ОБСУЖДЕНИЕ: навыки и компетенции

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#1 ОБСУЖДЕНИЕ: навыки и компетенции

Сообщение polina » 06 окт 2014, 00:00

БЕСЕДА № 1


Уважаемые родители! В новом 2014-2015 учебном году Центр сопровождения семьи «Даунсайд Ап» начинает внедрять новые подходы к социализации ребенка и предлагает вам ознакомиться с методикой, которая позволяет подготовить ребенка к успешному и комфортному включению в коллектив сверстников.
Этот семинар может носить и другое название: Развитие ребенка в естественной среде.
Участвуя в семинаре и используя его идеи в организации повседневной жизни, вы сможете на примере своего малыша увидеть, как он постигает мир, учится понимать окружающих и общаться с ними, как меняется его поведение, становясь осмысленным и целенаправленным.

Коротко расскажем о методике, основанной на компетентностном подходе.

Как составляется и реализуется в настоящее время программа развития ребенка?

Проводится обследование с помощью таблиц, выявляются недостающие навыки, создается и реализуется программа занятий.
Предполагается, что ребенок сам перенесет сформированные навыки из учебной ситуации в жизнь, например, если его учили подбирать пары, то он сможет использовать это в одевании при подборе носочков.
Безусловно, сформировав у ребенка определенные навыки, и педагоги и родители задумывались о том, как включить их в повседневную жизнь, но это не являлось системой, позволяющей целенаправленно организовывать условия для адаптации и социализации ребенка.
Кроме того, нужно учитывать, что, даже научившись подбирать и надевать носочки, малыш может не сделать этого в детском саду по ряду причин: не поймет, что предложили одеваться. Не сможет найти свой шкафчик, не будет знать, как попросить помощи у воспитателя. Конечно, со временем он к этому привыкнет, но, согласитесь, гораздо лучше, если мы подумаем, как можно дома сформировать готовность к нахождению в коллективе сверстников.

Цель нового подхода - социализация ребенка. Поэтому кроме формирования навыков в центре внимания находится умение использовать усвоенное в других жизненных ситуациях. Для этого навыки разных сторон развития объединяются в ключевые компетенции, которые нужны ребенку для пребывания в детском саду.
С этой целью пользуются специальные таблицы, которые позволяют формировать и контролировать использование компетенций.

Разобраться в этом вопросе нам поможет конкретный пример.
Обратимся к навыку «мытье рук», который состоит из цепочки последовательных действий:
1. Засучить рукава
2. Включить воду
3. Смочить руки
4. Взять мыло и намылить руки
5. Положить мыло в мыльницу
6. Потереть руки
7. Смыть мыло
8. При необходимости повторить
9. Выключить воду
10. Вытереть руки (взять полотенце, вытереть, повесить снова)
Мы видим, что навык – это цепочка последовательных действий, которая формируется постепенно, начиная с раннего возраста.

Теперь рассмотрим компетенцию «мытье рук», то есть то, что потребуется от ребенка в другой ситуации, например, не дома, а в детском саду:
• Умение понять инструкцию, отнести ее к себе.
• Ориентироваться в помещении и знать последовательность действий
• Иметь достаточные двигательные навыки
• Уметь ждать своей очереди при умывании и уступать место следующему ребенку
• Уметь умываться (навык умывания)
• Уметь найти свое полотенце и вытереть руки
Как мы видим, компетенция включает в себя навыки разных сторон развития: речи, мышления, памяти, внимания, мелкой и крупной моторики и, конечно, социализации.

Использование компетенций не только способствует социализации ребенка, но и позволяет закрепить сформированные навыки без многократных повторений.

Мы предлагаем вам принять участие в обсуждении, которое будет проходить в этой теме.
После этого, мы постараемся найти способ обеспечить вас всеми нашими новыми разработками.
Надеюсь, наш семинар пройдет успешно. Image
Если есть вопросы по приведенному сообщению – задавайте их, пожалуйста, в этой теме.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#2

Сообщение polina » 06 окт 2014, 17:10

Здравствуйте! Наверно,одним из важных навыков,которым надо учить ребенка в первую очередь,будет умение попросить о помощи? Я специально учила ребенка при затруднениях говорить "помоги мне",теперь он умеет попросить помочь ему.
Это очень важный навык и ему, конечно, нужно учить. Это относится к общей социально-речевой компетенции, которая обслуживает все практические компетенции.
Если взять приведенный пример, умывания" то там могут быть отдельные сложности, когда ребенок должен получить помощь педагога. Например, он не смог найти свое полотенце или не может его повесить. Но все остальное должно быть. Нельзя попросить полностью умыть себя Image
То есть  какая-то база навыков должна быть. Нельзя все время, во всех ситуациях просить о помощи. Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#3

Сообщение Ir-ra » 06 окт 2014, 19:01

Здравствуйте, Полина Львовна!
Спасибо за сообщение.
Для себя поняла важный момент, если Варвара не сумеет понять инструкцию и отнести ее к себе, то она не сможет умыться.
Вопрос: перед тем, как начать с ребенком цепочку последовательных действий навыка "умывание" нужно ему словесно сообщить "Будем умываться" и дать зрительную опору (фото)?
Ира
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#4

Сообщение polina » 06 окт 2014, 21:58

Здравствуйте, Полина Львовна!
Спасибо за сообщение.
Для себя поняла важный момент, если Варвара не сумеет понять инструкцию и отнести ее к себе, то она не сможет умыться.
Вопрос: перед тем, как начать с ребенком цепочку последовательных действий навыка "умывание" нужно ему словесно сообщить "Будем умываться" и дать зрительную опору (фото)?
Ира
Ира, вы попали в точку. Это одна из главных рекомендаций: сообщить о предстоящем так, чтобы было понятно. А уж какие средства использовать - индивидуально. Конечно речь, а дополнительно можно и картинки, и жесты.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#5

Сообщение Ir-ra » 07 окт 2014, 01:23

Полина Львовна, спасибо за ответ.
Обязательно буду сообщать Варваре о предстоящем используя речь, жесты и соответствующие картинки.
Ира
Аватара пользователя
Plim
Последний визит: 01.07.2021 21:40
Дети:
Алёна
20.03.2013

#6

Сообщение Plim » 07 окт 2014, 16:27

Нам год и шесть. В деле умывания мы не продвинулись ни на шаг, хоть я уже год все повторяю и озвучиваю. Всю последовательность действий я выполняю сама((. Аксиомой для детей с СД является, что им нужно находится рядом с обычными детьми, брать с них пример - так они многое делают, чего не могут освоить дома. Это как курица и яйцо: я отправляю в сад, чтобы там ребенок научился чему-то, или я учу дома, чтобы отправить в сад????
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#7

Сообщение polina » 07 окт 2014, 21:35

Спасибо за вопросы.  
О яйце и курице.  Мне кажется. что нужна золотая серединка. ребенок должен прийти в сад минимально подготовленным, чтобы это не стало для него стрессом. Ну и, конечно, многому он научится  уже будучи в саду.
Когда мы говорим о  каком-то навыке, то важно сначала понять, что  такое навык и что такое компетенция. Нужно различать навык и компетенцию. если вы вернетесь и перечитаете примеры, то увидите в чем разница.
Компетенция - это совокупность навыков, куда входит и навык умывания. Кроме этого навыка в компетенции "мытье рук" как и в каждой компетенции, есть и понимание речи, и ориентировка в пространстве, и  развитие двигательных навыков, и умение соблюдать очередность.
Но начнем мы с отдельных  навыков  и подумаем, как же их формировать у ребенка раннего возраста.
Вернемся к навыку "мытье рук". Многократное повторение и проговаривание, если оно сопровождается тем, что взрослый манипулирует руками ребенка,  ничему научить не может. Это как если бы мы вставили карандаш в руку ребенка и написали письмо. Image  
Методика формирования каждого навыка предполагает постепенное увеличение степени участия ребенка.
 Вспомним, что каждый навык - это цепочка действий. Какое-то действие ребенок может делать сам, а какое-то  будет делать за него  взрослый. Постепенно взрослый будет делать все меньше действий, а ребенок все больше.
Это мы сейчас и попробуем разобрать.
Задание 1
Я скопирую сюда цепочку мытья рук, а вы попробуете определить что может сделать ваш ребенок, а что должны делать вы:
1. Засучить рукава
2. Включить воду
3. Смочить руки
4. Взять мыло и намылить руки
5. Положить мыло в мыльницу
6. Потереть руки
7. Смыть мыло
8. При необходимости повторить
9. Выключить воду
10. Вытереть руки (взять полотенце, вытереть, повесить снова)

Каждый из участников может так же скопировать этот перечень и после каждого пункта написать:
В (взрослый)
Р (ребенок)
Совм  если вы делаете  совмещенно,  то есть вы совершаете действия вместе с ребенком

Свое сообщение начинайте с возраста ребенка.

На это задание вам дается одна неделя. Я жду ваших ответов до следующего понедельника.
Пробуйте и пишите
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Настик
Последний визит: 22.11.2019 18:19
Дети:
Елизавета
21.03.2013

#8

Сообщение Настик » 08 окт 2014, 20:51

Лизочка 1 год 6 месяцев
1. Засучить рукава - в
2. Включить воду - в
3. Смочить руки - р
4. Взять мыло и намылить руки - в
5. Положить мыло в мыльницу - в
6. Потереть руки - р
7. Смыть мыло - р
8. При необходимости повторить
9. Выключить воду - р
10. Вытереть руки (взять полотенце, вытереть, повесить снова) - в
Лиза еще свет за собой выключает, выходя из ванной комнатыImage
Настя
Аватара пользователя
Лано4ка
Дети:
Полина
24.02.2013

#9

Сообщение Лано4ка » 09 окт 2014, 09:55

Полина 1.7 год
Засучить рукава-В
включить воду-В (Полина берет кран,но вверх ,чтобы включить не тянет)
Смочить руки-р
Взять мыло-р
положить мыло-В/р (полина пытается положить мыло,но онов  Выскальзывает. Поэтому я пришла к выводу,что надо попробовать с маленьким мылом,таким как в поезде дают. Может получится)
Потереть руки-р
Смыть мыло-р
При необходимости повторить,-р
Выключить воду-р
Взять полотенце и вытереть руки-В
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#10

Сообщение Ir-ra » 09 окт 2014, 17:19

Варвара 2 года.
1. Засучить рукава — В
2. Включить воду — В+Р
вода включается просто, нужно поднять ручку смесителя вверх
В: говорит:"Включай воду"
Р: поднимает ручку смесителя вверх
В: придерживает ручку смесителя в верхнем положении, говорит: "Отпускай"
Р: с трудом отпускает ручку смесителя (хочет поворачивать, играть)
3. Смочить руки — Р
4. Взять мыло и намылить руки — В
Пользовались всегда жидким мылом, делали так:
В: берет бутылочку с мылом
Р: подставляет ладошку к носику дозатора
В: нажимает на дозатор
Р: намыливает руки и норовит попробывать на вкус
5. Положить мыло в мыльницу — В
6. Потереть руки — Р
7. Смыть мыло — Р
8. При необходимости повторить — В
(при повторе, чтобы ускорить процесс, пп. 4-7 делал взрослый)
9. Выключить воду — В + Р
В: говорит:"Выключай воду"
Р: берется за ручку смесителя
В: придерживает ручку смесителя в верхнем положении
Р: опускает вниз ручку смесителя
В: говорит: "Отпускай"
Р: с трудом отпускает ручку смесителя
10. Вытереть руки — В + Р
(взять полотенце — В
 вытереть — В+Р
 Р: сжимает, комкает полотенце в руках
 В: вытирает насухо
 повесить снова — В)
Ира
Ответить

Вернуться в «РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛИЗАЦИИ»