Матвей, 13.03.2017

Ответить
Аватара пользователя
Екатерина
Последний визит: 12.03.2024 19:06
Дети:
Матвей
03.03.2017

#1 Матвей, 13.03.2017

Сообщение Екатерина » 14 янв 2023, 10:17

Здравствуйте! Нам нужна ваша помощь, я осознала, что мы самостоятельно с ситуацией не справляемся! Матвею скоро шесть лет, говорит только "да". Ложкой сам есть отказывается, и пьет из поильника. Посещает детский сад без удовольствия. Но большую тревогу вызывает то, что он не хочет учится, он не любит, когда ему что-либо начинают рассказывать, с ним невозможно сходить в магазин и сделать покупки (он начинает бегать между рядами с товарами, при попытке затормозить и пойти в нужную сторону, начинается скандал), при попытке почитать с ним, он просто закрывает книгу и кидает ее, при попытке поиграть в совместные игры (например в лото), он теряет интерес через 10 сек. Я понимаю, что это вина родителей, но ситуацию и поведение исправлять как-то нужно. Надеюсь вы поможете справиться!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#2

Сообщение Иванова Марина М. » 17 янв 2023, 22:50

Здравствуйте, Екатерина!

Рада приветствовать Вас на нашем форуме и помочь разобраться с вопросами.
Спасибо за ваши пояснения, они помогают понять вопрос. Те ситуации, которые Вы описали, требуют от ребенка высокого уровня произвольного внимания. Возможно Матвею было трудновато справиться с некоторыми поручениями, попробуем их чуть изменить. 
Первое, что важно понять, это то, что в новых ситуациях ребенок всегда реагирует привычным, автоматизированным способом. Как это проявляется? Если ребенок привык проявлять свой протест через движения телом (в привычных ситуациях), то и в новых местах он тоже будет его демонстрировать. Обучать новым средствам лучше в спокойной привычной обстановке. 
Если у ребенка начинаются странные проявления, с которыми Вам трудно справиться в ситуации "здесь и сейчас", то есть три варианта действий. На эти мероприятия ребенок откликнется точно:
1. Изменить температурный режим! (если в помещении жарко - открываем окно/форточку; выходим из павильона магазина в более прохладное место)
2. Изменяем освещение в помещении! (выключаем/включаем свет или выходим в помещение с контрастным освещением)
3. Меняем картинку перед глазами, образно пишу! (ребенок видит полки в магазине, значит обнимаем целуем его и переносим в комнату с креслами, к примеру).
Почему эти способы действующие? Потому что они невербальные, они опираются на наши ощущения (контактные и дистанционные), а это на рефлекторном уровне помогает переключить внимание. Вообще, эти способы в классической литературе описаны, как способы предотвращения истерики у ребенка (в этом процессе тоже трудности с произвольностью, вот я и использую их на занятиях с детьми, которым пока трудно себя регулировать по словесной просьбе).

Далее, если интересен материал про конкретные повседневные совместные дела, то предлагаю Вам посмотреть мой вебинар (2020 г) и почитать вот эту статью: 
Развитие речи в повседневном общении
Некоторые приемы развития речевых средств общения у детей с синдромом Дауна во взаимодействии со взрослым


С 31 января я начинаю свой курс для родителей "Играем вместе". В ноябре был курс для специалистов. Сейчас для родителей. Предлагаю Вам тоже подключиться, поскольку все про речь и игру очень просто расскажу. 
Встречи будут 31.01; 07.02; 14.02; 21.02; 28.02. Эфиры разные, материал последовательный, длительность эфира примерно 2 часа (обычно еще чуть задерживаемся).  

Вот ссылка на календарь событий для родителей:  Вот ссылка на регистрацию  Там на каждую встречу надо будет регистрироваться. Будут записи эфиров. 
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#3

Сообщение Иванова Марина М. » 17 янв 2023, 22:53

Опишите пожалуйста, как происходит процесс еды. Как пробовали учить пить из чашки? Именно сами ситуации опишите пожалуйста.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Екатерина
Последний визит: 12.03.2024 19:06
Дети:
Матвей
03.03.2017

#4

Сообщение Екатерина » 24 янв 2023, 07:50

Мы сами кормим его с ложки, а он в это время смотрит мультики (знаю, что так нельзя).В более младшем возрасте, мы пытались приучить его самостоятельно кушать, но видимо, у меня не хватило терпения.... Он брал ложку и просто мотал ей,не пытаясь кушать. Если я брала его руку в свою, чтобы помочь, он нервничал и вырывал руку...И еще лет до 3,5 он часто давился во время еды до рвоты и после этого уже отказывался есть. Так же обстоит дело и с кружкой. Он попробовал несколько раз, но захлёбывался. Теперь отказывается даже пробовать пить из кружки, я предлагаю, но он отказывается. Когда он пошел в сад, я думала там ситуация изменится, но он там не пил совсем. И поэтому в сад мы ходим с поильником....

И вообще Матвей очень упрямый. Вчера в саду по какой-то причине весь день отказывался от еды, когда домой вернулись, он покушал хорошо. Воспитатели вынуждены были убрать коляску для кукол, так как он в других детей врезался нарочно. Бывают ситуации, когда ему говоришь, что так делать нельзя или что это больно, он тут же опускает голову и начинает плакать.

А по поводу ситуации в магазине.. мы давали детскую тележку, он бегал с этой телегой между рядами и было еще страшнее, что он в кого-нибудь или во что-нибудь врежется, а под конец  Матвей на скорости отпустил телегу... успели поймать. Мы очень много времени упустили из-за ковида и из-за болезней, когда было страшно и нельзя ходить в общественные места, а для нас это было самое время приучаться...

Не знаю понятно написано или может сумбурно.
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#5

Сообщение Иванова Марина М. » 24 янв 2023, 23:07

Здравствуйте!
Спасибо за описания, Вы все очень понятно изложили, и да есть некоторые трудности, будем разбираться.
Смотрели ли Вы вебинары по кормлению, которые расположены у нас на сайте? Там много интересной информации, которая может быть вам полезна. 
Сейчас у Матвея основной способ общения - через движения телом (невербальная коммуникация). Т.е. он через движения корпуса (отвернулся, повернулся), резкие движения руками (стукнул, сбросил), стремительные движения с ускорением и остановками сообщает о своих желаниях и потребностях. Такой этап проходят все дети. Другой момент, что парень повзрослел, возмужал, и с ним труднее договориться на уровне движений, т.к. он уже сильный.  Есть еще не мало важный момент. Матвей находится на этапе невербальной коммуникации (движения телом, жесты), значит он и более чувствителен к таким ориентирам. Соответственно, речевые просьбы (вербальная коммуникация), ему пока трудновато воспринимать и удерживать на них внимание и/или зрительный контакт.

Получается так, Матвей находится на одной платформе общения, взрослый к нему обращается используя средства другой платформы, т.е. Матвей и взрослый находятся в разных информационных полях. Чтоб услышать друг друга и быть понятными, важно оказаться в едином пространстве, информационном поле. Именно, когда Матвей слышит только речь, ему трудно понять контекст ситуации. Но, как только его начинают регулировать с помощью ограничительных и направляющих движений руками - ему все становится понятно.  Поскольку именно взрослому подстроиться легче, то именно мы должны использовать те, ориентиры, которые понятны Матвею. Т.е. в повседневном общении с мальчиком надо тоже активно использовать движения и жесты. И используем их не молча, наша простая четкая речь сопровождает жесты. Вы используете жесты в общении с Матвеем?

Направления работы: 
1. Формировать у Матвея мотив общения. Чтоб Матвей захотел оставаться со взрослым, видел его, удерживал зрительный контакт, сам сокращал дистанцию между собой и взрослым. Делать это будем через игры и любимую деятельность Матвея через поддерживающую Матвея деятельность. Какие у него есть любимые действия, движения, повседневные дела, игры?
2. Постепенно увеличивать физическую нагрузку на тело через деятельность по дому, по хозяйству (именно в знакомой ситуации). Предлагать различную деятельность с разными предметами для обогащения сенсорного опыта. Это все необходимо предоставить Матвею, поскольку он сейчас в этом очень нуждается. Он именно поэтому совершает стремительные и резкие движения, чтоб познавать мир доступным образом. Для этого рекомендую Вам посмотреть вебинар Ильи Музюкина и Лизы Сладковой. Вот ссылка https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/zapis-vebinara-sensornyy-defitsit-autostimulyatsii-povedenie-rech/
И вот эту запись посмотрите https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/vstrecha-vebinar-s-psikhologom-tsentra-soprovozhdeniya-semi-daunsayd-ap-spetsialistom-po-sotsialno-e/
3. Работа по дневнику развития. Это ссылка на компетенции: https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/ya-vsyo-smogu-razvitie-rebenka-v-estestvennoy-srede-navyki-i-kompetencii/
Вот ссылка на дневник: https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/dnevnik-razvitiya-rebenka/
Постепенно подключим и другую литературу, видео. 

Скажите, сейчас понятен общий план действий? Если есть вопросы, сразу пишите.
Ваша ближайшая задача сейчас посмотреть вебинары Ильи и Лизы. 
Жду отклик по моим уточняющим вопросам.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Екатерина
Последний визит: 12.03.2024 19:06
Дети:
Матвей
03.03.2017

#6

Сообщение Екатерина » 25 янв 2023, 11:32

Здравствуйте! Вебинары просмотреть еще не удалось по времени (на работе). Хочу написать немного как происходит общение. Он нам показывает жестом, например, что он хочет кушать.. Я его спрашиваю: "Ты хочешь кушать?". Матвей отвечает :"Да!". -  "Ты будешь кушать суп? Матвей отвечает: "Да" или, если не хочет суп, показывает, что не хочет. "Ты хочешь картошку?" и т.д. Или бывают ситуации, когда мы предлагаем сварить кашу на выбор. Я ему предлагаю две банки с кашей и спрашиваю: "Ты будешь овсяную или манную?" Он показывает на манную. Я задаю уточняющий вопрос. Он соглашается. Или Матвей показывает, что хочет гулять. Я спрашиваю: "Ты хочешь гулять?". Матвей:"Да!". Но, если, например, на улице мороз, и мы говорим, что там холодно и мы гулять сегодня не будем. Он расстраивается и постоянно напоминает жестом, что он хочет гулять. 
Получается, что взрослые используют только речь без жестов. Так неправильно?
Добавлю еще, по поводу речи. Если, например Матвею пожелать "Спокойной ночи", он в ответ скажет "Да-да-да", причем интонация бывает разной в зависимости от того, что он говорит. Еще Матвей, говорит "Не дам!", практически на все с чем он не согласен. Например, если мы пришли с прогулки, и сказать ему иди мой руки, а он не хочет. Он ответит "Не дам!"
Какие у него есть любимые действия, движения, повседневные дела, игры?
Матвей вечерами проводит за телефоном, телевизором. Играет с старшей сестрой в прятки (но он только ищет, не прячется), может машинки покатать, воздушный шарик покидать. Любит покачаться, покрутиться на палке (это как кольца на турнике, только вместо колец палка). Можем собрать, поиграть в железную дорогу. Я заметила, что Матвею нравятся моменты и в жизни, и в мультфильмах, когда кто-то или что-то падает, ломается, рушится....

Еще хотела бы вернуться в самое начало и написать, что когда Матвей родился было тугое обвитие пуповиной и долгий безводный период (16 часов). Возможно, что это тоже влияет на отсутствие речи...
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 27.03.2024 16:28
Специализация:
Логопед, дефектолог

#7

Сообщение Иванова Марина М. » 30 янв 2023, 15:41

Здравствуйте! 
Екатерина: писал(а): Получается, что взрослые используют только речь без жестов. Так неправильно?
Смотрите, вопросы, которые Вы задаете, предполагают ответ либо в виде указательного жеста (при выборе каши, например), либо "ДА". Речь, которую слышит Матвей - это фразы из 3-4 слов. Речь взрослого - это есть образец речи, которую мы хотим услышать от ребенка, которой он может подражать. Но имея в арсенале указательные жесты и "Да", любому ребенку трудновато сразу перейти к подражанию многословным фразам. Поэтому промежуточным мостиком являются имитирующие жесты, которые сопровождают Ваши фразы. Как выглядит диалог с жестом?

В: Мы идем сейчас обедать (+ жест). Ты будешь есть (+жест)?
Р: Да (посмотрел на ваши обозначения: слово и жест)
В: Я сварила (+ жест) суп. Будешь?
Р: Да (опять посмотрел на Вас) и т.д.
Таким образом указательный жест начинает развиваться, трансформироваться, уточняются глаголы. Если раньше он указывал на чашку в разных значениях: мне нравится эта чашка и я хочу пить. То с введением жестов для обозначения глаголов, он сможет более четко донести свою мысль. Уловили мысль?
А например, задавая вопрос про "гулять", тоже можно показывать рукой катание на качелях и скатывание с горки. Даже холод на улице можно показать: "Там холодно! (+жест) Подождем чуть".
Екатерина: писал(а): Еще Матвей, говорит "Не дам!", практически на все с чем он не согласен. Например, если мы пришли с прогулки, и сказать ему иди мой руки, а он не хочет. Он ответит "Не дам!"
Он парень уже взрослый, можно пояснять - "Руки грязные. После улицы я иду мыть руки". С одной стороны Вы проговариваете про себя, и вместе с ним идете мыть руки - совместная деятельность получается, с другой стороны, это не выглядит, как жесткая директивность. Просто правило, которое все выполняют: "После улицы всегда мою руки, а ты помыл? Ой, какие руки грязные". Можно связать этот обязательный процесс с каким-то приятным действием в ванной, например, играть в охотников и ловить скользкий кусочек мыла в раковине - чуть поиграли, поймали, помыли руки. Можно с пеной связать игровые действия. Через игровые приемы будет легче, только для этого надо заранее время выделить. Можно поставить на раковину маленькую плетеную корзиночку, а внутрь положить три разноцветных кусочка мыла. Можно просто спрашивать: "Какое мыло сегодня ловим?"

Екатерина: писал(а): Еще хотела бы вернуться в самое начало и написать, что когда Матвей родился было тугое обвитие пуповиной и долгий безводный период (16 часов). Возможно, что это тоже влияет на отсутствие речи.
Так или иначе, сейчас то мы думаем о том, как дальше организовывать развивающее пространство. Описанные игры - это больше про импульсивные порывистые движения. А как он играет с железной дорогой?

Екатерина: писал(а): Добавлю еще, по поводу речи. Если, например Матвею пожелать "Спокойной ночи", он в ответ скажет "Да-да-да", причем интонация бывает разной в зависимости от того, что он говорит.
Начальное сочетание звуков и расположение ударного слога в "Спокойной ночи" - может быть трудноватым. Можно говорить или "ДОброй ночи" - прям вот активно выделяя ударный слог, или "Пока". Начальный ударный слог дети быстрее схватывают. 
С уважением, Иванова Марина!
Ответить

Вернуться в «КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7)»