ИТОГИ ОБСУЖДЕНИЙ

Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#1

Сообщение polina » 13 окт 2014, 23:25

НАВЫКИ.  Предварительные выводы по навыку "мытье рук"
1. Наблюдая за ребенком, можно проанализировать его возможности и понять, какое звено в цепочке можно передать малышу.
2. Организация среды требует внимания взрослых: удобный стульчик - подставка, полотенце подвешенное на нужной высоте, маленький кусочек мыла,  отсутствие изобилия предметов на раковине, которые отвлекают внимание ребенка - помогут упростить и сделать доступным задание.
3. Не обязательно учить делать какое-то действие,  многократно повторяя его во время мытья рук.
Можно использовать другие игры и занятия.
4. Сам навык должен быть привлекателен для ребенка. Нравится плескаться под водичкой, или стоять на табуретке, или закрывать кран - пока не имеет значения.
Примеры "хитростей", позволяющих усвоению навыка "умывание"
Во время купания в ванной можно лить  струйку воды из бутылочки, чтобы ребенок ловил струйку и тер ручки.
Можно использовать жидкое мыло.
Можно ввести этот жест в песенку- потешку,  предложить ребенку помыть ручки кукле.
Аналогичный жест мы делаем  и при раскатывании колбаски из теста или пластилина.
Еще примеры того, как можно приучить тереть руки  во время мытья и вытирать их полотенцем:

Вытирать столик после еды влажной губчатой салфеткой. Так "играть", пока мама моет тарелки, можно минимум 4 раза в день. Если это не поможет при умывании тереть руки, то может быть поможет вытирать руки

Сын научился тереть руки друг о друга с  помощью песка. У песка есть фактура. Он ощущается ладонями при трении. Сначала мы так отряхивали ручки, потом он начал тереть руки по просьбе. И недавно применил данный навык при намыливании рук.

Можно предложить ребенку комкать бумажные салфетки и целлофановые мягкие кульки.

Для удержания мыла во время намыливания можно использовать  следующий прием: в Японии дети в детском саду моют руки кусочком мыла, которое находится в сеточке и привязано веревочкой к основанию смесителя.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#2 ИТОГИ ОБСУЖДЕНИЙ

Сообщение polina » 14 окт 2014, 00:00

Уважаемые участники семинара.
В этой теме я начинаю публиковать выводы, к которым мы приходим в результате обсуждения.
Потом на их основании можно будет составить рекомендации, которые помогут другим родителям создавать условия для социализации их детей.

Я выношу итоги в эту тему для удобства использования, но рекомендую вам читать и тему "обсуждения№, в которой виден ход мысли участников.
Это поможет вам каждый сложный навык отображать в виде цепочки, а затем вставляет его в повседневную жизнь.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#3

Сообщение polina » 19 окт 2014, 17:48

Общие выводы по формированию навыков
*Навык - это цепочка последовательных действий.
* Чем меньше ребенок тем более мелкими должны быть звенья этой цепочки.

* Выполнения звеньев в цепочке зависит от возможностей ребенка. Часть звеньев выполняет ребенок, часть - взрослый.  В каждом навыке можно найти звено, которое может  выполнить ребенок. По мере совершенствования действий малыша взрослый передает ему новые звенья
*Как промежуточный вариант может использоваться совместное выполнение взрослого ребенка. Такое выполнение таит несколько опасностей. первая из них- протест ребенка, вторая - выработка у него пассивной позиции.
* Навык должен быть  доступен и привлекателен для ребенка.
*Для успешности формирования навыка важно создание безопасной и удобной среды,  то есть условий, которые помогают ребенку самостоятельно выполнить ряд действий.
*Действия, вызывающие сложность у ребенка можно осваивать не только внутри данного навыка, но и в процессе других игр и занятий. Примеры описаны в предыдущем сообщении
*Знакомство с навыком происходит путем показа и объяснения взрослым.   Очень важно, чтобы речь взрослого была краткой, лаконичной и соотносилась с действиями ребенка и взрослого. Возможно усвоение в процессе повторения за другими (детьми или взрослыми).
*Навык усваивается путем многократного повторения, при котором ребенок ориентируется на показ (повторяет действия взрослого) и объяснения.
* В процесс усвоения навыка на определенном этапе включаются дополнительные практические задачи.  Это стимулирует развитие мышления, внимания, памятиНапример: ребенок во время мытья рук всегда становился на стульчик, который постоянно стоял в ванной. Он это запомнил и у него выработался  определенный алгоритм действий.
На этом этапе можно создать дополнительную проблему: стульчик стоит не у раковины. Отдаленность стульчика и его нахождение в поле зрения ребенка регулируется возможностями ребенка. Учитывается так же наличие у малыша способов решить проблему: сказать/показать , что стула нет или пойти и принести его самому.
* При выполнении действий, входящих в навык очень важен уровень двигательного развития Крупная и мелкая моторика формируется в процессе собственной деятельности ребенка.
* Общение и речь развиваются в процессе взаимодействия взрослого и ребенка. Участие ребенка в повседневной жизни, наблюдение за действиями взрослого, посильное участие в них являются наиболее оптимальной базой для развития понимания речи и активизации собственной речи малыша.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#4

Сообщение polina » 28 окт 2014, 18:53

Общие выводы по формированию компетенций
В качестве эпиграфа к этому сообщению я привожу высказывание одной из участниц семинара: получив представление о том, как формируется одна компетенция - мы получаем общий алгоритм формирования. практически всех компетенций.
Когда начинать включать навык в компетенцию? Нужно ли ждать, пока он будет полностью сформирован?
Вот  к какому выводу мы пришли в процессе обсуждения:
1. Компетенцию  можно начинать формировать максимально рано,  постепенно включая в неё навыки, соответствующие возрасту/развитию ребенка. Нужно осваивать навык в рамках компетенции.
2. Есть признаки готовности ребенка к формированию компетенции: понимает инструкцию взрослого, выраженную любым доступным способом: речью, жестом, наблюдением за действиями взрослого, узнавание знакомой ситуации.
3. Но компетенция формируется параллельно с освоением навыков.  Собрал 2-3 пазла, вот тебе и картинка появляться начала.
Формировать компетенцию нужно, когда ребенок понимает основную задачу. В нашем примере это вымыть руки.
Описание компетенции
Повторим всю цепочку действий, входящую в компетенцию:
1. Умение понять инструкцию, отнести ее к себе.
2. Ориентироваться в помещении и знать последовательность действий.
3. Иметь достаточные двигательные навыки.
4. Уметь ждать своей очереди и уступать место следующему ребенку
5. Уметь умываться (навык умывания)
6. Уметь найти свое полотенце и вытереть руки
7. Понимать и использовать речевой материал (слова и выражения) сопровождающие процесс  формирования навыков и  компетенций.(добавили в процессе обсуждения)
Теперь о каждом звене  более подробно.
1.  Понять инструкцию по слову, жесту или по подражанию, принять ее на свой счет и приступить к выполнению.

Рекомендации по этому пункту:
*Сообщайте ребенку о предстоящем событии. Используйте лаконичные понятные инструкции: идем мыть руки. Идем умываться и чистить зубы
*Словесную инструкцию сопровождайте жестом и детским словом, например, "буль-буль". если у ребенка есть свое слово, например "бррр" - используйте его.
*Сделайте паузу - дайте возможность ребенку отреагировать на ваши слова. Принимайте любой ответ ребенка: жест, детское слово, движение или взгляд в нужном направлении,
*Подтвердите правильность действий ребенка: Да! будем мыть руки. Да, будем чистить зубы
Создание условий и дополнительная помощь:
Выделите для умывания определенное время и ситуацию
Используйте ситуации, когда ребенок испачкался и мытье рук и лица для него очевидны Используйте картинки, позволяющие понять смысл вашего сообщения например, мишка моет лапки.
Используйте ключевые предметы, например, полотенце.
Используйте дополнительные звуковые сигналы, например, звук льющейся в ванной воды
Сами начинайте движение в нужном направлении, зовите ребенка, если он не движется за вами.
Если ребенок не умеет передвигаться, возьмите его на руки и еще раз скажите: идем умываться, или идем мыть руки.
Примечание
Очень важно, чтобы ребенок не только понял, но и захотел выполнить инструкцию. Это значит, что сама процедура умывания должна быть интересна ребенку и доступна ему.
Можно использовать различные приемы, которые создадут у ребенка желание пойти мыть руки: красивое полотенце, мыло вкусно пахнет, можно будет поплескаться в водичке, мишка идет мыть лапки и т. д.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#5

Сообщение polina » 08 ноя 2014, 19:16

Продолжение.
  2. Уметь добираться до ванной, ориентируясь в пространстве

1. Звуки, раздающиеся из того места, куда ребенок направляется: шум льющейся воды из ванной, звяканье посуды из кухни, запахи, доносящиеся оттуда - все это привлечет внимание ребенка итд Обращайте на все это внимание ребенка и это станет его маячком.
2. Подражание взрослому, который идет в нужном направлении и привлекает внимание ребенка
3.Напоминание, если ребенок забыл, куда он направлялся.
4. Можно дать ребенку какой-то предмет, который будет напоминать ему, куда он шел, например, полотенце, которое ассоциируется для него с умыванием.
5. Мы уже говорили, но повторю: то, что предлагают ребенку должно вызывать у него положительные эмоции или, по крайней мере, не вызывать протеста.
6. Если ребенку не очень нравится то, что ему предлагают, нужно найти в этом что-то интересное: либо в самом навыке, либо в том, что потом последует: уберем игрушки с кресла и сядем туда читать книгу.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#6

Сообщение polina » 14 ноя 2014, 22:28

Продолжение
3. Использовать все имеющиеся двигательные навыки

Крупная моторика.
В повседневной жизни и в игре ребенку нужны определенные двигательные навыки. Важно, чтобы все, что сформировано у него использовалось  постоянно во всех ситуациях. Не имеет значения, как ребенок добрался до цели, насколько самостоятельно он стоит у опоры - важно, что в это время формируется его собственная осознанная целенаправленная деятельность. Как только возникнет ходьба и умение самому сохранять равновесие  - они легко войдет в цепочку последовательных действий

Основные навыки крупной моторики включают в себя позы. смену поз и движения: :
1. Самостоятельно передвигаться по поверхности (ползать, ходить с опорой и без, бегать), чтобы  добраться до желаемого объекта.
 2. Сохранять равновесие в вертикальной позе.
 3 Совершать различные действия в вертикальной позе
 4. Вставать и садиться с опорой или без опоры
 5. Забираться на возвышение (устойчивый стульчик, банкетка) и спускаться с него.
 6.  Для ребенка, который умеет ходить самостоятельно: уметь ходить, держа в руках предметы.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#7

Сообщение polina » 14 ноя 2014, 22:34

Перечень навыков мелкой  моторики:
Навыки мелкой моторики заключаются в умении:
1. Использовать разные виды захватов
2. Брать предмет и класть на место
3. Манипулировать предметом, используя сочетания крупных движений с точными движениями кисти и пальцев рук:
- вращательные движения кистью или пальцами - откручивать и закручивать кран с водой
- нажимать ладонью или пальцами - выключатель света, дозатор жидкого мыла
- тереть руки друг об друга - намыливать руки мылом, смывать мыло водой, вытирать руки полотенцем
Примеры действий, необходимых для умывания:
1. Уметь взять предмет—
взять мыло с мыльницы.
2. Уметь отпускать предмет —
положить мыло в мыльницу.
3. Ладонный захват, уметь удержать предмет:
держать скользкое мыло,
держать полотенце.
4. Координированное движение пальцев:
включить и выключить свет,
засучить рукава,
намылить руки,
снять и повесить полотенце.
5. Движение запястья:
•движение кисти вверх, вниз—
включить и выключить воду,
открыть и закрыть дверь ванной,
•движение кисти в стороны—
смочить и потереть руки,
вытереть руки полотенцем,
•поворот кисти ладонью вверх —
налить жидкое мыло в ладошку.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#8

Сообщение polina » 14 ноя 2014, 22:45

Мы видим, что у нас получился длинный перечень навыков крупной и мелкой моторики.
Остановимся на мелких или точных движениях.
Безусловно, не все эти движения ребенок выполнит сразу, а если и выполнит, то не всегда с самым высоким качеством.
Для повышения качества мелких движений явно недостаточно использовать их только в конкретной ситуации. Есть много разных игр и занятий, которые могут нам помочь сформировать устойчивые двигательные навыки.
Методика такова:
1. Составляем списки необходимых двигательных навыков.
2. Выделяем недостающие или не полностью сформированные двигательные навыки.
3. Придумываем различные игровые и бытовые ситуации, которые помогут его сформировать.
Предлагаются  следующие варианты  дополнительных  игр и бытовых занятий, помогающие сформировать навык:
1 вариант
1. Поворот запястья- отвинчиваем крышку с бутылки,крутим ладошками "фонарики" мод музыку
2. Координированное движение пальцев,пинцетный захват- для этого навыка мы складываем мелкие предметы в бутылочку с узким горлышком, вытаскиваем платочек за край из емкости для зубных щеток(через дырочки).снимаем магниты с холодильника,во время еды берём печенье со стола, играем с пластилином
3.ладонный захват-вариантов много,например,строим из маленьких кубиков башню.
2 вариант
1. Захват предмета (ладонный) и 2. Брать предмет и класть на место
Учить малыша брать из банки предметы и складывать обратно. Самый лучший способ. Я сделала из банки со смесью такую штуку с самодельными сенсорными шариками:
ссылка
ссылка
3. Манипулировать предметом:
а) вращательные движения кистью или пальцами.
На бутылках крышки, маленькие крышечки от молока отвинчивающиеся - это стандарт.
Сыну с детства нравятся юла и волчок. Юлу уже освоил и теперь волчок пытается крутить - берет двумя пальчиками (указательным и большим), ставит на стол и....нет, крутить пока еще не умеет))
Шестеренки - часто на игрушках делают
б) нажимать ладонью или пальцами
Разнообразные кнопочки и рычаги. Можно купить игрушки, но мне больше нравятся самодельные доски к которым крепятся: выключатели, розетки с вилками, крышки, кнопки звонков, светодиодные лампочки, которые загораются, если на них нажать ладошкой (сыну очень нравятся), и так далее. Ссылка (фото из интернета)
в) тереть руки друг об друга
Как я уже писала, тереть руки друг об друга мы научились в песочнице, когда нам не было и года.  Так что предлагаю игры с сыпучими материалами. Если зима, то живой песок (не кинетический! это разный песок!)
3 вариант
Опишу только то, что делаем.
В будущем хочу попробовать с Варварой очищать руками шкурку от лука.
Двигательные навыки.
1-2. Уметь взять и отпускать предмет:
• играть с мамой в игру "дай – на",
• брать с мисочки колечки и кукурузные хлопья,
• кушать целое очищенное яблоко, держа его двумя руками,
• складывать в бутылочку (200 мл)—
деревянные бусинки, размер 1-1,5 см,
цилиндрики,
• одевать колечки пирамидки на ножки перевернутого табурета,
• вставлять цилиндрики в отверстия подставки,
• опускать мячики для настольного тенниса в пластиковую пятилитровую бутылку из под воды,
• складывать грецкие орехи в картонный лоточек из под яиц (6 шт.),
• бросать в коробку мячики разной величины—
в картонной коробке из под памперсов (104 шт.) сделала круглое отверстие (диаметр=самый большой мячик),
в спортивном магазине купила мячи для настольного и большого тенниса, мяч для бейсбола (он тяжелый), мяч для массажа колючий,
дома были еще два резиновых мяча и один мяч с диодом внутри, когда он ударяется, светится; несколько пластиковых коробочек в форме цилиндров (упаковка от ушных палочек),
на дно коробки положила фасованный сахар три пакета, чтобы коробка не переворачивалась.
Сначала Варвара бросала в коробку эти мячи и цилиндрики, потом по одному научилась рукой доставать из отверстия. Мячик с подсветкой служил фонариком в коробке, Варвара с удовольствием заглядывала в отверстие, а потом рукой начинала доставать мячи.
Благодаря этой игре, она научилась еще говорить: "бах"-упало, "мя"-мяч.
• вынимать и вставлять бутылочки от лекарств в свою картонную упаковку,
• вынимать и складывать крышки от судочков разных размеров в одну большую емкость, так можно играть на кухне,
• ставить:
стакан или чашку на стол,
коробочки для хранения чая на полочку,
стаканчики на край ванны во время купания,
машинку на горку (горка — пластиковый короб для проводов),
пластмассовых животных на столик для кормления или на полочку,
книги на полку,
солонку на стол,
• вынимать и вставлять фигуры в доску форм.
3. Ладонный захват, уметь удержать предмет:
• опускать в прямоугольное отверстие коробки, круглые крышечки от детского питания,
• вынимать стаканчики-вкладыши один из другого, можно еще вынимать одинаковые пластиковые стаканы из под сметаны (450 мл), такой набор у меня на кухне в тумбе стоит,
• опускать в тубус от мячей для большого тенниса тоненькие фломастеры, в крышке сделала круглое отверстие чуть больше диаметра фломастера,
• опускать в самодельную "копилку" большие плоские пуговицы,
• строить из кубиков башенку,
• втыкать спички в шарик из массы для моделирования (делать ежика),
• сжимать "ушки" прищепок и цеплять их на круглую коробку, крышку из под торта,
• отщипывать кусочки от колбаски мягкого пластилина,
• снимать и одевать крышки на фломастеры,
• разделять элементы конструктора "Дупло",
• мыть посуду.
4. Координированное движение пальцев:
• повторять движения пальчиками, когда мама показывает и рассказывает стишок —
"Сорока-ворона",
"На двери висел замок",
"Тук-тук молоток";
• переворачивать страницы;
• вставлять указательный палец в отверстие —
кубика, который одевается на штырек,
книги из картона, с дырочками для пальцев;
• указательным пальцем —
указывать на картинку,
включать и выключать свет;
нажимать на кнопку "пуск" микроволновки и стиральной машины;
• строить башенку из элементов набора "Дупло" (вставлять крупные квадратные блоки друг в друга);
• нанизать крупные бусины на палочку с веревочкой,
• одевать носки, шапку.
5. Движение запястья:
вращение запястьем:
• мешать ложкой еду в тарелке,
• поворачивать —
голову, хвост, ноги пластмассовой игрушки с соединяющимися частями,
ручку стиральной машины для выбора программы стирки,
• отвинчивать крышки—
бутылочек от лекарств (сиропы, капли),
бутылки из под воды 0,5 литра, в бутылку можно положить что-то интересное, например, ушные палочки))),
контейнера для анализов мочи (весной, это была первая емкость, которую сама открыла Варвара);
движение кисти вверх, вниз—
• включить и выключить воду,
• насыпать ложкой сахарок в тарелку с творожком,
• накладывать ложкой кашу из тарелки в тарелку,
• зачерпывать еду ложкой и подносить ко рту,
• держать в руке, подносить ко рту и откусывать—
печенье,
половинку очищенного банана,
• расплющить ладошкой шарик из пластилина;
движение кисти в стороны:
• смочить и потереть руки,
• вытереть руки полотенцем,
• чистить зубы щеткой,
• наливать воду из бутылочки в стаканчики во время купания, стаканчики стоят на бортике ванны,
• поливать комнатные цветы из бутылочки из под йогурта,
• играть на бубне (одной рукой держать бубен, другой стучать ладошкой,
• пересыпать фасоль "черпачком" из одной емкости в другую;
поворот кисти ладонью вверх:
• налить жидкое мыло в ладошку,
• лить из бутылочки воду на ладошку во время купания, одной рукой держать бутылочку, а ладошку другой руки подставлять под струйку.
Выбор варианта зависит от возраста ребенка, его интересов, возможностей и, конечно, от предпочтений родителей.
.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#9

Сообщение polina » 20 ноя 2014, 13:01

4. Уметь ждать своей очереди, выполнить действие и уступить очередь следующему
 
Если внимательно посмотреть на этот навык, то видно, что там есть две стороны:
умение ждать и умение уступать очередь следующему.

Сразу скажу, что нас интересует  умение  активно ждать, то есть в процессе ожидания ребенок наблюдает за действиями других участников.
Привожу мнение участника семинара:
Мне кажется что сама по себе очередь - не проблема. Сложнее, чтобы ребенок не забыл, зачем он вообще пришел, не отвлекся, не вернулся, так и не помыв руки. Ребенок вошел в ванную - там стоят другие дети у раковины. Если обратить внимание на то, что дети делают, то захочется тоже сделать и будет стоять и дышать в спину и сучить ножками, чтобы тоже помыть руки... Значит надо учить ребенка быть наблюдательным, замечать что делают другие, интересоваться окружающим и не замыкаться в себе.
   
Очень эффективны  игры на чередование  действий, во время которых  ребенок не просто ждет: он смотрит на того, кто выполняет задание, а потом выполняет сам - это учит его повторению действий.
Повторение действий партнера по игре или бытовому занятию - это хороший метод обучения ребенка. ребенок делает то, что ему нравится, что делает взрослый или другой ребенок, а не потому что этого хочет взрослый.
   Используя игру на чередование взрослый время от времени может усложнять свои действий.
   Например, если вначале просто поочередно звенели в колокольчик, то можно усложнить так: позвенел и убрал колокольчик в коробочку.

Можно использовать определенные жесты, которые помогают ребенку ждать:
"Жди!" и показывать указательным пальцем вверх
Можно, например, организовать игру, когда ребенок ждет, а взрослый при этом считает 1,2, 3 и только потом малыш может бросить мяч или сломать башню.
Ещё если мне нужно отлучиться на минутку я говорю:"Я приду через одну минутку" и показываю на пальцах "один". Это нам психолог дала такой совет, только возвращаться нужно не через 10-15 мин., а реально примерно через минутку. Через некоторое время я заметила, что при этих словах Настя тоже пытается показать "один" : )
Привожу предложения участниц нашей группы.
Ожидание и чередование в играх и в быту
В многодетной семье учить ждать, раздавая детям по очереди печенье.
На детской площадке ждать своей очереди, чтобы покататься на качели, съехать с горки
Ожидание своей очереди на причастие, в очереди в  магазине.
Ждать, пока включат музыку, когда откроют кран, включат свет  
Ждать, пока мама готовит еду, чистит апельсин, пока мама оденется на прогулку.
Ожидание своей очереди на причастие, в магазине.
Игра в "Куку" с платочком - по очереди закрывать лицо
Скатывать машинку с горки, бросать мяч,  причесывать куклу  по очереди: а теперь мама, а теперь... (имя ребенка).
Игры
Строить башню, ставить кубик на кубик по очереди.
Ку-ку, накрывать платочком, потом стягивать по очереди.
Дуть на горящую свечку, дуть на перышко по очереди.
Играть по очереди на дудочке, маракасе, бубне. Стучать по очереди музыкальным молотком.
Запускать юлу.
Вытаскивать по очереди из матерчатого мешочка игрушки или предметы (пузырьки от лекарств, губки для мытья посуды, крышечки от детского питания).
Бытовые ситуации от Иры Image
вытирать по очереди стол тряпочкой,
ставить по очереди книги на полку.
бросать по очереди овощи в кастрюлю с водой.
дуть по очереди на горячую кашу.
нюхать цветочек по очереди.
класть по очереди вещи в стиральную машину.
Ожидание своей очереди при реализации любого навыка, где используется чередование действий взрослого и ребенка:
Я говорю: "Подожди. Мама развяжет веревочки, потом Настя снимет шапку."
Добавлю ситуации группового занятия, когда ребенку приходится выполнять то или иное задание. дожидаясь своей очереди.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#10

Сообщение polina » 30 ноя 2014, 16:26

Продолжаю размещать итоги обсуждений, относящихся к составным элементам компетенций.
5 и 6 элемент (навыки умывания и использования полотенца) мы пропускаем и обращаемся к последнему  элементу - речевому оформлению компетенций.
Понимать и использовать речевой материал (слова и выражения) сопровождающие процесс формирования навыков и компетенций.(добавили в процессе обсуждения)
Первое, что мы обсудили - это форма речи, используемая в раннем возрасте при взаимодействии с ребенком.
Обсуждались три первоначальные функции речи:
коммуникативная
познавательная
регулирующая
 Мы с вами обсуждали диалог:

Мама: смотри какая киска!
Ребенок: киска спит?
Мама: нет, не спит - глазки открыты, она смотрит на голубей.
Ребенок: кс-кс (хочет подойти и погладить кошку)
Мама: нет, киску гладить нельзя. Она испугается, тебя поцарапает. Пусть отдыхает.
Ребенок недоволен запретом.
Мама: давай мы покормим голубей, а киска посмотрит.
Мама дает ребенку хлеб и он его крошит: гули-гули)

Мы пришли к следующим выводам:
1. Поскольку это диалог, то это автоматически означает, что была использована коммуникативная функция речи.
2. Внутри диалога ребенок получил следующие сведения (познавательная функция):
если глазки у кошки открыты, то она не спит.
Кошка смотрит на голубей
Кошку гладить нельзя
если кошка испугается она может поцарапать
Голуби клюют хлеб.
Если бы мама взялась просто так, вне диалога передавать эти знания ребенку - не думаю, что он активно воспринимал бы их. Скорее всего, быстро потерял бы интерес.
3. Внутри диалога ребенку запретили гладить кошку (регулирующая функция речи) и сразу предложили альтернативу. Конфликта не возникло, ребенок узнал еще и то, как кормить голубя.
Таким образом, наиболее эффективным способом не только общения, но и передачи знаний и выставления границ (можно и нельзя) является диалог ребенка и взрослого.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛИЗАЦИИ»