календарь МОЙ ДЕНЬ". Одна из вариаций оформления календаря - использование смайликов с эмоциями. Посмотрите в "Горячих темах", тема "Пособия для логопедических занятиях". Там есть ссылка на видео. Как раз используя календарь со смайликами, в конце дня можно обсуждать степень интереса к проведенной деятельности. 
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Pisces
Последний визит: 13.07.2020 08:05
Дети:
Елизавета
09.11.2013

#8

Сообщение Pisces » 22 май 2020, 19:03

Здравствуйте, Марина!
Выкладываю ссылки на видео и по поведению и про игру. 
Я планировала загрузить эти видео еще к первому моему сообщению, но в тот раз не разобралась как это сделать. Теперь создала канал на ютуб, эти две ссылки на видео по ее однотипным движениям. Вроде бы сделала верно. Проверила, с другого компьютера (мужа) открываются.
https://youtu.be/9QTBPdaqQ7Q
https://youtu.be/x1d5RNNDLr8
Мои комментарии:
На первом видео Лиза может как совмещать вокализацию и аутостимуляцию, так и делать это все отдельно.
На втором смотрит мультфильмы и одновременно занята с куклой. Успевает и мульт смотреть и на куклу смотреть. Куклу дома редко выпускает из рук. Чтобы хоть частично ограничить это, не разрешаем выносить куклу из дома. Раньше была другая кукла, потеряли где-то, очень расстраивалась, потом вместо старой выбрала дома новую и опять на ней сконцентировалась. Вместо запрещаемой куклы на улицу часто берет другие игрушки, но выйдя на улицу практически всегда игрушки отдает нам и до возвращения домой не вспоминает о них. Но зайдя домой сразу ищет куклу.
Поскольку почти у каждого ребенка есть любимая игрушка, не придавали значения увлечению куклой.
В последнюю неделю стала часто в виде протеста залезать под свой детский стол кверху попой и там вокализирует или сосет палец. Сосание пальца сейчас осталось при уходе в сон (ранее это было повсеместно). Лежим кто-то рядом и постоянно вынимаем палец из ее рта, пока не уснет....
И в последние пару недель немного настойчивей стали привлекать ее к занятиям. Получается уже читать слова, складывая их из букв-слогов. Глобальное чтение я ей тоже показываю. На занятия выходит с трудом, сильно не настаиваем, но периодически в течении дня обращаем внимание на доску с буквами. Поэтому ловлю ее желание позаниматься какой то определенной игрой.
Порылась в архивах нашла ноябрьское видео как муж с ней занимается
https://youtu.be/rXDh9-4G5Ko
Вчера она достала магнитную доску, и мы с ней поиграли на тему город, потом Лиза захотела сменить фоновую картинку, поиграли на тему море. После игры я на доске выкладываю используемые в игре слова и мы вместе их читаем.
https://youtu.be/0qZdzsBc-9Q
Ваши вебинары просмотрела. 
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 11.07.2020 09:40
Специализация:
Логопед, дефектолог

#9

Сообщение Иванова Марина М. » 26 май 2020, 00:50

Доброй ночи, Pisces!

Я увидела Ваши сообщения, завтра днем составлю развернутый ответ. Лиза прекрасна! Благодарю за видео! Они очень помогли в понимании ситуации.  
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 11.07.2020 09:40
Специализация:
Логопед, дефектолог

#10

Сообщение Иванова Марина М. » 27 май 2020, 23:02

Доброй ночи, Pisces!

Какая же Лиза милая. Так и хочется ее обнятьImage. Пересматривала видео несколько раз.

Многое хочется рассказать и пока сложно выстроить все в систему, поскольку много информации получила о Лизе. Начну с сосания пальца. Такие действия ребенок совершает в двух явных случаях: когда устал, перестимулировался зрительными и слуховыми сигналами, и таким образом себя успокаивает;  когда заскучал и сосание пальца - это та деятельность, которую ребенок придумал быстро в ситуации здесь и сейчас. Вы описали случай, когда Лиза сосала палец после улицы - она перенасытилась внешними сигналами, затем дома залезла под стол (ограничила себе поле зрения физическим образом) и начала справляться со своими эмоциями, успокаиваться. Если запрещать ей это делать (сосать палец) и не предлагать другой способ сброса напряжения и ритмизирования себя, то ее обиды и агрессия вполне обоснованы. Представьте ситуацию, у человека был напряженный разговор, его трясет от переживания, чтобы привести себя в норму, он начинает совершать какие-то медитативные действия: перебирать предметы на столе, мыть посуду, убирать вещи. Через движения этот взрослый нормализует свой эмоциональный фон. И тут его просят сесть и не совершать действий. Что с ним будет? Есть даже практики такие, например, в стрессовых ситуациях рекомендуют пить жидкость (воду) маленькими глоточками. Для чего, чтоб снять мышечный спазм. Так вот запрещая Лизе сосать палец и не предлагая альтернативы, вы блокируете ей возможность справиться со своими эмоциями. 

Про сосание пальца при засыпании. Это уже ритуал. Новый ритуал она сама не придумает. Пусть засыпает со своей куклой-подружкой. Дайте кукле имя.

Буду отвечать небольшими сообщениями по направлениям, чтоб не смешивалась информация.
С уважением, Иванова Марина!
Ответить

Вернуться в «КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7)»