Развитие речи в повседневной жизни

Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#1 Развитие речи в повседневной жизни

Сообщение polina » 25 июл 2018, 13:06


Уважаемые участники форума, приветствую вас в новой теме, непосредственно связанной с речью и повседневной жизнью..
Мы уже говорили о том, что речь развивается в совместной деятельности ребенка и взрослого.
Это полностью относится к пониманию речи.
А вот собственная речь требует дополнительных усилий. Здесь мы можем обсудить все вопросы, касающиеся использования речи ребенком в повседневной жизни.
Я сюда скопирую. вопросы Анастасии и свои ответы, а потом мы продолжим обсуждение. Эта тема открыта для всех, как и все темы этого раздела.


С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#2

Сообщение polina » 25 июл 2018, 13:16


Анастасия:
"Обретение равновесия, умение бегать, прыгать, лазить наравне с ровесниками по спорткомплексам уличным - очень продвинуло Артюшу в социальном плане. Он перестал боятся быть в гуще событий (когда дети валятся друг на друга))), перестал боятся случайных ударов и толчков (а они бывают, когда дети бегают туда-сюда), перестал бояться падать. Если бы еще разговаривать умел, то вообще бы влился без проблем. Очень ....какое слово подобрать....жалко не жалко...смотреть, как он радостно пытается объяснить что-то деткам, но они его не понимают. Артюша очень хочет играть с другими. Раньше наблюдал, а сейчас прям тянется к ровесникам. Если на улице кто-то гуляет, то сын подбегает и пытается влиться в игру. Иногда получается, иногда нет. И всегда причина неудач - отсутствие речи или замена речи криком."

С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#3

Сообщение polina » 25 июл 2018, 13:18


Настя, рада вас видеть.
Двигательное развитие впечатляет.

Как Артюша общается дома?
Проблема в отсутствии слов и фраз или неумении их использовать?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#4

Сообщение polina » 25 июл 2018, 13:19


Анастасия
"
Здравствуйте, Полина Львовна) Я тоже рада вас видеть))
Двигательное развитие впечатляет
Теперь я действительно спокойна за него на детской площадке.
Как Артюша общается дома?
Проблема в отсутствии слов и фраз или неумении их использовать?
Проблема в отсутствии. В невозможности воспроизвести нужное слово или фразу. Как вот руку отлежали, хочется ей пошевелить, прилагаешь усилия, а она не реагирует или реагирует не так, как надо. Он ну ооочень сильно старается сказать слово или предложение, но не получается. Стоит передо мной и по несколько раз пытается выговорить что-то. Получается, что произносит одинаковые предложения, но слова я не узнаЮ, не понимаю.
Более менее освоил и самостоятельно применяет бытовые фразы: "Дай пыть (пить)", "мама, патита (почитай)", "дай пететэ (печенье)", если хочет добавки или поиграть подольше, то говорит "еще", если хочет что-то сделать, что делают другие, говорит "я" и показывает на себя пальцем. Когда хочет гулять, говорит "уу" (Улица). Просит словами то, что может произнести, а что не может, то звукоподражанием или жестом (например, "дай ту-ту"/дай паровоз).
Когда описываю это - кажется, что ребенок говорит. Но если взглянуть со стороны, то ребенок неговорящий.
На занятиях домашних (дома ГЧ и ладошки) получается проговаривать достаточно хорошо слова и фразы (когда есть опора визуальная и контроль).
На занятиях у логопеда тоже вполне хорошо занимается (на данный момент это речевое дыхание,длительность, тембр, гласные, их сочетания и некоторые слоги+артик.гимнастика).
Очень, очень медленно развивается речь. И сейчас это особенно заметно, т.к. Артюша хочет общаться и играть с ровесниками (а особенно, с ровесниками своего пола).

Добавлю немного) Артюша начал пытаться писать буквы. Я не просила. Это полностью его инициатива. Любимые буквы - А, О, У. Мне по факту приносит, показывает листочек и озвучивает. С мелкой моторикой у него плохо, писать и рисовать не любит.
Недавно показал на розетку двойную, засмеялся и сказал "Ф" (действительно, розетка очень похожа на букву Ф).
Начал "читать" названия книг на обложке перед тем, как открыть книгу: ведет пальчиком и читает те буквы/слоги/слова, которые знает.
С уважением, Анастасия"
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#5

Сообщение polina » 25 июл 2018, 13:20


Добрый день, Анастасия.
Могу предложить вам выбрать 2-3 речевых шаблона, которые помогут Артюше общаться с детьми.
Отыгрывайте его многократно в играх и повседневной жизни.. Сначала возьмите только один шаблон, например: давай играть
Можно даже написать его на табличке. У нас так Сашенька ходил гулять с табличкой "Я хочу...". Он ее читал и добавлял слово, чтобы обозначить, что именно он хочет.
Даже если Артюша не умеет читать эти слова, табличка ему поможет.
Попробуйте - это проверенный путь. Если будут вопросы - обязательно обсудим.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#6

Сообщение polina » 25 июл 2018, 13:22


Анастасия
"
Здравствуйте, Полина Львовна! Спасибо большое за помощь!
Метод замечательный. Уверена, что Артюша бы освоил нужные предложения (так дома он освоил "дай мне пить" - через многократное повторение). Но есть несколько моментов, которые делают речь Артюши непонятной.
1. Отсутствуют многие согласные. Т.е. он не может сказать слово не из-за того, что не знает его, а потому что у него просто звуков нет. Он хорошо освоил и применяет глаголы, в которых может произнести все звуки (пусть где-то и плохо), но вот звуков К, Г, Н, Р, Л у него нет совсем, т.е., он их даже ничем не заменяет. Поэтому, слова, где есть такие звуки он просто не произносит. Совсем.
2. В словах со звуками М, Б, П заменяет все звуки на Б (например, говорит БЯЧ (мяч), БАБА (папа) и т.д.) Этим я дома с ним занимаюсь и в занятиях большой прогресс. Под контролем он может правильно произносить эти слова.
3. "Проглатывание" гласных, из-за чего , например, слово ХОЧУ превращается в ХЧ (над гласными работает и логопед, и я дома. Под контролем произносит хорошо).
В итоге, даже если будет табличка со словоми иГРать, дРужить, Копать, беГать, пРыГать, ведРо - он просто промолчит. А слова, которые может произнести, без контроля скажет невнятно (заменит звуки и "проглотит" гласные).
Что посоветуете? Все равно отыгрывать и ждать, пока звуки появятся? Подобрать синонимы с доступными звуками? В голову ничего не приходит, все слова с детской площадки содержат буквы К, Г, Н, Р, Л"
С уважением, Анастасия
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#7

Сообщение polina » 25 июл 2018, 13:38


Здесь, как мне кажется, работа должна вестись в нескольких направлениях.
1 Вызывание и автоматизация заднеязычных звуков К и Г.
2. Работать над дифференциацией губных и носовых звуков м-б
3. При проглатывании гласных хорошо поработать над темпом речи, то есть практически пропевать слово. Вы пишите, что этим занимаетесь и вы и логопед, и уже под контролем стало получаться. Это очень хорошо. теперь у вас этап автоматизации.
4. По возможности подбирать синонимы, но и использовать слова пока без отсутствующих звуков. Звук р и л пока можно не привлекать, но если будут заднеязычные - речь станет понятной, например "игать" вместо "играть" говорят многие дети и всем это понятно.
Думаю, что сейчас нужно дома для занятий взять табличку "ДАВАЙ......" и добавлять слова, которые Артюша может произнести. Так мы автоматизируем эту конструкцию.
Начните со слова, в котором Артюша заинтересован, то есть сказал и последовало желаемое действие. Например,
ДАВАЙ СМОТРЕТЬ и жест в сторону телевизора, а потом, когда появится заднеязычный К добавить слово МУЛЬТИКИ
Может получиться так: давай мотеть мутики.
Это будет понятно и постепенно будет улучшаться.
Если у вас есть вопросы по тем пунктам, которые я описала - обсудим.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Анастасия
Последний визит: 19.06.2020 14:07
Дети:
Артемий
04.08.2013

#8

Сообщение Анастасия » 25 июл 2018, 16:11


Полина Львовна, огромное спасибо за эту тему!
У меня не только вопросы. Я немного напишу, как сейчас занимаемся, может быть где-то у вас будут правки.
1 Вызывание и автоматизация заднеязычных звуков К и Г.
Здесь сложность в том, что Артюша не дает трогать его язык/рот. Т.е. вызвать эти звуки, на данный момент, можно только какими-то упражнениями.
Что делаю я: логопед наша показала мне, какой жест (по Грузиновой) соответствует букве К - удар кулаком вперед (как бы сбивая Кубик). Так мы начали вызывать звук К. Пока что из прогресса то, что Артюша начал пытаться его воспроизвести. Но не получается. Работаем. (здесь добавлю, что метод Грузиновой в вызывании звуков Артюше очень подошел. Так поставили звук В, который тоже совсем отсутствовал, звук П начал произносить под контролем правильно и т.д.).
При этом, букву Х он произносит хорошо. Опять же, логопед показала мне упражнение (которое, пока что, я не могу применить, т.к. Артюша не позволяет) - ребенок ложится на спину и говорит звук ХХХХХХ, а я кулаком ритмично нажимаю в районе шеи под подбородком. Специально на себе пробовала, чтобы понять, где нажимать. Действительно, получается не ХХХ, а К К К. Жду, когда сын дозреет до таких упражнений.
Следует ли отдельно проводить занятие на слоги с буквой К? Например, по 5 минут через день?
2. Работать над дифференциацией губных и носовых звуков м-б
Сейчас у нас 2 группы занятий по этим звукам: М-Б и Б-П. Занимаемся каждый день/через день.
Сначала учились отдельно говорить М и П (Артюша под контролем мог произнести только Б, а М и П только когда не осознавал. Т.е., в повседневной жизни меня называл МАМА, но если просила "скажи МАМА" или показывала фото, то сразу заменял звук М на Б. Аналогично со звуком П.)
После ежедневных тренировок, научился под контролем говорить слова с М и П. Но до сих пор сложновато ему. Поэтому, занятия ежедневные. Один раз был недельный перерыв - пришлось почти что заново восстанавливать всё, над чем работали. Т.е., пока не автоматизировано.
3. При проглатывании гласных хорошо поработать над темпом речи, то есть практически пропевать слово. Вы пишите, что этим занимаетесь и вы и логопед, и уже под контролем стало получаться. Это очень хорошо. теперь у вас этап автоматизации.
Да, здесь логопед очень помогла. Наверное, я была недостаточно настойчивой и радовалась даже тихим звукам. Сейчас Артюша громко четко долго произносит слоги (под контролем).
4. По возможности подбирать синонимы, но и использовать слова пока без отсутствующих звуков. Звук р и л пока можно не привлекать, но если будут заднеязычные - речь станет понятной, например "игать" вместо "играть" говорят многие дети и всем это понятно.
Да, меня Р и Л не особо волнуют. Даже без них речь будет понятной. А вот К, Г, Н хотелось бы вернуть.
Думаю, что сейчас нужно дома для занятий взять табличку "ДАВАЙ......" и добавлять слова, которые Артюша может произнести. Так мы автоматизируем эту конструкцию.
Начните со слова, в котором Артюша заинтересован, то есть сказал и последовало желаемое действие. Например,
ДАВАЙ СМОТРЕТЬ и жест в сторону телевизора, а потом, когда появится заднеязычный К добавить слово МУЛЬТИКИ
Может получиться так: давай мотеть мутики.
Это будет понятно и постепенно будет улучшаться.
Подумала, что любит делать Артюша и может более менее хорошо произнести. У меня получилось (большими буквами звуки, которых нет):
Читать, есть, иГРать, пРыГать, танцевать, исКать (предметы в книжках), мыть (игрушки), КЛеить, выРезать, Рвать, Готовить (еду).
Слова, которые может более менее хорошо произнести:
Читать, есть, мыть.
Получается, что можно взять фразу ДАВАЙ... читать/ есть / мыть. Может быть еще добавить иГРать / исКать ?
Фразы из 3 слов: ДАВАЙ читать письмо, ДАВАЙ есть суп/ хлеб/ печенье, ДАВАЙ мыть мяч/ муху/...
ДАВАЙ иГРать в мяч/ , ДАВАЙ исКать мяч/муху/...

Полина Львовна, написала, какие фразы чаще всего слышу на площадке от детей:
- давай кататься с горки/на качелях/ на карусели
- убегай от меня! догоняй меня! побежали туда!
- лови! кидай!кидай мне!
- можно с вами играть?
- давай играть в .....
С уважением, Анастасия
Аватара пользователя
Анастасия
Последний визит: 19.06.2020 14:07
Дети:
Артемий
04.08.2013

#9

Сообщение Анастасия » 26 июл 2018, 15:37


Добрый день, Полина Львовна!
Еще у меня очень важный вопрос. Можно ли заменить имена при чтении книг самодельных на ТЮША и НИКА (вместо Артюша и Вероника). Так Артюше будет легче произносить. Сейчас он произносит как ТЮ (а Вероника зовет его ТЮТЮ). Веронику Артюша зовет горловым Р (как Х) из-за буквы Р в имени.

С уважением, Анастасия
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#10

Сообщение polina » 26 июл 2018, 15:41

Добрый день, Полина Львовна!
Еще у меня очень важный вопрос. Можно ли заменить имена при чтении книг самодельных на ТЮША и НИКА (вместо Артюша и Вероника). Так Артюше будет легче произносить. Сейчас он произносит как ТЮ (а Вероника зовет его ТЮТЮ). Веронику Артюша зовет горловым Р (как Х) из-за буквы Р в имени.
Конечно, можно.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛИЗАЦИИ»