ОБСУЖДЕНИЕ: навыки и компетенции

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#161

Сообщение polina » 09 дек 2014, 14:34

Большое спасибо.  Вы помогли мне понять, как делать  универсальные таблицы. Image
 
Таблица предполагается из трех колонок:
1 колонка перечень действий, то есть универсальная цепочка.
2. Кто выполняет
3 советы и рекомендации
Поэтому. если в первой колонке написано
*взять тарелку одной рукой
* второй рукой взять губку и намылить тарелку
то в третьей колонке будет написано: для удобства тарелку можно положить на дно раковины или упереть ребром.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#162

Сообщение polina » 09 дек 2014, 21:38

Спасибо, очень хорошо. В навыке "надеть обувь" между  4 и 5 можно вставить пункт: расположить ботинки правильно.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#163

Сообщение Ir-ra » 10 дек 2014, 01:18

Варвара 2 года и 2 месяца.
Навык "Снять обувь" (туфли на липучке):
Исходное положение: ребенок сидит на полу.
1. Расстегнуть на одном туфле липучку.
2. Поднять одну ногу.  
3. Взять туфель двумя руками.
4. Снять туфель.
5. Поставить туфель на пол.
6. Застегнуть липучкуImage.
7. Расстегнуть на другом туфле липучку.
8. Поднять другую ногу.
9. Взять туфель двумя руками.
10. Снять другой туфель.
11. Поставить туфель на пол.
12. Застегнуть липучку.
13. Поставить туфли по очереди на полочку.
Примечание: пункты 6, 12 — не обязательны, просто Варя именно так это делает; снимать обувь научилась сама.
Навык "Вытирать со стола":
1. Взять влажную тряпочку.
2. Провести тряпочкой по столу.
3. Удалить тряпочкой грязь или жидкость со стола.
4. Положить тряпочку (или отдать тряпочку).
Примечание: мне больше нравится вариант "отдать тряпочку"Image, потому что в нашем случае именно так все и происходит.  

Навык "Оставаться сухим":
1. Подойти ко взрослому (или добраться до взрослого).
2. Сказать взрослому: "Хочу на горшок.", используя речевые и неречевые средства общения.
3. Взять и поставить горшок.
4. Спустить поясную одежду и трусы ниже колен.
5. Сесть на горшок.
6. Опорожнится.
7. Встать с горшка.
8. Взять кусочек туалетной бумаги.
9. Воспользоваться туалетной бумагой.
10. Положить туалетную бумагу в горшок.
11. Подтянуть трусы вверх.
12. Подтянуть поясную одежду вверх.
13. Пойти и вымыть горшок.
Примечание.  Пункты: 8 –10; 11, 12 расписала подробно, для того чтобы увидеть, что можно передать ребенку (пункты 8, 10, 11).
Например, трусы подтянуть ребенку легче, чем подтянуть колготки и брючки. Варя уже может подтянуть трусики на попу, а колготки еще не может.

Навык "Подметать пол"
Оборудование:
• Маленький веник, с удобной ручкой. На ручке веника можно поставить метки в тех местах, где должны быть руки ребенка.
• Устойчивый совок с высокой ручкой.
• Мусорное ведро.
• Клочки бумаги (мусор Image), применяются в начале обучения.

Цепочка последовательных действий этого навыка:
1. Взять веник двумя руками.
2. Смести лежащий на полу мусор веником в кучку.
3. Положить веник.
4. Взять совок и поставить рядом с кучкой мусора.
5. Взять веник в одну руку.
6. Держать другой рукой совок.
7. Замести веником мусор в совок.
8. Положить веник.
9. Взять совок и выбросить мусор из совка в ведро.
Полина Львовна, хочу еще расписать два навыка "Играть" и "Заниматься".
Снова прошу у Вас подсказки и наводящих вопросов, если это возможно.
Заранее благодарю.  
Ира
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#164

Сообщение polina » 10 дек 2014, 12:12

Да, вот с этим то проблема в цепочке) В каком возрасте дети различают правый и левый ботинок?
Вот здесь вступают в ход "хитрости" Image
Можно поиграть отдельно с обувью в игру: поссорились- помирились", но проще всего обозначить цветной наклейкой места на ботинке, которые должны оказаться рядом,  если ботинки поставить правильно.
Настя, большое спасибо за расписанные навыки. особенно за фотографию с оборудованием для унитаза.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#165

Сообщение polina » 10 дек 2014, 12:23

Полина Львовна, хочу еще расписать два навыка "Играть" и "Заниматься".
Снова прошу у Вас подсказки и наводящих вопросов, если это возможно.
Заранее благодарю.
Спасибо вам огромное  за расписанные навыки.
Итак, цепочка "играть"
Можно  рассмотреть игру без учета социального компонента, то есть без участия других детей.
Далее, цепочка должна быть универсальной, то есть не зависеть от содержания игры.
Представьте себе ребенка, который "мыкается" по комнате и не знает, как себя занять. Что должно произойти, чтобы он начал играть?
Кстати "заниматься" пишется по очень похожей схеме: без учета содержания занятия.
Но в качестве примера, конечно, можно приводить рекомендации, касающиеся конкретного занятия или игры. Например, когда мы описывали мытье посуды, то в качестве примера там фигурировала тарелка.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#166

Сообщение Ir-ra » 10 дек 2014, 12:41

Полина Львовна, задание поняла Image.
Мне нужно время, чтобы подготовить ответ.
Ира
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#167

Сообщение Ir-ra » 11 дек 2014, 08:33

Варвара, 2 года и 2 месяца.
Доброе утро!
Представьте себе ребенка, который "мыкается" по комнате и не знает, как себя занять. Что должно произойти, чтобы он начал играть?
Навык "Играть":
1. Увидеть игрушку.
2. Добраться к игрушке.
3. Протянуть руку и взять игрушку.
4. Поставить игрушку рядом с собой.
5. Сесть.
6. Поиграть двумя руками с игрушкой.
Навык "Играть":
1. Увидеть игрушку на полке.
2. Подойти к полке с игрушками.
3. Взять игрушку с полки.
4. Поставить игрушку на пол.
5. Сесть рядом с игрушкой на пол.
6. Поиграть двумя руками с игрушкой.
7. Встать на ноги и поднять игрушку с пола.
8. Подойти с игрушкой к полке.
9. Поставить игрушку на полку.
Примечание: для детей постарше.
Пример,
Ребенок увидел на полке коробку с кубиками.
Подошел к полке, где стоит коробка с кубиками.
Взял коробку с кубиками и поставил ее на пол.
Сел на пол рядом с этой коробкой.
Открыл коробку, достал кубики по одному с коробки, построил с кубиков башню, разломал башню, собрал кубики в коробку, закрыл коробку.
Встал на ноги, наклонился за коробкой, взял и поднял её с пола.
Подошел с коробкой к полке, где стоят игрушки.
Поставил коробку на полку.
Но в качестве примера, конечно, можно приводить рекомендации, касающиеся конкретного занятия или игры. Например, когда мы описывали мытье посуды, то в качестве примера там фигурировала тарелка.
Навык "Занятие":
Взрослый предлагает ребенку поиграть, говорит: "Давай играть."
1. Ребенок соглашается поиграть со взрослым, используя речевые и неречевые средства общения.
Говорит взрослому: "Да, давай поиграем".
Взрослый и ребенок садятся на пол, друг напротив друга.
Взрослый достает из-за спины игрушечного мишку и зайку, показывает ребенку.
Взрослый говорит ребенку: "Покажи зайку".

2. Ребенок слушает, что говорит взрослый.
3. Ребенок отвечает взрослому, используя речевые и неречевые средства общения, то есть ребенок выполняет инструкцию.  
Показывает пальчиком на зайку.
Взрослый говорит: "Да, это зайка", протягивает игрушку ребенку и говорит: "На! Возьми зайку".

4. Ребенок берет игрушку в руки, ощупывает пальчиками, играет с ней.
Взрослый говорит: "Дай. Мне зайку".  
Ребенок отдает игрушку взрослому.  
Взрослый говорит: "Зайка и мишка уходят. Топ-топ-топ", прячет игрушки по очереди за спину.
Взрослый говорит: "Играть с зайкой и мишкой мы закончили.", показывает жест руками.

5. Ребенок реагирует на слова взрослого, говорит : "Закончили", используя речевые и неречевые средства общения.
Примечание: инструкцию для занятия взято с книги  П.Л. Жияновой "Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна" стр. 94.

Навык "Собираться на прогулку":
1. Подобрать одежду по сезону (по погоде).
2. Подобрать обувь по сезону (по погоде).
3. Выбрать игрушки для прогулки и сложить в рюкзачок.
4. Подготовить еду ("легкий перекус") и положить в рюкзачок.
5. Взять обувь с полки и одеть на ноги.
6. Снять с крючка верхнюю одежду и одеть на себя.
7. При необходимости одеть: головной убор, шарф, перчатки.
8. Одеть рюкзачок на плечи.
9. При необходимости взять с собой зонтик.
Примечание: пункт 4 нужен, если планируется длительная прогулкаImage; "легкий перекус"— кулечек с печеньем и т.п.

Навык "Наводить порядок (собирать игрушки, вещи)":
Оборудование:
• красивый мешок для игрушек или контейнер.
Рекомендации:
• сделать уборку игрушек традицией: складывать их перед прогулкой, сном;
• выделить для каждой категории игрушек отдельную полку или яркий контейнер;
• поискать, чем ребенок может помочь маме и что при этом ему будет нравиться, например, загрузить вещи в стиральную машину, сложить продукты в нижние ящики шкафчиков и холодильник и т.п.

Цепочка действий:
1. Взять игрушку и положить в контейнер.
2. При необходимости повторить, собрать все игрушки.
Ира
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#168

Сообщение polina » 13 дек 2014, 19:22

Спасибо, Ира. Начну с игры
Навык "Играть":
1. Увидеть игрушку.
2. Добраться к игрушке.
3. Протянуть руку и взять игрушку.
4. Поставить игрушку рядом с собой.
5. Сесть.
6. Поиграть двумя руками с игрушкой.
Навык "Играть":
1. Увидеть игрушку на полке.
2. Подойти к полке с игрушками.
3. Взять игрушку с полки.
4. Поставить игрушку на пол.
5. Сесть рядом с игрушкой на пол.
6. Поиграть двумя руками с игрушкой.
7. Встать на ноги и поднять игрушку с пола.
8. Подойти с игрушкой к полке.
9. Поставить игрушку на полку.
Примечание: для детей постарше.

 

Эту цепочку составить трудно, я даже пока не решила, описывать ли это как навык или компетенцию. Image
Пока предложение такое:
первый пункт должен быть более общим: принять решение поиграть. Оно может возникнуть, если ребенок увидел игрушку, может быть, увидел, как играют или что-то делают окружающие, может быть ему предложил взрослый итд
Далее тоже более  общий пункт:  "взять игрушку". Игрушка не обязательно на полке, кроме того,  возможно,  будет нужна помощь взрослого и тогда ребенок не возьмет, а попросит игрушку. То есть это общий пункт, а уже родители отметят как игрушка попадает к ребенку.
Потом опять общий пункт "Поиграть в зависимости от конкретной игры" Возможно ребенок будет подвижен во время игры: ходить или ползать, ездить на машине итд
Мне кажется, что должен быть и  пункт "Играть с участием партнера"  Это даст ему возможность учиться в игре, подражая взрослому. Может быть ребенок сам позовет взрослого или взрослый присоединится. То есть во второй колонке родитель напишет, чья  инициатива в данном пункте. Сначала может быть только взрослого, а потом перейдет к ребенку.
Далее  пункт "убрать игрушки
Согласны ли вы с моими изменениями?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#169

Сообщение Ir-ra » 14 дек 2014, 04:49

Варвара, 2 года и 2 месяца
Доброе утро!
Согласны ли вы с моими изменениями?
Конечно, согласнаImage.
Получается пять пунктов:
1. Принять решение поиграть.
2. Взять игрушку.
3. Поиграть в зависимости от конкретной игры.
4. При желании поиграть с участием партнера.
5. Убрать игрушки.
Эту цепочку составить трудно
Если бы я знала это раньшеImage, я не стала бы даже пытаться эту цепочку составить.
я даже пока не решила, описывать ли это как навык или компетенцию.:
Наверное, как компетенцию.
Потому что здесь задействованы как минимум два навыка:
1. "Вступать во взаимодействие и сотрудничество" в пунктах:
Пункт"Играть с участием партнера
более общий пункт: "взять игрушку"...возможно, будет нужна помощь взрослого и тогда ребенок не возьмет, а попросит игрушку.
2. "Наводить порядок (собирать игрушки, вещи)" в пункте:
Далее пункт "убрать игрушки "
Мне кажется, что должен быть и пункт "Играть с участием партнера" Это даст ему возможность учиться в игре, подражая взрослому. Может быть ребенок сам позовет взрослого или взрослый присоединится. То есть во второй колонке родитель напишет, чья инициатива в данном пункте. Сначала может быть только взрослого, а потом перейдет к ребенку
Очень важный пункт, на мой взгляд.
Можно расскажу что было вчера днем. После обеда мы сидели втроем за столом (я, муж, Варя). Муж берет воздушный шарик и надувает, потом, не завязывая его, отпускает. Шарик взлетает вверх, затем хаотично летает, летает, сдувается, падает на пол. Варваре так понравилась эта игра, что она раз пять просила: "аво (еще)". Хотела бы отметить, что раньше мы так не играли. После дневного сна, Варя находит шарик на полу, ползет к мужу, протягивает шарик, говорит:"НА", давай играть. Снова поиграли. Прошло еще время, муж был в комнате, я с Варварой в кухне играла на полу, она снова видит шарик, берет его, и молча уползает от меня в комнату, к мужу, с просьбой давай играть (надувать и сдувать шарик). Вот такая история.
Ира
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#170

Сообщение polina » 14 дек 2014, 08:26

Ира, вот это очень хороший пример инициативы ребенка в игре. Здесь есть многое, что хотелось бы отметить: и использование речевых средств, и перенос в другую ситуацию, когда понадобилось добраться до человека, с которым хотелось поиграть. Ну и важно, что здесь работает уже не кратковременная память - помнит о  том,  как и с кем можно играть в эту игру.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛИЗАЦИИ»