ОБСУЖДЕНИЕ: навыки и компетенции

Ответить
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#151

Сообщение Ir-ra » 05 дек 2014, 03:50

Варвара, 2 года и 2 месяца
При полоскании рта еще рекомендуют приготовить стаканчик с питьевой водой, поскольку неизвестно, сколько ребенок выплюнет, а сколько выпьет Image
В новой редакции Image.
Чистить зубы:
1. Засучить рукава
2. Взять и открыть зубную пасту
3. Положить колпачок от зубной пасты на умывальник
4. Включить воду
5. Взять зубную щетку.
6. Смочить щетку
7. Выдавить горошинку зубной пасты на щетку
8. Положить пасту на умывальник
9. Почистить щеткой зубы
10. Помыть и поставить зубную щетку в стакан
11. Выключить воду
12. Взять стаканчик с питьевой водой на умывальнике
13. Набрать глоток воды в рот
14. Прополоскать рот водой
15. Выплюнуть воду изо рта
16. При необходимости полоскание повторить
17. Поставить стаканчик на умывальник
18. Взять зубную пасту и колпачок с умывальника
19. Закрыть и поставить на полочку зубную пасту
20. Вытереть лицо и руки (взять полотенце, вытереть, повесить снова)
21. Отвернуть (опустить) рукава
По поводу взаимодействия и сотрудничества.
Думаю, что удобно рассмотреть отдельные примеры и попробовать понять, что должен уметь ребенок, чтобы в сотрудничество стало возможным.
Игра: ребенок хочет поиграть с конструктором, который не в доступе, а его нужно попросить.
1. Если ребенок хочет поиграть с тем, что в данный момент он не видит, значит в эту игру он уже когда-то играл и она ему понравилась, потому что он её запомнил.
Выходит взрослому нужно научить ребенка как-то обозначать (детским словом или жестом), игру которая ему нравится.
То есть первое, что должен уметь ребенок это называть игру (конструктор) или обозначать жестом.
2. Уметь инициировать (начинать первым и по собственной воле) общение.
Ребенок подходит ко взрослому и говорит: "Я хочу играть". Взрослый спрашивает: "Чем ты хочешь поиграть?".
3. Уметь просить о помощи.
Ребенок: "Дай, мне конструктор"
Взрослый достает конструктор, и говорит: "На, возьми конструктор!"
Прогулка: на месте не оказалось варежек.
1. Уметь обозначить слово варежки.
2. Уметь инициировать (начинать первым) общение.
Подойти ко взрослому и сказать, например, что варежек нет на месте.
3. Уметь просить о помощи.
Ребенок: "Помоги найти варежки".
Взрослый: "Идем искать".
Еда: кто-то из детей занял место ребенка
1. Ребенок знает где его место (свое место за столом).
2. Уметь соблюдать правила и границы, то есть не драться и не кричать:"Уйди, это мое место".
3. Вариант 1.
3.1 Уметь инициировать (начинать первым) общение с детьми
Ребенок подходит к ребенку, который занял его место и говорит ему: "Это мой стул (или мое место). Иди на свое место.Image"
или
Вариант 2.
3.1 Уметь инициировать общение со взрослым
3.2 Уметь просить помощи у взрослого.
Ребенок подходит ко взрослому и говорит: "Мое место занято. Куда мне сесть."
Игра: хочет ту игрушку, которой играет другой ребенок
1. Уметь соблюдать правила и границы, то есть уметь просить игрушку, а не выхватывать её из рук и при этом громко кричать.
2. Уметь инициировать общение с детьми.
Ребенок подходит к ребенку, который играет и спрашивает у него: "Можно мне поиграть твоей игрушкой?" или "Дай, мне поиграть игрушкой".
Игра: хочет играть с другими детьми
1. Уметь играть рядом и вместе с детьми.
2. Уметь инициировать общение с детьми.
Ребенок подходит к детям и спрашивает: "Можно мне с вами поиграть? "
Ира
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#152

Сообщение polina » 05 дек 2014, 17:44

Спасибо Ира.  В ваших примерах, мне кажется, нужно найти общий алгоритм. Например:
первым должно быть осознание проблемы.  
1. Что-то ребенок хочет, но понимает, что не может это сделать сам.
2. Ребенок должен понять, к кому нужно обратиться
 Попробуйте продолжить эту цепочку.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#153

Сообщение Ir-ra » 06 дек 2014, 01:43

Варвара, 2 года и 2 месяца
Полина Львовна, спасибо за подсказкиImage. Попробую продолжить.
В ваших примерах, мне кажется, нужно найти общий алгоритм. Например:
первым должно быть осознание проблемы.
1. Что-то ребенок хочет, но понимает, что не может это сделать сам.
2. Ребенок должен понять, к кому нужно обратиться

3. Ребенок подходит к тому, к кому он посчитал нужным обратится, и говорит ему о своей проблеме, используя речевые и неречевые средства общения.
4. Ребенок стоит и слушает, пытается понять того, к кому он обратился.
5. Ребенок радуется, что его правильно поняли; и хотят ему помочь.
6. Ребенок ждет, пока тот, к кому он обратился, решает его проблему (например, достает с полки конструктор, ищет варежки и т.п.)
7. Ребенок получает, то что он хотел, его нужда восполняется.
8. Ребенок благодарит того, к кому он обратился, говорит спасибо, доступным ему способом.
задание: расписать навык как цепочку последовательных действий.
навык или навыки (как понравится) можно выбрать из этого списка:
Мыть посуду
Цепочка последовательных действий навыка "Мыть посуду":
1. Засучить рукава
2. Включить воду
3. Взять в одну руку губку
4. Смочить губку
5. Взять в другую руку бутылочку с жидкостью для мытья посуды
6. Нажать на бутылочку и выдавить на губку немного жидкости
7. Поставить бутылочку с жидкостью для мытья посуды на полочку
8. Взять в руку тарелку (предмет посуды)
9. Намылить губкой тарелку с верхней и нижней стороны
10. Положить губку на край раковины
11. Ополоснуть тарелку под струей воды с обеих сторон
12. Поставить тарелку в сушилку
13. Взять губку с раковины
14. Помыть и выжать губку
15. Положить губку на полочку
16. Выключить воду
17. Взять влажную тряпочку
18. Вытереть тряпочкой рабочий стол и края раковины
19. Выжать тряпочку
20. Положить тряпочку на полочку
21. Вытереть руки (взять полотенце, вытереть, повесить снова)
22. Отвернуть (опустить) рукава
Ира
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#154

Сообщение polina » 07 дек 2014, 21:20

Добрый вечер, Ира и все участники и читатели семинара.
Спасибо за сотрудничество и ждем вашего участия  Image.

 Ира, вам отдельное спасибо за активное сотрудничество. Вы у нас, как корабль флагман - находитесь впереди флотилии остальных участников. Image
Прописанные вами навыки я начинаю размещать в разделе "итоговые документы"

С навыком мытья посуды еще немного поработаем.
Этот навык требует от взрослых хорошей продуманности и  правильной подготовки.
Поэтому нужно перечислить все оборудование с указанием того, где и как его нужно разместить. Вот, например, пункт 12
Поставить тарелку в сушилку
.
Как ребенок до нее дотягивается? сам ли он размещает или это делает мама.
Если это делает мама, то в оборудовании предусматривается поднос, куда ребенок кладет помытую тарелку.
Если принято решение, что ребенок должен научиться ставить посуду ребром в сушилку, то в оборудовании должно быть разъяснение, что используется простая сушилка на подносе, которая стоит на тумбе рядом с раковиной.
Дело в том, что часто сложности с формированием навыка возникают из-за суеты, нечеткости и непродуманности среды и организации процесса.
Исходя из этого можно сделать и уточнения по некоторым пунктам, например, дополнения по 8 пункту  
Взять в руку тарелку (предмет посуды)
могут состоять в том, что описывается, как ребенок держит тарелку и дополнительный совет, что ребром ее удобно держать не на весу, а с опорой о дно раковины.
Я думаю, что оборудование нужно написать отдельно, а советы по его использованию добавить к каждому навыку.
В таблицах, которые мы сейчас ( с вашей помощью) готовим к публикации предполагается таблица из трех колонок:
1 колонка - перечень действий (заранее написана в таблице)
2 колонка - кто это действие выполняет (отмечают индивидуально сами родители)
3 колонка - советы и рекомендации по способу выполнения.
Вот такое занудство Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#155

Сообщение polina » 08 дек 2014, 11:42

Добрый день, Настя и все участники. Вопрос про то, насколько подробно нужно прописывать цепочки, очень интересный и своевременный.
С одной стороны: чем проще, тем лучше и для продвинутого пользователя, которыми вы все теперь являетесь, это хорошо.
Но если взять новичка, то обобщенные ступеньки могут привести к тому, что он везде напишет ребенок+ мама.  И, боюсь, что многое сделает, манипулируя руками ребенка. А когда шаги подробные, то видно, чего именно не делает ребенок и почему.
Приведу в пример вашу цепочку:
Компетенция "чистить зубы" будет выглядеть так:
1. Засучить рукава
2. Включить воду
3. Взять зубную щетку
4. Воспользоваться зубной пастой (взять, открыть, выдавить на зуб.щетку, закрыть, положить на место)
5. Почистить зубы
6. Сполоснуть зуб.щетку и поставить ее на место
7. Прополоскать рот (набрать в рот воды, прополоскать, выплюнуть).
8. При необходимости повторить
9. Выключить воду
10. Вытереть руки (взять полотенце, вытереть, повесить снова)
Посмотрите на выделенные пункты. Для их выполнения нужны три руки: одной держать щетку, одной держать пасту, третьей отвинчивать крышку. Если не прописать это подробно, взрослый будет выполнять часть действий, а можно обойтись без этого, если описать алгоритм по-другому. Попробуете сами?
И еще. Нельзя ли напомнить участникам семинара о ее предложении показать какие звенья цепочки перешли от взрослого к ребенку.
Напоминаю!
ЗАДАНИЕ
Уважаемые участники, Настя предложила замечательное задание, которое позволит и вам пронаблюдать процесс передачи навыков от взрослого к ребенку. А динамика очень важна. Убедительная просьба к участникам и читателям семинара: если вы использовали рекомендации по компетентностному подходу (обучение ребенка в естественной среде), отметьте свои результаты в теме ОТЗЫВЫ
http://downsideup.wiki/ru/forum/single/1730
Еще добавлю, что лично нам с сыном очень помог этот семинар! Я и подумать не могла, что в таком возрасте он будет понимать, что такое помыть руки. Недавно он сделал свои дела в туалет и я забыла, что надо помыть ему руки. Когда я уже вышла, он привлек мое внимание и начал тереть руки друг об друга, тем самым напомнив, что мама кое-что важное забыла))
Если можно, разместите это в теме "открытия"
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#156

Сообщение polina » 08 дек 2014, 15:35

Надо подумать Image
Я не думаю, что мама запоминает все дословно. У нее ведь есть свой собственный опыт выполнения цепочки и потому читая, она понимает как нужно сделать.
Если что-то не получается, то думает, что изменить.
Опять вернемся к вашей ситуации:
3. Взять зубную щетку и положить ее на раковину
4. Воспользоваться зубной пастой (взять, открыть, выдавить на лежащую зуб.щетку, закрыть, положить на место)
5. Взять щетку и почистить зубы
Можно сделать ведь и так:
3.Взять пасту, отвернуть  крышку.
4. Положить тюбик на раковину.
5. Взять щетку в одну руку, тюбик в другую и выдавить пасту на щетку.
6 Положить пасту и почистить зубы итд
Можно долго обсуждать, кто из нас прав, но вряд ли это имеет смысл. Все-таки, мы передаем принцип, а не беспрекословное исполнение.
По поводу того, как мелко дробить шаги: чем меньше ребенок тем меньше шаги. Можно будет в таблице давать не очень мелкие, но и не крупные шаги, но обучить родителей дробить сложный шаг на более мелкие.
Спасибо, Настя за эту беседу, я вставила в план  написания рекомендаций.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#157

Сообщение Ir-ra » 08 дек 2014, 17:50

Добрый день!
С навыком мытья посуды еще немного поработаем.
Не ругайте меняImage, но пунктов стало еще больше, это всё из-за тарелкиImage!
0. Взять и одеть фартук из непромокаемого материала Image
1. Засучить рукава
2. Включить воду
3. Взять в левую руку губку
4. Смочить губку
5. Взять правой рукой бутылочку с жидкостью для мытья посуды
6. Наклонить и нажать на бутылочку
7. Выдавить на губку немного жидкости
8. Положить губку на правый бортик раковины
9. Взять предмет посуды с подноса (1. Участвуют (задействованы) две руки! 2. Посуда стоит на подносе с правой стороны раковины)
Тарелку взять, повернуть ребром и поставить на дно раковины
10. Взять губку правой рукой с бортика раковины
11. Намылить губкой верхнюю сторону тарелки
12. Положить губку на правый бортик раковины
13. Повернуть тарелку правой рукой на 180 град., при этом левая рука придерживает тарелку ребром с опорой о дно раковины
14. Взять губку с правого бортика раковины
15. Намылить губкой нижнюю сторону тарелки
16. Положить губку на правый бортик раковины
17. Взять тарелку двумя руками  и ополоснуть под струей воды с обеих сторон
18. Переложить тарелку в правую руку
19. Поставить правой рукой тарелку ребром в сушилку
(Сушилка стоит на подносе или подвешена на релинг, находится с правой стороны раковины, на расстоянии не выше вытянутой руки ребенка.)
20. Взять правой рукой губку с бортика раковины
21. Помыть и выжать губку
22. Положить губку на бортик раковины
23. Выключить воду
24. Взять правой рукой влажную губчатую салфетку с правого бортика раковины
25. Вытереть насухо губчатой салфеткой рабочий стол и бортики раковины
26. Выжать двумя руками губчатую салфетку
27. Расправить и положить губчатую салфетку  на бортик раковины
28. Вытереть руки (взять полотенце, вытереть, повесить снова)
29. Отвернуть (опустить) рукава
Оборудование (пока черновик):
1. Поролоновая губка.
Губка лежит с левом бортике раковины.
2. Моющее средство для мытья детской посуды.
Стоит в бутылочке на правом бортике раковины.
3. Комплект качественной пластиковой посуды для детей:
Ложка
Вилка
Нож
Тарелки (по типу миски с бортиками)
Чашка
Преимущество такой посуды: легкая, небьющаяся, ребенку удобно держать в руке.
4. Посуду, которую нужно помыть стоит по правую сторону от ребенка.
Предлагаю грязную посуду поставить на поднос.
Думаю, лучше в раковину грязную посуду не ставить.
5. Сушилка стоит на подносе или подвешена на релинг, находится с правой стороны раковины, на расстоянии не больше вытянутой руки ребенка.
6. Губчатая салфетка.
Влажная губчатая салфетка лежит на правом бортике раковины.
И ещё хочу добавить, мытьё тарелки с бортиками губкой, мне очень напоминает игру на бубнеImage.  
Ира
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#158

Сообщение polina » 08 дек 2014, 20:28

1. Засучить рукава
2. Включить воду
3. Взять зубную щетку, смочить, положить на умывальник
4. Взять пасту, открыть, колпачок положить на умывальник
6. Выдавить пасту на щетку
7. Взять колпачок, закрыть тюбик, поставить на место
8. Взять щетку и почистить щеткой зубы
9. Помыть и поставить зубную щетку в стакан
10. Взять стаканчик с питьевой водой на умывальнике
11. Прополоскать рот ( набрать глоток воды, прополоскать, выплюнуть). Повторить.
12. Поставить стаканчик на умывальник
13. Выключить воду
14. Вытереть лицо и руки (взять полотенце, вытереть, повесить снова)
15. Отвернуть рукава
Хорошая цепочка, но я бы 7 и 8 поменяла местами. Это не техническая, а психологическая разница. Image Если уж выдавил пасту, то хочется почистить зубы, а потом можно все убрать.
Да, это будут таблицы для использования, но там будут примечания о том, что есть несколько вариантов.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#159

Сообщение polina » 08 дек 2014, 20:43

Ира, у вас описания, как по методике Монтессори. У них как раз все описано до мельчайших подробностей. Image
Мне кажется, не нужно писать, что поднос или посуда обязательно по правой стороне. Вот у меня на кухне я смогу так поставить, а у дочки справа стена.Image
И про руки писать: взять в одну руку... в другую руку. У детей ведущие руки разные.
Намылить губкой верхнюю сторону тарелки
12. Положить губку на правый бортик раковины
13. Повернуть тарелку правой рукой на 180 град., при этом левая рука придерживает тарелку ребром с опорой о дно раковины
14. Взять губку с правого бортика раковины
15. Намылить губкой нижнюю сторону тарелки
И здесь бы я сократила. думаю, что можно попробовать  повернуть тарелку, одной рукой. А в примечании написать, что возможен более подробный вариант.
С 20 по 29 можно рассматривать, как дополнительные пункты для старшего возраста. Для ребенка  раннего возраста мытье посуды закончится на 19 пункте. Потом - вытереть руки и снять фартучек.
Очень интересное получилось обсуждение благодаря тому, что у вас с Настей противоположные подходы. Это поможет искать оптимальный вариант для таблиц.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#160

Сообщение Ir-ra » 09 дек 2014, 05:19

Доброе утро!
Варвара, 2 года и 2 месяца.
С длинного платья и не по размеру большого, можно всегда сделать короткое и притАленное Image.
Очень подробную цепочку я написала специально для ВарварыImage с учетом планировки "рабочего места".
Думаю, что она будет правша, если ей дать бубен в левую руку, то она обязательно переложит его в правую, а левой начнет стучать по нему; ложку тоже с левой руки переложит в правую и только тогда начнет есть; время внесет свои коррективы.  
Про руки написала так подробно, чтобы показать, что все что будет брать, например, правая рука ребенка должно стоять с правой стороны раковины. Это поможет родителям расставить необходимое оборудование  так, чтобы  ребенок, не делая лишних движений руками, мог им воспользоваться.
Навык "мыть посуду":
1. Взять и надеть фартук
2. Засучить рукава
3. Включить воду
4. Взять губку
5. Смочить губку
6. Взять средство для мытья посуды
7. Выдавить средство на губку
8. Положить губку
9. Взять предмет посуды и переложить в одну руку
10. Взять другой рукой губку
11. Намылить губкой предмет посуды
12. Положить губку
13. Ополоснуть предмет посуды под струей воды
14. При необходимости повторить пункты 10-13
15. Поставить предмет посуды в сушилку
16. Взять губку, помыть, выжать и положить
17. Выключить воду
18. Вытереть руки (взять полотенце, вытереть, повесить снова)
19. Снять фартук и положить
20. Отвернуть рукава
Ира
Ответить

Вернуться в «РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛИЗАЦИИ»