Варвара, 2 года и 2 месяца.
Доброе утро!
Представьте себе ребенка, который "мыкается" по комнате и не знает, как себя занять. Что должно произойти, чтобы он начал играть?
Навык "Играть":
1. Увидеть игрушку.
2. Добраться к игрушке.
3. Протянуть руку и взять игрушку.
4. Поставить игрушку рядом с собой.
5. Сесть.
6. Поиграть двумя руками с игрушкой.
Навык "Играть":
1. Увидеть игрушку на полке.
2. Подойти к полке с игрушками.
3. Взять игрушку с полки.
4. Поставить игрушку на пол.
5. Сесть рядом с игрушкой на пол.
6. Поиграть двумя руками с игрушкой.
7. Встать на ноги и поднять игрушку с пола.
8. Подойти с игрушкой к полке.
9. Поставить игрушку на полку.
Примечание: для детей постарше.
Пример,
Ребенок увидел на полке коробку с кубиками.
Подошел к полке, где стоит коробка с кубиками.
Взял коробку с кубиками и поставил ее на пол.
Сел на пол рядом с этой коробкой.
Открыл коробку, достал кубики по одному с коробки, построил с кубиков башню, разломал башню, собрал кубики в коробку, закрыл коробку.
Встал на ноги, наклонился за коробкой, взял и поднял её с пола.
Подошел с коробкой к полке, где стоят игрушки.
Поставил коробку на полку.
Но в качестве примера, конечно, можно приводить рекомендации, касающиеся конкретного занятия или игры. Например, когда мы описывали мытье посуды, то в качестве примера там фигурировала тарелка.
Навык "Занятие":
Взрослый предлагает ребенку поиграть, говорит: "Давай играть."
1. Ребенок соглашается поиграть со взрослым, используя речевые и неречевые средства общения.
Говорит взрослому: "Да, давай поиграем".
Взрослый и ребенок садятся на пол, друг напротив друга.
Взрослый достает из-за спины игрушечного мишку и зайку, показывает ребенку.
Взрослый говорит ребенку: "Покажи зайку".
2. Ребенок слушает, что говорит взрослый.
3. Ребенок отвечает взрослому, используя речевые и неречевые средства общения, то есть ребенок выполняет инструкцию.
Показывает пальчиком на зайку.
Взрослый говорит: "Да, это зайка", протягивает игрушку ребенку и говорит: "На! Возьми зайку".
4. Ребенок берет игрушку в руки, ощупывает пальчиками, играет с ней.
Взрослый говорит: "Дай. Мне зайку".
Ребенок отдает игрушку взрослому.
Взрослый говорит: "Зайка и мишка уходят. Топ-топ-топ", прячет игрушки по очереди за спину.
Взрослый говорит: "Играть с зайкой и мишкой мы закончили.", показывает жест руками.
5. Ребенок реагирует на слова взрослого, говорит : "Закончили", используя речевые и неречевые средства общения.
Примечание: инструкцию для занятия взято с книги П.Л. Жияновой "Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна" стр. 94.
Навык "Собираться на прогулку":
1. Подобрать одежду по сезону (по погоде).
2. Подобрать обувь по сезону (по погоде).
3. Выбрать игрушки для прогулки и сложить в рюкзачок.
4. Подготовить еду ("легкий перекус") и положить в рюкзачок.
5. Взять обувь с полки и одеть на ноги.
6. Снять с крючка верхнюю одежду и одеть на себя.
7. При необходимости одеть: головной убор, шарф, перчатки.
8. Одеть рюкзачок на плечи.
9. При необходимости взять с собой зонтик.
Примечание: пункт 4 нужен, если планируется длительная прогулка; "легкий перекус"— кулечек с печеньем и т.п.
Навык "Наводить порядок (собирать игрушки, вещи)":
Оборудование:
• красивый мешок для игрушек или контейнер.
Рекомендации:
• сделать уборку игрушек традицией: складывать их перед прогулкой, сном;
• выделить для каждой категории игрушек отдельную полку или яркий контейнер;
• поискать, чем ребенок может помочь маме и что при этом ему будет нравиться, например, загрузить вещи в стиральную машину, сложить продукты в нижние ящики шкафчиков и холодильник и т.п.
Цепочка действий:
1. Взять игрушку и положить в контейнер.
2. При необходимости повторить, собрать все игрушки.
Ира